[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Сегодня вы узнаете, что вытворяли японские бунтари от панка в 70\80х!

В конце лета 1969 года Игги Поп и его группа выпустили свой дебютный одноименный альбом The Stooges. Начались 70-е годы, а вместе с ними и целое поколение групп по всему миру, включая Японию, которые бросили вызов политическим, социальным и, конечно же, музыкальным условностям.

В преддверии кульминации 1969 года, в начале 60х, рок эволюционировал в сторону всё более жестких звучаний. Начиная с движения хиппи, переходя к британскому вторжению, затем к расцвету гаражного рока и, наконец, к "панку", каким мы его знаем сегодня.

Хотя более ранний рок также искал выход для осуждения власти и принятия анархизма, художественное выражение этого поколения отверженной молодежи отвернулось от настроений свободной любви предыдущих лет в сторону тревоги и насильственного бунта.

Жанр обладал ощутимой агрессией и провоцировал, а не успокаивал широкую публику в попытке повлиять на их более консервативную идеологию.

Панк быстро осуждался традиционалистами как нечто непристойное, что только подпитывало склонность жанра к индивидуальности и отвержению общественных норм.

Это было особенно верно в Японии, коллективистской стране, где отклонение от норм сильно осуждается, особенно в то время, когда волны молодежных протестов бросали вызов институциональным и социальным условностям страны.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Жанр начал набирать популярность среди японской молодежи в начале 1970х годов, находясь под влиянием успешных групп со всего мира, таких как The New York Dolls, которые продвигали новое современное рок-звучание.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Существующие группы в Японии начали выражать антиправительственный дух через свои тексты и выходки. Местные авангардные и экспериментальные рок-группы особенно прониклись новым этосом.

ZUNOU KEISATSU

В августе 1971 года коллектив различных рок-, джаз-, фолк- и блюз-групп вместе с толпой молодых протестующих собрались на три дня на строительной площадке аэропорта Нарита.

Группы играли музыку в знак протеста против перемещения правительством местных фермеров и жителей ради крайне спорного нового мегапроекта - аэропорта Нарита, который до сих пор стоит сегодня как главный транспортный узел.

Одной из участвовавших групп была токийская группа Zunou Keisatsu (Полиция мозга).

Группа пропагандировала жёсткие левые анархо-коммунистические настроения через свои антиавторитарные тексты, исполняемые под нетрадиционный стиль тяжелого фолк-рока.

В следующем, 1972 году, группа выпустила дебютную трилогию кассет в этом стиле.

Японское правительство оказало давление на отмену распространения проектов из-за опасений, что посыл группы может подпитывать продолжающиеся протесты в стране, индоктринируя японскую молодежь.

Несмотря на эту негативную реакцию, и хотя стилистически жанр всё ещё находился в зачаточном состоянии, Zunou Keisatsu заложили основу для бунтарской догмы панка в Японии в последующие годы, став своего рода сигналом для японских активистов и быстро утвердив панк как основную культурную силу по всей стране.

TOKYO ROCKERS

К середине 1970х панк действительно обрёл свой характер, как визуально, так и звуково. Панк-группы за рубежом, такие как The Ramones и Sex Pistols, начали носить пирсинг, обтягивающие джинсы и кожаные куртки.

The Ramones
The Ramones
Sex Pistols
Sex Pistols

Примерно в это же время коллектив различных токийских альтернативных рок-групп (таких как Friction, Lizard и Mirrors) вдохновился недавним успехом жанра и объединился под названием "Tokyo Rockers" для исполнения и записи панк-музыки на площадках по всему Токио. В частности, в студии S-KEN в Роппонги и в концертном зале Loft Live House в Синдзюку и Симокитадзаве.

Группа объединила более жесткие звуки и темы зарубежных панк-современников с доступным попом и рок-н-роллом, в результате чего получилось уникальное жанровое смешение, известное как "новая волна", стиль с которым группы вроде The Police ранее добились успеха на зарубежном радио.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Благодаря менее провокационному содержанию текстов и более привычной инструментовке, Tokyo Rockers помогли панку приобрести более широкую известность в Японии через этот неконфликтный подход к жанру, который по своей природе был столь противоречивым.

KANSAI NO WAVE

Тем временем в США зарождался новый стиль, известный как "no wave". Эта сцена стремилась оставаться верной эзотерической мантре панка, позиционируя себя как прямое отрицание новой волны.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Считая переработку звуков, приемлемых для мейнстрима, неуважительной, артисты no wave вместо этого обратились к перформанс-арту, импровизации, нигилистической философии и малоизвестным поджанрам. Ключевые фигуры сцены часто экспериментировали с фри-джазом, арт-попом, ска и нойзом.

Задолго до этого, ещё в 1969 году, киотская группа Murahachibu ("судебный остракизм") исполняла разновидность хард-рока, которая также сильно опиралась на импровизацию, перформанс и жанр нойз. Наследие группы вдохновляло и влияло на музыкантов по всему Кансаю (Западная Япония) на протяжении многих лет.

Появление no wave на японской панк-сцене в конце 1970х годов только усилило эти региональные традиции и no wave стал поджанром, в основном ассоциируемым с Кансаем, особенно контрастируя с пристрастием Токио к новой волне.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Это особенно стало очевидным в 1978 году, когда коллектив групп no wave (таких как INU, SS и Ultra Bidet) из Кансая начал выступать в Токио. Эти концерты породили соперничество между регионами Канто и Кансай, которое продлилось до 1980х годов.

Anarchy

Тем временем в Восточной Японии токийская панк-сцена быстро развивалась и в регионе вновь стали появляться политически заряженные темы.

Группа Anarchy (или "亜無亜危異") была сформирована чуть севернее Токио, в Сайтаме, пятью старшеклассниками в 1978 году.

Вдохновленные антимонархической песней Sex Pistols "Anarchy In The UK", группа также открыто осуждала японскую императорскую семью в своей музыке и призывала к народной революции.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Эти настроения продвигались в дебютном одноименном альбоме группы 1980 года, выпуск которого вызвал значительные правые беспорядки возле офиса лейбла группы.

Хотя посыл группы, несомненно, вызвал возмущение в Японии, инструментовка на пленке заимствует многие знакомые поп-вдохновленные звуки, популярные в Токио в ту эпоху, создавая заразительно веселую атмосферу, не типичную Sex Pistols.

SS

По мере того как японская сцена продолжала расти и диверсифицироваться, группы продолжали экспериментировать с новыми стилями панка, заново изобретая жанр изнутри.

Одной из панк-групп, чей уникальный творческий процесс приобрел легендарный статус в этом отношении, была SS.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

SS играли на очень высоких скоростях с visceral вокалом и спорными посланиями, быстро добившись успеха в этом направлении.

Этот жанр позже будет назван "хардкор".

Хотя авторство изобретения хардкора является предметом горячих споров, SS широко признаны одними из первых, кто исполнял этот стиль в 1978 году, что позволяет некоторым утверждать, что они были первыми.

На протяжении следующего десятилетия такие группы, как Bad Brains и Black Flag, будут вызывать сильное безумие в США, записывая музыку в этом стиле, что повлияет на рок-музыку в целом на долгие годы.

THE ROOSTERS

The Roosters сформировались в Фукуоке, за пределами уже установившихся сцен Токио и Кансая, вдохновленные глубоким интересом к широкому спектру британского и американского блюза и рок-н-ролла, даже назвав себя в честь блюзового стандарта "Little Red Rooster".

Их звучание на дебютном одноименном альбоме 1980 года отражало это, с сильным влиянием блюза середины этого века южных штатов США, британского вторжения и сёрф-рока.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Их легко воспринимаемое звучание на этой пленке принесло им немедленный успех и благодаря своему уникальному сочетанию жанров группа проложила путь на токийскую сцену новой волны, иногда выступая вместе с Tokyo Rockers.

Будучи исключительными инструменталистами, The Roosters стали одной из самых коммерчески успешных японских панк-групп (и рок-групп в более широком смысле) всех времён, выступая с перерывами в различных составах на протяжении последних десятилетий.

HIJOKAIDAN

Hijokaidan ("аварийная лестница") начинали как Rasenkaidan ("спиральная лестница"), умеренно успешная панк-группа, прочно утвердившаяся наряду с упомянутыми ранее современниками из Кансая на сцене no wave.

Во время студийной сессии в 1979 году группа начала импровизировать с сильным влиянием шума в уникально сложной форме фри-джаза.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Полученный звук был брутальным и громким, с оглушительными помехами и искажениями поверх хаотичного вокала и сценических выходок. Эти ранние годы во многом определили многие мантры японской шумовой сцены.

После этого творческого сдвига группа сменила название на Hijokaidan, посчитав, что "аварийная лестница" лучше подходит их новому хардкорному звучанию.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Дикие выступления группы после этой смены, в частности, привлекли к ней немало внимания местной андеграундной музыкальной сцены, причем мочеиспускание на сцене стало широко признанным повторяющимся интерлюдием. Сцена и зрители также часто были грязными от обломков, мусора и человеческих отходов, которые обычно разбрасывались по всему месту проведения.

Несмотря на то, что вдохновленное шумом звучание группы вызывало скептицизм даже у самых хардкорных панков того времени, Hijokaidan по праву заслужили репутацию одной из самых плодовитых новаторских групп того времени как в поджанрах no wave, так и в шумовой музыке.

THE STALIN

В 1980 году молодой социалистический активист Митиро Эндо основал The Stalin, имя, которое он выбрал из-за его подстрекательского характера в период особенно высокой тревоги по поводу коммунизма и советизма в Японии.

Появление этой крайне неоднозначной группы на японской панк-сцене представляет собой культурную точку кипения. На протяжении многих лет, пока панк завоёвывал преданных поклонников среди молодежи, жанр и его субкультура были предметом огромных споров среди более консервативных, часто пожилых японцев, и The Stalin послужили тому, чтобы вновь разжечь эту культурную войну.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Ворвавшись на сцену со своим дебютным EP Stailanism в 1981 году, группа сразу же стала ненавидимой как предательское пятно на японских ценностях и одновременно любимой как одна из самых захватывающих новых панк-групп, вышедших из этой сцены, особенно после выхода их критически признанного продолжения Stop Jap в 1982 году.

HANATARASH

Осакская группа Hanatarash развила шумовую панк-сцену, которую Hijokaidan установили в регионе пару лет назад, подняв звучание на новый уровень с еще более агрессивным импровизированным звуком, вдохновленным грайндкором и неконтролируемыми сценическими выходками.

По печально известному случаю, группа однажды разрезала мертвую кошку пополам мачете и бросила изуродованную тушу в толпу концертных зрителей в Осаке в начале 1980х годов.
[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Фронтмен группы Ямантака Ай быстро стал печально известным. На некоторое время его даже запретили на всех площадках в Японии после того, как он проехал на экскаваторе через заднюю стену сцены и угрожал бросить в нее зажженный коктейль Молотова.

Hanatarash вскоре распались и Ай создал Boredoms с некоторыми участниками из Hanatarash и других осакских шумовых групп.

Boredoms стали широко успешными с более мягким и минималистичным звучанием, которое впоследствии стало известно как "power electronics".

G.I.S.M/ギズム

Участники G.I.S.M слева направо: Каннон (Клауди) Мацуо, Салеви Йокояма, Тору "Монамур" Хиросима и Рэнди Утида
Участники G.I.S.M слева направо: Каннон (Клауди) Мацуо, Салеви Йокояма, Тору "Монамур" Хиросима и Рэнди Утида

G.I.S.M была сформирована в 1981 году, их дебютное живое выступление состоялось перед толпами буйных студентов в Токийском университете.

Известные сценическими выходками, которые сегодня определённо привели бы к запрету их выступлений, включая физическое нападение и даже прыжки в зрительский мош-пит с бензопилой, их музыка выражала столь же жестокие, непредсказуемые и энергичные настроения, возможно, делая их одной из первых японских краст-панк групп.

В соответствии с их антиавторитарным этосом, G.I.S.M - хорошо известная группа, с малым количеством фотографий. Ее вокалист Сакеви Йокояма не любит, когда его фотографируют и прессу в целом, что даже привело к уголовным обвинениям из-за его нападений на людей, которые пытались сделать это тайно. Другие участники группы: басист Каннон "Cloudy" Масуо, барабанщик Тору "Monamour" Хиросима и гитарист Рэнди Утида. После смерти Рэнди Утиды от рака желудка в 2001 году группа объявила о перерыве, который продолжается и по сей день.

THE BLUE HEARTS

The Blue Hearts дебютировали в 1987 году и открыли новую эру японского панка, действительно наведя мост между поколениями, будучи хорошо известными (и более любимыми по сравнению с большинством подобных групп) с конца 1980х до середины 1990х годов.

Стиль группы дополнял уже сложившуюся японскую панк-сцену, одновременно включая эмоциональные баллады, энергичные мелодии и более традиционную инструментовку.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Это представляло собой не только изменение в панке, но и общенациональный культурный сдвиг.

Наконец, широкая японская общественность приняла долго отвергаемых панков страны в кожаных куртках и увидела истинное искусство в их музыке.

Японская панк-сцена остается активной в XXI веке, с группами, продолжающими играть всё, от радио-дружественного поп-панка до эзотерического нойз-рока.

Сегодня практически невозможно найти японскую рок-группу, которая не была бы сильно подвержена влиянию богатой культуры и истории ранней панк- и экспериментальной рок-сцены.

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"

Японский панк, несомненно, является одним из самых влиятельных жанров и субкультур всех времён. Эстетически, по звучанию и идеологически.

Использованные источники:

* Youtube
* Wikipedia
*

*

[МЕГАЛОНГ] На минуту нажмите стоп в вашем плеере и почитайте "Гайд по японской панк музыке 70\80x"
1818
11
7 комментариев

Супер, спасибо! Кроме Hanatarash и GISM ничего не знаю. Gerogerigegege нравится, но это уже, вроде, 90-е

1
Ответить

Он больше только по нойзу, а основные годы творчества 90е. Картинки на альбомы у него зачётные ^__^

1
Ответить

Если THE ROOSTERS - это панк, то я балерина. А так, главное, что The Stalin есть.

1
Ответить

Главное с бензопилой в толпу не прыгайте.

Ответить

Я так тащился от The Blue Hearts в своё время. Просто трындец. По текстам мне чем то Пурген напоминает. Очень много аллегорий.

1
Ответить