Женские вокальные группы - girl groups
Girl group - это женская вокальная группа, в которой девушки только поют, а на инструментах играют сторонние музыканты. Это отличает girl group от girl band или all-female band, в которых девушки играют на всех инструментах. Girl group - не жанр, а формат, но он достоин статьи в рамках Рандома.
Уточнение: в посте я не буду брать женские дуэты. Их часто записывают в girl groups, но мне кажется, что это некорректно, хоть и понятно с точки зрения маркетинга.
Первой известной girl group были Three X Sisters, трио, состоявшее из Перл и Вайолет Хэмилтон и Джесси Фордис. Они использовали т.н “закрытую” гармонию.
Закрытая гармония - это построение аккордов с минимальными необходимыми интервалами. Для аккорда вам нужно минимум 3 ноты. Если спеть эти ноты на разных высотах (в разных октавах), то звучать будет более монументально и полно, на этом основана хоровая музыка. А можно - как можно ближе, в пределах одной октавы. Тогда вокал не будет конфликтовать с аккомпанементом. Причем высокие звуки в таком варианте звучат благозвучнее, чем низкие. Поэтому и женская “закрытая” гармония в среднем приятнее уху, чем мужская. Поэтому именно с “закрытой” гармонии начинается эра женских вокальных коллективов.
Вслед за Three X Sisters появились The Boswell Sisters, выпустившие 20 топ-20 синглов с 1931 по 1938 годы, а за ними - The Andrews Sisters, у которых только топ-1 синглов было 6 с 1938 по 1950 годы. Были и другие группы, но все они строились по одному принципу - белые исполнительницы, чаще всего родственницы, перепевки народных песен и джазовых стандартов, свинговый аккомпанемент.
В конце 50-х возник новый формат, с которым girl group обычно и ассоциируется - группа девушек-подружек поет песни о сложностях девичьей жизни. Он вырос из doo-wop - вокального поджанра ритм-энд-блюза. Ду-воп вернул моду на вокальные коллективы. Но ду-воп группы обычно были либо чисто мужскими, либо смешанными, чтобы покрывать широкий диапазон. Чисто женские коллективы пели под ритм-энд-блюзовый аккомпанемент. Первыми были The Teen Queens, их сингл Eddie, My Love попал на 22 строчку Billboard. Для темнокожих девушек в 1956 году это было большое достижение. Следом за ними в чарты попали The Bobbettes и The Chantels.
Если вам нравится поп-музыка, можете также почитать статью про фламенко-поп:
Первая половина 60-х - пиковое время для темнокожих girl group. Рок-н-ролл уже выдохся, а до британского вторжения, и тем более, психоделической эры, было еще далеко. Сами группы становились более откровенными в текстах. Например, The Shirelles в Tonight’s the night пели о потере невинности, а в Will you love me tomorrow - о мимолетности мужской любви. Эта песня стала первой топ-1 Billboard, исполненной чисто женским коллективом. А о Tonight’s the night я рассказывал в своей телеге.
Дальше инициативу перехватил молодой лейбл Motown Records: The Marvelettes принесли ему первый Billboard Top-1 с песней Please Mr.Postman; потом появились Martha and Vandellas, чей хит Dancing in the Street перепевали и Боуи с Джаггером, и The Kinks, и Van Halen. Еще одна группа, состоявшая из подружек мужского коллектива The Temptations, выпустила 5 топ-1 синглов подряд в 1964 году, а потом еще 4 подряд в 1966. Это были The Supremes.
С Motown пытались конкурировать многие, но вторую “фабрику хитов” получилось построить только Филу Спектору. На его лейбле Philles Records выпускались The Crystals, The Blossoms и The Ronettes. Спектор женился на Веронике Беннет из The Ronettes… и запретил ей выступать, а потом и выходить из дома. К остальным группам Спектор тоже быстро остыл, и второго Motown на Philles Records не случилось.
К середине 60-х формат стал настолько популярным, что превратился в музыкальный “пузырь”. На тематическом фан-сайте рассказывается о 750 girl group, попадавших в британские и американские чарты в 60-х. Этот пузырь должен был лопнуть. К концу десятилетия практически все эти группы растворились, лишь самые яркие участницы вроде Дайаны Росс из The Supremes запустили сольную карьеру. В течение 70-х и 80-х формат стал нишевым - были отдельные успешные проекты вроде Sister Sledge, Mary Jane Girls и Bananarama, но вала новых групп, как в 60-е, уже не было.
Формат вновь стал входить в моду в середине 90-х, после выхода альбома CrazySexyCool группы TLC. В girl group нового типа девушки должны были не только петь, но и профессионально танцевать, и играть определенные амплуа. Британский ответ в виде Spice Girls последовал в 1996 году. В те же годы возникли Destiny’s Child, Pussycat Dolls и All Saints. Новые группы зачастую не собирались сами по себе, а формировались продюсерами: этому способствовала и мода на “шоу талантов” по ТВ. Из участниц этих шоу создавались новые girl group, например, Fifth Harmony в США или “Фабрика” в России. Собственно, только в 90-е стали появляться первые значимые girl group в России. Если брать СССР, то, например, ВИА “Девчата” и пели, и играли, ну и даже “Комбинация” формально не была чисто вокальной группой.
В десятые главным источником новых girl group стала восточная Азия. В Японии еще в 90-е проработали алгоритм создания подобных коллективов: отбор в подростковом возрасте, жесткая дисциплина, акцент на шоу и коллективную хореографию. Первыми группами такого типа стали Speed и Max. А в десятые, на волне популярности K-pop уже корейские girl group стали рвать и метать, не только на местном, но и на мировом рынке. 9 из 12 синглов группы Blackpink заняли первое место в чарте Billboard World Digital Songs, и журнал Rolling Stone назвал ее “величайшей girl group”. Собственно, в эре K-pop girl groups мы живем и сейчас, точнее, в эпохе “четвертого поколения” этих самых групп.
Плейлист
Girl group было так много, что охватить все сколь-нибудь значимые не получится. Поэтому выбрал по 1, максимум 2 песни в каждом временном промежутке. Пишите, какие у вас любимые girl group песни в комментах:)
Заходите в Telegram:) Там я не только рассказываю про жанры, но и каждый день пишу об одной случайно песне в хронологическом порядке.