Сапог на горле Супермена. cap. I. Гомер
Все мы обожаем комментарии про недостаток книжек в подсайте «Почитать», под каждой статьёй про комиксы. Про фантастику, фэнтези и антиутопии есть, а про серьёзную литературу почти никто не пишет. Вот — пишу.
Структура будет следующая. В первой части я опишу автора и произведения. Далее — что вам даст прочтение, ведь есть популярное мнение что художественная литература бесполезна. Вы его можете услышать, например, от Лёшеньки Шевцова, который после не может дать определение термину «платоническая любовь». Платон в тафосе жуёт башмак Сократа от таких заявлений. Более того, следуя основной тематике сайта, расскажу в каких играх пригодятся знания из той или иной книги. И, наконец, в третьих, общие советы как читать, в каком переводе и т.д.
Гомер. Легендарный слепой поэт, создатель Илиады и Одиссеи… Так вот, его не было! Ну да, так бывает, много воды утекло с тех пор. Дело в том, что главнейшие приписываемые ему произведения, создавались в дописьменную эпоху. Древнегреческие певцы и поэты просто не имели возможность записать свои поэмы и песни, попросту не было бумаги и даже коллегии бардов из Скайрима не было (какой кошмар!). И эти бродячие поэты, по всей видимости, коллективно создали Илиаду и Одиссею, огромные произведения, состоящие из очень объемных песен, которые впоследствии записал и собрал в одно произведение другой человек и этого человека, возможно, звали Гомер.
Илиада. Первое произведение повествует о замечательной Троянской войне, в которой доблестные греки с лицом Брэда Питта вырезали на корню население малоазийского города Илион. Мужчин там, детей, женщин, стариков, кто же их тогда считал?
Завязка проста и великолепна: сын Троянского царя Парис, крадёт жену царя Спарты Елену, которая славилась красотой на всё Эгейское море. Что б вы представили себе масштаб проблемы — царь Греции в то время это мужик, у которого много добра, золота и скота. Царь и царица живут со скотом в одном большом сарае, который они называют дворцом. Так вот, самую красивую царицу этих замечательных людей крадут и все цари греков (Одиссей, Ахилл, Аякс 1, Аякс 2 и т.д) плывут вломить люлей вору.
Сама книга хороша. В ней подробно и эпично описывается война. Там проработанные и неоднозначные персонажи. Я не зря в начале подколол доблестного грека Брэда Питта, в Илиаде все персонажи неплохие, у них всех есть причины. А в фильме Агамемнон явный злодей.
В отличие от голливудского фильма Троя, книга выгодно отличается наличием не только сборища героев из рядов людей, но и совершенно прекрасно сохранившихся греческих Богов, которых кроме как «склочными мудаками», я назвать не могу. Уж извините. Тем более, что это исчерпывающе описывающий их эпитет и это добавляет живости в книгу.
На взгляд современного читателя, действия героев могут показаться нелогичными и слегка неадекватными. Мышление древнего грека отличалось от нашего пост-христианского общества, а в книге грек очень древен, живёт задолго до всяких Аристотелей и царей Леонидов. Это надо учитывать.
Одиссея. Вторая книга «неожиданно» происходит после войны. Доблестные греки разграбили чужое государство, изнасиловали там всех женщин (с точки законов Российской Федерации и детьми не гнушались). И вот эти няшные люди плывут домой с переменным успехом.
Вам могли сказать, что книга Одиссея описывает плавание этого многоопытного мужа, но это не совсем так. Начало книги занимает житуха его сына Телемаха, к которому, в отсутствии отца, во дворец (см. выше) пришли новые женишки его матери и хотят, так сказать, категорию MILF. Только после этого начинаются приключения Одиссея.
Книга более любима в народе и читаема по понятным причинам. Она, что называется “Настоящее Приключение™” с быстро сменяемыми локациями и победами над чудищами.
А в конце Одиссей приплывает домой и наказывает женихов своей жены. Наказывает это очень мягкое слово, вы такого гуро не в каждом аниме увидите.
Кинулись оба они на Меланфия, внутрь притащили
За волоса и на землю швырнули, объятого страхом.
Ноги и руки назад закрутили и, боль причиняя,
Накрепко их там связали веревкою, как приказал им Сын Лаэрта,
подобный богам Одиссей многостойкий.
Сзади к крученой веревке его привязали и после
Вздернули вверх высоко по столбу, притянув к перемету.
Зачем читать. Илиада и Одиссея это первые произведения европейской художественной литературы. Большинство поздних авторов перекликаются с ними, содержат отсылки к персонажам, событиям. При чтении всё это хорошо запоминается и укладывается в голове. Как и греческая мифология. Встретив на просторах интернета предложение в духе “Волоокая дева Паллада”, вы без труда определите два эпитета Афины — Паллада и волоокая, что значит глаза как у вола. Это у древних греков такой комплимент.
У каждого героя древнегреческих мифов от героев до Богов есть масса таких эпитетов. Например Атрид — сын Атрея. Да, это как раз тот Атрей, на котором основан мальчонка из God of War. И это ещё одна причина. В играх просто огромнейшее количество отсылок на древнегреческую действительность и эти книги помогут вам в ней разбираться на уровень выше. Сейчас вот Assassin’s Creed новый про Грецию выходит, думаете там не будет отсылок на Илиаду и Одиссею? Очень сомневаюсь.
И да, Кратос Афродиту пощадил, а вот Диомед в Илиаде кинулся на неё в бой и пронзил руку копьём. Чем не любопытнейший богоборческий сюжет и предтеча концепции God of War? Эти книги полны весёлых и эпичных моментов. И поэтому их стоит прочесть.
Как читать. Есть два основных перевода Илиады — Гнедича и Вересаева. Они переводили с греческого и их можно читать. Перевод Одиссеи по сути один — Вересаев. Другой популярный перевод сделал Жуковский и переводил с немецкого. Это не серьёзно, это уровень русского перевода аниме с английского. Немного о переводе Илиады:
Гнедич жил в 19 веке, его перевод полон устаревших слов, неточностей, но он очень распространён и эпичен.
Вересаев жил в 20 веке и его перевод довольно точный и современный. Так же он использует удачные строки из переводов других людей
Он (Гнедич) совершенно не считает возможным передавать в неприкосновенности довольно грубые подчас выражения Гомера. Ахиллес ругает Агамемнона: "пьяница, образина собачья!" Гнедич переводит: "винопийца, человек псообразный !" Елена покаянно называет себя перед Гектором "сукой", "бесстыдной собакой". Гнедич стыдливо переводит', "меня, недостойную".
Перевод это полбеды. Нужны примечания к стихам. Желательно найти книжное издание уже содержащее комментарии (в нормальном это где-то четверть книги). Если у вас издание без них, то обязательно найдите в интернете, гуглится легко.
Спасибо за внимание. Если зайдёт, то сделаю обзор на Библию, только надо перечитать её в более современном переводе.
Хорошая тема, но есть несколько нюансов.
Заявление о том, что Гомера не было и последующее принижение его вклада - ну, такое. Высока вероятность, что это был коллектив авторов и тд, но та же Илиада и композиционно сделана очень новаторски для того времени.
По описанию в статье может показаться, что Илиада описывает прямо все события Троянской войны, на самом же деле там описан небольшой эпизод - от обиды Ахиллеса до похорон Гектора с Патроклом. Просто в этот кусок автор умудрился вставить все размазанные по десятилетней истории осады конфликты (в смысле разногласий и принципиальных расхождений, а не конкретных сражений), и ощущается история цельной и без начала и конца осады. Что, кстати, неплохо иметь в виду поклонникам сорокатысячника - в Илиаде взят один плотный кусок почти бесконечной войны.
Насчет положительных Менелая и Агамемнона двоякое - любой грек знал, что речь идет о довольно паскудной и вообще проклятой семейке. Просто погуглите историю их прародителя Тантала и его последышей - братоубийства, пожирание чисто по приколу своих детей и скармливание родственникам их детей, стратегические изнасилования одних дочерей и тактические убийства других, мужеубийства, дядеубийства, отцеубийства, матереубийства и прочие милые семейные традиции шли хвостом и до, и по, и после славных Атридов, богам подобных. Короче, даже на фоне остальных проказников именно эта семейка выделялась паскудством.
Еще мелочь - Диомед ранил не Афину, а, наоборот, Афродиту (и Ареса заодно окучил) как-раз подбадриваемый Афиной. Он же ахейцем был, против команды Афродиты играл.
По поводу Гомера и игр - странно, что в играх нигде не отыгрывается по-моему довольно очевидная механика борьбы за трупы. У Гомера вокруг каждого убитого героя начиналась схватка за его тело - там дорогие доспехи, оружие, да и вообще вопрос престижа. И эта механика напрашивается что в РПГ, что в стратегии, но мне не попадалась как-то. Может, проглядел.
В самом деле, автору стоит поправить явную ошибку. Некрасиво вышло. Будто не просто "очепятка", а реальная дезинфа. Про то, что Диомед якобы Афину ранил. Ну Афродиту же. А комментарий классный, Илиаду в памяти освежил.
Да, спасибо за указание ошибки про Афродиту. Дописывал уже ночью, недоглядел. Исправил.
Насчет Гомера я реально не верю что он был, а про Менелая и Агамемнона согласен.
Механика борьбы за трупы довольно распространена. Например, Самураи собирали головы врагов и показывали своему господину. Было бы реально круто увидеть подобную механику в играх, тут вы совершенно верно подметили.
По поводу трупов - в Адоме они ценны и их можно (и даже нужно) есть. Даже не обязательно готовить. Но можно и приготовить, если умеешь. Да это не борьба за трупы, но они хотя бы существуют, как полноценный объект игрового процесса. .
Один парень в европе уже сделал обзор библии, срач на много лет в комментах везде был, так что осторожнее.
О, а можно подробнее?
Ну, в итоге получилось таки неплохо.