Зачем в сказках железные сапоги?

В день книгодарения хочется вернуться к истокам и поговорить о знаменитых работах Владимира Яковлевича Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».

издательство МИФ
3636

Читаю как раз сейчас. И иногда странно, что Пропп анализирует волшебную сказку, но редко доводит свои аналогии до Библии. Есть глава, посвященная змееборчеству. Пропп в целом довольно последовательно выводит, что мотив змееборчества - это вывернутая наизнанку сказка с поглощением и изверганием, имеющая свои корни в соответствующем ритуале посвящения в юноши. И в древних сказках в чреве змея герой находит знания и навыки. Например, учится говорить на птичьем языке. И дальше Пропп проводит аналогию с библейским мифом об Ионе, но совершенно не замечает слона: изгнание из рая. В сказках проглоченный змеем герой, выбираясь из чрева и отведав печени чудовища, часто оказывался в другой стране. И тут имеем похожую картину, но тут знание узурпировал библейский Бог. Возникает вопрос "а какого лешего у него в саду живет какой-то злокозненный змей". А змей тут, во-первых, остался от сказки, во-вторых, становится антагонистом, потому что почти любой раннехристианский миф имел антагонизм с язычеством. Но остались ключевые элементы: змей, некое сакральное знание, которое получают герои и перемещение их из одного мира в другой. Но так как христианский миф - это негатив по отношению к языческому, то и герои оказываются не в лучшем мире и не улучшенными версиями себя.

1
Ответить