Гений провокации: творчество Чака Паланика
Чем уникальны произведения автора «Бойцовского клуба».
Имя Чака Паланика известно даже тем, кто не интересуется литературой: в 1999 году Дэвид Финчер снял фильм по мотивам его книги «Бойцовский клуб». Несмотря на провокационное содержание, фильм обрёл почти культовый статус.
Паланик написал немало других достойных книг, ничуть не уступающих «Бойцовскому клубу». Фирменный стиль со множеством запоминающихся «фишек» и смелые идеи — никакое кино не передаст все тонкости работ писателя. Разберёмся, как столь эксцентричный автор завоевал сердца читателей.
Скелеты в шкафу
Чак Паланик — американец с украинскими корнями, его дед эмигрировал в Нью-Йорк в 1907 году. В Украине писатель издавался как «Палагнюк», но правильное произношение — «Поланик», с ударением на первый слог. У автора есть забавная история, объясняющая такое прочтение: посетив впервые могилы бабушки и дедушки, Паланик обнаружил, что их звали Пола и Ник.
И это не единственная необычная история из биографии: с семьей писателя происходило немало роковых событий, которые будто сошли со страниц его же будущих книг. Когда отцу Паланика было три года, его отец (дед Чака) застрелил мать, а потом и себя. Второе поколение тоже ждала ужасная судьба: родители писателя развелись, отец начал встречаться с очередной женщиной, но спустя всего три свидания его застрелил её бывший любовник.
Паланик отнёсся к этим событиям философски. В интервью журналу Rolling Stone в 2005 году он даже сказал, что это безупречная концовка для истории, как будто бы некая сцена была доведена до логического завершения. Не удивительно, что в основе книг писателя лежат именно такие жуткие, но относительно реалистичные истории (пусть и приправленные вымыслом), которые кому-то покажутся ночным кошмаром.
Сначала Паланик хотел быть журналистом: он окончил Орегонский университет по этой специальности, работал в газете. Будущий писатель попробовал себя и в других областях: был механиком по дизелям, волонтёром в приюте для бездомных и хосписе. Эксперименты не прошли даром — полученный опыт и знания Паланик применил при создании своих историй.
К писательской карьере Паланик подошёл только к 35 годам. Прошёл курсы, а потом написал свою первую книгу. Правда, результат ему не понравился, поэтому работа пошла «в стол». Вторую книгу отверг уже редактор, тому она показалась слишком «возмутительной». Зато третья попытка стала успешной — так появился легендарный «Бойцовский клуб», после которого дела пошли в гору.
Эксцентричный писатель
Поведение Паланика по жизни — отличная реклама его книг. С одной стороны, писатель очень внимателен к своим поклонникам, с другой — проявления его «любви» весьма специфичны. Например, в ответ на письма читателей, он отправляет им посылки с самыми идиотскими игрушками, которые только можно найти в магазине. Однажды он закупился 150 электронными поющими птицами, которые разослал фанатам.
И это ещё не всё, фирменный набор подарков от писателя впечатляет: коробки с вишней в шоколаде, свечи, ластики, резиновые утки, именные ожерелья из бусин и даже искусственные собачьи какашки. В качестве бонуса — конфетти. Паланик хотел, чтобы люди находили их у себя в ковре и через год.
Встречи с читателями проходят не менее ярко. Паланик заготавливает муляжи отрубленных конечностей и кидает ими в своих поклонников после прочтения какого-нибудь мерзкого рассказа, чтобы снять напряжение. Публика воспринимает забаву «на ура»: люди сами просят Чака запустить в них приглянувшейся рукой или ногой. Произведения Паланика — не самые простые и приятные для восприятия, так что и подобные развлечения поклонников особо не смущают.
На встречах Паланик воздействует на людей не только словом, но и запахом. В одном из интервью журналу Rolling Stone он вспоминал, как перед чтением рассказа «Горячая заливка» (о сварившемся заживо человеке) попросил пропитать помещение ароматом жареного мяса. Он даже нанял несколько людей, которые обмазались стейками. Таким образом, отстраниться от рассказа у фанатов не было шанса. Но на этом веселье не заканчилось: за вопросы Паланик наградил слушателей ковриком для ванны в виде говяжьей вырезки.
Подобные акции писатель проводит постоянно. Поклонники получают от Паланика самые диковинные вещи на встречах в рамках промо-кампании очередной книги — отрубленные руки с фирменной подписью, огромных игрушечных тигров, воздушные шарики.
В итоге, довольны все: Паланик с радостью общается с каждым поклонником, всегда спрашивает, для кого подписать книгу. А читатели, в свою очередь, снабжают автора материалом для новых работ: рассказывают свои неприглядные истории, о которых не знают даже их близкие.
Фирменные «фишки»
Авторский стиль Паланика запоминается не меньше, чем его поведение. В центре повествования всегда — одинокий человек с пессимистичным взглядом на мир. Как писал сам автор в предисловии к книге «Фантастичнее вымысла»: «Вы, наверное, уже заметили, что все мои книги посвящены одиноким людям, которые ищут, к кому бы им прибиться».
Чтобы сделать акцент на этом, Паланик отделяет своих персонажей от внешнего мира различными способами: кто-то — выходец из секты, кто-то страдает от детских травм, кто-то не принимает современное общество. Одним словом, у каждого найдутся свои причины для одиночества, и эта участь не обходит стороной большинство героев.
А ещё этих персонажей многое в мире не устраивает, вероятно, как и самого Паланика. Автор подвергает критике общество потребления, фальшь СМИ, людские пороки. Но к последнему писатель подходит едва ли не с трепетом, как бы напоминая, что это не чуждо каждому из нас. Паланик скрупулезно изучает самые тёмные стороны человеческой души.
Чтобы реализовать свои идеи, автор не щадит никого. Шокировать читателя — его любимый приём. Паланик считает себя больше журналистом, чем писателем, поэтому немало историй имеют под собой реальную основу. Однако многие люди, прочитав его книги, точно скажут, что такие отвратительные вещи просто не могут происходить в жизни.
Суть в том, что писатель собирает все самые мерзкие и неприятные факты, утрирует их, фактически доводя до абсурда, а потом размещает их на страницах одной книги. К примеру, герой одновременно и сексоголик, и обманщик, инсценирующий удушье, и сын душевнобольной матери. Любой другой автор остановился бы на одном из этих пунктов, но только не Паланик.
И каждому неприятному эпизоду он уделяет много внимания: грубый секс — во всех подробностях, сцены жестокости — тоже. Поэтому лучше сразу морально подготовиться к таким моментам, чтобы не делать поспешных выводов о книге. Ведь провокация — это всего лишь способ сильнее воздействовать на эмоции читателя.
Несмотря на общую жёсткую подачу, Паланик доносит до аудитории общечеловеческие идеи и мысли — те, которые близки каждому. Есть и другие факторы, облегчающие восприятие. Абсурд, утрированность, доля сюрреализма — события похожи скорее на странные сны, чем на обычную жизнь. Постоянный сарказм и чёрный юмор также немного снижают напряжение.
Читать работы Паланика непросто не только из-за неприятных эпизодов. Многие истории нелинейны: автор может начать повествование с конца или вовсе перескакивать с одного времени на другое. Одна из книг, «Пигмей», целиком написана на ломанном английском языке, который трудно воспринимать. Но со временем недостатки превращаются в достоинства: как только читатель понимает, что к чему, такая странная подача начинает приносить удовольствие.
«Фишки» в тексте бросаются в глаза и делают стиль автора узнаваемым. Паланик предпочитает короткие резко обрубленные предложения, а также многократные повторения определённых фраз. Такие фразы в каждой книге свои, обычно они передают эмоции персонажа или дополняют рассказ какой-то деталью. В «Дневнике» — «Пара порций спиртного. Пара таблеток аспирина. Повторить», в «Удушье» — «См. также: слово», в «Невидимках» — «Покажи мне .. какую-либо эмоцию!» и так далее.
Также Паланик очень подробно, можно даже сказать, занудно, описывает технические детали. Например, в «Уцелевшем» герой постоянно убирал в доме: в тексте есть целая лекция о том, как выводить разнообразные пятна. Там же есть подробный рассказ, как приготовить и съесть омара согласно правилам этикета. Все эти приёмы сближают читателя с персонажем, помогают лучше понять его внутренний мир.
Ещё одна характерная особенность: писатель нередко демонстрирует свой кругозор. Например, книга «Кто всё расскажет» от начала до конца наполнена именами, названиями фильмов, отсылками к чему-либо. Автор даже немного перестарался: рядовой читатель просто не сможет до конца оценить произведение, если не будет гуглить каждые пять минут все неизвестные понятия.
В целом, большинство книг Паланика выдержано примерно в одном стиле, за исключением разве что некоторых деталей, привязанных к конкретным персонажам и событиям. Ну и конечно, головокружительный сюжетный твист в каждой истории свой.
Что почитать
На этот счёт у поклонников Паланика разные мнения: для некоторых определенные книги — «перебор», кто-то, наоборот, называет любимыми самые специфические истории. Из-за этого посоветовать что-то неподготовленному читателю может быть непросто. Остановимся на самых известных и проверенных временем книгах писателя.
Безусловно, если вы смотрели «Бойцовский клуб» и он вам понравился, то проще начать будет именно с него. История в представлении не нуждается, но знакомство с оригиналом даст множество бонусов.
Во-первых, концовка в книге совсем иная, во-вторых, вы познакомитесь с языком и приёмами писателя, которые нельзя увидеть в фильме. Ещё один плюс: в плане неприятных моментов в «Бойцовском клубе» Паланик был относительно сдержан. Благодаря этому можно постепенно привыкнуть к стилю писателя. Но пусть книга и обрела безумную популярность, у автора хватает не менее достойных произведений, которые в чём-то даже лучше.
«Уцелевший» — книга из раннего творчества, которую можно назвать классикой. Главный герой произведения — единственный выживший из секты фанатиков-самоубийц. Начинается история с финала: Тендер Брэнсон летит в пустом самолёте вникуда, рассказывая свою историю чёрному ящику. Повествование относительно линейно, хотя и включает в себя флэшбеки. Восприятию это совершенно не мешает: сначала писатель интригует, а потом уже раскрывает детали.
У персонажа, как и у большинства героев работ Паланика, искалеченная душа, а нравственных принципов вроде как и нет: в свободное от работы время (Брэнсон — домработник) он развлекается тем, что отвечает на звонки людей, нуждающихся в психологической помощи. Моральная поддержка у Тендера весьма специфична: герой предлагает отчаявшимся немедленно убить себя. Не удивительно, что люди, находящиеся в нестабильном состоянии, его слушаются. Но однажды Тендер знакомится с девушкой, чьего брата он убил подобным способом.
В книге есть всё, чем хорош Паланик: важные темы (давление общества на человека — от религиозных общин до СМИ, одиночество, поиск собственного «я», тёмные стороны человеческой натуры), неоднозначные персонажи со своими скелетами в шкафу, неожиданные повороты, доведённый до идеала фирменный стиль. Разве что жёстких моментов немало, но без них не обходится ни одна книга писателя. «Уцелевший» — квинтэссенция творчества Паланика. Книга хорошо подходит для знакомства и не содержит явных перегибов в какую-либо сторону.
«Невидимки» — та самая книга писателя, которую редактор посчитал слишком возмутительной и отказался выпускать. Произведение всё же увидело свет после успеха «Бойцовского клуба»: к провокациям писателя тогда уже привыкли.
На этот раз повествование скачет из одного времени в другое, а рассказ ведёт бывшая модель, которой прострелили лицо: теперь девушка скрывает его под вуалью. На жизнь она зарабатывает тем, что вместе с бывшим парнем и незнакомкой Бренди Александр обчищает дома богатых людей.
Главное достоинство книги — огромное количество сюжетных твистов. Паланик умело водит за нос читателя почти до самого финала, скрывая истинные личности персонажей. В этом плане «Невидимки» — самая эффектная и неожиданная книга автора. Спойлеры категорически противопоказаны, опасно даже открывать статью на википедии. И пусть у подобных поворотов одноразовое действие, перечитать книгу «другими глазами» всё равно стоит. Для дебютной работы Паланика — это однозначный успех.
«Удушье» — четвёртая опубликованная книга писателя. Главный герой Виктор Манчини не вызывает симпатии: он не только сексоголик, но ещё и мошенник, разыгрывающий приступы удушья в ресторанах. Подобные «спектакли» он устраивает, чтобы получить материальную поддержку от состоятельных людей, которые спасают его. Таким Виктор стал не от весёлой жизни: на психику повлияли детские травмы, а деньги ему нужны, чтобы содержать сумасшедшую мать.
Естественно, Паланик не упустил возможность посмаковать тему болезни главного героя: пусть читатели знают, что творится в голове (и в постели) у секскоголика. Но сделал он это с таким отменным чёрным юмором, который перекрыл возможный негатив от грязных подробностей. Несмотря на серьёзность поднимаемых тем, это самая смешная книга Паланика.
Набор затрагиваемых писателем вопросов здесь стандартен: одиночество, прогнившее общество, людские пороки. Не обошлось и без религиозных аллюзий. Книга Паланика не так «грязна»: он чётко противопоставил секс и любовь, которую неожиданно для себя испытал главный герой. В конце — традиционный твист, переворачивающий всё с ног на голову.
Не все знают, но по книге есть фильм 2008 года, срежиссированный Кларком Греггом, с Сэмом Рокуэллом («Зелёная миля», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») и Келли Макдоналд («На игле») в главных ролях. Картина получилась более светлой, чем оригинал, но экранизация в целом достойная: такое видение истории тоже имеет право на жизнь.
Одна из любимых групп Паланика — Radiohead — предоставила песню для фильма. Автор слушал их альбом Pablo Honey во время написания романа, поэтому хотел, чтобы их музыка прозвучала в картине. Писатель и сам принял участие в съёмках: появился в роли пассажира самолёта.
«Бойцовский клуб», «Уцелевший», «Невидимки», «Удушье» — это ранние книги Паланика, которые можно посоветовать в первую очередь. Для знакомства их более чем достаточно, но если хотите чего-то ещё, то список можно продолжить.
«Колыбельная» — одна из наиболее загадочных книг писателя. В ней рассказывается о журналисте, расследующем Синдром внезапной смерти младенцев. В процессе он выясняет, что виной всему — магическая африканская колыбельная. Тайну опасной песни знает не только он: каждый из главных героев книги имеет свои планы на сборник заклятий. Привычные темы (на этот раз акцент — на власти над людьми), философские неоднозначные рассуждения, оторванные от общества персонажи — типичная работа Паланика, только основательно приправленная мистикой.
«Дневник» от первого лица рассказывает историю непростой жизни художницы. Книгу нужно читать особенно внимательно, потому что происходящее в ней — хитроумный замысел, все тонкости которого можно не понять с первого раза. Паланик — настоящий мастер ставить всё с ног на голову в финале. «Дневник» это подтверждает.
Нельзя обойти стороной и нашумевший сборник рассказов «Призраки», хотя начинать знакомство с него всё же не стоит. Количество мерзости на страницах просто зашкаливает — книгу действительно трудно читать, продираясь через потоки грязи, смакуемые писателем. Провокации в этом произведении больше, чем смысла. Но есть и неоспоримые достоинства: язык и стиль Паланика здесь наиболее выразительны.
Да, это мерзость, но мерзость настолько стильная, что некоторые поклонники называют книгу одной из самых любимых. Кроме того, она уникальна по структуре, это не просто сборник рассказов. У «Призраков» есть и общий сюжет: группа из 17 людей добровольно соглашается быть запертыми в полуразрушенном готическом театре на три месяца. Они хотят написать за это время шедевры о своих «муках» в заключении. Цель — продать мемуары и прославиться. Так как герои Паланика — сборище фриков и психов, не удивительно, что для достоверности они начинают портить условия обитания (например, уничтожают продукты питания), а также ликвидировать конкурентов.
Персонажи говорят и о своей прошлой жизни: у каждого есть один или несколько рассказов. Это дикие и причудливые истории, некоторые из которых Паланик зачитывает на встречах с фанатами. Самая известная и провокационная — «Кишки». Одно описание может оттолкнуть от творчества писателя: мальчик мастурбирует в семейном бассейне и когда присаживается на вакуумный насос, тот выдирает ему кишки.
Читать рассказ не особо приятно. Зато можно сделать выводы: если вы спокойно к нему отнеслись, то проблем с восприятием остального творчества Паланика точно не будет. Если же нет, то важно помнить, что другие книги автора намного «нормальнее» и там не будет настолько омерзительных моментов. Поэтому сразу ставить крест на писателе не стоит. Лучше просто не начинать знакомство с «Призраков» — к ним нужно морально подготовиться.
Чак Паланик — запоминающийся писатель, чьё творчество не оставляет равнодушным никого. Кто-то называет книги Паланика гениальными, кто-то говорит, что это мерзость и перебор. Но с вкладом автора в культуру никто не поспорит: «Бойцовский клуб» давно стал классикой.
Его книги одновременно увлекают, пугают, очаровывают, наводят на размышления — стоит лишь привыкнуть к стилю Паланика. Главное, не забывать, что за провокационной подачей скрываются простые человеческие проблемы и переживания.
При упоминании Паланика, не могу не вспомнить про это
Читала всё, что перечислено в статье, кроме Кишок и вот что скажу. Поначалу мне нравилось, читалось залпом. Помню как-то села днём на табуретку с Уцелевшим и встала только ночью, так было интересно. Остальное тоже, даже мерзость не так напрягала потому что сюжет закручен. Раньше все эти мерзости в книгах воспринимались как преувеличения, но с тех пор я узнала о многих психических болезнях и таки да, люди действительно могут делать с собой то, что делают на страницах этих книг, правда не в такой концентрации на квадратный километр. Но вот по прошествии времени (больше десяти лет с тех пор прошло) я уже не помню деталей, не помню твистов (ну кроме твиста с отстрелянной челюстью), даже смысла этих книг не вспомню, кроме БК, и то потому что фильм смотрела несколько раз. И Дневника, т.к. зашёл по своим причинам. Теперь у меня стойкое ощущение, что Паланик это такая литература типа, Донцовой или любого другого массового чтива, но для определённого круга лиц. Масслит такой со своей ЦА.
Из всего прочитанного любимая книга - Дневник. Не просто из Паланика, а она в принципе хороша. Даже думала её оставить, когда всё остальное распродавала. Но пожалуй нет, думаю период моего увлечения такой литературой прошёл.
Поддержу. Довелось мне читать Паланика параллельно с Уэлш'ом, и вот детали книг Уэлша мне запомнились надолго, как и их киноадаптации, я не знаю с чем это связано, но книги Паланика в голове у меня остались как каша и смешались друг с другом и сюжеты и детали, хотя в свое время читались на убой.
Очень интересная статья и приятно было почитать, буду рад если автор напишет статейку по книгам и фильмам Ирвина (если автору есть что написать конечно же).
Моя история отношений с Палаником немного похожа на финальную сцену в книге “Удушье”, та что в полицейском участке. Я прочел все его книги практически запоем (все на момент 2007-2008 гг), и они так сильно засели во мне, что я долгое время испытывал нечто похожее на флешбеки: в голове случайным образом воспроизводились какие-то сцены, обрывки фраз, иногда целые абзацы из книг, мои собственные мысли начали походить на абсурдный поток сознания, как будто ты немного под веществами и на все происходящее смотришь со стороны, даешь оценку настоящему, как будто это уже прошлое.
А потом меня отпустило. И я забыл практически все, осталось что-то исчезающее, на уровне ощущений.
Однако, мне кажется книги Паланика это хороший (хоть и травмирующий самую малость) опыт для читателя в 18-20 лет, помогает нащупать собственные границы дозволенного. Это как попробывать героин, испытать жуткую ломку, а потом совершенно спокойно и без значительных последствий забыть об этом опыте. Но кое-что тебе это дает: понимание хрупкости твоей жизни и внутреннего мира.
Почему-то девушкам Паланик особенно нравится. Интересно почему?
Может, это как с фильмами ужасов
Читал Призраки, Удушье, Бойцовский клуб и прочее в студенчестве (примерно 2009-2010гг). Вот тогда мне нравилось, зачитывался взахлеб. Сейчас может бы и перечитал, но нет уже такого восприятия как тогда. Может еще и потому, что моя работа связана с тем, что много всякой дряни и в жизни вижу. Для меня это как группа Кровосток, вроде и нравится, но точно не на каждый день и точно не то, что я буду советовать другим.
Произведения данного автора действуют только на несформировавшуюся "глину" лет до 20-25. Потом чтение его книг превращается в пустую трату времени и вызывают ноль эмоций. Прям как комиксы про Микки Мауса, которые я читал лет в 6 - 10.
Дико плюсую.
Сам в 16-20 лет зачитывался. А сейчас (мне 30 лет) уже не заходит...
Отличный материал! Давно хотел почитать П.
С удовольствием прочитал бы подобный ликбез по Филипу Дику (до сих пор очень недооценённому, несмотря ни на что).
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Призраки - лучшая книга, перечитывал несколько раз. Все остальные понравились намного меньше. Бойцовский клуб, при этом, одна из самых слабых (хотя фильм - охуителен). У меня все.
У него каждая книга уникальна, написана с какой-то конкретной целью.
"Призраки" легче всего воспринимаются на русском, т.к. это дистиллированная достоевщина. Нас к этому готовили в школе. Автор статьи несколько обесценил идею (возможно, спасая читателей от спойлера), написав, что фрики ведут себя так, потому, что они фрики.
Призраки почти единственная книга, которую я не дочитал. Просто когда оставалось страниц 50 мне перестало быть интересно от слова совсем. Скучно и претенциозно.
Вторая книга в жизни, которую я не дочитал - "Житейские воззрения кота Мурра" Гоффмана. Но это потому, что очень тяжелая книга. Когда-нибудь обязательно дочитаю.
Паланик в моих глазах - это такой брат близнец Пелевина (Виктора). Обоих с интересом когда-то читал, и к обоим совершенно одинаково вдруг охладел.
"Колыбельную" запомнил. Остальное забылось.
Тоже любил читать и перечитывать Паланика и Пелевина. Но потом закончил школу и перешел на более интересную литературу.
Пелевин читается очень интересно, но потом ты к нему привыкаешь и уже как-то не так цепляет, имхо. Удивляет неподготовленного чтеца, что ли.
"Колыбельная", вообще любимая книга из всего что когда либо читал. Спасибо за статью.
Колыбельную как-то задвинули, а она ведь очень атмосферная
Любителям провокационного и мерзкого на заметку. Если есть знатоки похожего дерьма, покидайте в комменты
Ирвин Уэлш, конечно же
Комментарий недоступен
Дэниел Эван Вейс
Нет царя у тараканов
коровы слушал аудио книгу,это даже круче чем читать
гийом аполлинер
11 тысяч палок
рэт джеймс уайт, если интересует малая форма
Масодов же.
Ну и "Буратина" =)
Во времена ранней-ранней юности начал читать его с Бойцовского клуба, потом Рент, Неведимки, Уцелевший... Недавно думал над тем, сколько его книг прочел с того времени, в уме насчитал не много. А вот читая статью начал припоминать все остальные. Названия не запомнил, но последнее что читал — про маленькую девочку-модель и даже бровью не вёл при описании каких-то жутких страстей. Типичный Чак. В целом немного жаль, что он не делает экспериментов с жанром или манерой. Иногда, раз в пару лет тянет почитать такого трешака, но уже не так как в 17 лет, запоем одну за другой.
Плюс за Рент, по моему самое закрученное его произведение. И да, согласен, в юности Паланик заходит намного лучше, это как познание мира, в 35 уже не так хочется засовывать руку в темную нору.
Он не отклоняется от своей техники, которую считает оптимальной и которую даже преподаёт на курсах. Но при этом нет и пары книг на одну тему.
Паланик - гений провокации.
Коэльо - новый классик
Минаев - реинкарнация Грибоедова.
В студенческие годы зачитывалась Палаником, любимая это «Невидимки», потом уже идет БК и Удушье. Началось знакомство с творчеством после как раз-таки рассказов знакомых про «запредельную жесть» из «Кишок». За них взялась не сразу, решила сначала попробовать БК — ну, и понеслось.
Когда дошла до «Колыбельной» и «Призраков» («Кишки» уже были прочитаны отдельно), начало поднадоедать смакование грязи и пороков. Как-то предсказуемо все стало что ли. Спустя годы решила почитать его «Снафф» и не смогла закончить книгу — опять одно и то же.
Любопытно узнать, как там у Паланика сейчас с творчеством? В статье автор привел скажем так классику — а на что-нибудь из более-менее нового стоит обратить внимание?
Бойцовский клуб 2 в виде граф. романа вышел. Не читал, ничего не могу сказать о нем.
Вот здесь очень хорошо описывают Чака Паланика и его творчество. http://lurkmore.to/%D0%A7%D0%B0%D0%BA_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA
Лично я пробовал начинать читать его в юности, но будучи воспитанным на несколько других морально-этических ценностях ( среди интернет простонародья таких именуют нынче моралфагами) не смог без негодования воспринимать ту мерзость, которой его книжки просто перенасыщены.
Да, луркмор это конечно же авторитетный источник оценки. Что именно вас смущает, что люди занимаются сексом, едят и испражняются? По-моему это ханжество, отрицать что вы такого не делаете и вообще выше всего этого. Кроме того, не одним Палаником. Есть офигительный Генри Миллер, убивающий в голову натуралистичностью, есть Сартр, есть Кортасар. Все в вечности несмотря на ту "мерзость" о которой они пишут (о жизни в основном)
Комментарий недоступен
Единственная книга Паланика, котороя меня зацепила - это "Колыбельная". Она была другая, отличающаяся от остальных слишком сильно и действительно вызывающая эмоции. В последствии, оказалось, что она была написана после того как его отца застрелили, поэтому теперь меня не удивляет моя реакции. Видно, что человек был под сильными эмоциями, когда писал ее.
После Керуака, Томпсона, Кэсседи новая волна домашних битников не воспринимается всерьез
Отлично! Давайте теперь про Уэлша такую же статью (тот который Ирвин)!
Уцелевший это просто мусор
Просто комментарий в котором я пишу что по моему мнению Паланик неплохой писатель, эпатажный (это в принципе объясняет его большую популярность), не более. Бойцовский клуб - неплохая книга, но это тот случай когда лучше посмотреть фильм. А колыбельная наверное самая разочаровавшая меня книга - классная идея, неплохое начало и очень скучное всё остальное.
Извините
Чёт я не смогу отредактировать тот комментарий (и удалить тоже), так что вот.
По моему мнению Паланик неплохой писатель, эпатажный (это в принципе объясняет его большую популярность), не более. В какой-то момент (после лет 18 этот момент наступает как-то быстрее), во время чтения его книг понимаешь что как-то в пустую тратишь время (казалось бы не часто такое при чтении испытываешь) и лучше бы потратил бы его на чтение каких-то более признаных авторов чтоли. Он отлично заходит в подростковом возрасте - весь этот треш, эпатаж, контркультура, потом становится как-то не интересно, он перестаёт удивлять и шокировать.
Бойцовский клуб - неплохой, но это как раз тот случай когда лучше посмотреть фильм, а потом может быть прочесть оригинал в качестве дополнительных материалов. А колыбельная наверное самая разочаровавшая меня книга - классная идея, неплохое начало и очень скучное всё остальное.
Извините
Первым читал "Бойцовский клуб", потом был "Дневник", "Призраки" и еще немного его книг. Дневник запомнился больше всего своими твистами, но "Призраки" не такая уж и жесть. Да, количество крови на страницу впечатляет, но все же... Но вот по количеству бреда на одну страницу очень запомнилась "До самых кончиков". Эдакая смесь "50 оттенков серого" и типичного Паланика. Первую половину не отпускает впечатление, что это фанфик по "50", а во второй ты кричишь от бредовости происходящего. Но у меня в личном топе все же стоит "Дневник".
Кажется "кишки" это книга умещающаяся в один твит. Судя по подробному описанию
Да, там страниц на 10 книжных. На эскалаторе можно успеть прочесть)
Это рассказ, я все думал, вспомнят ли его. Я читал отдельно, но из статьи узнал что он - часть романа Призраки.
до самых кончиков кто прочел?
Из мерзости можно еще "Царь Кровь" прочитать.
Мне больше всего Фантастичнее вымысла и понравилась. Твисты забываются, а эти зарисовки все ещё помню.
Комментарий недоступен
Вот на обложках его книг часто пишут, что, дескать, произведения уморительно смешные. Возможно. Но я по каким-то причинам всегда читал его творения с серьезной моськой, и лишь "Призраки" были настолько абсурдно перегнуты в пережжённой жести, что в какой-то момент я сломался и ржал, словно безумный.
Это не сделало предыдущий опыт общения с Палаником смешнее. Альтернативная литература не смешная. Но.
И вообще Паланик хорош, хорош. Проветривает голову, как ни странно.
Читал всё из перечисленного. Это его как бы первые книги. А вот всё, что выходило после: так и не осилил...
Тоже фанател в юности. Но сейчас и я вырос, и Чак скатился и стал коммерческим писателем. Вместо достойных идей желание шокировать.
Очень странно, что обделили вниманием " До самых кончиков"... тоже очень стоящая сатирная история на сексуальную сторону жизни общества
Пожалуй "невидимки" (вариант перевода "Незримые твари", ранний и очень веселый) ИМХО стоит прочесть первым из-за легкости прочтения и непринужденной атмосферы романа. Второй, несколько более тяжелый "Колыбельная", ИМХО все таки легче в прочтении Клуба.