Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Мы привыкли, что первый фильм обычно лучше сиквела. Но работает ли это с книгами? Советуем несколько историй из фантастики и фэнтези, которые нельзя оценивать по первой части.

Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу
Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Поэты кажутся людьми с тонкой душевной организацией, выражающими мрак и жестокость жизни скорее через метафоры, чем напрямую – но Брайана Стейвли это не касается. Автор «Хроник Нетесаного трона» обратился к прозе после несостоявшейся поэтической карьеры, однако его фэнтези напоминает о старом поприще разве что словесными образами.

«Хроники Нетесаного трона» – это непростая трилогия, задумку которой невозможно оценить по первому роману «Клинки императора». Завязка этой истории кажется вполне сказочной (было у императора три наследника), но вот дальше всё идет скорее уж в духе «Игры престолов» (отца убивают, в осиротевшей империи клубятся интриги, семья даже не может собраться вместе). Три сюжетных линии представляют разные аспекты жанра. Если младшая сестра Адер, остававшаяся при дворе, вынуждена справляться с политическими проблемами, то братья Каден и Валин вдали от дома сталкиваются с совсем другими препятствиями. В целом, трилогия Стейвли – это многоплановая сага о совершенно разных людях, волею судеб связанных кровными и государственными узами. Смогут ли они объединить свои силы и спасти наследие, ещё большой вопрос.

В этом году «Хроники Нетесаного трона» были изданы на русском языке полностью, в следующем «Азбука» собирается издать сторонний роман из «Хроник» – а там, как знать, может добраться и до нового цикла из вселенной Стейвли.

Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Решив не распыляться на «мелочи» вроде внецикловых романов, Джастин Колл последовал примеру своего кумира Брендона Сандерсона и придумал огромную вселенную. Ей Колл планирует посвятить как минимум дюжину книг, разбитую на три цикла – а начинается это летопись с тетралогии «Молчаливые боги». Учитывая масштаб задумки, неудивительно, что в первом романе «Мастер печали» много внимания уделяется описанию мира, но со второй книги («Мастер артефактов») сюжет разгоняется по-настоящему.

Главным героем «Молчаливых богов» становится амбициозный подросток Аннев, будущее которого нам известно заранее: он станет местным Темным властелином. Учитывая, что в будущем никакой интриги нет, можно с чистой совестью сосредоточиться на настоящем и посмотреть, как честолюбивый и гордый, но человечный парень раз за разом делает поворот не туда. Казалось бы, он поступил в знаменитую академию, после обучения в которой получит престижный статус охотника за магическими артефактами – так что же пошло не так?..

«Многие даже не подозревают, что я работал над этой серией больше пятнадцати лет перед тем, как приступить к ее написанию. Всё это время я не бездельничал; а значит, у меня накопилась масса нерассказанных историй, в числе которых – три проработанных варианта эволюции главного героя. «Молчаливые боги» состоят из четырех объемных книг, содержащих хронику пути Аннева к становлению в качестве Темного властелина, образ которого закреплен в более традиционных историях в жанре эпической фэнтези. Это история становления и путь героя, закрученные в единый сюжет, но с неожиданной расстановкой элементов, которые мы привыкли считать традиционными.

Джастин Колл
Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Суровый двухметровый воин, куча драконов и опасные миссии: это ли не признаки самой что ни на есть традиционной фэнтези-саги? Да, и автор «Драконов Терры» Брайан Наслунд очень успешно с этими традициями работает. Его главный герой Бершад Безупречный не без оснований считается лучшим драконьером Терры: никто из охотников ещё не выживал после столкновения с таким количеством драконов. Но Бершад работу не выбирал – это его наказание, предписанное самим королём. Когда-то он был великим полководцем, наследником завидных земель и женихом принцессы, а теперь заклеймён как преступник… пока королю не понадобится отправить его в самоубийственный поход, целью которого становится расправа над правителем соседней империи.

Это только зачин первого романа «Кровь изгнанника», а всего же в цикле «Драконы Терры» будет три книги, последняя из которых выйдет на русском языке уже в следующем году. Несмотря на то, что «Драконы Терры» – это литературный дебют Наслунда, впечатление он производит будь здоров. Сразу предупреждаем, что натуралистичных описаний будет много, но не на них, к счастью, держится сюжет: здесь, как минимум, есть динамичные бои, нетривиальный подход к магии и драконьи проблемы в суровом мире людей.

Кстати, о драконьих проблемах: именно благодаря им на трилогию Наслунда навесили ярлык экологической фэнтези, идущей строго по повестке. Но, честно говоря, согласиться с этим сложно, ведь драконы всё-таки остаются лишь одной из составляющих истории – наряду с эпичными битвами, научно-магическими изысканиями и другими элементами, которые мы не будем раскрывать.

Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Будем откровенны, читатели нередко сдаются после первой же книги «Малазана»: уже в «Садах Луны» коварный Стивен Эриксон выдаёт столько имён и географических подробностей, что хватило бы, кажется, на все четыре тома «Войны и мира». И когда приходит понимание, что «Сады Луны» – это только начало, а впереди ещё девять книг, становится настолько не по себе, что хочется бросить это гиблое дело. Но всё-таки не зря Эриксон ещё при жизни стал культовым автором тёмной фэнтези: да, привыкнуть к его авторскому стилю непросто, но оно того стоит – ведь в награду за труд вы получаете одну из самых масштабных и, что греха таить, великих историй в жанре.

Кровожадные амбиции Малазанской империи, бесконечные войны, интриги и коварство: вот что такое «Малазанская книга павших», в своей сложности так похожая на реальную историю человечества. Эриксон написал летопись огромного мира, населённого множеством самых разных магических рас и богов – и, возможно, именно летописный формат отпугивает не готовых к такому читателей. В отличие от большинства авторов фэнтези, которые отводят хотя бы какую-то часть книги на знакомство читателя с новой вселенной, Эриксон бросает вас сразу в гущу событий, и разбираться приходится на ходу.

Чтобы мотивировать читателей, поговорим заодно о дальнейших планах «Азбуки» на Эриксона: помимо основного цикла «Малазанской книги павших» будут изданы и всевозможные спин-оффы и приквелы. Прямо сейчас готовится сборник «некромантических» историй о засветившихся в основном цикле Бошелене и Корбале, да и третий роман «Малазана», надеемся, не за горами.

Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Жизнь – слоёный пирог? Лабиринт? Или всё же что-то большее? Для героя «Вавилонских книг» Тома Сенлина все варианты сошлись в одной башне – как вы понимаете, Вавилонской. Автор этой необычной фэнтези Джосайя Бэнкрофт сделал центральным персонажем своей истории провинциального учителя, которому предстоит заново открыть мир и самого себя. В первом, «установочном», романе «Восхождение Сенлина» Том и его жена приезжают посмотреть на самую популярную туристическую достопримечательность, величайшее чудо света – Вавилонскую башню. Но у самого её подножия пара теряет друг друга, и Тому предстоит отыскать свою возлюбленную на одном из этажей поистине необъятного здания.

Чем дальше заходит герой, тем более удивительные и опасные вещи он видит, и уже во второй книге мир Бэнкрофта затягивает читателей по полной – ведь мы понимаем, что приключения Тома не останавливаются на простой смене локаций. Сам же Бэнкрофт постепенно раскрывается не просто как создатель оригинального сюжета, но и как самобытный, поэтичный автор, очень чутко работающий с текстом и доводящий его до вершины жанра. И если «Восхождение Сенлина» похоже на увлекательную «бродилку», то второй роман «Рука Сфинкса» и последующие книги развиваются уж в другом русле.

Всего Бэнкрофт написал четыре романа о Томе Сенлине, последний из которых, надеемся, выйдет на русском языке в следующем году.

Дайте второй шанс! 6 книжных саг, которые раскрываются не сразу

Сомнений нет, самое известное произведение Глена Кука – это «Хроники Чёрного Отряда», ведь эту историю считают чуть ли не краеугольным каменм жанра тёмной фэнтези. Но стартовавший чуть раньше цикл об Империи Ужаса на самом деле ничуть не уступает своему собрату, хотя и требует некоторого времени на раскачку.

Итак, «Хроники Империи Ужаса» – это мрачная эпическая сага, состоящая из нескольких трилогий. Хотя Кук начал писать её ещё в конце 70-х, финал этой истории читатели увидели буквально несколько лет назад, потому что рукопись этой книги была давно утрачена, и писатель далеко не сразу нашёл силы её восстановить. Возвращение "Хроник" очень порадовало поклонников Кука, ведь эпичную и детально проработанную историю Империи Ужаса многие считают откровенно недооценённой.

Начинается цикл с книги «Тень бесконечной ночи», и тут важно понимать, что между первым и вторым романом существует больная разница в интонациях. Привычная для книг Кука динамика начинается только ко второму роману, первый же скорее напоминает неспешное сказание, между частями которого существует большой временной разброс. Но если вы любите тёмную фэнтези, то с «Хроникой Империи Ужаса» точно стоит познакомиться: история могущественных магов, суровых наёмников и других обитателей этого мрачного мира – отличный вариант для чтения долгими зимними вечерами.

6868
53 комментария

Эпопеи, которые "раскрываются не сразу" - это как парашют, который раскрывается не сразу. А точнее - не раскрывается вовремя. Потому что если он не раскрывается вовремя, то он вроде как уже нахуй не нужен...
А вообще эпопейщики зло, но вот чего я никак не могу понять: ладно, с сильной первой книгой утонуть в эпопейщине - это норма и даже где-то неизбежность. Но ведь некоторые умудряются наклепать и продать двадцать томов говна, которое изначально ничем другим и не было!

13
Ответить

Сильно зависит от автора. Есть эпопеи говна, а есть дико интересный Архив Буресвета например.

2
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Я вот на Полуночном приливе и забросил читать. Стало невообразимо скучно

1
Ответить

Забыли Игру Эндера.
Средненький боевичек про избранного мальчика превращается в серьезную серию раскрывающую проблему ксенофобии.

3
Ответить

По моему мнению, там после второй книги уже сущая графомания идёт. Ну, тут уж кому как.

6
Ответить

А по-моему когда этот роман был относительно небольшой повестью, вот тогда он был классный. А все остальное это лютый треш

Ответить