Рассказ, фильм и ответочка – «Кошатник» К.Рупеньян

Рассказ, фильм и ответочка – «Кошатник» К.Рупеньян

О чем это

Роберт, мужик за тридцать, берет номер у двадцатилетней студентки Марго, которая продает лакрицу в кинотеатре. Они долго переписываются, а потом он и вовсе приглашает ее на свидание.

Как это читается

Малоизвестный у нас, но собравший все психологические награды на Западе Карл Роджерс когда-то придумал термин «конгруэнтность». Если говорить попроще, это совпадение вербального и невербального. Слов, мыслей, чувств, порывов, мимики, жестов, тона голоса. Ну скажем, если мы сдерживаем крик радости, потому что боимся осуждения людей – мы НЕ конгруэнтны. А если мужчина плачет, когда ему грустно, хотя в культуре мужчинам плакать нельзя от слова «совсем» - это уже конгруэнтно.

Оставим в стороне пользу конгруэнтности для психики, но «Кошатник» - это лебединая песня «НЕконгруэтности». И Марго, и Роберт мастерски скрывают свои реальные мысли и порывы, танцуя что-то околобрачное в потоках авторской иронии, сквозящей тут и там (язык у Рупеньян простой, но очень точный). «Кошатник» - по сути, сатира на современное общество виртуальных знакомств, где, не видя ничего по другую сторону экрана, кроме идеально отфотошопленного фото и своего тусклого отражения, мы часто приписываем собеседнику качества, которым он не обладает. Другой психолог, наш Л.С. Выготский, сказал бы, что Марго и Роберт задают друг другу зону ближайшего развития, но получается, скорее, зона взаимообмана. Каждый видит то, что хочет видеть, а, увидев зазор между маской и реальным человеком, пугается, истерит и чувствует отвращение. Кульминацией этого несоответствия становится гомерически смешная сцена секса – и в кои-то веки она важна для сюжета, а не для привлечения автором аудитории.

Где почитать (рассказ короткий, управитесь минут за 10-15): https://kotbrodskogo.ru/articles/post/109-cat-person-1

Моя оценка: 8 из 10. Точный и ироничный срез современного общества.

P.s. Рассказ вышел в 2017 году в New Yorker и был так популярен, что, во-первых, отправился на экранизацию, а, во-вторых, вынудил bbc написать ответ от лица мужчины. Сделано это не так талантливо, как у Рупеньян, но для общего понимания можно загнать в гугл-переводчик и пробежаться взглядом (заходить под vpn): http://www.bbc.co.uk/bbcthree/item/d0ef8a0d-82c6-4df7-acb4-8688b514cd32

Фильм

Что касается фильма, то он неплох. Скажем, идею автора доводят до абсурда и ведут дальше, в триллер, не ограничиваясь чисто сатирой. Удачно или нет, вопрос, скорее, вкусовщины, но вот женские персонажи в фильме (включая Марго, которую играет миловидная актриса из СODA, про семью глухих) весьма отталкивающие. Подруга и препод, кажется, существуют лишь для того, чтобы растянуть рассказ до двухчасового хронометража. Вообще было бы куда интереснее посмотреть на аналогичный фильм, где героиню играла бы более простая, несовершенная внешне и смешная актриса. Этакая молодая Бриджит Джонс.

P.P.s. Под впечатлением от рассказа попытался найти в сети сборник Рупеньян. К сожалению, доступ к нему везде ограничен из-за санкций. К счастью, остальные рассказы там не очень. Вернее, язык по-прежнему хорош, но сюжет крайне сумбурный и неприятный. Брр.

На livelib открыто читательское голосование премии "Русский детектив", где «Састер. Крымский детектив», написанный в соавторстве с режиссером и сценаристом Ю.Ю. Морозовым, представлен аж в двух номинациях - «Открытие года» и «Дебют года».

Проголосовать может любой (тонкий намек) до 20 февраля 2024 года по этой ссылке: https://www.livelib.ru/detectiveawards/2023/find/терехов

44
2 комментария

@Andrew Terehov , ссылки ведут на перенаправление через livelib.

Ответить

Сорян, поправил!

1
Ответить