Дания: краткий альтернативный литературный гид

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Классическая литература Дании знакома российскому читателю с детства. Кто не помнит Ханса Кристиана Андерсена, Сёрена Кьеркегора или Георга Брандеса? Также читателям в переводе знакомы Енс Петер Якобсен, Герман Банг, Карл Гьеллеруп, Хенрик Понтоппидан, Мартин-Андерсен Нексё, Йоханнес Йенсен. С более современными авторам сложнее. Многие, конечно, вспомнят Питера Хёга, некоторые — Кнуда Ромера и Мортена Рамсланда. Не так давно вышло издание романа «Персонал» заметной датской писательницы Ольги Равн. Меня же как обычно больше интересует непривычная (и/или экспериментальная) литература, поэтому в подборку добавил работы, отвечающие этому критерию.

Пер Хёйхольт — влиятельный датский поэт с образованием библиотекаря.

«Аурикула» - главные герои этого эпатажного романа — не люди, а auriculae, по-немецки: уши. Хёйхольт имеет наглость утверждать, что 7 сентября 1915 года время в Европе остановилось, на мгновение слишком короткое, чтобы кто-либо мог его заметить. Дети, зачатые в этот промежуток времени, родились не одни девять месяцев спустя. Вместе с ними свет увидели многочисленные уши, которые стали самостоятельными и отправились в путь. Они тайно бродили по двадцатому веку небольшими группами, наблюдая за небольшими катастрофами и вдохновляя его искусство и науку. Эти странные существа гнездились повсюду. Они преследовали Кафку и Эйнштейна, Дюшана и Джойса и шпионили за всей современностью. Автор знакомит нас с биологией, психологией и сексуальной жизнью ушей и позволяет принять участие в их причудливых приключениях. Он не оставляет нас в неведении относительно своих литературных предшественников: их имена — Лоуренс Стерн, Льюис Кэрролл и Хорхе Луис Борхес; но его наглость принадлежит только ему одному. Хёйхольт, enfant terrible датской литературы, шокирует и забавляет нас своим выдающимся произведением, на написание которого он потратил двадцать лет.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Пер Хультберг - датский писатель и психоаналитик.

«Реквием» - роман состоит из 537 глав длиной примерно в страницу, каждая из которых — одно извилистое предложение, один поток сознания. Между отдельными компонентами нет всеобъемлющего повествования, хотя у каждого есть своя история. Есть ряд мгновенно узнаваемых событий, а также некоторые, которые затрагивают более темные и зловещие струны. Может возникнуть соблазн угадать, кому могут принадлежать эти голоса — исторической личности? Другу? Возлюбленному? «Реквием» можно читать от корки до корки или просто открывать на случайной странице, чтобы позволить одному голосу, одному персонажу, одному потоку мыслей обратиться к читател

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Ида Марие Хеде - одна из самых новаторских писательниц Скандинавии.

«Очаровательный» — это завораживающий, трансцендентный портрет молодой семьи, рассказанный в четырех частях, в Копенгагене и Лондоне. Любовь между B и Q нежная, но изношенная. Когда рождается их дочь Æ, повседневность загорается по-новому. Во второй части мертвые оживают в мозгу B. Когда отец B умирает, новость сообщается ей по телефону, и следует эссеистическое, коллажистское размышление о смерти и передаче. И вот, наконец, наступает пятница. B и Q спускаются под пол гостиной и бродят по потрескавшемуся и пугливому подземному миру.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Ольга Равн - датская поэтесса и романистка. Ее произведения получили признание международной критики. Она также является переводчицей и работала литературным критиком в Politiken и нескольких других датских изданиях.

«Персонал» - на борту корабля «шесть тысяч», где живут герои, происходят загадочные события. Команда корабля, состоящая из людей и гуманоидов, трудится вместе, выполняя рутинные задачи. К тому времени, когда журнал бортовых записей доходит до нас, происходит что-то непоправимое. Экипаж берет на борт несколько странных объектов с планеты Новоеоткрытие. Объекты вызывают «постоянные отклонения» у сотрудников. Построенная как серия свидетельских показаний, составленных комиссией на рабочем месте, проза Равн — это попытка понять, что произошло. «Персонал» исследует, что значит быть человеком эмоционально и онтологически, одновременно подвергая критике жизнь, которой управляет работа и логика производительности.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Йоханнес В. Йенсен - датский писательи поэт. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

«Падение короля» - исторический роман "Падение короля", в котором дана широкая картина жизни средневековой Дании, звучит протест против войны; автор пытается воплотить в романе мечту о сильном и народном характере.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Герман Банг - датский писатель, критик, журналист и деятель театра. Банг известен своим импрессионистским стилем.

«Избранное» - в настоящий сборник вошли наиболее известные произведения писателя - социально-психологические романы "У дороги" и "Тине", а также рассказы "Воронье", "Фрекен Кайя", "Четыре черта" и "Шарло Дюпон", в которых писатель с глубокой иронией раскрывает хищную, злобную психологию мещан, враждебную всему благородному, чистому, талантливому.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Жозефина Клугарт - датская писательница, живущая в Копенгагене.

«Один из нас спит» — это захватывающий роман о потере во всех ее проявлениях. Когда она возвращается домой, чтобы навестить свою мать, которая умирает от рака, рассказчица рассказывает о короткой, но интенсивной любовной связи, а также о горе и разочаровании, которые следуют за ее концом. Поразительные образы книги и великолепная проза подкрепляют ее главную тему: резкий контраст между воспоминаниями о стабильности — ваши родители, ваш детский дом, ваша любовь — и постоянными окончаниями, которые мы переживаем на протяжении всей нашей жизни.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Клаус Рифьберг - датский писатель. Рифбьерг считается первым настоящим датским писателем-модернистом, в 1960-е годы он становился все более экспериментальным, кульминацией его стиля стал роман «Анна, я, Анна».

«Анна, я, Анна» - роман рассказывает от первого лица историю жены дипломата, которая должна отправиться домой, чтобы пройти психиатрическое лечение от тяжелого обсессивно-компульсивного невроза. В самолете она встречает хиппи, который тоже направляется домой, но в сопровождении полиции. Они вместе бегут, и каким-то образом она находит свое внутреннее «я» в богемной обстановке и социальной деградации. Но то, что она находит, не является целостной личностью в общепринятом понимании. Напротив, она и окружающий ее мир предстают как постоянно меняющиеся многогранные лоскутки. Изображая растворенное чувство бытия Анны, роман во многом предвосхищает постмодернистский взгляд на человека и понимание его жизни.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Свен Оге Мадсен - датский писатель. Он изучал математику до того, как начал писать художественную литературу. Его романы в основном философские и юмористические.

«Визит» - это начало экспериментов современного датского писателя в области формы и новых способов отображения бытия, возможно - абсурдного. Творчество Свена Мадсена, автора романов и антироманов, рассказов, пьес и радиопьес, связанное с европейским постмодернизмом, отмечено несколькими литературными премиями. Его книги переведены на основные европейские языки, а по роману "Нравственность и безнравственность в срединную эпоху" (1976) поставлена опера.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Ингер Кристенсен - датская писательница и поэтесса. Преподавала математику в Художественном колледже, печаталась в периодике, затем целиком посвятила себя литературе. Дебютировала поэтическими сборниками 1962 и 1963 годов, которые сразу привлекли к себе внимание зрелостью и смелыми экспериментами.

«Азорно» - действие происходит в современной Европе. Это своего рода логическая головоломка или зеркальный дом, в котором рассказывается о пяти женщинах и двух мужчинах.

Один из мужчин — писатель Сампель, другой — главный герой его романа Азорно. Все женщины беременны от Сампеля, но кто из них на самом деле рассказчик? Кто-то был убит? Кто-то сумасшедший? Вся эта история — часть книги Сампела или Ингер Кристенсен?

Напоминая работы Жоржа Перека и Алена Роб-Грийе, Азорно освещает преобладающую тему всей огромной поэзии и художественной литературы Ингер Кристенсен: взаимодействие восприятия, языка и реальности. Заканчивается борьбой двух слившихся персонажей, Азорно.одновременно удовлетворяет и тревожит, оставляя нам взгляд на реальность, непохожий ни на один другой.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Мадам Нильсон - актриса, музыкант и писательница, является одной из самых смелых художниц Дании. Финалист Премии Северного Совета, Нильсен наиболее известна тем, что «умерла» в 2001 году и пыталась жить в Дании без каких-либо документов, удостоверяющих личность.

«Бесконечное лето» - страстная история любви датской женщины и гораздо более молодого португальского художника, противопоставляет идеи времени, сексуальности и трагедии в стиле, напоминающем Пруста и Ларса фон Триера.

Эмоциональный и интуитивный, роман дрейфует во времени и пространстве, повествуя о жизни, любви и распаде всех, кто окружает эту неожиданную пару, включая бывшего мужа женщины, который держит семью под прицелом, ее дочери и ее любовников, среди которых есть мальчик. который находит себя и свою истинную сексуальную идентичность в Америке, и молодого мальчика, который «возможно, девочка, но еще не знает об этом», который рассказывает все это.

Настоящее очарование романа, вдохновленного захватывающим сюжетом, заключается в его безупречном стиле и атмосфере, которые сочетают в себе чувство тоски, легкую ностальгию по временам, наполненным возможностями, и при этом осознавать, что даже бесконечное лето не длится вечно.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Кристина Хессельхольдт - датская писательница. Она кандидат философских наук по специальности литературоведение.

«Спутники» - Камилла, Чарльз, Альма, Эдвард, Альвильда и Кристиан — круг друзей, переживающих средний возраст. Построенный как серия монологов, перескакивающих от одного друга к другому, «Спутники» рассказывают об их любви, амбициях, боли и тревогах по мере того, как они стареют, болеют, заводят романы, скорбят, устраивают званые обеды и перемещаются между Озерным краем, Берлином, Лиссабоном, Белград, Мозамбик, Нью-Йорк и, конечно же, Дания. В книге Кристина Хессельхольдт исследует повседневную жизнь, бремя прошлого и трудности близости в уникальном игривом и экспериментальном стиле. «Спутники» одновременно глубоко комичный и удивительно проницательный. Это волнующий портрет жизни XXI века.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

«Вивиан» - в романе Кристина Хессельхольд погружает в мир загадочного американского фотографа Вивиан Майер (1926–2009), чьи уникальные работы стали известны публике лишь случайно. На первый взгляд Вивиан Майер жила спокойной жизнью, работая няней в буржуазных семьях в Чикаго и Нью-Йорке. И тем не менее, за четыре десятилетия она сделала более 150 000 фотографий, большинство из них с помощью фотоаппаратов Rolleiflex. Картины были обнаружены на аукционе незадолго до ее смерти, обедневшей и, возможно, очень одинокой. Кем была эта художница-аутсайдер, и почему она всю жизнь оставалась в тени? В этом игривом полифоническом романе мы наблюдаем, как Вивиан растет в крайне неблагополучной семье в Нью-Йорке и Шампсаре во Франции, а также следим за ее дальнейшей жизнью в качестве няни и уличного фотографа в Чикаго.

«Вивиан» — роман самого изобретательного и радикального романиста Дании.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

Харальд Вётманн - датский писатель, написал романы, рассказы, стихи и монографию о римской поэтессе Сульпиции. Он также переводит классическую латинскую литературу, особенно Петрония и Ювенала.

«Бодрствующий» - в спальне с закрытыми ставнями в древней Италии бессонный Плиний Старший лежит в постели и одержимо диктует новые главы своей «Естественной истории» своему рабу Диоклу. Толстый, хрипящий, властный и склонный к кровотечениям из носа, Плиний не верит в то, что вечера можно проводить в покое: нет, бодрствовать — значит быть живым. Нельзя терять времени, если он хочет классифицировать каждый элемент мира природы в одной работе. Днем Плиний Старший выполняет свои многочисленные гражданские обязанности и время от времени дает катастрофические публичные чтения. Но, несмотря на его поразительное стремление составить каталог всего, от драгоценных металлов до Луны, а также коллекции экзотических растений, добытых из самых дальних уголков мира, Плиний Старший по-прежнему получает огромное удовольствие от обыкновенной розы. После того, как он устремляется к извергающемуся Везувию и погибает в пепле, его племянник Плиний Младший становится хранителем дела всей его жизни. Но там, где Плиний Старший видел звездный свет, Плиний Младший видит только светлячков.

В мастерски отточенной прозе Фетманн воплощает в жизнь грозного Плиния Старшего (и его напыщенного племянника). «Бодрствующий» — это комический рассказ об одном из величайших умов в истории и не столь уж великом человеческом теле, в котором он обитал.

Дания: краткий альтернативный литературный гид

«Подлунный» - попеременно рассказанный Браге и его помощниками — грязными персонажами — это одновременно роман и альманах. Когда эти своеобразные помощники и их холерический и капризный хозяин — Браге, потерявший на дуэли нос и считающийся самым прославленным безносым человеком своего времени, — не занимаясь безудержными сексуальными извращениями, пьяным развратом или рутинными порками, — предпринимают кропотливые усилия, измерения, которые произведут революцию в астрономии, и все это до изобретения телескопа. Тем временем незадачливые коллеги Браге Эрик Ланге и Фальк Гойе трудятся над нелепыми и обреченными задачами: комментированием Апокалипсиса и алхимическим созданием золота. А по Европе чума бушует...

Второй роман трилогии, «Подлунный» , такой же интуитивный, абсурдный и трагичный, как и его предшественник, «Бодрствующий», но с особым ночным сиянием и безумным взглядом, устремленным на луну и звезды.

Дания: краткий альтернативный литературный гид
2121
11
3 комментария

Классическая литература Дании знакома российскому читателю с детства. Кто не помнит Ханса Кристиана Андерсена, Сёрена Кьеркегора или Георга Брандеса?

Конечно же все читали в детстве Сёрена Кьеркегора. Любимый детский писатель вместе с Шопенгауэром и Хайдеггером

4
Ответить

детство у всех разное:)

Ответить

Кто не помнит Ханса Кристиана Андерсена, Сёрена Кьеркегора или Георга Брандеса? Также читателям в переводе знакомы Енс Петер Якобсен, Герман Банг, Карл Гьеллеруп, Хенрик Понтоппидан, Мартин-Андерсен Нексё, Йоханнес Йенсен.

Потрясающе. Спасибо. Казалось что читал столько, что должен был зацепить что-то из этого. Ан нет :) Понятно, что Андерсена и Якобсена читал. Но про всех остальных даже не слышал.

2
Ответить