История одного соло

В 1977 году вышел альбом Aja группы Steely Dan. Запись получила Грэмми за лучший продакшн и до сих пор считается одной из лучших для демонстрации возможностей аудиотехники. «Группа» состояла всего из двух человек - Дональда Фейгана и Уолтера Беккера. К записи альбома было привлечено более 40 различных музыкантов, что для Steely Dan было в порядке вещей. Фейган и Беккер славились своей требовательностью к сессионным музыкантам, для записи одной небольшой партии они могли перебрать 5-10 артистов. Пример из альбома Gaucho – пригласить Марка Нопфлера наиграть соло в стиле Sultans of Swing и использовать всего несколько секунд из изнуряющей многочасовой записи гитариста. Тем удивительнее история соло из трека Aja с одноимённого альбома.

Изначально для записи хотели пригласить саксофониста Уэйна Шортера и барабанщика Тони Уилльямса. Оба музыканта известны по своей работе с Майлзом Дэвисом. И если с первым, после поддержки коллег, договориться удалось, то Уилльямса привлечь не получилось. В это же время в этом же городе записывал альбом с другим исполнителем известнейший сессионный барабанщик Стив Гэдд. Его вступление к песне Пола Саймона 50 ways to leave your lover сделало его одним из самых востребованных музыкантов той поры. Все хотели «эффект Гэдда» - когда песня цепляет ещё до того, как начинается вокальная партия. И Фейган с Беккером остановили свой выбор на Стиве.

По слухам барабанщик опоздал в студию на час, отыграл два дубля, заявил что «лучше сыграть я уже не смогу» и ушёл. Звучит красиво и частично подтверждается тем фактом, что в документальном фильме о создании Aja нет ни единого упоминания Стива Гэдда или центрального соло альбома. Записывали барабанную партию, к слову, живьём вместе с остальными инструментами, что сейчас представить себе довольно сложно. Кроме того, если внимательно послушать песню, то можно отчетливо услышать щелчок палочками на отметке 4:57, который по признанию самого Стива был просто ошибкой во время игры, а не продуманным элементом соло. Однако, против «конфликтной» версии говорит тот факт, что Гэдд также принимал участие в записи следующего альбома Steely Dan - Gaucho.

Шортер записывал свою часть соло последним. Уэйн приехал на студию, поиграл полчаса на фортепьяно, а затем сыграл 4 дубля на саксофоне, из которых и составили финальный вариант.

«Просто покажите мне, что вы играете до и после соло, а я уже сориентируюсь» – так вспоминал запись сам легендарный саксофонист.

В итоге самое нетипичное в процессе создания соло стало при этом самым ярким за всю историю группы Steely Dan и до сих пор регулярно попадает во всевозможные топы лучших барабанных партий всех времен.

Steely Dan - Aja
1111
8 комментариев

Тони Уильямс крутой

1
Ответить

Да, один из моих любимых барабанщиков)

1
Ответить

интересно. Спасибо!

Ответить

Советую альбом заценить, он сам по себе очень хорош)

Ответить

Комментарий удален

Ответить

А почему я еще одно видео не могу кинуть?

Ответить

Хз, а что за видео?

Ответить