Доказательства того, что Корней Чуковский - садист лютый

Доказательства того, что Корней Чуковский - садист лютый

Мы привыкли к тому, что Чуковский – отличный детский писатель. Он же нам и Мойдодыра подарил, и доктора Айболита, и Муху-Цокотуху и ещё массу необычных героев. Но, если начать вчитываться в книги в зрелом возрасте, то перспектива вырисовывается отнюдь не радужная, а желание читать их своим детям напрочь пропадает. Книги Чуковского противоречивы. И то, что автору кажется нормой, детей может пугать. Так мочалка из Мойдодыра, призванная привить любовь к чистоте, у детей вызывает страх. А как иначе, если она «кусается как волчица», к тому же ещё и «бешеная». Мыло вообще как оса жалится. Мы бы и сами в ванную побоялись зайти!

А «Муха-Цокотуха» – это вообще триллер, который точно не стоит читать на ночь. Вряд ли после строк «зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у неё выпивает» впечатлительный ребенок заснет без ночника. Несмотря на «ужасы», критики и литераторы твердят о том, что Чуковский – талант. Он смог через призму детских стихотворений научить ребенка фантазировать и помог побороть страхи, а ещё подарил множество отсылок в различным произведениям, например к книгам первейшего из триады Мастеров Ужасов - Эдгара Аллана По.

Но это мнение исследователей, которые ищут двойное дно и глубоко копают. Малыши уж точно отсылок никаких не замечают, так же, как и большинство взрослых. И то, что Бармалей "ест детей" этих самых ребят пугает, а не демонстрирует им с помощью анафоры нелепость детских страхов, воплощенных в образе героя-антагониста в реалиях «кладбищенской» эстетики. Порой чтение вызывает недоумение и мысли о том, был ли в себе автор, когда писал все это, и стоит ли вообще читать детям подобные книги?

Доказательства того, что Корней Чуковский - садист лютый

Как известно, самым читаемым автором детей является К.И. Чуковский (попрошу не путать с композитором Чайковским!). Но в детстве я и не подозревала, что воспаленное воображение детского писателя в состоянии придумывать сюжеты и обороты, от которых Стівен Кинг и Эдгар По бессильно скрежещут зубами от зависти.

Возьмем, например "Краденое солнце":

"Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,"

Это ж триллер какой-то, чесслово! Лично мне представляются совершенно кошмарные черные блестящие чудовища по три метра длинной, с глазами на шевелящихся стебельках. Бесшумно подкрадываются они во мраке (обратите внимание - не в темноте, а именно во мраке) к ничего не подозревающей жертве, хрясь, и человека пополам!

"Да в овраге за горою

Волки бешеные воют."

Да-да! Именно бешенные. С безумными красными глазами, с белой пеной на оскаленных клыках. Бросающиеся на всё живое с кошмарным хохотом...

"А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами ищет:

"Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?"

Шальные собаки, если кто не понял - это лучшие друзья бешенных волков. И живут они в том же мраке, в котором лазают кошмарне ракообразные монстры. Но как можно предполагать о собственном ребенке, что его разорвали собаки? Или она это с надеждой в голосе говорит?!

"Айболит". Апофеоз садизма и ненависти ко всему живому. Еще в детстве у меня вызывала недоумение фраза:

"Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки!"

Какой трамвай может быть на дорожке, если он ездит по РЕЛЬСАМ?!!! И что теперь, по дорожкам не ходить, раз в любой момент из-за угла может выскочить трамвай убийца и отрезать обе ноги нах? Так бы и призналась хоть, что не уследила за своим умственно отсталым чадом, не научила вовремя ПДД, и он и выскочил на проезжую часть! Но продолжение умиляет:

"И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!"

Ага... Хромой... МАМАША!!!!

ОН У ТЕБЯ БЕЗНОГИЙ (точнее - БЕЗЛАПЫЙ)!!!!!!

Дальше - страшнее:

"И сказал Айболит: "Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,"

Новые ножки, вы слышали? То есть старые где-то потерялись, валяються на трамвайных путях, пугают до икоты старушек. А Айболит так запросто из морозилки другие ноги достает и пришивает. Суровой ниткой. Без анестезии. А ножки чьи, хочется спросить? Остались от других пациентов, которым повезло меньше? Сколько трупов у тебя на совести, доктор?

"Он опять побежит но дорожке".

Надо полагать, до следующего трамвайчика...

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!"

Как хорошо, что у Корнея Ивановича ограниченные познания в медицине. А то он бы бедных детей таким назаражал, что их проще было бы эвтанизировать из жалости. Хотя и этих болезней достаточно, чтобы помереть в 24 часа... Один аппендицит чего стоит. Вовремя не удалить - перитонит и конец тебе!

"Бармалей". Всего одна цитата:

"Но злодей Айболита хватает

И в костёр Айболита бросает.

И горит, и кричит Айболит:

"Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!"

Жанне Дарк, и Джордано Бруно посвящается...

Айболит - любимый герой повествований Чуковского. Вот какая апокалиптическая картина творится у дверей его дома в позднем стихотворении "Одолеем Бармалея":

"А там, у порога, толпятся убогие:

Слепые утята и белки безногие,

Худой лягушонок с больным животом,

Рябой кукушонок с подбитым крылом

И зайцы, волками искусанные".

Слепых утят видимо привели безногие белки... Зайцы, волками искусанные: обломки костей, торчащих из открытых переломов, частично скальпированные тушки, волочащиеся по траве кишки, измазанные в крови и фекалиях... О вреде тяжелых наркотиков говорит нам стихотворение "Обжора":

"Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр

Хитёр

И снова нырнул в костёр".

Типичный представитель естественного отбора безо всякого инстинкта самосохранения сгорел буквально заживо. Теперь - "Мойдодыр":

"Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

качает головой".

Что меня смутило, так это то, что умывальник находится в СПАЛЬНЕ, а не на кухне или в ванной комнате! Из маминой спальни может выбежать с одной ногой разве что лишь её окровавленный хахаль, спасаясь от разъярённого отца с бензопилой, как в одном анекдоте, но никак не умывальник! И как Мойдодыр может выбегать, если он ХРОМОЙ и с кривыми ножками? Да уж, это вам не реклама стирального порошка, раз этот персонаж пытается утопить бедного мальчика и силком заставить его соблюдать гигиену:

"Я — Великий Умывальник,Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!"

Далее - "Тараканище"... Повесть о засилии инсектоидов, которую взяли за основу авторы фильма "Звездный десант". И в первых же строках мы встречаем угадайте кого? Не угадаете.

"А за ними раки

На хромой собаке".

Интересно, это те же самые раки и собака, которые в "Краденом солнце" являлись пособниками Мирового Зла, ползали во мраке и разрывали медвежат?

"Волки от испуга

Скушали друг друга".

Я в детстве помниться мучительно пыталась представить себе эту картину. Помниться даже схематично изображал кушающих друг-друга волков, чтобы понять, как такое возможно. Получалось что-то, напоминающее Уроборос. И ведь действие закончено: "Скушали". То есть ничего не осталось. Куда делись скушанные волки, и от них даже ни шерсти, ни пары хвостов не осталось?!!! Это какой-то микроколлапс пространства произошел и они схопнулись в другую реальность? Ну ладно, эту загадку оставим физикам. А вот пускай мне психиатры ответят - это что за редкое расстройство - от страха съедать ближайшего, кто к тебе находиться? Ведь и

"Бедный крокодил

Жабу проглотил".

(крокодил бедный... ага. А жаба от счастья небось светится, живцем перевариваемая в желудочной кислоте...)

"А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа."

Вам слониху жалко? Мне вот было жалко. Ей же больно на ежа было садиться... И только теперь я понимаю, что жалеть надо нифига не слониху... ЁЖИКУ-ТО КАБЗДЕЦ НАСТАЛ!!! Его расплющило нафиг!!! И какая дурацкая надпись будет на могильном камне - "Раздавлен дрожащей слоновьей жопой"... Кстати эта же слониха в стихотворении стала причиной ещё одной смерти. Столь же нелепой и трагической. И опять же по той причине, что была не в состоянии контролировать собственные эмоции:

"А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала".

Хочется абстрагироваться от того факта, что упавшая на землю луна уничтожит всё живое на миллионы лет... Пускай будет только слон... В 1921 году, когда страна проваливается в голодные времена, Чуковский пишет детское стихотворение «Тараканище» про апокалипсис, в котором все погибли. Матери не в силах спасти своих детей и «убиваются». Виной всему Тараканище - мелкое насекомое и воплощение всего плохого. Когда плохое склевывает воробей обнаруживается проблема с материнскими объектами - слониха, луна, болото:

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

Возможно Чуковский отсылает нас и к знаменитой песне "La Cucaracha". Далее следует слишком уж жуткий сюжет с уклоном в пожирание:

"А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери,ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!"

Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка -

Медвежонка, волчонка, слоненка,-

Чтобы несытое чучело

Бедную крошку замучило!

Плачут они, убиваются,

С малышами навеки прощаются".

… Без комментариев. Оставь надежду всяк сюда входящий. Страдания сироты в отличие от депрессии оставляют надежду на воссоединение с любящим объектом. Но только не в этом стихотворении. Матери здесь «навеки прощаются» с детьми и не оставляют им надежды на соединение с отцом. Слова, с помощью которых раскрывается тема стихотворения представляют его апокалиптическим с зашкаливающим уровнем агрессии и ужасом больших взрослых животных, не способных защититься самим от какого-то жалкого насекомого и даже защитить своих же детенышей. Здесь каждый за себя, Бог против всех и этот мир не для того, чтобы в нем рождались дети. Последующие произведения Чуковского уже не столь катастрофичны, но также сохраняют авторский стиль.

Возвращаясь к Айболиту. Помните, у меня появилось подозрение, что Айболит содержит нелегальный банк органов. Это подозрение только крепнет после прочтения "Топтыгин и Лиса". Мы даже можем немного узнать, кто явился донором преступному доктору:

"Засмеялся добрый

Доктор Айболит.

Глупому Медведю

Доктор говорит:

"Ладно, ладно, родной, я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные,

Есть ослиные, длинные-длинные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу..."

Начал Мишка хвосты примерять,

Начал Мишка перед зеркалом гулять:

То кошачий, то собачий прикладывает

Да на Лисоньку сбоку поглядывает."

Выводы делайте сами...В стихах Чуковского нередко появляются злодеи. И какой самый простой способ победить отрицательного персонажа? Воспитанное на голливудских боевиках поколение хором кричит: "Мочить козла!!!" Но задолго до Голливуда этот способ победы Добра над Злом проповедовал К.И. Чуковский. Причем с уклоном в каннибализм. Вспоминаем: Бармалей сожран крокодилом. Крокодил, в свою очередь поломан медведем. Старичок-паучок обезглавлен мародером-комаром. Таракан живьем проглочен воробьем.

Вы до сих пор верите, что книги Чуковского учат добру?" (с) И вообще, Корней Иванович Чуковский весьма странный писатель. Он воспевает паразитов, смертельных врагов человека. В знаменитой детской сказке "Муха - Цокотуха" в стихах как герой представлен кровопийца комар. А как совершенно невинная жертва - муха. Которая явно вызывает сочувствие. Хотя в реальной жизни, как и таракан, она - страшный вредитель.

У неё на теле 26 миллионов микробов, которые разносят туберкулёз, сибирскую язву, холеру, дизентерию и другую опасную для жизни человека заразу! Закончилось б все тем, что мухи и прочие паразиты захватили бы мир, если бы их не ловили Пауки, а вот Корней Иванович зачем-то изобразил паука страшным преступником, убийцей. Тогда как людям пауки ничем не угрожают. С немногочисленными ядовитыми пауками подавляющее большинство людей никогда не встречалось и не встретится. А с мухами - запросто.

Доказательства того, что Корней Чуковский - садист лютый

А есть ещё одно, отдельное стихотворение Чуковского, в котором тоже полно ужасов - это "Крокодил". Кто-то видит в нём политическую подоплёку, я же воспринимаю его как вражду между людьми и животными, которые здесь, как ни странно, разумные - пользуются человеческими вещами, имеют титулы (Гиппопотам почему-то вместо Льва стал Царём), профессию (Бегемот у них аптекарь) и едят человеческую пищу. Один Крокодил у них такой правильный злодей! Вообще, Крокодил чет слишком часто появляется на страницах стихов: то его встречает убегающий от Мойдодыра мальчик, то он проглатывает Солнце, не боясь обжечься и устраивает Армагеддон, то глотает Бармалея...В данной сказке начинается все довольно-таки невинно:

"Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, Крокодил Крокодилович!"

Очень "оригинальное" имя для рептилии! И в оригинальной версии стихотворения персонаж говорил не по-турецки, а по-немецки и служил отсылкой к "Крокодилу" Фёдора Достоевского. Но потом автор немного изменил сюжет. Конечно, странный внешний вид персонажа до усрачки пугает прохожих, жителей дореволюционного Петрограда, но вместо того, чтобы дать стрекача, людишки зачем-то принялись его дразнить и в итоге поплатились за это:

"А за ним-то народ

И поёт и орёт:

"Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?"

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его;

И какой-то малыш

Показал ему шиш,

И какой-то барбос

Укусил его в нос, —

Нехороший барбос, невоспитанный".

Крокодил же здесь предстаёт эдаким воплощением Робина Бобина и Глиняного Парня, которые также пожирали все и всех, кто ни встретится у них на пути:

"Оглянулся Крокодил

И барбоса проглотил,

Проглотил его вместе с ошейником.

Подбежал городовой:

"Что за шум? Что за вой?

Как ты смеешь тут ходить,

По-турецки говорить?

Крокодилам тут гулять воспрещается".

Усмехнулся Крокодил

И беднягу проглотил,

Проглотил с сапогами и шашкою".

Финал этой трагедии предполагает лишь один вариант развития событий: всех разгоняют по домам, объявляют перехват и комендантский час, улицы патрулирует наряд, хищника убивают, а людей несчастных и собаку хоронят под траурный марш Шопена, но у Чуковского положение спасает лишь один маленький мальчик Иван Васильчиков с игрушечной саблей:

"Он сказал: "Ты злодей,

Пожираешь людей,

Так за это мой меч —

Твою голову с плеч!" —

И взмахнул своей саблей игрушечной.

Отвечал ему Ваня Васильчиков:

"Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,

Но тебя, кровожадную гадину,

Я сейчас изрублю, как говядину.

Мне, обжора, жалеть тебя нечего:

Много мяса ты съел человечьего!".

Ничего себе речь для малолетнего ребёнка, но поведение Крокодила больше удивляет:

"И сказал Крокодил:

"Всё, что я проглотил,

Я обратно отдам тебе с радостью!"

И вот живой Городовой

Явился вмиг перед толпой:

Утроба Крокодила

Ему не повредила.

И Дружок

В один прыжок

Из пасти Крокодила

Скок!"

Извини, Крокодил, но это не так работает. По идее, все эти люди, пёс, а также Бармалей и Жаба должны были перевариться в желудочном соке. И странно, что рептилия испугалась такого маленького мальчика! В итоге террориста, как Басаева после Будённовска, попросту отпустили домой, даже самолёт дали прямиком в Африку, где помимо упомянутых ещё в "Мойдодыре" и "Телефоне" Тотоши и Кокоши, у Крокодила есть сын Лёлёша:

"Говорит ему печальная жена:

"Я с детишками намучилась одна:

То Кокошенька Лёлёшеньку разит,

То Лёлёшенька Кокошеньку тузит.

А Тотошенька сегодня нашалил:

Выпил целую бутылочку чернил.

На колени я поставила его

И без сладкого оставила его.

У Кокошеньки всю ночь был сильный жар:

Проглотил он по ошибке самовар, —

Да, спасибо, наш аптекарь Бегемот

Положил ему лягушку на живот!".

А дальше начинается нечто невообразимое:

"Но тут распахнулися двери,В дверях показалися звери:

Гиены, удавы, слоны,

И страусы, и кабаны,

И Слониха,

Щеголиха,

Стопудовая купчиха,

И Жираф,

Важный граф,

Вышиною с телеграф, —

Всё приятели-друзья,

Всё родня и кумовья.

Ну соседа обнимать,

Ну соседа целовать:

«Подавай-ка нам подарочки заморские!»

Как услышали про ёлочку слоны,

Ягуары, павианы, кабаны,

Тотчас за руки

На радостях взялись

И вкруг ёлочки

Вприсядку понеслись".

Хотела бы я знать, КАК все эти упомянутые Корнеем Ивановичем сухопутные звери очутились в Ниле ПОД ВОДОЙ, где живёт семья Крокодила?! Да ещё и беря во внимание то, что большинство из них живёт на РАЗНЫХ континентах, а не в Африке! Далее Крокодилу визит наносит Гиппопотам, и тот начинает жаловаться на то, какие люди плохие, в зоопарке зверей, их собратьев в клетках держат:

"Там наши братья, как в аду —

В Зоологическом саду.

О, этот сад, ужасный сад!

Его забыть я был бы рад.

Там под бичами сторожей

Немало мучится зверей,

Они стенают, и ревут,

И цепи тяжкие грызут,

Но им не вырваться сюда

Из тесных клеток никогда.

Там слон — забава для детей,

Игрушка глупых малышей.

Там человечья мелюзга

Оленю теребит рога

И буйволу щекочет нос,

Как будто буйвол — это пёс".

Но позвольте, сказка начинается с того, что Крокодил ПРОСТО бродил по улицам, курил и распугивал своим видом прохожих! КАК он вообще в зоопарк-то попал?! И ещё остаётся непонятен этот момент:

"И говорит Крокодил:

"Пожалуйте, ваше величество!

Кокоша, поставь самовар!

Тотоша, зажги электричество!"

Откуда Кокоша достанет самовар, если он его ПРОГЛОТИЛ, как тебе сама жена рассказала, и ты даже сам слёзы лил, понимая, что это был единственный экземпляр посуды?! Или у вас запасной самовар нашёлся? А затем начинаются призывы к массовому уничтожению людей после смерти племянника Крокодила:

"Не проклинаю палачей,

Ни их цепей, ни их бичей,

Но вам, предатели друзья,

Проклятье посылаю я!

Вы так могучи, так сильны,

Удавы, буйволы, слоны,

Мы каждый день и каждый час

Из наших тюрем звали вас

И ждали, верили, что вот

Освобождение придёт,

Что вы нахлынете сюда,

Чтобы разрушить навсегда

Людские, злые города,

Где ваши братья и сыны

В неволе жить обречены!" -

Сказал и умер.

Я стоял

И клятвы страшные давал

Злодеям-людям отомстить

И всех зверей освободить.

Вставай же, сонное зверьё!

Покинь же логово своё!

Вонзи в жестокого врага

Клыки, и когти, и рога!"

И выливаются они в захват заложников:

"Ощетинились зверюги и, оскалившись, кричат:"Так веди нас за собою на проклятый Зоосад,

Где в неволе наши братья за решётками сидят!

Мы решётки поломаем, мы оковы разобьём,

И несчастных наших братьев из неволи мы спасём.

А злодеев забодаем, искусаем, загрызём!"

Через болота и пески

Идут звериные полки,

Их воевода впереди,

Скрестивши руки на груди.

Они идут на Петроград,

Они сожрать его хотят,

И всех людей,

И всех детей

Они без жалости съедят.

О бедный, бедный Петроград!

...Дикая Горилла

Лялю утащила

И по тротуару

Побежала вскачь".

Ляля - это сестра Вани Васильчикова, если кто забыл. И снова один маленький мальчик спасает ЦЕЛЫЙ ГОРОД, выстрелив из ИГРУШЕЧНОГО оружия! (Ну кто бы настоящий пистолет доверил ребёнку?!). Однако, звери забрали девочку с собой, и чтобы её спасти, Ваня пытается договориться с животными, которые выдвинули свои требования:

"Кинулся Ваня за злыми зверями:«Звери, отдайте мне Лялю назад!»

Бешено звери сверкают глазами,

Лялю отдать не хотят.

"Как же ты смеешь, — вскричала Тигрица,

К нам приходить за сестрою твоей,

Если моя дорогая сестрица

В клетке томится у вас, у людей!

Нет, ты разбей эти гадкие клетки,

Где на потеху двуногих ребят

Наши родные мохнатые детки,

Словно в тюрьме, за решёткой сидят!

В каждом зверинце железные двери

Ты распахни для пленённых зверей,

Чтобы оттуда несчастные звери

Выйти на волю могли поскорей!

Если любимые наши ребята

К нам возвратятся в родную семью,

Если из плена вернутся тигрята,

Львята с лисятами и медвежата —

Мы отдадим тебе Лялю твою!".

И мальчик СОГЛАШАЕТСЯ на эти условия, предлагая заключить мир на следующих основаниях:

"И вскричал Ванюша:"Радуйтеся, звери!

Вашему народу

Я даю свободу,

Свободу я даю!

Я клетки поломаю,

Я цепи разбросаю,

Железные решётки

Навеки разобью!

Живите вместе с нами,

И будемте друзьями:

Довольно мы сражались

И крови пролили!

Мы ружья поломаем,

Мы пули закопаем,

А вы себе спилите

Копыта и рога!"

Странный какой - то хэппи - энд и мир, не находите? Зверей практически лишили естественных средств защиты, чтобы в случае чего их можно было бы снова упрятать в зоопарки, и в цирках над ними поизмываться! Причём учитывая то, что животным уже никак нельзя помочь: они прожили в неволе много лет и уже лишены адаптации в природе, остается их только усыпить из жалости. Так что, господин Крокодил ничего от этого не выиграл в итоге....

6
1
22 комментария