Вскоре кайф становиться естественным состоянием врача, а «ясность мыслей» оборачивается постепенным уходом из реальности. Показательно, что когда в село пришло известие о февральской революции, Полякова это совершенно не волновало. Скорее всего, таким образом Булгаков проводит параллель между аполитичностью и наркотической беспечностью: если большевики утверждали, что религия - это опиум для народа, то писатель констатирует пагубность игнорирования политических процессов со стороны интеллегенции, которая предпочитала жить в своё удовольствие, пока их мир летит в тартарары.
Со временем наркотик завладевает Поляковым настолько, что тот начинает терять человеческие черты - как внешние, так и внутренние. Герой яростно скалиться на окружающих, трясётся, его постоянно рвёт, а кожа становится мертвенно-бледной и покрывается фурункулами. Наркотики превратили его в зверя, а потом и в ходячий труп. По существу, дневник Полякова - это рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо, тенью присутствует уже с первых страниц рассказа, сопровождает героя до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает безоговорочную победу.
«Морфий» - это короткое, но сильное произведение о поражении достойного человека перед лицом не только собственной слабости, но и роковых обстоятельств. И тему поражения достойных Булгаков в дальнейшем будет только развивать.