Братья Стругацкие: «Полдень» и закат советской утопии

Когда человеческая душа важнее идеологии.

В закладки

Аркадий и Борис Стругацкие — главные имена отечественной фантастики — популярны у самой разной аудитории. У молодёжи особым спросом пользуется, конечно, «Пикник на обочине» — прообраз компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. Ностальгирующие по советским временам предпочитают ранние произведения вроде «Страны багровых туч». Ну а интеллигенция, конечно, цитирует «Гадких лебедей» и «Град обреченный».

Привести всё это разнообразие к какому-то общему знаменателю сложно. Поэтому мы с коллегой Евгением Барановым приняли решение в рамках «Месяца космоса» разбить обзор всех произведений Стругацких на две части: «Мир полудня» и книги вне цикла.

Сначала я очень завидовал коллеге, потому что больше люблю именно произведения вне основной серии. Но потом понял, что мне выпала прекрасная возможность отследить, как в рамках одной вселенной менялось отношение мэтров к жанру, к окружающей советской действительности, к моральным и идеологическим ценностям и к жизни вообще.

Раннее творчество

Аркадий (слева) и Борис (справа), 50-е годы

Но перед тем, как перейти непосредственно к миру «Полудня», стоит сказать пару слов о самых первых литературных опытах братьев. Метаморфозы, которые пережили и сами Стругацкие и их творчество — живое воплощение всего, что происходило в Советском Союзе на протяжении второй воловины XX века.

В начале 50-х Аркадий, прошедший войну молодой кадровый офицер, и Борис, студент Ленинградского госуниверситета, пока ещё отдельно друг от друга делают первые попытки писать. «Отпетые сталинисты» (цитата из воспоминаний Бориса) создают идеологически верные, но клишированные рассказы про отважных советских военных и коварных западных империалистов — «Четвёртое царство» (1952) и «Пепел Бикини» (1956). Ни по качеству написания, ни по смысловому содержанию они не выделялись в общем потоке социалистической прозы. И прочти их случайный человек, он вряд ли узнал бы в авторах будущих мастеров жанра. Но эти первые ранние эксперименты открыли перед братьями дорогу к профессиональному писательству.

«Пепел Бикини». Иллюстрация к изданию 1957 года. Художник: В. Трубкович

Между Аркадием и Борисом были очень теплые и по-настоящему дружеские отношения, чему не мешали ни разница в возрасте, ни расстояние (Аркадий жил в Москве, а Борис в Питере). Поэтому, осознав общность интересов и немного набив руку, они решили объединить усилия и в 1957 году написали свою первую совместную вещь — фантастический рассказ «Извне», позднее расширенный до повести. В том же году было закончено первое большое произведение будущего «полуденного» цикла — «Страна багровых туч».

От «Страны багровых туч» до «Попытки к бегству»

Это было всё ещё типично социалистическое произведение, в котором читался оптимизм и безусловная уверенность в грядущем светлом будущем.

В 90-х годах XX века коммунизм лидирует в космической и идеологической гонке. Герои — советские ученые, естествоиспытатели и космонавты на новом прототипе межпланетного корабля отправляются открывать для коммунистической родины ископаемые богатства Венеры. Перед стартом их «благословляют» секретарь партийной ячейки и руководитель исполкома. А в самой экспедиции, как бы тяжело ни было, их держит вместе дух товарищества и ответственности перед поставленной задачей.

Существование высокоразвитой жизни на поверхности Венеры невозможно, но в 50-х годах XX века земляне об этом ещё не знали

Однако весь этот набор штампов покажется смешным лишь современному читателю. Смерть некоторых персонажей, отсутствие идеологических противопоставлений (тех же западных империалистов) и упор не только на научно-техническую, но и моральную сторону космического первопроходства делали эту книгу буквально «прорывной».

В середине века в советской литературе господствовало мнение, что удел фантастики — просто пропагандировать научно-технический прогресс и грядущие победы коммунизма. Так что даже такие робкие эксперименты выглядели новаторством. Не только читатели, но даже официальная критика встретили повесть тепло.

Затем последовали «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962) и большой сборник рассказов «Полдень XXII век» (1962) с похожим стилем, набором тем и героями — Бадером, Горбовским, Жилиным и так далее. По смысловому наполнению они были, пожалуй, даже послабее «Страны», но зато расширяли и развивали вселенную. К тому же, именно в «Полудне» Стругацкие впервые показали свою концепцию воспитания нового человека, который морально и интеллектуально превосходит наших современников и готов творить по-настоящему великие дела. Позднее эта концепция станет одной из ключевых как в мире Полудня, так и нескольких произведений вне цикла.

А вот вышедшая в 1962 году «Попытка к бегству» — это уже более зрелое произведение, выбивавшееся из общей радостной картины мира победившего коммунизма. Вернее, мир остался, но в него добавился нетипичный до того момента персонаж Саул – бежавший из нацистского концлагеря советский танкист, благодаря временной аномалии попавший с полей сражений Великой Отечественной войны в XXII век и теперь изучающий этот «дивный новый мир».

В «Попытке к бегству» Стругацкие впервые «нащупали» тему ответственности человека за общество, в котором он живёт. Позднее она раскроется шире в «Трудно быть богом» и других произведениях

На неизвестной прежде планете Саул вместе с другими героями встречает аборигенную цивилизацию, которая в своём развитии также проходит этап диктатуры и практики концентрационных лагерей. Увидев, что во вселенной ещё много зла, и вспомнив, что человечество лишь ценой огромных жертв преодолело кризис тоталитарных государств, Саул возвращается в своё время — продолжать борьбу с нацизмом, чтобы будущее, какое он увидел на Земле XXII века, всё-таки наступило и распространилось на другие планеты.

После «Попытки» творчество Стругацких уже никогда не будет прежним — безраздельно оптимистичным как у большинства «средних» фантастов их эпохи. Моральные дилеммы займут всё большее место в их творчестве, постепенно превращая фантастическое окружение лишь в декорации для постановки «вечных» вопросов.

От «Далекой радуги» до «Улитки на склоне»

«Далекую радугу» вдохновил американский фильм «На берегу» 1959 года, в котором речь также шла о надвигающейся катастрофе, которая должна спустя некоторое время уничтожить жизнь на планете

«Далекая радуга» 1963 года — как раз такое произведение-притча, одно из первых, но не последнее. Всё тот же мир победившего коммунизма: космические полёты, вершины науки и светлое будущее. Но и в таком мире остаются неразрешимые вопросы.

Планету Радуга из-за последствий рискованного научного эксперимента ждёт неизбежная катастрофа, которая гарантированно уничтожит на ней всё живое. Единственный небольшой корабль не сможет вместить всех людей. И как же в таком случае следует поступать? Спасать материальные ценности? Научные выкладки? Самих ученых? Или детей? Капитан Горбовский делает однозначный выбор. Финал, уже не такой безоблачно оптимистический, как в ранних книгах, отрывает Стругацких от основного массива «официальной» советской литературы. И чем дальше — тем сильнее будет этот разрыв.

«Трудно быть Богом» 1964 года продолжает проблематику «Попытки к бегству». Пускай человечество установило «самый прогрессивный строй», но другим мирам не так повезло, как Земле. И в чём же тогда заключается долг прогрессивного человечества? Спасти несчастных аборигенов? Конечно, спасти. Но вот беда — аборигены не могут и даже не хотят спасаться.

Экранизация 2013 года — трехчасовая медитация на кровь и грязь — гораздо лучше, на мой взгляд, передала не форму, но идею оригинальной книги, чем заурядный фентезийный боевик 1989 года

Все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологически почти все они были рабами — рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой.

Румата Эсторский
агент-прогрессор с Земли («Трудно быть Богом»)

С одной стороны, в речи Руматы Эсторского об арканарцах легко читалась вполне земная и обыденная «прогрессорская» деятельность Советского Союза во множестве стран третьего мира, стремление установить там социализм. Но это — поверхностный смысловой слой, был и второй — более глубокий. Как разумный человек, воспитанный в рамках «учительской концепции» Стругацких, должен взаимодействовать с теми, кто психологически «не дозрел» до неё? И, главное — кого из современников можно в принципе считать таким «человеком будущего», если даже безупречный Антон-Румата в конце всё же ломается, нарушает все мыслимые правила и проваливается в окружающее варварство? Это третий слой.

На самом деле, это главный вопрос всего творчества Стругацких. Гораздо позднее, уже оставшись в одиночестве, Борис даст на него ответ. Но он лежит уже за границами «Мира полудня».

«Хищные вещи века» — своеобразный приквел к миру «Полудня». Хронологически он не отстаёт от прочих произведений цикла, но касается не космоса, а грешной Земли, где ещё доживают свой век отсталые капиталистические режимы, население которых хоть и живёт в достатке, но без строгой коммунистической морали полностью деградировало. Этот смысловой слой, опять же, лежит на поверхности, и нужен, чтобы пройти советскую литературную цензуру.

«Дрожки» (современные рейвы) — одно из явлений общества потребления, предсказанных Стругацкими в «Хищных вещах века»

Спецагент ООН Иван Жилин прибывает в одно из таких государств, где обнаруживает новый супернаркотик — «слег». Он вызывает абсолютное привыкание и полностью отключает человека от реальности, погружая его в грёзы наяву. Фактически эта повесть — единственная, в которой Стругацкие, как фантасты, «угадали» будущее.

Этот факт очень любят повторять критики, но нужно помнить, что научная фантастика очень скоро стала для братьев лишь декорацией, антуражем. А реально же их заботила проблема не технического, а морального развития. И тут опять вставал вопрос: насколько главный герой, условный «человек будущего», способен противостоять соблазну иллюзорного блаженства?

«Улитка на склоне», состоящая из двух частей (назовём их «Институт» и «Лес») — ещё одно недооценённое произведение середины шестидесятых. Многие называют самой странной вещью братьев «Град обреченный», но лично для меня это именно «Улитка».

Часть «Улитки на склоне» была намеренно стилизована под творчество Франца Кафки. И в одном из своих писем к брату Аркадий говорил, что советский литературный критик и его друг Ариадна Громова прямо называла это произведение «близким к гениальности». Но мне ближе позиция режиссера Владимира Дмитриевского, который считал, что «написать как Кафка» — само по себе сомнительное достижение.

Институт и Лес. Иллюстрация Ф. Карпиленко

Немного ясности внёс современный российский писатель Дмитрий Быков, который до самой смерти Бориса в 2012 году плотно с ним общался. В своём разборе он утверждал, что две части книги — «Институт» и «Лес» — метафорически описывают проблемы города и деревни внутри советского общества.

Для Союза шестидесятых эта тема была очень актуальна. Ещё в 1959 году две трети населения страны жило в сёлах. Однако стремительная урбанизация и переезд людей из деревень в города сталкивала эти две России, которые со времён Петра I хоть и жили вместе, но находились в разных культурных пространствах. И если принимать теорию Быкова за истину, то метафора культурного и, опять же, морального конфликта на фоне фантастического окружения выглядит действительно интересно.

Официальная советская литература прославляла деревню и ставила её в пример. Но Стругацкие очень верно увидели в ней совершенно другую пугающую цивилизацию — отличную от той, что существовала в больших городах

Так или иначе, к середине 60-х расхождения между авторской позицией Стругацких и официальной советской литературой усилились настолько, что это стало доставлять братьям немало проблем. Их критиковали коллеги по цеху из союза писателей, публикации в журналах задерживались и нещадно резались цензурой. А ведь дальше ещё «Гадкие лебеди», «Жук в муравейнике» и «Град обреченный».

Трилогия о Каммерере

Со второй половины 60-х братья всё больше уходят в отдельные произведения вне «Мира Полудня». И это очень симптоматично. Потому что мир коммунистической утопии всё хуже вмещал в себя книги, идеи которых шли вразрез с его первоначальной установкой.

Последние крупные произведения главной серии — трилогия о Максиме Каммерере: «Обитаемый остров» (1969), «Жук в муравейнике» (1980) и «Волны гасят ветер» (1986). Есть ещё две небольшие повести: «Парень из преисподней» и «Малыш», но по смысловому наполнению они почти ничего не добавляют к тому, что раскрывается в этой последней большой трилогии.

Фильм Бондарчука многие не любят. Однако нельзя не признать, что он бережно обошелся с оригинальным романом

Хронологически «Остров» от «Волн» отделяет почти двадцать лет. И хотя у нас больше знают и любят именно «Остров» за его социальную и политическую актуальность, на мой взгляд, это всё же слабейшая из трёх книг. Поскольку это ещё те самые «классические» Стругацкие — официально приемлемые, ещё не до конца разочаровавшиеся. Но по мере взросления героя авторы ставят перед ним всё более серьёзные проблемы, и всё более мрачными получаются книги.

Книга первая. Мак Сим — сильный, честный, благородный и умный молодой человек, воспитанный в рамках образовательной программы «полуденной» Земли, желает совершить революцию (на самом деле — переворот), чтобы освободить планету Саракш от тирании неизвестных отцов и других тоталитарных режимов. И ему это относительно легко удается.

Книга вторая. Взрослый Максим Каммерер — сотрудник Комкона-2, единственной официальной спецслужбы коммунистической Земли — неожиданно для себя оказывается уже по другую сторону баррикад и должен уберечь родную планету от непонятной технологии «подкидышей» мифической высокоразвитой цивилизации странников. И ему это удается лишь ценой пролитой крови и загубленной жизни несчастного Льва Абалкина.

Стояли звери около двери. В них стреляли — они умирали

Книга третья. Каммерер «Биг-Баг» — начальник отдела Чрезвычайных Происшествий сектора «Урал-Север» сталкивается с поистине неразрешимой проблемой мировоззренческого кризиса земной цивилизации, когда часть человечества XXII века, по сути, превращается в иной вид с иной моралью, психологией и нравственными императивами — в люденов.

Эти постепенные метаморфозы от «Острова» до «Волн» отражают в себе внутренний кризис современного Стругацким советского общества. СССР декларировал, что строит новый совершенный тип общества и создаёт нового, совершенного человека. Однако к концу 80-х «новые люди» неожиданно осознали, что общество, в котором они живут, всё же далеко от совершенства.

Такова метафора люденов Стругацких. Пускай благодаря своей воспитательной теории и процедуре фукамизации все земляне мира «Полудня» беспрецедентно сильны, здоровы, умны и талантливы по сравнению со средним современным человеком, и среди них нашлись уникумы, которые превосходят их настолько же, насколько они превосходят нас. И таким люденам не осталось ничего другого, кроме как строить уже своё собственное новое общество.

Homo ludens (Человек играющий) — последний шанс для человечества?

Стругацкие совершенно точно не любили поздний СССР — в одном из поздних интервью Борис говорит об этом открыто. Но, как и миллионы других людей, они не могли точно предугадать, к каким тяжелым последствиям приведёт политический кризис советского строя, и вряд ли желали того, что случилось в реальности. Главная их заслуга как писателей в том, что они верно показали слом мышления, который произошел у нового поколения советских людей и те вызовы, с которыми столкнулось из-за этого общество.

Куда мы идём

В «Волнах гасят ветер» есть эпизод, который служит эпитафией всему «Полуденному» циклу. Это описание визита Каммерера и его спутников к Леониду Горбовскому — одному из самых популярных персонажей «ранних» Стругацких.

Горбовский уже очень стар даже по меркам Земли XXII века. Он потерял интерес к жизни и готовится умирать. И вместе с ним должен умереть весь оптимизм той эпохи покорения Венеры, первых межзвездных перелетов, первых успехов «прогрессорства» и всех технических и общественных достижений коммунистического человечества, которые превозносили Стругацкие в «официальном» верхнем смысловом слое своих книг. Потому что Горбовский — последний живой свидетель тех героических времен. А новые времена уже не внушают такого оптимизма. И лишь обнаружение люденов смогло вернуть ему желание жить.

Стругацкие начали свой главный цикл как «верные подручные партии, отпетые сталинисты», воспевающие настоящие и будущие успехи советского строя. А закончили его полудиссидентами, предвещавшими скорый закат этого самого строя. Они перечеркнули всё, о чем писали раньше, и оставили нам единственную надежду на новых людей — люденов.

Уже упомянутый выше российский писатель Дмитрий Быков в разборе творчества братьев полагал, что людены уже живут среди нас, незримо создавая предпосылки для действительно нового общества. Он утверждал, что небольшая часть человечества совершит не только технический, но также психологический, интеллектуальный и морально-нравственный скачок, без которого все самые расчудесные современные технологии — это лишь бомба замедленного действия в руках у обезьяны. Большинство же будут медленно деградировать под уютным покровом социальных сетей.

Мне бы очень хотелось верить, что спасение придёт к нам само собой, просто в порядке естественного развития. Но, боюсь, в теории Быкова слишком много интеллигентского самолюбования и старых как мир надежд на то, что «дети исправят наши ошибки».

К тому же, на протяжении нашей истории человечество уже не раз пытались делить по произвольному признаку на избранное меньшинство и «серое большинство» — начиная от платоновского «Государства» и религиозных догматов о спасении души, заканчивая нацистскими теориями XX века. Но никакой реальной, долгосрочной и массовой модели сегрегации на практике реализовано так и не было. На мой взгляд — скорее, к счастью, чем к сожалению.

В «Волнах» появление нового человека показано эволюционной неизбежностью. Но позднее Борис отказался от такого оптимизма. Кадр из фильма «Гадкие лебеди» 2006 года

Выше я писал, что в конце творческого пути Борис Стругацкий нашел ответ на главный вопрос, который они с братом поставили ещё в «Трудно быть Богом»: кто же способен потянуть роль «человека будущего»? Кому под силу менять миры и людей? Кто не сломается под этой ношей? И вот в 2003 году уже без брата (Аркадий умер в 1991 году) Борис написал последнюю свою книгу — «Бессильные мира сего», которая ставит жирный крест на «люденских» надеждах, описанных в «Волнах».

Никакое воспитание, никакие природные задатки, чудеса медицины и зигзаги эволюции сами по себе не сделают человека люденом. Так что никакой волшебной «палочки-выручалочки» человечеству ждать не стоит. Нужно постоянно и каждодневно трудиться над самим собой. В этом смысл.

Личная коллекция

История полуденного цикла — это живой пример эволюции литературной вселенной и её авторов. Имена Аркадия и Бориса остались навечно вписанными в историю отечественной литературы не потому, что они как-то особенно удачно предсказали будущее или популяризировали науку. Подобно русским классикам, они обращались к самым глубоким вопросам человеческой души. А фантастические декорации их книг лишь придавали этим поискам ещё большие силу и контраст.

#литература #мнения #месяцкосмоса #золотойфонд

{ "author_name": "Сергей Сабуров", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0430","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430"], "comments": 84, "likes": 225, "favorites": 158, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 11737, "is_wide": false }
{ "id": 11737, "author_id": 14209, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/11737\/get","add":"\/comments\/11737\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/11737"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

84 комментария 84 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Alex Serada

108

Такие статьи — луч света в темном царстве мусорного инфопотока. Большое спасибо.

Ответить

Сергей Сабуров

Alex
22

Очень боялся, что народ в комментариях уйдет только в обсуждение "Сталкера". Тогда как текст совсем о другом. Рад, что ошибся)

Ответить

Semper Fi

Сергей
9

Тоже очень рад видеть статью о творчестве АБС на DTF, сам в течение многих лет раз за разом перечитываю книги, упомянутые в статье. А теперь знаю, какие пробелы между ними стоит заполнить, какие книги я пропустил) Спасибо и буду ждать вторую часть статьи

Ответить

Dekin Tim

Semper
1

Мне вот интересно было прочитать их пьесы - это очень необычная грань Стругацких - "Пять капель эликсира" и "Жиды города Питера". Они немного попсовые, такие "на публику", но это и интересно.

Ответить

Fedya Popov

Сергей
0

Хотелось бы узнать-таки, верную последовательность при чтении "Цикла Полудня". Читать-то читал, а выходит, что неверно, поэтому думаю, что восприятие в целом слегка испортил.
Спасибо за статью. Больше бы таких, дающих пищу к размышлению!

Ответить

Максим Ханукецкий

16

На мой вкус лучшие фантасты на русском. Причём безупречные в малой форме, да и открывшие жанр фантастического детектива (Отель).

Правда я надеюсь хоть мои внуки увидят реально КРУТЫЕ игры и фильмы по их произведениям, а не очередное кино в духе "я автор, я так вижу".

Ответить

Ramil Yusupov

Максим
3

У нас то сам по себе отечественный кинематограф выстреливает один раз в пять лет, если не реже. А уж на экранизации Стругацких особо надеяться не приходится. Вот были бы режиссёры, как Тарковский, а так без шансов...

Ответить

Максим Ханукецкий

Ramil
12

Да Тарковский и не снимал Стругацких, он снимал Тарковского. Почитайте варианты отвергнутых сценариев в многотомнике. Там в корзину офигенные варианты полетели, а снял Тарковский откровенную отписку.

Ответить

Ramil Yusupov

Максим
5

Тут примерно такая же ситуация, как с "Бегущим по лезвию" Скотта и оригинальной книгой. Режиссёр всё-таки хочет снять своё кино, оставить свой почерк, а не безвольно снимать адаптацию. Я не скажу, что это хорошо, просто это неизбежно в некоторых случаях. Да и сами Стругацкие, если не ошибаюсь, фильмом были вполне довольны.
По хорошему фильм должен побуждать зрителя читать первоисточник, благодаря чему у читателя/зрителя выбор, что ему больше по душе. Знаю, что не всем понравилась оригинальная повесть, а вот фильм Тарковского очень полюбился, так и наоборот тоже.

Ответить

Randall Mcmurphy

Максим
2

Плюсую. Ушел далеко в сторону от оригинальной темы Лема

Ответить

Владислав Спивак

Ramil
–11

отечественный кинематограф выстреливает один раз в пять лет

О, а вот и свидетели годного отечественного кинематографа подъехали. Как раз скоро исполнится пять лет экранизации "Трудно быть богом" - вся суть отечественного кинематографа - куча говна в кадре и бездарность актёров (кроме Ярмольника)

Ответить

Кирилл Гордиевич

Владислав
4

"Время первых" отличный фильм. И вышел недавно.

Ответить

Владислав Спивак

Кирилл
–6

Даже посредственно зная историю могу сказать, что время первых - дерьмо. Мне даже лень разборы на ютубе искать, потому что этот фильм только ленивый не избил

Ответить

Кирилл Гордиевич

Владислав
0

При чем тут знание истории и фильм?

Ответить

Владислав Спивак

Кирилл
–1

фильм про первый выход человека в космос

при чем тут знание истории

Может, я что-то пропустил, и "время первых" у нас внезапно сайфай?

Ответить

Кирилл Гордиевич

Владислав
1

Я знаю про что фильм. Я просто не понимаю как знание истории повлияло на твоё восприятие фильма. Фильм художественный.

Ответить

Владислав Спивак

Кирилл
–2

Фильм художественный

Самое универсальное оправдание подобных фильмов. В таком случае сиквел "утомлённых солнце" - наш отечественный блокбастер и достойный ответ "Спасению рядового Райана", фильм-то художественный

Ответить

Кирилл Гордиевич

Владислав
1

Утомлённых не смотрел, так что не могу ничего сказать. Но Спасение рядового Райна тоже не шибко исторически верное, как и по "Соображениям совести", но фильмы то отличные, хоть в жизни всё было не так.

Ответить

Pavel Potemkin

Ramil
1

Наверное все-таки чаще. Последнее российское кино которое мне понравилось это сериал "Бесы" 2014 года. Вы не поверите, но там люди играют а не ходят на работу!! Крайне рекомендую даже не фанатам Достоевского. Да я и сам не фанат. Но кино хорошее. Актеры, режиссер все молодцы.

Ответить

Svyatoslav Torick

Максим
0

А чем тебе игры не угодили? "Обитаемый остров" TBS вполне годен, "Отель" немного предсказуем и вообще русский квест, но дух произведения сохранен (для тех, кто не читал). Вот "ТББ" не повезло, но не столько с разработчиком, сколько с издателем.

Ответить

Dekin Tim

10

Спасибо! Интересно, но лучше бы вместе написали лонгрид лонгридов :) Еще, как мне кажется, отдельно можно рассматривать юмористические вещи: Понедельник начинается в субботу, Сказка о Тройке, Экспедиция в преисподнюю.

А когда часть про Пикник, Град и Лебедей?

Ответить

Pavel Potemkin

6

"Быков" и "интеллигентское самолюбование", это синонимы по-моему.

Ответить

Mad Butcher

Pavel
5

«Интеллигент» и «самолюбование» это синонимы.

Ответить

Pavel Potemkin

Mad
2

Быков — экспонат интеллигента из палаты мер и весов в таком случае. Эталоны можно сверять по нему.

Ответить

Максим Димитров

4

"Румата Эсторский, агент-прогрессор с Земли"

Нет, Румата историк из Института. Прогрессорство появилось позже, возможно, как раз чтобы избежать подобных ситуаций.

Ответить

Jack Savage

3

Отличный материал. Точно подмечена корреляция между изменениями в общественном сознании в СССР и градуса исторического оптимизма в произведениях Стругацких. Только не совсем понял один момент в позиции автора: эти изменения являются развитием братьев, как писателей-фантастов, или деградацией? Писать с годами стали лучше, но не сбился ли прицел? Начинали с активных созидающих альтруистов, а закончили пассивными наблюдателями, люденами и повальным волюнтаризмом. Печаль.
И все равно Стругацкие являются выдающимися деятелями советской культуры

Ответить

Максим Димитров

Jack
1

Не уловил связи, писать про деградантов - не значит быть деградантом.

Ответить

Jack Savage

Максим
1

Не уловил связи. Кардинально изменить тональность своих произведений, перейдя от исторического оптимизма к мистическому пессимизму, и делать главными героями соответствующих персонажей - не значит быть деградантом

Ответить

Alfia Teddy

3

Румата - не прогрессор, а наблюдатель. Содержание "Жука в муравейнике" передано с точностью до наоборот.
Само обращение к теме Стругацких похвально, конечно.

Ответить

Михаил Кретов

1

Сергей, будьте любезны, огласите весь список книг в коллекции, пожалуйста. Почему-то моя коллекция этой же серии в два раза меньше

Ответить

Сергей Сабуров

Михаил
4

Там очень много дополнительных материалов, в том числе - писем, дневников, черновиков и интервью; вещи, которые Борис написал уже после смерти брата; пьесы и киносценарии; а также три тома фанфиков из подсерии "Время учеников".
Всего серия состоит из 24 книг. У меня есть 22. Полный перечень будет слишком развернутым. Но вы можете посмотреть его на сайте издательства АСТ.

Ответить

Максим Димитров

Сергей
0

На сайте издательства АСТ нет никакой метки для поиска по циклу. Есть только "Книги братьев Стругацких", но это явно не то.

Википедия говорит про 10 романов
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8F#.D0.A0.D0.BE.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D1.8B

Ответить

Алексей Сладков

2

У Стругацких должен был быть еще "Белый ферзь",4 книга о Максиме и эпитафия полдню
хорошо бы еще расказать о проекте Время Учеников и всех фанатских продолжения,от Соли Саркаша до Факапа

Ответить

Елизар Михеев

Алексей
0

о, Факап отличный, жаль, что скатывается в глумление над Стругацкими, а в конце просто конспирологическое говно. Пример антиэтики.

Ответить

EeRy Moth

2

Самое любимое произведение у них "Малыш". За неразгаданную тайну, проблемы коммуникации непохожих разумов, и отрезвляющий подзатыльник считающим себя верхом эволюции

Ответить

Amel

2

Безумно люблю три их вещи: "Трудно быть Богом", "Отель "У погибшего альпиниста" и "Понедельник начинается в субботу". И если последний любят, как правило, и те, кто вообще Стругацких не знает (спасибо советской киноклассике), а первый любить очень модно, то "Отель", по каким-то причинам, почти неизвестен. А между тем это прекрасный комедийный герметичный детектив совсем не в духе тех самых АБС, которые описывали крах системы. Его просто интересно и захватывающе читать. Еще хотелось бы отметить "За миллиард лет до конца света". Камерное мрачное сюрреалистическое произведение, все о том же выборе и о том, на что пойдет человек ради своих убеждений.

Ответить

Алексей Хромов

Amel
0

Как же прекрасно, что кто-то "Отель" вспомнил". Это действительно отличное произведение, причём и как детектив, и как просто нечто эмоционально-атмосферное. Зачитывался им.

Ответить

Елизар Михеев

Алексей
0

Почему то никто про пепел Бикини не вспомнил, а книга просто термояд.

Ответить

Максим Димитров

Amel
0

По этим причинам "Отель" и неизвестен: любители детективов про него не знают, любителям научной фантастики (мне, например) он неинтересен. Чтобы "зашло", нужно быть любителем обоих жанров.

Ответить

Potus

0

По моему субъективному мнению, лучшая фантастика была создана в СССР и Польше. Потому что в этих произведениях всегда есть идея, некая мораль.
У американцев тоже встречается такое, но в основной массе это все-таки развлекалово. Это не плохо, потому что по таким произведениям проще снять фильмы :)

Ответить

Dekin Tim

Potus
4

Интересное заявление :). А вот вы правда читали кого-то из польских фантастов кроме Лема, и не читали Азимова, Бредбери, Бестера, Ле Гуин, Дика?

Ответить

Елизар Михеев

Dekin
3

Ле Гуин не менее этична, чем Стругацкие. Левая рука Тьмы просто шедевр на все времена. Но.. фантастов трудно противопоставлять, да и не нужно.

Ответить

Альберт Арифулин

Potus
1

Мне кажется одна серия Дюна своим масштабом и глубиной уделывает всю серию Полдня. Просто потому, что Дюна универсальна, а истории Стругацких герметичны, чтобы читать и понимать Стругацких нужно быть родом из СССР или хотя бы иметь о нем живое представление. Без этого контекста книги Стругацких превращаются в довольно пафосную фантастику с претензией на глубину. Ближе к Гарри Гарисону с его Стальной крысой (больше приключения, чем притча).

Это уже не говоря о том, что читать про абсолютный коммунизм западному читателю будет практически невозможно.

Недавно перечитал Понедельник начинается в субботу и Сказку о тройке. Первая может быть замечательной детской сказкой, а вторая просто наполнена желчью и унынием, совершенно неинтересная к прочтению.

В общем, я хотел сказать, что Стругацкие интересны только тому, кто понимает в какой изоляции они писали свои произведения и какой информационный фон и быт их окружал. В этом их уникальность, но в этом же и слабость.

Ответить

Дмитрий Пырин

Альберт
0

Дюна весьма переоценена.
Карикатурные злодеи, которые "зло во имя зла", героические и беспросветно тупые герои, которые "добро любой ценой". Внутренней борьбы в героях нет, есть только какие-то "интиги" и умышленное "недоговаривание". Притянутые за уши сюжетные повороты, которые никак не вяжутся с законами мира Дюны. Откровенно скучное произведение, которое непонятно как оказалось в одном ряду с другими серьёзными НФ сериями.

Ответить

EeRy Moth

Potus
0

Так надо читать не боевую фантастику или космооперу, а научную

Ответить

Mad Butcher

Potus
0

Отличное сравнение, только не стоит ещё забывать сравнить количество фантастов в США и СССР, и уж тем более в США и Польше. И тогда всё предстанет в более интересном свете.

Ответить

EeRy Moth

Mad
0

Тогда уж бери соотношение

Ответить

Alexandr Dudyak

Potus
0

Роберт Шекли "Паломничество на Землю" сборник рекомендую к ознакомлению с "некоей" моралью.

Ответить

HSmzg

–9

Хочу читать Лукьяненко, а Стругацкие слишком старые и скучные для обывалы типа меня

Ответить

Alexander Evseev

HSmzg
1

До сих пор надеюсь, что когда-нибудь кто-нибудь экранизирует "Черновик". Желательно в виде сериала.

Ответить

Patrick

Alexander
0

ИМХО, черновик и чистовик очень слабы. А вот "Осенние визиты" не потребуют большого бюджета на спецэффекты, так что можно потратиться на сценарий и нормальных актёров. И к огромному сожалению надеяться, что когда-то экранизируют ЛГ-ИИ точно не стоит. Бюджет потребуется невероятный + лицензионные заморочки.
P.S. «Черновик» — предстоящий российский фантастический фильм режиссёра Сергея Мокрицкого по одноимённому роману Сергея Лукьяненко. В главных ролях Юлия Пересильд и Евгений Цыганов. Премьера намечена на весну 2018 года.

Ответить

Alexander Evseev

Patrick
0

Чистовик не читал, а Черновик просто создан для экранизации (имхо). Но боюсь, в итоге получится совсем не то, что ждут поклонники, судя по комментариям продюсера:

Если делать кино в точности по роману, то не хватило бы никаких миллиардов, собранных российским и зарубежным кино, чтобы показать все описанные в нём миры. Поэтому мы приняли решение показывать Москву в разных ипостасях. У нас будет трансформироваться этот всем известный город, а не сами миры, как в романе. Мы очень стараемся держаться книги. Герои все сохранены, мы усиливаем любовную и мелодраматическую линии, расписываем дополнительных персонажей»

Ответить

Patrick

Alexander
0

Ага. А потом Завулон размахивает троллейбусными проводами :D

Ответить

sloa

HSmzg
1

Ну, разве что раннего...
Я предпочитаю Дивова.
Читал бы Олди, но от них у меня крыша едет.

Ответить

Eugene Black

sloa
0

Охохо.. "Не читайте написанного, потому что слова – ширма, темница, оковы, в которых бьется недосказанное; и меня не слушайте, когда я кричу вам об этом, потому что и я связан словами, как и все; не слушайте меня, не слушайте, не..."

В свое время эта книга имела огромную силу надо мной)

Ответить

sloa

Eugene
0

Я помню, что прочитал БГГ и ГДБО, и до сих пор очень люблю "Ваш выход", но когда дело дошло до Одиссея, с его трещащим куполом, я не выдержал.

Ответить

DoorInSummer .

HSmzg
1

Вот и посмотрите с чего начинается цикл Дозоров, а к чему в итоге приходит. А если вспомнить кинофон западных фильмов, когда выходили эти книжки, то отделаться от впечатления содранных целых сцен не получается. И в космос герои летят, и китайские туррели противостоят героям, и луковичный мир, стремящийся то ли в сингулярность, то ли в сюрреализм. У Стругацких фантастика выдержанная, она все время показывает читателю то, что он в некотором роде видит и чувствует каждый день.
Это фактически разные жанры. У Лукьяненко супергероика, а у Стругацких суперэтика.

Ответить

Patrick

DoorInSummer
0

У Лукьяненко есть произведения с попытками суперэтики, но они, ожидаемо, не получили народной популярности.

Ответить

Dekin Tim

HSmzg
0

- Хамье, вы же неграмотны - стеклянным голосом сказал Румата. - Зачем вам подорожная? А этот что тут делает? - он кивнул в сторону мокреца, который вытирал рукавом сопли.

Ответить

Виктор Боженов

Dekin
0

зачем вы смесили тбб и гадкие лебеди?

Ответить

Dekin Tim

Виктор
0

Это из фанфика :) простите

Ответить

Randall Mcmurphy

1

"Улитка на склоне", "Гадкие лебеди" - лучшее из лучшего в НФ

Ответить

Егор Ермаков

1

Я вперые читаю ваш ресурс, и это ахеренно

Ответить

Марк Корнилов

1

С начала "Месяца космоса" ждал статью о творчестве Стругацких. Получилось великолепно. Ждём'с вторую часть)

Ответить

Igor

1

В творчестве Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких хорошо прослеживает смена настроения. Первые книги были полны энтузиазма и надежды на светлое будущее: "Страна багровых туч", "Полдень XXII века", "Стажеры". Потом книги их стали более приземлёнными и не такими радужными. Стало меньше историй про путешествия, а больше про людей, прогресс и : "Трудно быть богом", "Хищные вещи века", "Гадкие лебеди". А последние их книги "Волны гасят ветер", "Отягощённые злом", "Двадцать седьмая теорема этики" откровенно говоря тяжело читать.
Мне больше по душе середина их творчества 60-е и 70-е, когда будущее кажется не таким идеализированным, но есть надежда, что всё будет хорошо.

Ответить

Antony JF Gorbatiuk

1

Хорошая статья. Спасибо. Спорить о неточностях или мнениях не стану (никому это не нужно).
Отмечу только, что «Град Обреченный» - единственная книга в моей жизни, которую я читал дважды, а глядя на современный мир, стоит вернуться к ней еще раз.

Ответить

Vadim Semenov

0

Слегка оффтоп, но может тут кто поможет из любителей старой фантастики. Читал в детстве книгу, есть сильное ощущение, что это Стругацкие или кто-то тех же времён. Там по сюжету Марс был эдаким коконом, из которого вылупился потом огромный инопланетянин из какой-то сверх-расы. Марс после этого стали называть то-ли надкушенной, то-ли надкусанной планетой. Гугл не помог, может, тут кто знает, что это?

Ответить

Galiev Ildar

Vadim
1

Головачев, серия "Реликт"

Ответить

Vadim Semenov

Galiev
0

Спасибо огромное! Оно)

Ответить

fireff0xy

–2

Стругацких не переношу! Сколько я раз не пытался их осилить, разные произведения, я так и не смог понять чем они могут понравиться.

Ответить

art

fireff0xy
0

Несколько раз начинал читать, не заходило.
Потом начал читать книги в том порядке, как их писали и оторваться не смог.

Ответить

fireff0xy

art
0

ну, я себя все-таки больше ими насиловать не буду. полно литературы, что хотелось бы осилить. еще из "старого" лучше перечитаю любимое.

Ответить

Елизар Михеев

fireff0xy
0

сейчас их бесполезно читать, все эти Жуки и Волны - уже беспросветный наивняк двух пожилых советских писателей

Ответить

fireff0xy

Елизар
0

да, больше и не буду. серьезно садился раза три за их произведения, вбивая себе в голову: ну нет, если они стольким людям нравятся, то и мне должны зайти, я наверное что-то не понимаю. прочитывал по 1-2 произведения до конца. плювался, опять садился с теми же мыслями через пару лет, наткнувшись случайно на статью о них. Вот не знаю, не мое. Это наверное как с Макс Фрай: там или любовь или ненависть. Я не любил, моя девушка обожала и перечитывала )

Ответить

DoorInSummer .

0

Странно, но мне наоборот везде мерещилась магия, которая дает силы героям.
Это вовсе не их работа надо собой. Они получают свои силы из обучения и подготовки, которая всегда за кадром, но готовит героев к этим испытаниям. Методы борьбы с оружием и техникой, сталкивание антагонистов, смысловые игры, способность замечать изменения в своем сознании - какие-то сплошные элементы конспирации, шпионства, разведчества и подрывничества вместе с психологией. А те, кто сообразительнее героев - все время на шаг вперед и неуловимы.
Герои все время в потоке между слоями, срезами, сообществами. Иногда кажется, что у героев нет другой цели, кроме проскользнуть между опасностями. Они явно противники фашистов, диктаторов, мракобесов, но при этом у них нет своей программы. Они разрушители, а не строители. И это очень грустно.

Ответить

Максим Димитров

DoorInSummer
0

Говорить в целом не буду, потому что слишком общо, отвечу на примере любимой книги - "Трудно быть богом".

Историки НЕ хотят ничего разрушать, кого-либо свергать и вообще с кем-то бороться. Они спасают художников, чтобы те именно строили новое общество. Тех, кто хочет по-быстрому всё сломать, называют "спринтерами" и вывозят на Землю.

Ответить

DoorInSummer .

Максим
0

В том конечная позиция Руматы, что он был не для этого. Не поставить процесс выше своей роли. Не стать сборщиком урожая умов.
Для меня это символ обратного процесса - искаженного миротворчества и миссионерства. Все-таки прийти к этим людям и отдать им часть своего времени.

Ответить

Alfia Teddy

0

Тест

Ответить

Andrey Vasilchenko

0

Ничего нового не узнал, но прочитал с удовольствием, спасибо!

Ответить

Noisyflasher

0

Как всегда с опозданием - спасибо за статью, прочел на одном дыхании. И впечатления от творчества АБС схожи.
Но при этом, самым моим любимым произведением из их творчества стал рассказ "За миллиард лет до конца света". Не знаю, не могу объяснить почему - но вот он запал как-то сильно.

Ответить

Ilya Boytsov

0

Очень-очень крутая статья. Сергей, спасибо! Спасибо от всех, кто никогда не увидит эту статью ))) А те, кто увидит, выскажутся сами!

Ответить

Номар В.

0

Спасибо за статью! Очень люблю Стругацких. В свое время прошел типовой путь, когда сначала завлекла в школьные годы фантастическая составляющая, а с годами все больше интересовали именно социальные и моральные проблемы будущего в их творчестве. И в этом вопросе Мир Полудня занимает отдельную нишу.
А чего стоит та самая образовательная система - Высокая Теория Воспитания. Вещь не бесспорная, по современным меркам даже все еще радикальная, но вместе с тем очень интересная.

П.С. Статья действительно хороша!

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]