Три эпохи ZZ Top

blues rock / hard rock и немного new wave

Три эпохи ZZ Top

Про ZZ Top я сделаю один длинный пост. Уникальная группа, которую при большом желании можно уличить в том, что они играют много лет одно и то же, но я бы не стал этого делать. Да, формула почти всегда одинаковая, разве что в 70-е был уклон намного больше в блюз, а в современности – в хард-рок. Но их звучание всегда было очень сигнатурным, то есть никто не мог его повторить, ни в плане стиля, ни в плане аппаратуры. Для меня ZZ Top открыли блюз с новой стороны в своё время.

Mescalero (2003)

Три эпохи ZZ Top

В посте про Cream я уже упоминал, что раньше для меня большую роль играло качество записи, поэтому так вышло, что больше других у меня наслушано именно современных альбомов. И Mescalero – самый популярный в моём личном топе. Не могу сказать почему так вышло. Скорее всего, помимо легендарного звучания, меня зацепил общий стиль альбома. Он лёгкий и достаточно юморной, а также на нём есть, пожалуй, лучшие соляки Гиббонса за всю карьеру.

Вообще, я бы поделил дискографию группы на три условных периода. Это блюзовые и слегка гаражные 70-е (с First Album по El Loco), попсовые, но моднявые 80-е (с Eliminator по Recycler) и современные, грувовые, жирные 00-е (с Antenna по La Futura). Такое разбитие исходит как из веяний музыки конкретной эпохи, так и оборудования тех лет. ZZ Top как будто всегда пытались играть на столько тяжелый блюз, на сколько позволяет их гир. Mescalero, хоть и был встречен прохладно (всё-таки сложно оставаться на плаву 30 лет), отлично сохраняет традиции группы. Бас бьет по ушам, барабаны качают, а Гиббонс выдаёт такой гитарный звук, как будто его пожарили на барбекю в центре техасской пустыни Чиуауа. Обязательно послушайте треки Dusted и Crunchy. Я любил их включать на полную громкость и грувить, особенно жарким и душным питерским летом.

Eliminator (1983)

Три эпохи ZZ Top

Давайте сделаем шаг назад и поговорим про предыдущую эпоху ZZ Top, а именно лощёные и прилизанные 80-е. Всё трио релизов тех лет (Eliminator, Afterburner и Recycler) я люблю одинаково, и часто слушаю их все вместе. Наверное так вышло, что лично у меня больше всего любимых треков в последнем – Recycler. Особенно 2000 Blues. Она раскрывает группу с новой стороны, ведь у них почти нет лирических и меланхоличных баллад, а в той песне идеально передаётся атмосфера дождливого Нью-Йорка из прошлого века. Но опубликовать для поста я решил Eliminator. Он доверху забит хитами, с которых вполне можно и начать знакомство с группой. Такие шлягеры как Gimme All Your Lovin’ и Sharp Dressed Man как раз отсюда. Но я особенно советую мою любимую Legs.

По сравнению с ранним творчеством группы, Eliminator сильно ушёл в сторону какого-то… нью-вейва? Помните я писал в посте про Cars о том что такое нью-вейв и как он влияет на музыку. ZZ Top это тоже коснулось. Риффы стали более примитивными, блюзом тут почти не пахнет, а на фоне реально играют синтезаторы. Сначала я думал мне показалось, но нет, сам Билли Гиббонс (гитарист) и Линден Хадсон (клавишник) действительно по очереди играли на синтезаторах. Людям, кстати, такой вайб пришёлся по душе, а потому Eliminator до сих пор самая продаваемая пластинка группы. Прикол в том, что любой альбом ZZ Top 80-х можно включать как в танцевальном клубе, так и в рок-кафе – никто не уйдёт обиженным. ZZ Top прекрасно перенесли себя в современные на тот момент реалии, ведь это та же старая формула, но на новый лад. А формула заключается в том, что один усач и два бородача играют горячий южный и очень качающий рок. Ещё именно в данный период у группы появились знаменитые пушистые вращающиеся гитары.

Tres Hombres (1973)

Три эпохи ZZ Top

Ну и в качестве любимого альбома 70-х я не мог не выложить Tres Hombres. Это своего рода апогей творчества группы тех лет. Если на первом и втором альбомах парни ещё искали своё звучание, то “Три Мужика” это просто квинтэссенция того, за что ZZ Top полюбили фанаты по всему миру. Мне этот альбом после первого прослушивания показался нудным и скучноватым, но довольно быстро я им очень проникся. Да, тут нет жирного тяжелого звучания, о котором я говорил ранее, но зато есть почти классический южный блюз без каких-то лишних примесей. Мне, как фанату Клэптона, Бадди Гая и прочей классики блюза, о которой я уже писал, было мега кайфово вайбить под Waitin’ for the Bus и Jesus Just Left Chicago. Это медленные, неторопливые, блюзовые треки, сыгранные, как я говорил чуть выше, по сигнатурной формуле ZZ Top. Но что же такого особенного в этой формуле?

Если вы сейчас подумали, что я буду как обычно расхваливать гитариста, то вы ошиблись. Дасти Хилл – вот сердце группы. Его новаторский звук и способ игры на басухе делает музыку коллектива такой уникальной. Чтобы не теряться на фоне электрогитары, Дасти довольно сильно выкручивал громкость баса, добавляя ему немного дисторшна. Из-за этого получался люто качовый звук, который сам Дасти сравнивал с “пердежом в мусорку” (это его цитата). К сожалению, Дасти Хилл умер в 2021 году в свои почтенные 72 года, но наследие, которое он оставил, будет жить вечно.

Про гитариста, Билли Гиббонса, можно сказать, пожалуй, что у него был просто талант сочинять простые, но понятные и мощные гитарные партии, а также создавать крайне горячий жгучий звук, что лучше всего слышно на современных альбомах. Хотя если бы в 70-е можно было бы делать жирный перегруз, он бы включал его ещё тогда. Про барабанщика ничего особенного сказать не могу, усач просто хорош собой.

88
4 комментария

Спасибо за материал! Просто обожаю эту группу!!

2

Рад что понравилось!

1

Тут сложно с 'этапами'. Deguello и El Loco уже звучат по-восьмидесятошному, пусть и без синтезаторов, Recycler и, особенно, Antenna - типичный саунд мейнстрим-рока начала 90х. Фишка ZZ Top в том, что они умудрялись всегда ловить тренд времени, оставаясь собой. Может им помогал в этом бессменный Билл Хэм. Только La Futura - это просто рафинированный ZZ Top без чего-либо еще. В 2012м они могли позволить себе это.

1

Возможно, я просто своё видение показал, не претендую на истину