Космицизм, монстры и ритуалы: рецепт создания лавкрафтовских миров

Какие фирменные приемы использовал в своих произведениях Говард Лавкрафт? Что за темы кочуют из текста в текст? И что нужно включить в свой роман, чтобы критики назвали его лавкрафтовским?

Космицизм, монстры и ритуалы: рецепт создания лавкрафтовских миров

Привет, DTF! Давно мы не заглядывали с новыми интересными постами, и у нас как раз один такой готов. В небольшой, но ёмкой статье рассказываем про характерные элементы произведений Лавкрафта. Что вообще должно быть в книге, кино или игре, чтобы его можно было назвать «лавкрафтовским»?

Статья приурочена к нашей кампании предзаказа книжек по «Ужасу Аркхэма». Вот какие две книги мы готовим к изданию:

  • «Тень Пната» от Джоша Рейнольдса расскажет историю графини-авантюристки Алессандры Зорзи, у которой появилась новая цель: вернуть украденные ею же оккультные артефакты, чтобы передать их в надежные руки сотрудников Мискатоникского университета.
  • «Хищная бездна» повествует об Абеле Дэвенпорте, который находит древний храм в океанских глубинах, где он попадает под влияние давно умершего бога. В своих попытках восстановить божественный культ Абель устраивает в Аркхэме нашествие доппельгангеров. Ужаснувшись последствиям, Дэвенпорт решает помешать монстрам воскресить Древнего.

О Лавкрафте

Мы знаем Лавкрафта как мастера ужаса и хтони. Надо признать, что и сама его жизнь была не слишком радужной. Оба родителя страдали психическими заболеваниями, и Говард тоже был подвержен нервным припадкам и суицидальным мыслям. Зарабатывать литературой у него не получалось, брак завершился разводом, и в 46 лет он скончался от тяжелого заболевания. Однако его наследие и несомненное влияние на массовую культуры поражают воображение.

Говард Лавкрафт не изобрел фантастику ужаса как жанр, он вдохновлялся работами Эдгара Аллана По, Амброза Бирса, Роберта Чемберса. Но все же именно Лавкрафт сумел сделать свои работы настолько уникальными, что и спустя сто лет мы придумываем новые книги, игры, настолки и фильмы, действие которых разворачивается в лавкрафтовских мирах. Так какие идеи и принципы лежат в основе его вселенных?

Персонажи

Одна из центральных идей Лавкрафта — космицизм. Это уверенность, что люди совсем незначительны в более широкой схеме межгалактического существования.

Герои-люди сталкиваются с могущественными силами, монстрами, существами и богами, которые по большей части безразличны к человечеству. И эта собственная незначительность и бесконечная непостижимость иных миров пугают порой сильнее клыков и щупалец.

Зачастую настоящие герои историй Лавкрафта — нечеловеческие сущности. Мифические создания, нечисть и космические гости.

Они могут принимать невообразимые формы, не подчиняться законам природы и даже иметь нематериальную структуру. Кстати, считается, что именно Лавкрафт впервые описал зомби в их современном виде.

Космицизм, монстры и ритуалы: рецепт создания лавкрафтовских миров

Места

Так называемая «Страна Лавкрафта» уже много десятилетий служит популярным местом для встречи героев с неизведанным. На самом же деле Лавкрафт вдохновлялся Новой Англией, где прожил много лет. Правда, топография Массачусетса немного изменена, а количество старинных особняков и склепов многократно увеличено. А еще для реалистичности автор упоминает реальные города и деревушки Великобритании и восточного региона США.

Но самым знаменитым лавкрафтовским местом стал вымышленный город Аркхэм.

Издательский дом Arkham House получил свое имя в честь этого города, как и лечебница из комиксной вселенной DC.

Аркхэм дебютирует в рассказе «Герберт Уэст — реаниматор», там же упоминается и знакомый фанатам вымышленный Мискатоникский университет. С одной стороны, городу присущи современные черты, он работает как образовательный и научный центр. С другой — это скопление старинных зданий, мрачных кладбищ и ритуальных мест. А главное, Аркхэм хранит тайны…

Философия

Помимо упомянутого космицизма Лавкрафта занимала идея двойственности знаний. Герои его книг постоянно стремятся разобраться в происходящем вокруг, в истории своего рода, в самих себе, науке, оккультизме, природе вещей и всего сущего. Но по Лавкрафту счастье возможно только в блаженном неведении.

Любые попытки постичь нечто, выходящее за пределы обыденного, ведут к катастрофе. Зачастую оказывается, что наша реальность — это иллюзия, маскирующая ужасающее истинное положение вещей. И это сводит героев с ума.

В целом писатель считает, что наука и знание несут в себе большие риски. Бурное развитие технологий и опора лишь на твердые факты кажутся ему дорогой к хаосу и ужасу. Страшные результаты грядущих исследований и высокая цена познания истины — вот, о чем нас предостерегают.

Космицизм, монстры и ритуалы: рецепт создания лавкрафтовских миров

Антураж

Как создается легендарная мрачность и безысходность? Во-первых, Лавкрафт пользовался атмосферой упадка (на чем сосредоточился в «Хребтах Безумия»). Деградация проявляется на всех уровнях. Города опустошены после эпидемий. Люди обезумели в попытках добыть запретные знания. Наука сама же создала уродства и опасности. Человечество на пороге войн и варварства.

Во-вторых, важнейшей состовляющей лавкрафтовского стиля является оккультизм. Эзотерика, ритуалы в кругу камней, идолы и шабаши идеально вписываются в повседневную жизнь Аркхема. На каждом шагу вас ждет древний храм, где идет языческий обряд или проповедуется неизвестная религия. Спиритизм и черная магия подвластны любому уважающему себя тайному ордену. Ну а самый известный культ — Культ Ктулху, приверженцы которого ожидают приход Великого Древнего Бога и последующие хаос и кровопролития.

Лавкрафт-бинго

Итак, какие ингредиенты нужны автору, который хочет, например, издать свой роман в серии «Ужас Аркхэма»:

  • нечеловеческие существа великой мощи, лучше всего — Древние Боги,
  • герои-искатели, жаждущие запретных знаний или научных объяснений,
  • страшные последствия их изысканий,
  • древние сооружения и целые города, полные мрачных тайн и ценных реликвий,
  • городские легенды, мифология, оккультизм,
  • упадок цивилизации, человечество на пороге (или в процессе) физической и моральной деградации.
Космицизм, монстры и ритуалы: рецепт создания лавкрафтовских миров
55
Начать дискуссию