Как космодесантники из сверхлюдей стали людьми: от героики к её деконструкции

Мысли после прочтения романа Аарона Дембски-Боудена «Копьё Императора»

Как космодесантники из сверхлюдей стали людьми: от героики к её деконструкции

Если открыть одну из первых книг Black Library про космических десантников, то вы сразу же увидите помпезные описания воинов, которые превосходят обычного человека. Сверхчеловеческий нечеловек Рагнар не ведает страха и во всём превосходит обычных людей.

В «Космическом волке» Кинга или в «Несущем ночь» Макнилла вы найдёте героя. Он будет слегка глуповат, наивен, но добр, справедлив и в определённом смысле правопорядочен (но следовать будет не закону как таковому, а сложившейся традиции). Такой космодесантник будет мало чем отличаться от супергероя Золотого века. Посмотрите на образ Супермена, сравните с образами космодесантников начала нулевых — различия минимальны.

Комикс-индустрии понадобилось примерно 20 лет, чтобы прийти к первой деконструкции супергероики: так Золотой Век (30-40-е) сменился Серебряным (50-60-е). В Бронзовом веке, начавшемся ещё спустя пару десятилетий (80-90-е), супергерои пережили очередную итерацию. На место богов и полубогов пришли тонко чувствующие эмоционально ранимые люди.

Чтобы пройти путь от героики к её деконструкции авторам BL понадобилось куда как меньше времени. Самым популярным автором-деконструктором 40,000 я считаю Аарона Дембски-Боудена.

Сначала он рассказал о Повелителях Ночи, бандитах, которые, не имея цели в жизни, знают лишь насилие и разбой. Космодесантник Талос пытался найти цель для своей жизни, но не смог — так до конца и не разобрался со своим прошлым. Его историю можно найти в книгах «Ловец душ», «Кровавый корсар», «Разведчик пустоты».

В «Хельсриче» Гримальд из ордена Чёрных Храмовников оказался наедине с осознанием собственной смертности. Роман пропитан экзистенциальной болью, из которой почти что и состоит Гримальд. Может ли космодесантник находится в депресии? Дембски-Боуден считает что может.

В «Даре Императора» Аарон взялся за Серых Рыцарей. Монахи-воины с опустошённой памятью предстали как «социальные аутисты», которые из-за своего воспитания не могли понимать поведение простых людей. Один из самых пронзительных моментов романа: главный герой осознаёт, что космодесантники времён Ереси Хоруса способны считывать привлекательность/сексуальность женщин.

В «Когте Хоруса» Дембски-Боуден сделал из бабайки-Аббадона сломленного человека, который запутался в себе. Абаддон у него — ищущий новый путь странник. Он не хочет гнить всю жизнь в Оке Ужаса, а поэтому решает начать действовать и строить армию, которая бы позволила ему не только вырваться из Ока, но и взять власть в реальном Космосе.

В романе «Копьё Императора» мэтр пошёл ещё дальше в очеловечивании Адептус Астертес. Глазами раба-илота Аарон показал два разных типа космодесантников: аутичного воина из Легиона Менторов и человечных солдат из ордена Копья Императора.

Холодный Амадей из Легиона Менторов считает себя функцией-оружием. В его жестах нет лишних движений, а эмоциональность сведена к минимуму. Илот воспринимает редкие нотки сомнения или радости в словах Амадея почти так же, как Имперская Гвардия — появление в небе Святой Саббат.

Аутичность Амадея хорошо ощущается на контрасте с Бреаком из Копий Императора. Бреак отпускает шутки, рычит от недовольства, дарит подарки — проявляет эмоциональную вовлечённость и дружелюбность.

Переломным моментом в произведении становится ранение Амадея: из неубиваемой машины войны космодесантник становится уязвимым существом, находящемся на границе между жизнью и смертью. Вся его мощь, весь его образ непобедимого сверхбойца меркнет, так как страдает Амадей ровно так же, как и все остальные люди.

Дальше космодесантник становится лишь человечнее: начинает открыто злится, негодвать, ёрничать и смеяться над шутками кузенов. Амадей перерастает свой «аутизм» и становится похож на обычного человека: чувствующего и отзывчивого.

***

Роман «Копьё Императора» я считаю вершиной творчества Дембски-Боудена. Устами илота он сказал всё, что понял о космических десантниках за десять лет работы в Black Library. Если вы хотели познакомиться с психологией Адептус Астартес, то лучшего произведения сейчас нет.

5252
42 комментария

как можно читать подобную мутату))

8
Ответить

по преколу

14
Ответить

Как и любую другую. С тем же успехом можно спросить как можно писать такие комменты.

6
Ответить

 На место богов и полубогов пришли тонко чувствующие эмоционально ранимые люди.Как будто в греческой мифологии эти самые боги и полубоги не были проекцией проблем, мечтаний, комплексов и желаний простых людей-авторов.

В итоге получается персонажи вроде Зевса, который отличается от какого-нибудь озабоченного школьника разве что тем, что для того что бы залезть под юбку очередной подружке, которой "папа не разрешил" не лезет ночью по трубе, а превращается в луч света.

Это скукотище - смотреть как даже не просто улучшенные люди, а концептуально сверхсознания мыслят ровно нашими же шаблонами и лекалами.
Но греки ладно, они во многом первопроходцы, в принципе задавшие тренды.
Сейчас же авторы применяют такое потому что это элементарный способ заставить читателя сопереживать героям, не напрягая талант (тем паче, если его нет).

В итоге ладно 30к, но даже в 40к мы имеем максимально очеловеченных спейсмаринов глядя на которых вообще не понимаешь к чему все эти сложнейшие отборы, доктринация и прочее, раз на выходе получаем шваль равную рандомной групке приятелей (в зависимости от ордена "по интересам" от религиозных радикалов до почти что гопников)?

И самое смешное, что люди приветствуют это - мол объёмные персонажи.
И ладно ещё к примеру Супермен Стражински. Да, он сверхчеловек, но воспитан людьми и вынужден вплетаться в людское сообщество. Наоборот очень круто, как он в итоге находит работу, где его сверхсилы не дают автоматической победы.

Но Астартес о другом - это формено машины войны, "ангелы смерти".
А на практике имеем капустник эмоционально не полноценных, которые в особо тяжких случаях писательских опусов умудряются даже на приказы класть болт. 

10
Ответить

Ну я хуй знает, тянет ли это на деконструкцию. Деконструкцией было бы не очеловечивание спейсмаринов, а лишение их героического статуса. То, что они не без страха и упрека и так было, пусть литература и стремится к превозмоганию и болтер-порно.

5
Ответить

Хз. Болтер-порно делает читаемое достаточно ярким. Мне например книга про Лоргара понравилась. Где описывались события с появлением гал ворбак. Как вроде бы верный космодес поддается хаосу и изменяется, ведомый собственным примархом испытывая и страх и ища оправдания своим собственным упрекам. Они и так не герои, потому что от книги к книге астатес сталкиваются с вопросами о том что будет после всех войн. Кто они такие в нормальном мире.
Превозмогание тоже доступно не всем, хотя многие пытаются. Как еще воевать со всякой херней. 

3
Ответить

а лишение их героического статуса. То, что они не без страха и упрека

Для этого падшие легионы вообще то есть :) 

Ответить