Благоволительницы

Благоволительницы

Не так давно, а, скорее всего даже еще раньше, прочитал «Благоволительницы» Джонатана Литтела.

Это мемуары. Но мемуары выдуманного персонажа.
Главный герой, если определение «герой» применимо к этому человеку — Максимилиан Ауэ, немец, интеллектуал и офицер СС, участвующий, пусть и опосредованно, в окончательном решении понятно какого вопроса.
И хотя сам он плод фантазии автора, но окружение, места и события — вполне реальные. Чувствуется, что автор глубоко в теме и поэтому текст читается легко, несмотря на поднятую тему и ему веришь.

Итак.

Поражение Германии далеко в прошлом, Макс успешно избежал наказания и неплохо устроился во Франции. Жизнь вроде как наладилась, управляющий фабрикой как-никак…
Но прошлое не дает покоя и требует ответа на мучающий вопрос: как так вышло, что граждане отдельно взятой страны породили такое чудовище как нацистская Германия? И хотя разоблачение страшит его, но желание написать историю своей жизни, пусть и только для себя, самого сильнее этого страха.

Мысль, которую он пытается донести до тех, кто когда-нибудь прочитает его исповедь, проста: да, мы в полном праве судить таких как он, и даже казнь — заслуженное наказание. Но в тоже время мы должны быть благодарны судьбе, что оказались на другой стороне. Так как далеко не факт, что будучи на их месте поступили бы по другому.
Ведь все очень просто — не надо быть каким-то прям монстром, чтобы творить ужасы, достаточно быть отстраненным, но верным стране, народу и вождю. Ну или просто печься о своей карьере.
Литтел наглядно показывает, что далеко не все, кто имел хоть какое-то отношение к Холокосту — злобные злодеи. Скорее наоборот, большинство граждан Германии того времени лишь выполняли свою работу. А если конечной целью этой работы было массовое уничтожение людей, то можно просто не думать об этом. Либо воспринимать это как нечто далекое и расплывчатое.

И это очень здорово показано.
Роман насыщен обсуждениями как лучше избавляться от неугодных, описанием массовых убийств, бюрократией и подковерной борьбой различных ведомств, возникающих при организации всего это процесса. И в какой-то момент при чтении я поймал себя на мысли, что сам Холокост стал обыденностью для меня. Причем происходит это незаметно, вот так раз — и все это уже не кажется таким ужасным. Да, какая-то неприятная рутина у с виду приятных людей. И этим книга реально пугает.

С теми кому приходится непосредственно участвовать в убийствах все сложнее. Изначально, большинство из них пусть и антисемиты, но все же их ненависть не заходит слишком далеко. Но это лишь поначалу. По мере того, как им дают почувствовать вкус крови, причем абсолютно безнаказанно, их акции становятся все более и более жестокими, вовлекая в круговорот резни все и больше добровольцев. Но и их мучают кошмары, а нервные стрессы доводят до психиатрических лечебниц… остаются лишь самые стойкие. И вот они — страшные, но необходимые для системы люди. Но их не то, чтобы много.

Сам Максимиллиан Ауэ — противоречивый персонаж. Его жизнь и страдания один в один совпадают с описанием серийных убийц из документальных книг какого-нибудь Джона Дугласа.
Знакомимся мы с ним как с интеллектуалом: он образован, любит музыку, увлекается классической литературой и философией. С легкостью может поддержать беседу в любом обществе.
Но понемногу автор приоткрывает завесу и мы видим настоящую, насквозь прогнившую личность персонажа: трудное детство, сексуальное насилие, ненависть к матери, влечение к сестре…
Иногда среди маньяков встречаются такие кто совершают преступления, а потом возвращаются к своей обычной жизни. И живут ничем не выделяясь среди окружающих. Макс Ауэ — идеальное воплощение подобного типа людей.
Вот он участвует в массовых убийствах в Восточной Европе, а вот — ездит по концентрационным лагерям с инспекциями, проверяя условия содержание заключенных. Но одновременно с этим искренне переживает за своих друзей и близких. Читает книги, ходит на спектакли. И вроде даже начинаешь сочувствовать ему, но автор, словно чувствуя это, вновь приоткрывает ширму, показывая его истинную суть.
И такие качели — постоянны в книге. И это здорово.

И казалось бы — замечательная книга, без единого недостатка, но нет...
Минусы, к сожалению, есть. И это — сцены секса, сексуальных фантазий и всякого такого. Их много и они ужасны. Почти все. И если малая их часть необходима для раскрытия персонажа, то все остальные — непонятно зачем нужны. Тем более, что это вроде как мемуары.
И так считаю не я один — в 2009 году книга взяла премию Literary Review за плохой секс в художественной литературе. Абсолютно заслуженно.

Тем не менее — однозначно, одна из лучших прочитанных книг в 2024 году

77
11 комментариев

Минусы, к сожалению, есть. И это — сцены секса, сексуальных фантазий и всякого такого. Их много и они ужасны.Иронично, но в первой редакции AdMarginem бабулька-переводчица почикала кучу таких абзацев. Причём сам Литтел об этом узнал гораздо позже от знакомого, который показал ему расхождения в изданиях.
https://gorky.media/context/oni-napechatali-ne-moyu-knigu-intervyu-s-dzhonatanom-littelom/

2
Ответить

Да, шикарная. Узнал про неё случайно от Филипенко (у него тоже несколько прочитал на схожие темы, так сказать) и за пару недель схавал. С сексом полная грусть, да)

Ответить

Узнал про неё от Долина. В планах на прочтение.
Господи, какой же охуенный у нас подсайт "почитать". Столько интересного можно найти. Спасибо всем участникам!

2
Ответить
Автор

Грусть - это очень мягко сказано. Я в паре моментов смеялся в голос :-)

Ответить

А где картинки?

Ответить
Автор

Картинки книги?)

Ответить

Но в тоже время мы должны быть благодарны судьбе, что оказались на другой стороне. Так как далеко не факт, что будучи на их месте поступили бы по другому.Наблюдаемо.

Ответить