Nas - «King's Disease»: Начало второго пика в творчестве живой легенды хип-хопа.
Nas — один из немногих примеров того, как можно оставаться актуальным на протяжении четырёх десятилетий, существенно не меняя свой стиль.
Ещё со времён культового «Illmatic», выпущенного в 1994 году, Насир не теряет хватку и в 2025 году вполне способен выдать хороший релиз, несмотря на возраст. Второе десятилетие он ознаменовал новой эпохой — трилогией альбомов «King's Disease».
Первая часть вышла 21 августа 2020 года и стала одним из лучших релизов того года в хип-хопе. Название отсылает к историческому термину «болезнь королей», который означает излишек богатств и роскоши. В контексте Насира — это так называемая «звёздная болезнь» с её последствиями: обилие денег, меркантильного окружения и утраты актуальности в жанре.
Главным исполнительным продюсером «King's Disease» стал Hit-Boy, с которым Nas смог по-новому раскрыться, когда казалось бы это уже невозможно, став по сути соавтором релиза.
Базовыми паттернами в инструменталах стали соул или джаз-сэмплы с тёплой гармонией, периодически добавляя пианино или даже гитару. Они звучат как биты из 90-х, но в новой обёртке, с более актуальными 808, аранжировками и сэмплами — по сути Hit-Boy просто улучшил то, что хорошо работало до этого.
Сам же Nas со своей стороны постарался сильнее, чем в прошлые разы, улучшив свой флоу и рифмы — это то, чем он всегда славился, несмотря на то, что на дворе 90-е или 20-е.
Основными темами альбома стали наследие Насира в рэп-игре и его уже немалый возраст с размышлениями о том, каково быть живой легендой жанра, но при этом не теряться на фоне молодых. Как уже было сказано, успех и его последствия тоже затронуты в текстах «King's Disease»: обилие денег, зависть, соблазн свернуть не туда, токсичные отношения и так далее. Nas не забывает возвращаться и во времена своей уличной жизни в Нью-Йорке, но уже со стороны состоявшегося мужчины, а не двадцатилетнего юноши.
Ну и куда же мы без гордости за свою расу? Например, трек «Ultra Black» целиком и полностью посвящён борьбе с расизмом и собственной идентичности, при этом полностью не уходя в морализаторство.
Одним из главных преимуществ «King's Disease» стало то, что на нём Насир не пытается звучать как новичок, а наоборот играет от своих сильных сторон: статуса и осознанности, при этом на некоторых треках он использует более «лёгкий» и драйвовый флоу, подчёркивая вайб тех композиций.
Фиты разделяют два разных поколения музыки, но в отличие от большинства других пластинок, именно здесь тонко соблюдена грань между ними: старое в лице Charlie Wilson и The Firm, нечто среднее — со стороны Big Sean, который является представителем поколения той эры, когда сам Насир уже считается легендой, но при этом остаётся активным в творчестве, и Lil Durk — вот это действительно смелый ход, ведь Насир и Дёркио — не совсем похожие по стилю исполнители, но последний хорошо смог добавить той самой дрилловой агрессии и эмоций.
От новой школы на релиз залетел Don Toliver, который стал популярным за год до выхода «King's Disease» со своими треками «No Idea» и «After Party», добавив от себя мелодичности и автотюна.Стоит отметить их расстановку, ведь эти исполнители не затмевают Насира, а лишь расширяют рамки альбома, оставляя основной фокус на сторителлинге автора.
Единственное, к чему можно было бы придраться со стороны критиков — отсутствие каких-либо ярких экспериментов, все треки ровные и «классические» для Nas’а и его творчества. Вероятно, не будь этот альбом столь успешным, мы бы не получили новую сюжетную ветку с Hit-Boy и ещё двух частей этих шикарных пластинок.
Именно «King's Disease» стал неким вторым пиком Насира, принеся ему первую в жизни «Грэмми» и закрепив его в пантеоне величайших в истории хип-хопа.
Оценка: 9,5/10.
Ссылки на альбом: