Как космодесантники из сверхлюдей стали людьми: от героики к её деконструкции
Мысли после прочтения романа Аарона Дембски-Боудена «Копьё Императора»
Если открыть одну из первых книг Black Library про космических десантников, то вы сразу же увидите помпезные описания воинов, которые превосходят обычного человека. Сверхчеловеческий нечеловек Рагнар не ведает страха и во всём превосходит обычных людей.
В «Космическом волке» Кинга или в «Несущем ночь» Макнилла вы найдёте героя. Он будет слегка глуповат, наивен, но добр, справедлив и в определённом смысле правопорядочен (но следовать будет не закону как таковому, а сложившейся традиции). Такой космодесантник будет мало чем отличаться от супергероя Золотого века. Посмотрите на образ Супермена, сравните с образами космодесантников начала нулевых — различия минимальны.
Комикс-индустрии понадобилось примерно 20 лет, чтобы прийти к первой деконструкции супергероики: так Золотой Век (30-40-е) сменился Серебряным (50-60-е). В Бронзовом веке, начавшемся ещё спустя пару десятилетий (80-90-е), супергерои пережили очередную итерацию. На место богов и полубогов пришли тонко чувствующие эмоционально ранимые люди.
Чтобы пройти путь от героики к её деконструкции авторам BL понадобилось куда как меньше времени. Самым популярным автором-деконструктором 40,000 я считаю Аарона Дембски-Боудена.
Сначала он рассказал о Повелителях Ночи, бандитах, которые, не имея цели в жизни, знают лишь насилие и разбой. Космодесантник Талос пытался найти цель для своей жизни, но не смог — так до конца и не разобрался со своим прошлым. Его историю можно найти в книгах «Ловец душ», «Кровавый корсар», «Разведчик пустоты».
В «Хельсриче» Гримальд из ордена Чёрных Храмовников оказался наедине с осознанием собственной смертности. Роман пропитан экзистенциальной болью, из которой почти что и состоит Гримальд. Может ли космодесантник находится в депресии? Дембски-Боуден считает что может.
В «Даре Императора» Аарон взялся за Серых Рыцарей. Монахи-воины с опустошённой памятью предстали как «социальные аутисты», которые из-за своего воспитания не могли понимать поведение простых людей. Один из самых пронзительных моментов романа: главный герой осознаёт, что космодесантники времён Ереси Хоруса способны считывать привлекательность/сексуальность женщин.
В «Когте Хоруса» Дембски-Боуден сделал из бабайки-Аббадона сломленного человека, который запутался в себе. Абаддон у него — ищущий новый путь странник. Он не хочет гнить всю жизнь в Оке Ужаса, а поэтому решает начать действовать и строить армию, которая бы позволила ему не только вырваться из Ока, но и взять власть в реальном Космосе.
В романе «Копьё Императора» мэтр пошёл ещё дальше в очеловечивании Адептус Астертес. Глазами раба-илота Аарон показал два разных типа космодесантников: аутичного воина из Легиона Менторов и человечных солдат из ордена Копья Императора.
Холодный Амадей из Легиона Менторов считает себя функцией-оружием. В его жестах нет лишних движений, а эмоциональность сведена к минимуму. Илот воспринимает редкие нотки сомнения или радости в словах Амадея почти так же, как Имперская Гвардия — появление в небе Святой Саббат.
Аутичность Амадея хорошо ощущается на контрасте с Бреаком из Копий Императора. Бреак отпускает шутки, рычит от недовольства, дарит подарки — проявляет эмоциональную вовлечённость и дружелюбность.
Переломным моментом в произведении становится ранение Амадея: из неубиваемой машины войны космодесантник становится уязвимым существом, находящемся на границе между жизнью и смертью. Вся его мощь, весь его образ непобедимого сверхбойца меркнет, так как страдает Амадей ровно так же, как и все остальные люди.
Дальше космодесантник становится лишь человечнее: начинает открыто злится, негодвать, ёрничать и смеяться над шутками кузенов. Амадей перерастает свой «аутизм» и становится похож на обычного человека: чувствующего и отзывчивого.
***
Роман «Копьё Императора» я считаю вершиной творчества Дембски-Боудена. Устами илота он сказал всё, что понял о космических десантниках за десять лет работы в Black Library. Если вы хотели познакомиться с психологией Адептус Астартес, то лучшего произведения сейчас нет.
как можно читать подобную мутату))
по преколу
Как и любую другую. С тем же успехом можно спросить как можно писать такие комменты.
На место богов и полубогов пришли тонко чувствующие эмоционально ранимые люди.Как будто в греческой мифологии эти самые боги и полубоги не были проекцией проблем, мечтаний, комплексов и желаний простых людей-авторов.
В итоге получается персонажи вроде Зевса, который отличается от какого-нибудь озабоченного школьника разве что тем, что для того что бы залезть под юбку очередной подружке, которой "папа не разрешил" не лезет ночью по трубе, а превращается в луч света.
Это скукотище - смотреть как даже не просто улучшенные люди, а концептуально сверхсознания мыслят ровно нашими же шаблонами и лекалами.
Но греки ладно, они во многом первопроходцы, в принципе задавшие тренды.
Сейчас же авторы применяют такое потому что это элементарный способ заставить читателя сопереживать героям, не напрягая талант (тем паче, если его нет).
В итоге ладно 30к, но даже в 40к мы имеем максимально очеловеченных спейсмаринов глядя на которых вообще не понимаешь к чему все эти сложнейшие отборы, доктринация и прочее, раз на выходе получаем шваль равную рандомной групке приятелей (в зависимости от ордена "по интересам" от религиозных радикалов до почти что гопников)?
И самое смешное, что люди приветствуют это - мол объёмные персонажи.
И ладно ещё к примеру Супермен Стражински. Да, он сверхчеловек, но воспитан людьми и вынужден вплетаться в людское сообщество. Наоборот очень круто, как он в итоге находит работу, где его сверхсилы не дают автоматической победы.
Но Астартес о другом - это формено машины войны, "ангелы смерти".
А на практике имеем капустник эмоционально не полноценных, которые в особо тяжких случаях писательских опусов умудряются даже на приказы класть болт.
Ну я хуй знает, тянет ли это на деконструкцию. Деконструкцией было бы не очеловечивание спейсмаринов, а лишение их героического статуса. То, что они не без страха и упрека и так было, пусть литература и стремится к превозмоганию и болтер-порно.
Хз. Болтер-порно делает читаемое достаточно ярким. Мне например книга про Лоргара понравилась. Где описывались события с появлением гал ворбак. Как вроде бы верный космодес поддается хаосу и изменяется, ведомый собственным примархом испытывая и страх и ища оправдания своим собственным упрекам. Они и так не герои, потому что от книги к книге астатес сталкиваются с вопросами о том что будет после всех войн. Кто они такие в нормальном мире.
Превозмогание тоже доступно не всем, хотя многие пытаются. Как еще воевать со всякой херней.
а лишение их героического статуса. То, что они не без страха и упрека
Для этого падшие легионы вообще то есть :)