Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Spider-Man 2000 года от Neversoft - не единственная игра про Человека-паука, которую хотелось бы вспомнить перед скорым релизом второй части от Insomniac. Сегодня речь пойдет об Ultimate Spider-Man, созданной компанией Treyarch и изданной Activision в 2005 году.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Создание игры и сопутствующая история

Разработка игры началась в середине 2003 года и за это время и к ней успели приложить руки более 100 человек, как внутри студии Treyarch, так и за её пределами. По тем временам это было немало. Для сравнения, над Call of Duty 2, вышедшей в том же году, работало около 75 человек в Infinity Ward, по сравнению с 25, создавшими первую часть.

На тот момент Treyarch уже выпустили порт Spider-Man 2000 года на Dreamcast, а также неплохую Spider-Man: The Movie по первому фильму Сэма Рэйми. Кстати, она была сильно вдохновлена, а где-то напрямую копировала игру 2000 года от Neversoft. Также в разработке уже находилась игра по второму фильму, Spider-Man 2, вышедшая в 2004 году.

Spider-Man 2 (на PS2, Xbox и GameCube) и Ultimate Spider-Man наиболее массово считаются лучшими играми про Человека-паука, после игры 2018 года от Insomniac.

Студия существует с 1996 года и по сей день. С 2010 года, кроме игр серии Call of Duty, ничего не выпускала. 
Студия существует с 1996 года и по сей день. С 2010 года, кроме игр серии Call of Duty, ничего не выпускала. 

Целью разработчиков, которые до этого работали только над видеоигровыми адаптациями фильмов о Человеке-пауке, на этот раз, было создать интерактивный комикс. Брайан Майкл Бендис, сценарист оригинального комикса, был привлечен для написания сценария к игре, вместе Брайаном Ридом, который также отвечал за геймдизайн.

В будущем, кстати, Брайан Рид будет работать в Marvel Comics, писать сценарии для комиксов, а также еще пары игр по Человеку-пауку (Friend or Foe, Web of Shadows), и даже успеет поработать над франшизой Halo в 343 Industries: он был главным сценаристом Halo 5: Guardians и франшизы в целом, в ~2014-2017 годах.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Ultimate Spider-Man изначально создавалась как продолжение арки "Ultimate Venom" одноименного комикса (Ultimate Spider-Man, выпуски 33-38), создавая альтернативный таймлайн для Земли-1610. Даже некоторые реплики персонажей на страницах комикса были полностью перенесены в игру.

К слову, именно на страницах Ultimate Spider-Man впервые появился Майлз Моралез, взяв на себя роль Человека-паука после временной "гибели" Питера Паркера.

В качестве движка игры используется Treyarch NGL. На нем же были сделаны Spider-Man: The Movie, Spider-Man 2 и Spider-Man 3, игры по фильмам Рэйми.

Желание сделать оживший комикс прослеживается во всех художественных решениях разработчиков. Ultimate Spider-Man использует технологию cel-shading при отрисовке графики, а также стиль анимированного комикса для внутриигровых катсцен и иногда геймплея. Первые несколько месяцев разработки ушли на создание собственной системы шейдеров, которую назвали 3D Comic Inking.

Игра подражает стилю рисовки Марка Багли, художника оригинального комикса в те годы. 
Игра подражает стилю рисовки Марка Багли, художника оригинального комикса в те годы. 

Марк Багли - настоящий ветеран, который с перерывами работал над Человеком-пауком с 1991 года. Из-под его карандаша впервые вышел знаменитый злодей Карнаж, а его Веном считается самой популярной версией этого персонажа среди фанатов. В 2012 году Comic Book Resources поставил Марка Багли на 4 место среди лучших художников Человека-Паука.

Визуальные эффекты, а также пропорции 3D моделей сделаны подобно комиксным - Марк Багли отвечал за концепт-арт игры. Все это в совокупности создает уникальный стиль Ultimate Spider-Man, за что её полюбили многие фанаты.

Кстати, Росомаха, помимо камео в игре, также играет важную роль в комиксе Ultimate Spider-Man. Однажды они даже временно поменялись телами с Питером Паркером.
Кстати, Росомаха, помимо камео в игре, также играет важную роль в комиксе Ultimate Spider-Man. Однажды они даже временно поменялись телами с Питером Паркером.

Игра была неоднозначно принята критиками, оценки варьировались от средних до высоких. Игроки же, в особенности фанаты героя, приняли игру тепло. Продажи составили около 700 тысяч копий.

Краткий сюжет

Основной сюжет игры строится вокруг Питера Паркера и Эдди Брока-младшего. В Ultimate вселенной они были школьными друзьями, а их отцы, Ричард Паркер и Эдвард Брок-старший, вместе работали над лекарством от рака. Результатом этой работы стал "Костюм", симбионт, который, помимо своей изначальной задачи, еще и усиливал своего носителя. Паркер хотел использовать симбионта исключительно в медицинских целях, тогда как Брок видел в нем военный потенциал. Все это, плюс проблемы с финансированием и контракт с Боливаром Траском, в итоге привело к их конфликту и смерти обоих. Позже их сыновья нашли незаконченные образцы-прототипы "Костюма", привязанные к ДНК Ричарда. Так появился черный Человек-паук в симбиотическом костюме, но этот образец был уничтожен самим Питером из-за невозможности контролировать его агрессивную и ненасытную природу. Рассерженный этим Эдди в итоге использовал второй образец для себя, создав Венома и напав на Паркера, с целью поглотить его ДНК и взять "Костюм" под контроль. После их сражения во дворе школы, Эдди считался погибшим. На самом деле он скрывался в Центральном Парке, питаясь случайными прохожими и восстанавливая силы. Позднее, нанятые Траском Серебряный Соболь и её Дикая Стая, ловят Венома и подвергают испытаниям. После вмешательства ЩИТа, он убегает и продолжает охоту на Человека-паука. В это время на Нью-Йорк нападает Жук, освобождающий Зеленого Гоблина, а Соболь начинает гоняться за Паркером. Спустя череду сражений и вынужденное сотрудничество с охотницей, Человек-паук сталкивается с Веномом лицом к лицу. В результате боя, Эдди был отправлен в нокаут, а Питер отключился из-за транквилизатора, которым ранее в него выстрелила Соболь, и оба были доставлены к Боливару Траску. В результате эксперимента Эдриана Тумза над Паркером, рождается неконтролируемый Карнаж, который тут же сбегает. Веном побеждает его, освобождает Паркера, и поглощает красного симбионта, получая недостающее ДНК и в результате этого полный контроль над "Костюмом". Человек-паук добирается до Траска с целью разузнать, что случилось с его родителями, но их прерывает Веном, пытающийся убить Боливара. После финального сражения на крыше небоскреба "Траск Индастриз", Эдди был вновь отправлен в нокаут, а Паркер получил от Траска документы с хронологией событий, приведших к смерти его родителей. Его отец признал эксперимент с "Костюмом" неудачным и поручил Броку-старшему уничтожить образцы. Но тот сохранил один из них и позже применил на себе, что привело к крушению самолета с родителями Питера и Эдди. Он хочет показать эти документы Броку, но Ник Фьюри, появившийся на месте боя Человека-паука и Венома, говорит, что Веном пропал. Позднее, нам показывают как к Траску, сидящему в тюрьме, приходит Веном и расправляется с ним, а Питер и Мэри Джейн сидят на крыше и обсуждают то, что стало с Эдди.

Геймплей

Игромеханически Ultimate Spider-Man является упрощенной версией, "младшим братом" Spider-Man 2 (только не ужасной ПК версии, там отдельная история). Боевая система не может похвастаться глубиной комбо и вариативностью, а полеты на паутине, хоть и сделаны с учетом окружения и физики, ощущаются менее плавно, чем в "старшей" игре. Но уникальный стиль и более интересный сюжет компенсируют эти недостатки с лихвой. Боевка состоит из уже знакомых ударов рукой, ногой, опутываний паутиной и различных комбинаций этих движений. Многих врагов в игре нужно приклеить паутиной к земле, чтобы окончательно победить.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

В игре достаточно большой для своего времени открытый мир, включающий в себя остров Манхэттен и район Квинс - место, где родился и вырос Питер Паркер.

Для перемещения по городу есть возможность применять точечные рывки к выбранной точке, удобные для малоэтажной застройки Квинса или открытых пространств, а также классические раскачивания на паутине между небоскребами. В целом, перемещение в игре сделано приятно, хотя Человек-паук ощущается почти невесомым.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Ключевой особенностью данной игры является возможность играть за Венома в определенные моменты сюжета. Геймплей за него сильно отличается от Паучка. Черный симбионт в Ultimate вселенной - массивный и жестокий, больше напоминающий Халка. Каждый его шаг сопровождается глухим ударом, а экран при этом слегка потряхивает.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Вместо перемещения на паутине, Веном прыгает или притягивается с помощью симбиотических щупалец. При ползании по стенам он вцепляется в них когтями, оставляя за собой испорченный фасад зданий и головную боль для тех, кто будет это реставрировать.

В бою Веному тоже не занимать брутальности. Размашистые удары щупальцами, вбивание врагов в асфальт, складывание противника пополам с характерным хрустом и "поедание" целиком для восполнения постоянно убывающего здоровья. Можно было метнуть во врага автомобилем. Кажется весьма жестоким для игры про супергероя, но для Ultimate вселенной это было нормальным явлением. Вот, например, сцена, как Карнаж расправился с Гвен Стейси на страницах комикса:

Сражения с боссами в игре не отличаются большим разнообразием (в сравнении с игрой от Neversoft) в геймплее, но зачастую проходят на обширных аренах, заставляя много двигаться. В остальном, классическое избиение руками/ногами, акробатически в случае Человека-паука, или просто "танкуя" урон за Венома. Оба, особенно второй, достаточно живучи, чтобы выдержать много урона в ответ.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Помимо сюжета в игре есть и другие активности, которыми можно заняться в открытом мире. Можно бороться с преступностью, или например, участвовать в гонках, которые могут быть весьма сложными, с непривычки. Есть несколько открываемых костюмов, для которых необходимо собирать разнообразные токены. Также есть небольшая библиотека открываемых концепт-артов.

Ну и куда же без отсылок: их здесь много, начиная от граффити на стенах, заканчивая строениями в городе. Фанаты комикса найдут множество отсылок во внутриигровых катсценах.

Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Аудио

Звуки эффектов в игре приятные, резкие, для поддержания атмосферы комикса. Как если бы все эти "Хря-ясь" или "Тхви-ип" воссоздали в виде аудио.

Музыку для игры написал Кевин Мантей, работавший над музыкой в Twisted Metal: Black и Majesty: The Fantasy Kingdom Sim, и других, а также многих фильмов и телесериалов. Высшей точкой карьеры этого композитора является работа над музыкой лучшей игры всех времен по мнению DTF - Shrek 2: The Game.

Ничего плохого про музыку сказать не могу, она драйвовая и хорошо подходит стилю игры.

Интересные факты

  • У игры планировался сиквел, но его отменили на ранних этапах разработки. В качестве главного злодея там должен был быть Зеленый Гоблин.
  • Игра не случайно выбрала в качестве отправной точки арку про Венома из Ultimate Spider-Man. Когда "Ultimate Venom" появился на прилавках, продажи комикса почти удвоились. Это было сюрпризом и для его создателей - они не знали, что Веном был настолько популярен среди фанатов. И так как арка закончилась пропажей Венома (с чего начинается игра), её решили расширить уже в игре.
  • В выпусках 123-128 комикса Ultimate Spider-Man (арка "War of the Symbiotes") история игры, с некоторыми отличиями, была адаптирована и встроена в основную сюжетную линию комиксовой вселенной Земли-1610.
  • Ultimate Spider-Man на текущий момент является последней игрой с центральной фигурой Человека-паука, где можно играть за Венома. До нее были только beat'em'up'ы Spider-Man and Venom: Maximum Carnage и её сиквел Spider-Man and Venom: Separation Anxiety.
  • Внутри игры есть интервью со Стэном Ли, где он высказывает свое мнение об игре и о Человеке-пауке в целом.
Ultimate Spider-Man. Как перенести комикс в игру

Итоги

Ultimate Spider-Man - отличная игра для закоренелых фанатов Человека-паука. Игра была настоящим подарком любителям оригинального комикса, и, в целом, хорошей игрой про персонажа. Разработчики ответственно подошли к воссозданию атмосферы и стиля в видеоигровом формате. И по сей день Ultimate Spider-Man остается единственной игрой про Человека-паука, которая не просто сделана "по мотивам" комикса, а напрямую является его продолжением и расширением.

И хотя, на мой взгляд, эта игра не очень хорошо состарилась с точки зрения геймплея, визуальный стиль и амбициозный подход разработчиков к созданию эстетики комикса во всех аспектах, фактически её обессмертили. Марка Багли, лично я, считаю лучшим художником из тех, кто работал над Человеком-пауком.

Во-второй части Marvel's Spider-Man от Insomniac мы столкнемся с их видением Венома, культового злодея и непостоянного союзника Человека-паука. Сравнений с Ultimate Spider-Man здесь не избежать, и надеюсь, что они оглядывались на эту игру, создавая свою. Может быть, нам дадут поиграть за него и сейчас?

А какие впечатления от игры были у вас? Тут тоже, кстати, был баг с Веномом. Может быть, ваше знакомство с ней закончилось на вылете как раз в этом моменте?

Текст выходит в рамках "Паучьей недели". Спасибо @Клуб Фанатов Мотоко Кусанаги и @Architheuthis за вдохновение и помощь в вычитке. Также спасибо читателям за поддержку первого текста :)

6767
33 комментария

Ну, я буду первый, кто скажет про краш игры в миссии за Венома!
Текст офигенный, спасибо за уже второй заряд ностальгии, круто пишешь!

20

А я первый, кто скажет, что решалось переключением на англ. версию. Знали бы мы это тогда..

10

Может быть, ваше знакомство с ней закончилось на вылете как раз в этом моменте?Именно так и произошло. В то время информации о том, что нужно было "просто переключить язык" не было вообще нигде.
Я 2 раза менял диск в магазине и говорил, что версия битая. На второй раз продавец сказал, что сам посмотрит. В итоге признал что баг есть, но как починить тоже не выяснил.
Только через пару лет узнал про "чудодейственный способ" и прошел игру до конца.

6

Но игра просто шикарная - до миссии с веномом просто летал по городу и горя не знал.

Сейчас читаю еще комиксы ветки "Современный ЧП" - и там прямо некоторые панели 1 в 1 — особенно на выпуске с Веномом. Просто красота и нотка ностальгии накатывает

6

Схожая ситуация была, но тогда игра была просто одной из многих на диске пиратской "антологии", так что её прохождение отложилось до тех пор, пока не появился полноценный интернет)

3

У меня до этой игры была tomb raider 2006 года, которая вылетала в миссии в Токио при повороте камеры на определенное здание. Я ее десятки раз переустановливал в надежде, что это ошибка установки и один раз забыл поставить русский язык и таки вылет пропал. Когда у паучка проявился этот знаменитый вылет, то первым делом поменял язык и потом рассказал друзьям, так что в моем окружении все успешно смогли пройти игру

3

Классный стиль у игры

4