Рубрика развивается при поддержке
Музыка
Партийный цвет

Классика на DTF: Барокко

Пять альбомов с музыкой XVII — XVIII веков, из разных европейских стран. Стартовый пакет для тех, кто хочет слушать классическую музыку, но не знает с чего начать.

У данного материала есть вполне прикладная цель, побудить вас, все-таки послушать, приведенные здесь, музыкальные записи. С классической музыкой это бывает довольно сложно из-за предвзятого отношения, поэтому постараюсь вас как-то заинтересовать.

Пара моментов для понимания формата:

  • Музыка эпохи барокко — красивая и доступная музыка, что-то среднее между Lounge и IDM (только очень старая), она может являться хорошей точкой входа в новый жанр. Я не стал включать вокальные и религиозные произведения, и ограничился камерными инструментальными сочинениями. Эту музыку вполне можно включать в качестве фонового сопровождения, пока вы: работаете, моете посуду, ведете машину и т.п. — она не требует вашего полного внимания.
  • В этой подборке только пять записей — у меня не было цели вызвать у вас фрустрацию от чрезмерного количества незнакомой музыки. Пять альбомов вполне можно добавить в фонотеку, и прослушать в фоновом режиме.
  • В подборке представлены не самые заезженные произведения. Постарался обойтись без «Времен года», хотя интересующиеся классической музыкой никаких откровений, наверно, не обнаружат.

Подготовил небольшой «таймлайн» с обозначенными периодами музыкальных стилей, чтобы сориентировать вас по времени происходящих событий:

Как выглядит более-менее аутентичный камерный оркестр, который исполняет произведения эпохи барокко: Берлинская филармония сделала очень забавный музыкальный клип из фрагмента записи 1968 года Герберта фон Караяна, где он исполняет Бранденбургские концерты И.С. Баха. У этой записи такой динамичный видео-монтаж, что клип можно на MTV крутить.

Давайте теперь погрузимся в исторический контекст, и посмотрим, как выглядела Европа в период XVII — XVIII веков:

Жан-Батист Люлли родился во Флоренции, но переехал во Францию, примкнув к оппозиционно настроенным силам. Впоследствии «переобулся», и стал главным придворным композитором при дворе Людовика XIV — «короля-солнце», как его называли.

Многие тут на DTF горевали по поводу недавней новости о распаде коллектива Daft Punk, так вот: Люлли — это такой ранний представитель «французского хауса», можно так сказать. Очень ранний представитель — семнадцатый век.

Музыка Люлли, это очень пафосная музыка, она пропитана духом абсолютизма, и воспевает его в полной мере. Такой «тяжелый люкс», по нынешним меркам.
Удивительно осознавать, насколько изменилась наша жизнь за последние триста лет, что мы можем делать домашнюю уборку в квартире под музыку, которая была раньше доступна только на королевских приемах в Версальском дворце.

Jean-Baptiste Lully: L'orchestre du Roi Soleil — Le Concert Des Nations, Jordi Savall  1999

Альбом на музыкальных сервисах:

Генри Пёрселл — на мой взгляд, когда человек прожил только 36 лет (почти как Моцарт), а о нем есть большая статья в Википедии с обширным перечнем музыкальных произведений, которые он написал, и на музыкальных платформах присутствует внушительный список записей с его музыкой, то можно опустить какие-либо дополнительные эпитеты о его значимости в истории музыкальной культуры.

Сонаты, представленные на этой записи, изданы в 1680 году, в год когда вся Европа наблюдала за большой яркой кометой в ночном небе, и, кто знает, может подобные явления были запечатлены не только в виде рисунков и гравюр, но и сохранились в музыкальных произведениях, как эмоциональные переживания их авторов.

Purcell: Ten Sonatas in Four Parts — Retrospect Trio,  Matthew Halls 2009

Альбом на музыкальных сервисах:

Алессандро Скарлатти — итальянский композитор, вполне успешный и признанный при жизни, отметился связями с довольно влиятельными людьми, например: королевой Швеции, или семейством Медичи.

Специализировался на операх, и признание получил, во многом, благодаря им.

Вот пример рукописи Скарлатти, чтобы вы понимали, как вообще выглядят нотные рукописи 18 века. Нотный стан, как видите, начерчен вручную.

Данное произведение для флейты и струнных, которое я предлагаю послушать, датировано 1715 годом. Это, чтобы вы понимали, в России царь Петр I (еще не император) как раз с шведами отношения выяснял, в это время.

Scarlatti: Sinfonia di concerto grosso — Accademia Della Magnifica Comunità 2003

Альбом на музыкальных сервисах:

Эваристо Феличе Даль Абако родился в Вероне, но музыкальную карьеру себе сделал в Мюнхене. Оставил после себя довольно скромное по объему творческое «наследство», да и информации о нем совсем немного.

Но его музыка совершенно замечательная, и люди его помнят, тем более на его родине — консерватория города Верона названа в его честь.

Это позднее сочинение композитора, датированное 1735 годом.
Очень красивая музыка — совершенный концентрат эпохи барокко, не успевший «замылить» уши.
Слушаю этот альбом «по умолчанию», в тех случаях, кода остро ощущается нехватка подобной музыки.

Dall'Abaco: Concerti a più istrumenti — Davide Monti  2008

Альбом на музыкальных сервисах:

Унико Виллем граф ван Вассенар — занятный персонаж: родился в своем родовом замке; внук верховного командующего голландским флотом, погибшего в битве с англичанами; посвящен в рыцари и стал командором Тевтонского ордена (ну, вы понимаете, что в 18 веке это уже был немного другой орден).

1740 год считается началом второй волны малого ледникового периода — жутко похолодало, и все опять достали свои коньки, а наш граф решил опубликовать, в этот год, свои музыкальные сочинения. Причем, статус голландской элиты, скорее всего, не позволял ему сделать это под своим именем, и сочинения были изданы от имени совсем другого человека, поэтому, до второй половины 20 века, о музыкальных заслугах графа ничего не было известно.

Собственно, вот эти «концерты» на альбоме, это почти все, что граф сочинил за свою жизнь, ну или то, что дошло до наших времен.
Еще можно упомянуть, что эта музыка была использована для балета И. Стравинского «Пульчинелла», то есть граф «зайцем» пролез еще и в историю русского академического искусства.

Van Wassenaer : 6 Concerti Armonici — Ton Koopman & Amsterdam Baroque Orchestra 1988

Альбом на музыкальных сервисах:

Подборка небольшая — надеюсь, что вы ее легко осилите.
Буду очень рад, если вы напишите свои впечатления о записях.

Предыдущие музыкальные подборки:

Рассказываем о музыке
Неотъемлемой части индустрии развлечений
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Комментарий удален по просьбе пользователя

2

Спасибо за широкий и интересный пост, позволяет развеять мнение, что к классике на кривой кобыле не подъехать;

1
Читать все 2 комментария
null