Иван Купала — «Кострома» (1999)
Альбом «Кострома» группы Иван Купала — это веха не только для коллектива, но и для всей постсоветской этно-электроники. В конце 90-х, когда российская сцена была наводнена суррогатным попом и пост-рок-репликами, Иван Купала внезапно предложили что-то искренне новое: народные песни, переведённые на язык сэмплеров, синтезаторов и битов.
Альбом строится на старинных фольклорных записях, которые музыканты (в том числе Алексей Иванов и Алексей Румянцев) бережно извлекали из архивов и потом «оживляли» с помощью электроники. «Кострома» звучит как мистический танец где-то на границе между деревней и рейвом. Словно DJ и бабка-заговорщица встретились у костра в Иванов день.
На фоне тяжеловесных электро-экспериментов конца 90-х «Кострома» была легка, солнечна и при этом имела глубину: ритуалы, циклы природы, женская сила, пробуждение земли — всё это звучит здесь не лозунгом, а дыханием.
Иван Купала стали постоянными гостями на международных фестивалях world music, а сама пластинка вошла в число редких примеров, где русский фольклор оказался не музейным, а живым и танцевальным организмом.