В 1977 году вышел альбом Aja группы Steely Dan. Запись получила Грэмми за лучший продакшн и до сих пор считается одной из лучших для демонстрации возможностей аудиотехники. «Группа» состояла всего из двух человек - Дональда Фейгана и Уолтера Беккера. К записи альбома было привлечено более 40 различных музыкантов, что для Steely Dan было в порядке вещей. Фейган и Беккер славились своей требовательностью к сессионным музыкантам, для записи одной небольшой партии они могли перебрать 5-10 артистов. Пример из альбома Gaucho – пригласить Марка Нопфлера наиграть соло в стиле Sultans of Swing и использовать всего несколько секунд из изнуряющей многочасовой записи гитариста. Тем удивительнее история соло из трека Aja с одноимённого альбома.
Изначально для записи хотели пригласить саксофониста Уэйна Шортера и барабанщика Тони Уилльямса. Оба музыканта известны по своей работе с Майлзом Дэвисом. И если с первым, после поддержки коллег, договориться удалось, то Уилльямса привлечь не получилось. В это же время в этом же городе записывал альбом с другим исполнителем известнейший сессионный барабанщик Стив Гэдд. Его вступление к песне Пола Саймона 50 ways to leave your lover сделало его одним из самых востребованных музыкантов той поры. Все хотели «эффект Гэдда» - когда песня цепляет ещё до того, как начинается вокальная партия. И Фейган с Беккером остановили свой выбор на Стиве.
По слухам барабанщик опоздал в студию на час, отыграл два дубля, заявил что «лучше сыграть я уже не смогу» и ушёл. Звучит красиво и частично подтверждается тем фактом, что в документальном фильме о создании Aja нет ни единого упоминания Стива Гэдда или центрального соло альбома. Записывали барабанную партию, к слову, живьём вместе с остальными инструментами, что сейчас представить себе довольно сложно. Кроме того, если внимательно послушать песню, то можно отчетливо услышать щелчок палочками на отметке 4:57, который по признанию самого Стива был просто ошибкой во время игры, а не продуманным элементом соло. Однако, против «конфликтной» версии говорит тот факт, что Гэдд также принимал участие в записи следующего альбома Steely Dan - Gaucho.
Шортер записывал свою часть соло последним. Уэйн приехал на студию, поиграл полчаса на фортепьяно, а затем сыграл 4 дубля на саксофоне, из которых и составили финальный вариант.
«Просто покажите мне, что вы играете до и после соло, а я уже сориентируюсь» – так вспоминал запись сам легендарный саксофонист.
В итоге самое нетипичное в процессе создания соло стало при этом самым ярким за всю историю группы Steely Dan и до сих пор регулярно попадает во всевозможные топы лучших барабанных партий всех времен.
Тони Уильямс крутой
Да, один из моих любимых барабанщиков)
интересно. Спасибо!
Советую альбом заценить, он сам по себе очень хорош)
Комментарий удален
А почему я еще одно видео не могу кинуть?
Хз, а что за видео?