Рубрика развивается при поддержке
Музыка
Крепкий торшер

Классика на DTF: Петя и волк

Небольшой обзор музыкальных записей симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк».
Классическая музыка для начинающих и необычные рассказчики.

Я хотел начать серию небольших подборок классической музыки совсем с другой темы, но в процессе подбора материалов понял, что эта детская сказка очень удачно подходит для первого поста.

Да и еще 5 марта – день памяти С.С. Прокофьева, так что – всё сложилось.

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953

Сергей Сергеевич Прокофьев — выдающийся русский композитор, в 1936 году, будучи уже состоявшимся и признанным автором, написал детскую симфоническую сказку «Петя и волк».

Особенность «Пети и волка» в том, что в ней присутствует чтец. Можно сказать, что это «голос за кадром», который комментирует происходящие музыкальные события. Все это, разумеется, сделано специально для юных слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия событий, рассказываемых на языке музыкальных образов. Сами образы очень яркие, каждому персонажу соответствует свой музыкальный инструмент и своя отличительная музыкальная тема.

Получается наглядная демонстрация языка симфонической музыки – какими именно способами достигается передача образов, настроения и происходящих сюжетных событий.

Конечно, это всего лишь сказка с очень примитивным сюжетом, да и масса произведений симфонической музыки не имеют четко прописанного сюжетного контекста, но даже в «номерных» симфониях можно проследить те же музыкальные приемы передачи эмоций и ощущений.

Вот вам наглядный пример: можете послушать музыку из финальных титров фильма Batman Returns (1992), которую написал Дэнни Эльфман. Здесь, в одном произведении, присутствуют образы сразу трех персонажей, и музыка очень четко передает их разные характеры: вначале звучит героическая линия Бэтмена, которая плавно переходит в загадочную и лиричную тему Селины – женщины-кошки, и в конце звучит грустная и трагичная тема Пингвина.

Но вернемся к «Пете и волку», начать знакомство можно вот с этой «классической» записи 1956 года.

Прокофьев: Петя и Волк, Соч. 67 – Николай Литвинов  1956

Альбом на музыкальных сервисах:

Тут надо упомянуть еще одного «соавтора» этого произведения, Наталью Ильиничну Сац — советского театрального режиссера, и много еще кого.

Именно она подбила Прокофьева на написание этой сказки.

Можете посмотреть видео, где она лично рассказывает про создание этого произведения, ну и сам «Петя и волк» здесь тоже присутствует.

Произведение у С.С. Прокофьева получилось довольно уникальное, и довольно быстро оно начало жить своей жизнью.

Выпускались музыкальные пластинки, нотные издания(адаптированные под игру на фортепиано), и речь шла не только об СССР — сказка стала популярна во многих странах.

Дошло до того, что через 10 лет после написания симфонической сказки, в 1946 году, Walt Disney Productions выпускает небольшой мультипликационный фильм Peter and the Wolf.

С точки зрения звукозаписи, музыкальная сказка оказалась очень простой в плане ее озвучивания: объем текста небольшой, чтец может записывать голос отдельно от оркестра (иногда, одни и те же оркестровые записи использовались для разных чтецов), сам характер детского произведения имеет положительный имидж.

Все это способствовало появлению большого количества релизов с самыми разными и неожиданными участниками.
Все из них перечислять нет никакой возможности, но самые интересные попробовал обозначить ниже.

Шон Коннери

Сэр Томас Шон Коннери озвучил сказку в 1965 году. Совершенно замечательное, фирменное произношение придает записи какой-то очень благородный, аристократический лоск.

Prokofiev: Peter and the Wolf – Royal Philharmonic Orchestra & Sean Connery 1965

Альбом на музыкальных сервисах:

Дэвид Боуи

Знакомый, почти родной, голос может не только спеть Starman, но и рассказать вам сказку (ну или вашим детям).

Peter and the Wolf – David Bowie – Eugene Ormandy / The Philadelphia Orchestra  1978

Альбом на музыкальных сервисах:

Стинг

У Стинга очень забавная озвучка получилась – такой позитивный чувак на расслабоне.

Prokofiev: Peter and the Wolf; Sting, Stefan Vladar, Chamber Orchestra of Europe, Claudio Abbado  1990

Альбом на музыкальных сервисах:

Шэрон Стоун

Шэрон, к сожалению, послушать не получилось. В России запись на музыкальных платформах недоступна.
Диски с записью, похоже, довольно редкие, сложно найти какую-то информацию о них.
Там еще на диске Сэмюэл Л. Джексон речи Авраама «motherf****r» Линкольна читает.

A Classic Tale Music For Our Children – Sharon Stone, Cher, Samuel L. Jackson  2001

В России альбом доступен только на торрентах.

Михаил Горбачев и Билл Клинтон

Собрались как-то в Женеве: бывший и единственный президент СССР, бывший президент-саксофонист США и Софи Лорен, чтобы записать музыкальный альбом, а бармен им и говорит...

Есть продолжение: в 2004 году эта запись получила «Грэмми».

Peter And The Wolf – Jean-Pascal Beintus – Mikhail Gorbachev, Sophia Loren, Bill Clinton,  Kent Nagano ‎– Russian National Orchestra 2003

Альбом на музыкальных сервисах:

Антонио Бандерас и Софи Лорен

Я так понимаю, что альбом предыдущего коллектива не очень зашел публике(или наоборот), поэтому оркестровую запись решили использовать повторно, но уже без бывших президентов, их заменил Бандерас.
Нюанс в том, что Бандерас читает на испанском, и звучит это все просто шикарно.

Antonio Banderas, Sophia Loren, Russian National Orchestra, Kent Nagano ‎– Peter And The Wolf 2006

Альбом на музыкальных сервисах:

Дэвид Теннант

Тут мы отходим от классического варианта музыки, и переходим к джазовой адаптации. Теннант, как и Шон Коннери, тоже шотландец, и произношение у него такое же крутое.

Peter and the wolf and jazz! ‎– The Amazing Keystone Big Band, David Tennant 2015

Альбом на музыкальных сервисах:

Элис Купер

Этот макабрический дядька вообще все переделал.
Здесь и сюжет полностью переработан в соответствии с канонами Купера: Петя прилетает из России в LA к своему деду-эмигранту, волк убегает из зоопарка, а еще там есть гигантский робот.
Ну и саунд-дизайн и музыка тут, скажем так, сильно дополняют Прокофьева.

Alice Cooper, Alexander Shelley, National Youth Orchestra Of Germany – Peter and The Wolf In Hollywood  2015

Альбом на музыкальных сервисах:

Вот такая история с простой детской сказкой.

Постараюсь, в дальнейшем, регулярно выкладывать подборки с классической музыкой, это направление – самое обделенное на DTF.

Очень обидно, когда понятия «классическая музыка» и «снобизм» как-то объединены в головах людей. Многие сотни лет музыкальной истории, огромное количество композиторов, совершенно разные музыкальные направления и форматы – когда мне говорят, что не любят «классику», хочется спросить: – Что, вот прямо всю?

Короче говоря, наблюдаются некоторые позывы к популяризаторству, поэтому придется вам потерпеть.

Предыдущие музыкальные подборки:

Рассказываем о музыке
Неотъемлемой части индустрии развлечений
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

вот этого я от подсайта ждал
пиши еще 

2
Социологический бас

да "черновики" уже забиты на полгода вперед, было бы время.

0

та же проблема, ахаха

0

Кстати, пророк американы Джей Манли как-то сочинил собственную версию этой сказки в виде концептуального альбома - Petr & The Wulf) Конечно, сюжет был изрядно переписан под мрачновато-юморные представления автора, но это очень интересное прочтение само по себе, которое и в отрыве от оригинала имеет ценность. Грубо говоря, Манли сделал со сказкой Прокофьева то же самое, что в свое время сделал с "Алисой в стране чудес" Американ МакГи)

1
Социологический бас

круто, послушаю вечером

1
Читать все 5 комментариев
null