5 причин прочесть «Умирающую Землю» Джека Вэнса

Классический цикл на стыке фэнтези и постапокалипсиса

5 причин прочесть «Умирающую Землю» Джека Вэнса

«Умирающая земля» представителя Золотого века фантастики Джека Вэнса — это четыре тома плутовских историй: рассказов и романов, сюжеты которых пересекаются, но лишь частично. Что их по-настоящему объединяет, так это сеттинг, оказавшийся не только новаторским, но и чрезвычайно влиятельным. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на придуманный Вэнсом мир плутоватых волшебников, бандитов-трубадуров и искусственных женщин.

Малоизвестный в России классик

Середину XX века не просто так называют Золотым веком фантастики — именно в 1940-1960-е годы во многом сформировалась фантастическая литература, как мы ее знаем сегодня. Джек Вэнс, бывший моряк и поклонник традиционного джаза, был в те годы одним из ключевых представителей сплоченного калифорнийского сообщества писателей-фантастов. Его лучшими друзьями были Фрэнк Герберт и Пол Андерсон. Их объединял не только писательский талант, но и любовь к приключениям: летом 1962 года три писателя построили плавучий дом и отправились на нем в путешествие по дельте реки Сакраменто. Несмотря на то, что Вэнс оказал существенное влияние на англоязычную фантастику, в России он очень долго незаслуженно оставался в тени своих знаменитых друзей. Но недавно главный цикл Вэнса, «Умирающая Земля», снова начал выходить на русском, и на сей раз получил теплый прием у российских читателей. Стартовый тираж первого тома, «Сказания умирающей Земли» разошелся буквально за месяц.

5 причин прочесть «Умирающую Землю» Джека Вэнса

Новаторский сеттинг

События «Умирающей земли» разворачиваются, собственно, на умирающей Земле — прошло много лет, знакомые нам цивилизации давно погибли, а потускневшее Солнце стало красным гигантом и, по всей видимости, скоро погаснет. Но в этом мире существует магия, пришедшая на смену забытой науке и даже частично основанная на ней.

До Вэнса писатели придумывали свои миры «меча и магии», опираясь на прошлое Земли, главным образом, европейское Средневековье, и предложенный им мир-«перевертыш» оказался революционной идеей. Перенесение фэнтезийного мира в будущее не только давало неограниченный простор для фантазии, но и позволяло порассуждать о современных писателю людях, сгубивших свою цивилизацию в глобальных катаклизмах или ядерных войнах. Идея «умирающей Земли» закрепилась не только в литературе, где его использовали, например, Джин Вулф и Джо Аберкромби, но в других областях искусства: достаточно вспомнить хотя бы мультсериал «Время приключений».

Гибридный жанр

Из необычного сеттинга вытекают и особенности жанра. «Умирающая земля» — представитель редкого в наше время жанра научного фэнтези, который, однако, был достаточно популярен в Золотом веке. Когда научная фантастика и фэнтези еще не ощущались читателями как два отдельных жанра, такие классики, как Роберт Хайнлайн или Эдгар Берроуз были не прочь поэкспериментировать на границе между ними.

Особенность научного фэнтези в том, что в нем сверхъестественным вроде бы вещам — магии и волшебству — находится научное или наукоподобное объяснение. Как известно, любая развитая технология неотличима от магии, а значит, и магию вполне можно объяснить наукой. Правда, Вэнс чаще предпочитает дать читателю самостоятельно пофантазировать, почему мир изменился именно таким образом, но в некоторых случаях он приводит весьма оригинальные и логичные, даже если не вполне научные причины для этого.

5 причин прочесть «Умирающую Землю» Джека Вэнса

Плутоватые герои

Персонажи Вэнса хорошо знают, что живут на «умирающей Земле», и относятся к этому равнодушно и нигилистически. Если в любой момент Солнце может погаснуть, стоит ли беспокоиться о будущем или сковывать себя нормами морали? Вэнс признавался, что его во многом вдохновляли плутовские романы эпохи барокко, персонажи которых зачастую рассуждали так же — после того, как по Европе прокатилась кровопролитная Тридцатилетняя война, многие уже не придавали значения духовным ценностям отжившей эпохи.

И его герои — это действительно плуты, авантюристы и пройдохи. Чаще всего это волшебники, тщеславные и самоуверенные, жадные до знаний и готовые ради могущественного заклинания обмануть или убить друг друга. Они странствуют по миру, сталкиваясь в своих приключениях как с новыми гуманоидными расами, возникшими в этом мире, так и с совершенно нечеловеческими сущностями, которые, однако, имеют многие человеческие слабости.

Иронический стиль

Хотя может показаться, что книга о жизни на Земле, которая вот-вот погибнет, должна быть довольно мрачным чтением, Вэнсу удалось найти нужную интонацию — не слишком серьезную и поучительную, а в первую очередь ироничную. Рассказывая о приключениях своих героев, он сохраняет легкость, даже когда речь идет о не слишком приятных вещах. Это становится особенно заметно, когда от отдельных рассказов Вэнс переходит к романам про вороватого пройдоху Кугеля и его духовного преемника, Риальто Изумительного: они оба обладают непревзойденным умением попадать в неприятности и с достоинством из них выпутываться. На фоне мрачного кроваво-красного Солнца, повисшего в небе, только лучше проявляются их жизнелюбие и тяга к приключениям, также свойственные их создателю.

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon. Следите за нашими новостями ВКонтакте и Телеграме.

9.8K9.8K показов
6.7K6.7K открытий
22 репоста
18 комментариев

Недавно дочитал первый том. Впечатления остались неоднозначные, по случаю хотел бы поделиться.
1) Фишка с тем, что действие происходит на «умирающей Земле», фактически, не играет в книге никакой роли. Это с тем же успехом могла быть планета Абырвалг какой-нибудь Далёкой-далёкой галактики. Если вы, берясь за книгу, а которой речь идёт про Землю, ожидаете какой-то связи с известной нам на сегодняшний день историей планеты, то не стоит, её там нет. Это не хорошо и не плохо, просто вот так. Но стратегия рекламы и продвижения книги, получается, может заставить ожидать не совсем того, что в ней содержится;
2) «Герои — плуты, авантюристы и пройдохи» — пожалуй, можно сказать и так, но я как-то всё-таки привык называть людей, которые без зазрения совести пытают и убивают других людей, крадут, лгут и так далее, другими словами;
3) Книга очень разнообразна. В ней есть как короткие истории отдельных персонажей, так и разделённые на главы длинные повествования об одном герое, но даже в таких случаях практически каждая глава преподносит какую-то новую ситуацию, новую локацию со своими правилами, новый тип отношений персонажа с миром. Что-то похоже на притчу, что-то на сказку, какая-то история напомнила по духу Жюля Верна, одна и вовсе взбодрила ноткой хоррора.
4) Это просто-напросто хороший, любопытный прыжок в старомодную фантастику/фэнтези. Сразу видишь радикальные отличия от современных книг. И освежать восприятие таким образом время от времени — пожалуй, интересно и полезно. Конечно, для этого не обязательно нужен именно Вэнс и «Сказания умирающей Земли», но как вариант — вполне.

Ответить

Тут не привычное фэнтези, а что-то совершенно непохожее на всё, что вы читали. Плуты и негодяи (других здесь нет) переходят из одной сцены в другую, изъясняясь исключительно изысканно и постоянно обманывая и подставляя друг друга всеми мыслимыми способами... что, несмотря на общую бредовость сюжета и аморальность персонажей, почему-то вызывает желание читать дальше. Сопереживание героям здесь неуместно, но и чернухой это ни в коем случае нельзя назвать. Скорее, это одна большая пародия, написанная с большим вкусом и крайне увлекательно. Впрочем, ни одно описание не передает сути - так же, как в случае с Диком и Желязны. Это надо просто попробовать самому.

Ответить

шикарные книги! Но, справедливости ради, Вэнс и помимо Умирающей Земли написал много интересных вещей

Ответить

Классная вселенная, из современных чем то напоминает Нуменеру

Ответить

Вэнс очень чувствителен к переводу. Вселенная там из себя ничего выдающегося не представляет (как и сюжет), но вот герои и стиль повествования - это нечто. Когда я это читал, будучи еще относительно юным, мне и то и другое казалось отталкивающим, но потом я оценил их по достоинству. Что касается "другого", не из цикла Dying Earth, то там просто до черта великолепных штук размером поменьше. Создатели чуда (Miracle-workers) - вообще шедевр. Так что да, Вэнс - это круто. Но он был очень давно, и то, что у него кажется "закосом под ретро" скорее всего никакой стилизацией не является... просто он тогда жил.

Ответить

В 90-х попала мне в руки книга Вэнса "Глаза чужого мира" от издательства "Северо-запад", как сейчас помню, в суперобложке книженция. Так вот в ней, помимо романа о Кугеле, были и "Создатели чуда". Уже тогда мне понравилась концепция мира, где потомки техноцивилизации скатились в железный век, но открыли магию.

Ответить

И еще одна ремарка к теме: "Умирающая Земля" - это, собственно, одноименный цикл рассказов (мини-повестей?), связная история "Глаза чужого мира" с Кугелем в качестве ГГ и точно такое же (но более слабое) продолжение под названием "Сага о Кугеле". Наиболее удачными на мой взгляд являются "Глаза" - продолжение истории явно было излишним, хотя это моя вкусовщина без претензий на истину.

Ответить