Arcade Fire — «Pink Elephant» (2025) [91.3]
От Arcade Fire отворачиваются почти 10 лет. Сперва «Everything Now» (2017) восприняли в штыки, потом «WE» (2022) оказался недостаточно мощным камбэком, теперь эстафету перенимает «Pink Elephant».
Если раньше претензии были к звуку и творческому измельчанию, то теперь к ним добавилось слегка отменённое состояние группы. Три года назад Уина Батлера обвинили в четырёх изнасилованиях и абьюзивном поведении – до суда вроде бы не дошло, сильных последствий не оказалось, разве что Уилл Батлер покинул группу. Уин попытался публично раскаяться, Реджина простила, новый альбом записался на мейджор-лейбле. Единственное эхо – низкие оценки, которые сейчас на уровне 2017 года, подозрительно мелкая страничка в «Вики» и полное отсутствие аннотаций на Genius, что для такой культовой группы непривычно.
Это второй альбом Arcade Fire, написанный дуэтом Уина и Реджины, так что в 20-х годах это буквально другая группа. На «WE» этого можно было и не заметить: слишком в нем много фирменных черт и желания компенсировать «Everything Now». Сейчас же с самого начала понятно, что и амбиций стало поменьше, и способности поумерились. На «Pink Elephant» всего 7 композиций, если исключить три инструментала для заполнения пустот. Это меньше, чем когда-либо, да и песни лишились эмоционального размаха и вычурной экспрессии, которые всегда отличали группу.
Хотел бы сказать, что «Pink Elephant» берёт контрастом и интроспективным подходом, но происходит это только поначалу. Заглавному треку и «Circle of Trust» отлично удаётся передать сдерживаемую боль лаконичным способом – и получается выделить рефрены не за счёт музыки, а благодаря внутреннему напряжению. Но другие треки словно пытаются закрыть позиции чек-листа по танцевальным и масштабным номерам – и тут они проигрывают всей предыдущей дискографии. Другое дело, что повторяется ситуация «WE»: музыкально всё хорошо, просто недостаточно для Arcade Fire.
Но основная проблема в скудном лирическом содержании, из-за него проникаться песнями не хочется. «Pink Elephant», видимо, предполагался сеансом семейной терапии, но по большей части он не показывает процесс восстановления доверия, проработку тяжёлого и долгого периода жизни или просто чего-то человеческого. Для Реджины нет места, а Уин пер��водит разговор на сломанное общество, воспоминания о молодости, когда двое против мира, и погружение в свое депрессивное состояние. Последнее оставляет в недоумении: Батлер признаётся в изменах, но винит отсоединённое от сердца тело и вообще не говорит ничего эмпатичного. Это не упоминая о том, что проблема вообще не в изменах, а в сексе без согласия и манипулятивном поведении.
Особенно странно звучит фраза «я уйду с работы» в «Stuck in My Head» – не уйдешь, Уин, только если полностью отменят. Ладно, что раскаяния нет, но так и вообще никаког�� понимаемого внутреннего конфликта. В финальные крики Уина на себя со словами «вылезай из кровати и очисти сердце» не веришь – в контексте альбома этот вывод совершенно не заслужен.
Закончу оптимистичной нотой: музыкально на альбоме есть вершины. «Alien Nation», какой бы дурацкий текст в ней ни был, устраивает классный разнос, вдохновившись black midi. «Circle of Trust» колышет память о «We Exist», причём удачно и заслуженно. Заглавная «Pink Elephant» – невероятная порция упадка и признания собственного поражения, именно она заставила меня поверить в альбом пару недель назад. Моментами седьмой альбом Arcade Fire обманывает и заставляет поверить в величие.
Пост перепечатан из телеграм-канала 91.3 с разрешения автора.