Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

В истории мировой литературы есть жанры, которые смело можно назвать культурными феноменами. Какая-нибудь книга из определенного жанра в один момент может сотрясти книжный рынок, а затем читатель, не успев и моргнуть, заметить, что появилось ещё тысячи таких же книг от других авторов в этом самом жанре. Такими книгами, которые породили тысячи клонов, были романы про Гарри Поттера, «Сумерки», «Голодные игры», и «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн.

Но каждый жанр в популярной литературе живёт по определенному закону: он поднимается на волне интереса, переживает пик популярности, а затем медленно сходит на нет, уступая место чему-то новому. И, если сейчас в русской популярной литературе преобладает романтическое фэнтези, иронические детектив и истории про попаданцев, бояр-аниме, литрпг, реалрпг (по большому счёту, конечно, эти последние жанры преобладают в сетевой литературе), то ещё лет тридцать назад были совершенно другие тренды в современной русской литературе.

Бум русского криминального романа

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Вместе с жанрами «Фантастика» и «Фэнтези» во второй половине девяностых годов как раз особо и выстрелил жанр «Русского криминального романа». Хотя криминальные романы в русской литературе появились ещё давно. К примеру, семьдесят процентов библиографии Достоевского – это как раз – криминальный роман. Криминальный роман бушевал и в СССР («Эра милосердия» братьев Вайнеров). Но настоящий бум криминального романа произошел как раз во второй половине девяностых годов.

И тут ничего удивительного. Эти романы стали зеркалом эпохи начала девяностых. Эпохи, в которой привычные социальные и экономические устои рушились, организованная преступность процветала, а криминальные авторитеты стали частью повседневной жизни. В новостях ежедневно говорили о разборках, убийствах, грабежах, рэкете и коррупции. Люди пытались выжить, не зная, что будет завтра. В таких условиях литература не могла оставаться в стороне — она стала отражением времени. Тут не было определенной книги, которая взбаламутила книжный рынок. Здесь само время взбаламутило этот рынок. И спрос на такую литературу мигом взлетел.

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Эти книги слишком быстро заняли особое место в сердцах читателей, несмотря на свою временами откровенную наивность, иногда абсурдные сюжеты и предсказуемые развязки. Но криминальные романы всё равно разлетались как пирожки.

Не весь этот жанр был плохим. Иногда даже среди этого русского палп фикшена можно было найти бриллианты, которые на слуху даже спустя тридцать лет.

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства
Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Спрос опережал предложение, и иногда в писатели брали людей, которые чуть ли не с улицы приходи со своей рукописью. Издаться в этом жанре было довольно легко (при условии, что человек понимает криминальную среду). И первые романы этих писателей печатали тиражом то 10 тысяч, то 20 тысяч, а иногда и все 40 тысяч. И это только первый их роман. Для примера – сейчас первую книгу современного русского писателя, которому удалось достучаться до издательства, в лучшем случаи издадут тиражом в 2 тысячи экземпляров.

Русские криминальные романы не претендовали на Пулитцеровскую премию. Да, многие из них не были хорошими. Но они были настоящим эскапизмом в то время. Эти книги позволяли людям, пусть и через страницы, погружаться в жестокий и запретный мир и наблюдать за тем, как герои решают проблемы силой и хитростью, там, где в реальности часто приходилось смиряться с произволом.

И хотя временами сюжеты этих романов часто нарушали все законы логики, они умели держать читателя в напряжении. Эффект неожиданности, стрельба на каждой третьей странице и суровые философские рассуждения о жизни, дружбе и чести — все это было обязательной частью.

Интересная параллель

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Весь этот бум русского криминального романа напоминает процветания крутого детектива в Америке в 1920–1940-е годы. Тогда общество переживало бедность, рост преступности и коррупции, что породило интерес к жестким, реалистичным историям о частных детективах, которые действовали в мире, где закон и мораль размыты. Эти книги отличались мрачным цинизмом и аморальными героями.

Но у русского криминального романа были немножко другие архетипы. Хоть и похожие на американские

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Главные герои русского криминального романа были сложными, противоречивыми фигурами, которых невозможно однозначно назвать ни хорошими, ни плохими. Это был искусный баланс между романтизацией криминальной жизни и её суровой реальностью.

Бывший спецназовец, вставший на путь мести их-за того, что его возлюбленную убили; криминальный авторитет, который хочет захватить власть или разобраться с теми, кто его кинул; следователь, который пытается найти опасного преступника, не замечая, как рушится собственная семья; или мелкий вор, внезапно оказавшийся пешкой в большой политической игре — все они выходили за рамки привычных шаблонов. Но выходили они за рамки в то далекое время. Сейчас такие герои уже превратились в клише (в принципе, как и частный сыщик в американской криминальной литературе).

Так же в такой литературе можно было встретить сильных и независимых (я понимаю, как клишированно это звучит) женщин, которые пытаются выжить в этом суровом мужском мире.

Пример – «Хабалка» - Анна Оранская

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

аннотация:

«Она - женщина, которая сделала себя сама. Женщина, которая из провинциальной нищеты сумела прорваться к богатству, роскоши, власти. Женщина, которая никогда не выбирала средств в борьбе с врагами. А значит, враги тоже не будут выбирать средств, чтобы уничтожить ее…»

Обложки: вершина художественной мысли

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Говоря о криминальных романах, невозможно не вспомнить про обложки этих самых романов. И это был настоящий парад визуальных искусств! Настолько «плохо», что даже «хорошо».

Например:

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства
Что вы знаете о мультивселенной, где Детектив Буллитт должен сыграть в опасную русскую игру?
Что вы знаете о мультивселенной, где Детектив Буллитт должен сыграть в опасную русскую игру?

Закат русского криминального романа

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Во второй половине 90-х годов криминальный роман был свежим и актуальным. К началу 2000-х он дошел до своего пика, а затем интерес у читателей пропал. Рынок переполнился книгами, написанными по одному и тому же шаблону: суровые бандиты, отставные спецназовцы, разборки, предательства и преследования. В какой-то момент многие истории стали предсказуемыми и скучными. Читатели уставали от однотипных сюжетов и однообразных персонажей.

После периода постсоветского хаоса страна начала медленно, но стабилизироваться. Книжные тренды стали другими. Благодаря той же самой Донцовой, на пьедестал вышли ироничные детективы. Русское фэнтези и русская фантастика продолжали свою жизнь (хоть и с глупыми обложками и иногда с глупыми сюжетами). Тиражи криминальный романов упали.

Русские криминальные романы — как отдельный вид искусства

Так же произошло появление новых медиа. На рубеже тысячелетий произошёл ещё один важный сдвиг — развитие телевидения и кино. В конце 90-х и начале 2000-х годов на телеэкранах появились сериалы и фильмы, которые успешно переняли элементы криминального жанра и визуализировали их на новом уровне. «Бригада», «Брат» и «Бандитский Петербург» (снятый, кстати, по роману Андрея Константинова) стали культурными явлениями, предоставляя зрителям возможность следить за жизнью криминальных героев на экране, а не через страницы книг. Криминальные драмы на телеэкранах стали мощной конкуренцией для книжного жанра, что также ускорило падение популярности криминальных романов.

Русский криминальный роман – явление интересное. Продукт своего времени. Чисто русский палп фикшн. С незатейливым сюжетом, и иногда с поехавшей обложкой, на которой ты иногда можешь увидеть голливудского актера. И есть определенный шарм в этих книгах, которые сейчас можно встретить на полках у бабушки с дедушкой, или же в каком-нибудь букинистическом магазине.

Сам жанр русского криминала не умер. Просто перешел в самиздат, где недавно обрёл новую жизнь. Но такой популярности, как раньше, пока ещё не получил.

Жду, когда выйдет «Хабалка 2».

3434
44
31 комментарий

Помню читал всякие маленькие книжечки, они тогда были везде, в больницах, на работе и вообще откуда они появлялись я даже не знаю, читались за пару часов и было даже интересно. Ещё были газеты криминальные и их продавали в киосках союзпечать прямо рядом с этими книжками. Интересное было время

6
Ответить

Где то в 97-98 годах, будучи школьником, прочитал 3-4 книги из серии «Слепой» в мягкой обложке. Понимал, что читаю фигню, но это были первые книги, где матерились, описывался интим и так далее. Приходя в книжный, говорил, что покупаю отцу, хотя у меня и не спрашивали))

7
Ответить

Интересное было времяЕсли ты не цеховик, кооператор.

Ответить

"Криминальные драмы на телеэкранах стали мощной конкуренцией для книжного жанра, что также ускорило падение популярности криминальных романов."
Зато видно что не нейронка писала

5
Ответить

Корецкий - база.😎 Помню в детстве читал у него ту фигню, где какому-то алкашу попала шпионская ручка, стреляющая ядовитыми дротиками, и он стал супер-киллером, а какому-то менту - перстень, пропитанный ядом. А сам шпион в это время где-то с амнезией баб трахал.

1
Ответить

Кстати, недавно узнал, что Корецкий новеллизацию к Хищнику писал

3
1
Ответить

А где Донцова? Я негодую!

2
Ответить