UNKLE — «Psyence Fiction» (1998)
Середина 90-х. Джеймс Лавелль — уже культовый диджей, глава Mo’ Wax, но у него амбиции больше, чем просто собирать крутые компиляции. Он собирает проект мечты, зовёт DJ Shadow, а заодно Radiohead, Richard Ashcroft, Beastie Boys, даже Роберта Де Ниро (почти). Так появляется альбом-головоломка «Psyence Fiction» — трип-хоп, но с размахом блокбастера.
Когда Джеймс Лавелль и DJ Shadow собрали UNKLE, казалось, что мир трип-хопа вот-вот получит свой «Dark Side of the Moon». Но в «Psyence Fiction» силы распределены неравномерно: Лавелль дал концепцию, а Shadow — музыку, и именно она перетянула одеяло.
Футуристичные сэмплы, драм-машины, трип-хоп с рок-надрывом, а главное — парад гостей: от Kool G Rap до Alice Temple и Марка Холлиса (его неукр. пианино в «Chaos»). Shadow же играет в непривычную для себя игру: он пишет не чистые инструменталы, а треки с вокалистами. Не всегда работает (Mike D немного застрял в рифмах Hello Nasty), но есть и бриллианты: ледяная «Bloodstain», клаустрофобная «Nursery Rhyme», почти симфоническая «Lonely Soul» с Эшкрофтом и культовая «Rabbit in Your Headlights» с Йорком.
Да, тут нет масштабных коллажей «Endtroducing...» (1996), и это сначала разочаровывает. Но пластинка раскрывается с каждой прослушкой, набирает инерцию и в итоге звучит как саундтрек конца 90-х — странный, мрачный, но манящий.
© Stephen Thomas Erlewine /TiVo