Персональный топ 2019

Субъективно и разнообразно.

Близок к завершению календарный 2019 год, совершенно точно уже закончился музыкальный 2019 год (если не считать потока всевозможных рождественских песен, песенок и перепевок), поэтому можно подвести и некоторые личные итоги года, совершенно разные, но одинаково приятно звучащие.

Релизы расположены без всякой иерархии, потому что это я бы точно не осилил. Приятного изучения.

В топе нет переизданий и бутлегов.

Ustad Saami — God is not a Terrorist

Легендарный пакистанский певец (хотя певец кажется слишком мещанским, пошловатым словечком для такого звука), исполняющий индо-персидский хьял, музыку глубоко сакральную и невероятно насыщенную. Вообще забавно, как иногда в топы западных ресурсов пробиваются подобные записи, каждый раз неизменно вызывая здоровый шок у среднестатистического современного слушателя, избалованного всевозможной post-genre self-identify music и прочими записями из топа Питчфорка, но не подозревающего, что в архаичной культуре по соседству есть что-то, давно утерянное в мире музыкального глобализма.

Altin Gün - Gece

Тут же разбавляем калибром поменьше. Современному интересу к анатолийскому року мы, видимо, во многом обязаны достаточно талантливым компиляторам KGatLW и их микротональному вязко-прилипчивому Flying Microtonal Banana, но тем паче удивляет эта нидерландская группа, которая без всякого постмодернистского юморка играет аутентичный электрический психрок, вынырнувший прямиком из турецких семидесятых.

The Comet is Coming - Trust in the Lifeforce of the Deep Mystery

Этих упоминали, кажется, все и везде, но грех еще раз не. Ну там Фантано, Питчфорк, кто еще? Шабака Хатчингс - ныне модный персонаж, играющий в абсолютно всех своих проектах этакий конъюнктурный нео-афро-джаз с небольшими вариациями. Вообще говоря, изначально вызывавший мой интерес ревайвл черного джаза последней декады сейчас сильно набил оскомину однообразностью исповедуемых принципов, но Шабака все равно веселый, энергичный, психоделичный и не вызывающий вообще ни-ка-ких проявлений скуки. Хотя и джаза (разве что ню-) конкретно тут не так уж много: этот альбом скорее про электрический псих-фанк, похожий на Хенкока и Майлза той самой эпохи, но куда более прямолинейный и лишенный экспериментов с музыкальными текстурами. И это однозначно лучший свежий ню-джаз.

Olivier Latry - Bach to the Future

Академической музыки в этом топе я собирался избежать, и на то есть ряд причин. Если вкратце, то это отдельный огромный мирок, и пришлось бы делать такой же отдельный топ. Но случай с Латри - особый случай. Вообще говоря, этот альбом - сплошная крамола, долженствующая вызвать ярость у любого аутентиста. Бах-протестант, сыгранный на очень нескромном органе католического (Нотр-Дам-де-Пари) собора, и как сыгранный! Никакой сдержанности и аскетизма, только электричество и рев. Можно было бы обвинить Оливье Латри в пошлости, но это точно не про него: блестящий органист, записавший весь корпус органных текстов Мессиана, он совершенно точно не относится к лабухам, впустую эпатирующим публику. Но совершенно точно можно сказать, что это успешная попытка перевести Баха в статус настоящей, "взрослой" поп-музыки - не попурри из популярных мелодий, не tafelmusik с претензией на изысканность, не, упаси Г-дь, "рок-обработка", а перевод в совершенно иную плоскость при максимальном сохранении исходного текста. И еще одно удачное подтверждение "парадокса Баха", который звучит одинаково современно и вневременно в любой обстановке.

Ancient Heritage Ensemble - Be Known Ancient/Future/Music

А это уже, в отличие от модника и балагура Шабаки, гость из мира олдового Серьезного Джаза. AHE - ансамбль не очень известного, но очень обожаемого любителями афро-джаза (в т.ч. мной) перкуссиониста Кахиля Эль'Забара. Если вы тоже знаете его, то можете дальше не читать, а идти и слушать. Формула у него всегда одна, но формула эта чудесна: килотонный грува, тонкие мелодии, проникновенные вокализы и много-много жаркой Черной Африки. Это афро-джаз, каким он должен быть на самом деле: с привкусом фри-джаза, лишенный притворного даунтаунского лоска, сыроватый, искренний и разнообразный.

Greg Foat - The Mage

Запись на первый взгляд необязательная, но с бесконечным шармом. Это настолько же эклектичный, насколько и естественный микс, выходящий из психфолка (здесь есть кавер на Тима Бакли и прелестная наивная вокальная вещица в самом начале) и идущий куда-то сквозь тембрально очаровательный прохладный джаз и даунтемпо. Звучит странно, описывать бесполезно, поэтому просто попробуйте. Услада для ушей.

Saft, Swallow, Previte - You Don't Know the Life

Замечательное клавишное трио, играющее музыку из другого столетия, прямиком из самых темных и странных экспериментов Майлза, разве что более оптимистичную - джаз-фьюжн в его первозданном виде, as is. Много пространства, густые слои звука, странность и электричество. Если вам нравится Get Up With It, то вы не разочаруетесь.

Markus Stockhausen & Alireza Mortazavi - Hamdelaneh - Intimate Dialogues

У нас в гостях опять персидская музыка, на этот раз в более эклектичной компании. Сантурист (что-то вроде цимбал) Мортазави и сын того самого Штокхаузена, трубач Маркус, вместе играют негромкую, переливчатую импровизационную музыку на аутентично-восточный лад. Звучит эта формула на бумаге, конечно, несколько избито (спасибо ECM), а вот из динамиков - превосходно. В музыке есть тонкий, натянутый нерв, утратить который легко, что для тихого этно-джаза чревато мгновенным падением в бездны нью-эйджа. Запись редкой красоты и завораживающей хрупкости.

Stephan Micus - White Night

Стефан Микус - редкий пример стабильного поставщика музыки на стыке нью-эйджа и world music, в которой есть этот самый нерв. В этом году традиционно издающийся на ECM музыкант выдал отличный альбом - звуки прохладной ночи где-то на пустых водоразделах между совершенно разными культурами.

Bantu Continua Uhuru Consciousness - The Healing

А вот это даже характеризовать трудно как-то, кроме как ОТКРЫТИЕ ГОДА ОТКРЫТИЕ ГОДА ОТКРЫТИЕ ГОДА. Совершенно сумасшедшая группа откуда-то из южноафриканских трущоб, играющая такой же совершенно сумасшедший афробит, который топит абсолютно все своей энергией. Максимально цепляющие басслайны, бесконечные грувы, бесконечные кричалки, Фела Кути счастлив на том свете, Фела Кути счастлив, Фела Кути счастлив, это уж точно!

Angles 9 - Beyond Us

Европейский квази-фри-джазовый биг-бенд, который стабильно делает очень красивую и очень тонкую музыку на стыке свободной импровизации и композиторского джаза, в которой отдается эхом музыка Средиземноморского бассейна и балканский брасс. Тепло, умно, душещипательно, красиво. Вероятно, лучшая джазовая запись года.

Сольвычегодск - КОЙ-ЧО ЕЩЕ

Нате вам с кисточкой. Самая постироничная джазовая группа в мире записала одну из самых неиронично оригинальных вещей в 2019 году. Компетентный опостбопленный фри-джаз переплетается с записью какого-то деревенского обряда экзорцизма - то ли талантливой мистификацией, то ли каким-то совершенно диким field recordings. Сплошной сюр. Особое внимание на обложку: издевательство над Somethin' Else Аддерли.

Cochemea - All My Relations

Сольный альбом очень талантливого сайдмена. Дымный соуловый латинофьюжн, пропитанный любовью и всевозможной звуковой этничностью. А еще тут очень много крутых грувов. Тот случай, когда говорить ничего особо не хочется и не можется, зато слушать - сплошное удовольствие.

Brötzmann Solo - I Surrender Dear

Этот человек в представлении особо не нуждается. Слава пулеметного мизантропа с тягой к издаванию звериного рыка на язычков давно бежит впереди Петера Брёцманна. И тем паче удивительна эта домашняя сессия, где он проникновенно играет блюзы и стандарты, словно Альберт Эйлер ожил. Петер даже не рычит, а максимум взрыкивает: очень интимная и неожиданно тонкая в своей сырости запись.

Спасибо за чтение!

небольшая джинса:

У автора есть маленький уютный канал в Telegram, где практически нет больших текстов, зато есть периферийные редкости и красивости из мира музыки: джаз, этника, академическая музыка и все в таком духе. t.me/musica_dal_nulla

1616
11 комментариев

@Chelokek, все как всегда очень здорово. Пиши почаще, старик, было бы круто читать. Топ почекал. Нужно повспоминать, что из этого всего я точно слышал. Навскидку — 50% точно узнал. Что не слышал нужно будет определенно наверстать, а то с этим сранным блэк-металом время совсем ни на что не остается.

3
Ответить

 с этим сранным блэк-металом

"21 best words of wisdom!"

2
Ответить

да нет ни времени, ни желания, ни тематического материала на большие и средние тексты, давно утек в канал, но и там с переменной активностью. это ты у нас лютый музадмин, хаха

1
Ответить

AIN'T THAT
MAH MAN
BLACK DYNAMITE

с топом внахлёст в мой, но это же и хорошо.

1
Ответить

вообще, господа, которые вальяжно пройдутся здесь в следующие сутки, — рекомендую если не подписаться в телеграме на _человека_, то хотя бы полистать там или вот тут у него что-то поспрашивать, потому что многие из нас за жизненный путь подлиннее выработали в себе чувство прекрасного куда покороче — как и чутье на межрадарную-межреберную музыку. инфа из первых ушей, ткскзть.

1
Ответить

Мне второй альбом The Comet Is Coming больше понравился, но и первый атас.

Ответить

а лучше всего осенняя потерявшаяся епишка afterlife.

Ответить