Время романтизма, начавшееся после Великой Французской революции в самом конце XVIII века, стало благодатной почвой для литературной чумы. Эпидемия дает сразу и страдания, и непреодолимые обстоятельства, и одиночество, и разбитые сердца – в общем, все, от чего цветут романтики. Поэтому о чуме говорится и в главном романтическом романе Италии «Обрученные», написанном Алессандро Мандзони, и в знаменитой «Маске Красной смерти» Эдгара Аллана По, и много где еще. При этом романтики стали делать робкие шаги в сторону, скажем так, метафоризации эпидемий: это уже не просто жизненные обстоятельства и даже не кара Божья, а что-то гораздо более сложное, над чем стоит отстраненно поразмышлять.
О первой задокументированной эпидемии мы узнали благодаря летописям: это была так называемая Юстинианова чума, которая правила бал на Ближнем Востоке и в Европе в VI-VIII веках.
Афинская чума, описанная Фукидидом, была бы недовольна тем, что о ней забыли (хотя, стоит признать, вполне возможно, что в столице Аттики был тиф, а не чума).
Но если откровения какого-нибудь Прокопия Кесарийского, заставшего начало Юстиниановой чумы, вряд ли найдутся на ваших книжных полках, то главное «чумное» произведение там точно мелькает: это «Декамерон» Джованни Боккаччо. Его неординарность по сравнению с современными книгами об эпидемиях состоит в том, что Боккаччо не смакует ужасы чумы, не живописует на протяжении 300 страниц панику жителей и гниющие на улицах трупы – нет, он замыслил грандиозный побег.
Неординарность "Декамерона" по сравнению с современными книгами об эпидемиях состоит в том, что это не книга об эпидемиях (и не современная). Чума - это, прежде всего, литературный приём, которому дана функция обосновать, почему несколько людей собрались вместе и долгое время рассказывают истории в своём узком кругу.
роман «Чума» Альбера Камю, с завидным постоянством попадающий в списки вроде «Лучшие антиутопии»это как?
О первой задокументированной эпидемии Описание сибирской язвы у греков и римлян? Раньше на много столетий.
"Лонгрид" так себе.
У Скальци, правда, получилось еще и любопытное смешение фантастики и детектива: главными героями стали агенты ФБР, расследующие странные убийства. Дело в том, что придуманная Скальци болезнь не просто убивала людей – некоторые из выживших оказались запертыми в собственном неподвижном теле.Сразу же вспомнилась недавно обсуждаемая:
Почти идентичная завязка.
Комментарий недоступен