Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Запутанная история о важности бережного отношения к интеллектуальной собственности и любви англосаксов к судам.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Что мы знаем о комиксах «Золотого века»? Они были дешёвыми, наивными, предназначенными для детей и чудовищно расистскими. Комиксы восьмидесятых, с другой стороны, отличались бунтарством, цинизмом, и пытались мрачно деконструировать всё, что попадалось им на пути. Но во все времена творчество сопровождали амбиции, честолюбие и банальная жадность. Эта история длиной в семьдесят лет обнажает лишь несколько сторон большой индустрии комиксов, в основном относящихся к авторскому праву и писательской гордости. Прочитав её, вы узнаете, как Капитан Марвел превратился в Шазам, и почему Грант Моррисон не любит Алана Мура. ИЛАХЕОП!

Чтобы понять истоки конфликта, придётся вернуться в 1940-й, когда издательство Fawcett Comics начало выпускать истории о Капитане Марвеле. За этой личной прятался мальчик-сирота Билли Бэтсон, вышвырнутый на улицу родным дядей после смерти родителей. Так парнишка и бомжевал у входа в метро, перебиваясь продажей газет, пока однажды человек в шляпе не привёл его в тоннель, чтобы показать свой волшебный вагончик, как бы это двусмысленно не звучало. Но не пугайтесь, перед нами наивные сороковые, когда масс-медиа плевать хотели на то, какие посылы они транслируют детям, поэтому всё закончилось хорошо, и незнакомец оказался древним волшебником Шазамом, по удачной случайности превращающим маленьких мальчиков в суперлюдей.

Если среди моих читателей присутствуют одиннадцатилетние дети, очень прошу их не спускать в тоннели к незнакомцам
Если среди моих читателей присутствуют одиннадцатилетние дети, очень прошу их не спускать в тоннели к незнакомцам

Произнеся этот смешной набор букв, Билли наследовал от древних богов и героев невероятную силу, скорость, выносливость, способность и летать и мудрость, достойную человека, сообразившего надеть штаны поверх трусов. С неба била молния, и появлялся Капитан Марвел – неуязвимый сверхчеловек, призванный защищать Землю от любых угроз. И под Землёй я понимаю в основном США, а под угрозами таких гениев злодейства как немецкий уберменш Капитан Наци, посланный в Америку Адольфом Гитлером, восставший против людей радиоактивный робот Мистер Атом и, конечно же, космический червь-телепат Мистер Майнд, осуждённый на Нюрнбергском процессе за убийство 186 744 человек.

К сожалению, как он набивал этот выдающийся килл-стрик, комикс утаивает
К сожалению, как он набивал этот выдающийся килл-стрик, комикс утаивает

Были у Капитана и друзья, например, антропоморфный тигр Тони Токи, приехавший в Америку, устав от жизни в джунглях, и теперь щеголяющий по городским улицам в модном клетчатом костюме. Но с особым упорством Fawcett клепали для Марвела напарников. Итак, они придумали Фредди Фримана, который превращался в Капитана Марвела-младшего и не сильно-то меня свою внешность, чтобы его не путали с оригиналом. Затем появились Лейтенанты Марвел – троица деревенщин для аудитории юных фермеров, и Дядюшка Марвел – тот самый родственник, который всё время рассказывает, сколько раз отжимался в вашем возрасте, но ему никто не верит. Маскотом серии стал волшебный кролик Хоппи, а ещё они добавили сестру Билли – Мэри Марвел, чтобы девочки, случайно открывшие комикс, не забывали, какими тупыми и бесполезными их видят авторы-мужчины.

А ещё с Билли работал темнокожий ассистент, но сейчас эту тему лучше не поднимать
А ещё с Билли работал темнокожий ассистент, но сейчас эту тему лучше не поднимать

В сухом остатке это были простые истории, написанные с юмором и фантазией людьми, знавшими, как заставить американского школьника отдать им свои последние десять центов. И к тому же настолько работоспособными, что выдавали на пике формы по два выпуска в неделю. Так Капитан Марвел стал самым популярным героем Америки, получил двенадцатисерийную экранизацию и обогнал по продажам Супермена. За один 1944-й год комиксы про него разошлись тиражом в 14 миллионов экземпляров.

Тогда-то над Марвелом навис враг пострашнее космических червей-фашистов – всемогущий копирайт. Успех Капитана не прошёл мимо конкурентов из National Comics, ныне известных как DC, которые Fawcett в плагиате Супермена. У них уже был опыт в подобных делах: ранее они запретили издательству Bruns Publishing публиковать комиксы про Чудо-человека (Wonderman) и собирались провернуть то же с Капитаном Марвелом. В 1948-м их иск дошёл до суда, положив начало двухлетнему разбирательству.

National утверждали, что Капитан Марвел являет плагиатом Супермена, в качестве доказательств приводя сходство костюмов, способностей, внешности и сюжетных линиях героев. Fawcett признавали похожесть, парируя аргументы тем, что дизайн и история их персонажа содержали ряд уникальных элементов. Защита истца добавила конкретики, продемонстрировав более 150-ти страниц из комиксов, которые наглядно показывали, как Марвел совершает те же подвиги, которые ранее совершал Супермен. В ответ Fawcett доказывали что они не являются чем-то уникальным и уже демонстрировались, например, в журналах про Тарзана и Моряка Папая, а также представила более ранние выпуски своих комиксов, подтверждающие первенство Капитана во многих похожих моментах.

Ой, да ладно, разве Супермен монополизировал швыряние автомобилей?
Ой, да ладно, разве Супермен монополизировал швыряние автомобилей?

Несмотря на все аргументы, в 1950-м судья первой инстанции признал, что Капитан Марвел нарушает авторские права National Comics. В своём решении он ссылался на уже вынесенный вердикт по делу Чудо-человека, который установил тот же тип сходства в костюмах, способностях и поступках героев, что и у Марвела. Среди прочих оснований он привёл сходство в профессиях персонажей – Кларк Кент работал в газете, а Билли Бэтсон – на радио – и тот факт, что антагонистом обоих был лысый безумный учёный: Лекс Лютор у Супса и Таддеус Сивана у Кэпа соответственно. Последним доводом стали свидетельские показания работников Fawcett, признавших, что получали указания копировать комиксы конкурентов.

Но дело издательство всё равно выиграло, сославшись на другой прецедент. В начале сороковых National передали права на публикацию Супермена газетному синдикату McClure Newspaper. Спустя полгода права были отозваны, но McClure продолжили выпускать комиксы по лицензии в течение нескольких лет. Проблема заключалась в том, что газетные выпуски не содержали знак копирайта и указание на владельца авторских прав. А поскольку National не предприняли никаких шагов, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, суд посчитал это отказом от авторского права.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Фактически защита Fawcett придерживалась одновременно двух конфликтующих позиций, утверждая, что плагиата не было, но если он всё-таки и был, то National уже однажды смирились с нарушением авторских прав, а значит и сейчас не должны возмущаться. Поэтому, несмотря на то, что суд признал заимствование в образах персонажей, оснований удовлетворить иск не нашёл.

Но радоваться торжеству американской судебной системы пришлось недолго. National отступать было некуда, поэтому что теперь каждый мог копировать Супермена, права на которого оказались ничем не защищены. И росли бы «Чудо-люди», как на дрожжах, но в 1951-м компания подала апелляцию и спустя три года добилась частичной отмены вердикта. На этот раз судья резонно заметил, что отказ от авторских прав требует активных действий со стороны их владельца. McClure же, допуская юридическую халатность, публиковали комиксы по лицензии, приобретённой у National. На этом исход разбирательства был решён.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

У Fawcett и без того накопился вагон проблем: кризис, накрывший индустрию, обвалил им продажи, «Золотой век» подходил к концу. И когда судья постановил оценить точную сумму ущерба, нанесённую National, ответчики поспешили урегулировать спор внесудебно. Выплатив 400 000 долларов, они отказались от публикации Капитана Марвела, а без него ко дну пошло и всё подразделение комиксов. Fawcett протянули ещё двадцать лет, продавая книги в мягком переплёте, избавившись от прав на супергероев.

Через три года после суда DC воскресят рынок, переработав своих старых героев, но не смогут забрать его целиком. Благодарить за это нужно Marvel Comics с их многолетним редактором Стэном Ли, лучше всех понимавшим, чем подкупить подростков шестидесятых. Этот хитрец ударно трудился, каждый месяц выдумывая по паре новых персонажей, но и не только. В 1967-м в издательстве неожиданно обнаружили, что торговая марка «Капитан Марвел» никому не принадлежит, и зарегистрировали её сами. Так в активе издательства появился Мар-Велл – пришелец из космоса, вставший на защиту Земли. Это популярное хобби среди пришельцев.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Поэтому, когда DC решили вернуть в строй Билли Бэтсона, его супергеройское имя пришлось сменить на Шазама. Во всех остальных отношениях это был тот же Капитан Марвел из сороковых, с теми же наивными героями и сюжетами, но былая популярность к герою уже не вернулась. На этом история наверняка бы закончилась, но в комиксах, как известно, никто не прощается насовсем.

Если в США пятидесятые стали эпохой кризиса индустрии комиксов, то для Британии они знаменовали её расцвет. И кто же был самым популярным героем? Правильно, Капитан Марвел, приключения которого на островах издавала компания L Miller and Son. Закрытие серии ударило по кошельку издательства, и, чтобы не лишиться продаж, оно поручило художнику Мику Энгло создать замену для выбывшего супергероя.

Так появился юный газетчик Микки Моран, способный превращаться в могучего Чудотворца (Marvelman), произнеся загадочное слово «Kimota» - фонетическую анаграмму слова «atomic». Несмотря на говорящее имя, источником его способностей была вовсе не магия, а энергия атома, управлять которой юношу научил не какой-то волшебник из метрополитена, а уважаемый астрофизик с ещё более звучным именем Гунтаг Баргхелт. Чудотворец боролся против Доктора Гаргунзы – безумного, но волосатого учёного, и тоталитарной восточноевропейской страны Боромании. Вскоре он обзавёлся группой поддержки в виде Юного Чудотворца и Малыша Чудотворца, научился путешествовать во времени, облетая вокруг планеты, и всё это могло выходить, вероятно, только потому, что юристы DC не знали, где находится Великобритания.

У издательства L Miller and Son. было одно неконкурентное преимущество: импорт американских комиксов в страну находился под запретом, и единственной возможностью выпускать их оставалось лицензирование. Потеряв права на Капитана Марвела, они продолжили выпускать онгоинг, скопировав персонажа с самой большой читательской базой. Это коммерческое раздолье длилось до 1959-го, когда запрет на импорт отменили, и Чудотворцу пришлось конкурировать не с Пчелой Билли и Молнией Джексоном, а с Бэтменом, Суперменом и Фантастической четвёркой. Столкновения с американским рынком серия не выдержала и четыре года спустя закрылась.

Но Чудотворца не забыли: в начале восьмидесятых его успешно воскресило издание Warrior, известное сейчас благодаря выпуску «V значит Вендетта». Над обоими комиксами работал один автор – восходящая звезда индустрии и наш хороший знакомый Алан Мур. Благодаря ему детское приключение превратилось в циничный политический триллер, полный моральных дилемм и натуралистичной жестокости, а Чудотворец заново обрёл культовый статус.

Успех Warrior дал толчок «новой волне» британских комиксов и вдохновил поколение молодых авторов, начавших подражать «V» и «Чудотворцу». Одним из них был молодой трудяга из Глазго Грант Моррисон. Впервые они встретились с Муром на ярмарке комиксов в 83-м, и шотландец подарил старшему товарищу любительскую запись своего музыкального альбома. Моррисон горел желанием работать над «Чудотворцем» и отправлял в издательство свои идеи развития серии. Редакции они нравились, но Мур был против любого вмешательства в сюжет и наработки шотландца зарубил.

Но даже это не столь обидно, как расстаться с такой шевелюрой
Но даже это не столь обидно, как расстаться с такой шевелюрой

Для Warrior история закончилась печально: они не сошлись в вопросе оплаты с Аланом Дэвисом – художником, рисовавшим «Чудотворца». Мур встал на сторону коллеги, покинув компанию, и в августе 1984-го серия оборвалась. Моррисон, всё-таки получивший работу в Warrior, надеялся, что героя передадут ему. Он отправил Муру письмо, в котором объяснял, что уважает творчество англичанина и не хочет ничего испортить, но не хочет и чтобы кто-то другой всё испортил, а значит продолжать «Чудотворца» должен именно Моррисон. Алан ответил грубым отказом – проще говоря, послал.

Не хочется представлять, что тогда чувствовал шотландец – получить такую оплеуху от человека, которым вдохновлялся. Слава придёт к Моррисону несколькими годами позже, но, как порядочный шотландец, он запомнит обиду и много лет будет пытаться задеть Мура: напрямую в журнальных колонках рубежа восьмидесятых-девяностых и косвенно через многочисленные отсылки к работам обидчика в собственных комиксах.

Отступая от темы, замечу, что конфликт двух британцев сам напоминает что-то из сюжетов «Бэтмена» или «Чуловека-Паука». Ну тех, где честолюбивый герой с дефицитом эмпатии самолично создаёт себе архиврага, а поэтом этот новоявленный злодей тратит значительную часть жизни, чтобы гадить бывшему кумиру, пока тот просто пытается заниматься своими делами. Комикс про них был бы целиком построен на антитезе: Мур – саркастичный англичанин, а Моррисон – вспыльчивый шотландец. Первый кошмарно волосат и может спрятать у себя в бороде половину королевской семьи, а второго часто арестовывает Супермен, перепутав с Лексом Лютором. Оба являются практикующими магами, но к постижению тайного знания подходят по-разному: пока Мур изучает тысячелетний опыт оккультных практик в попытках найти ключи к разгадке феномена магического мышления, Моррисон предпочитал обожраться галлюциногенами и гоняться за радужными келпи, мастурбируя на полу. Это гносеологическое противоречие делает их конфликт неразрешимым. А теперь вернёмся к теме.

После ухода Мура Warrior договорились о печати «Чудотворца» в американском издательстве Eclipse, но выпустить ничего уже не успели, потому что в феврале закрылись. После ещё одной запутанной и полной юридических тонкостей истории права на персонажа остались у американцев, ему немного изменили имя в целях соблюдения копирайта (с Marvelman на Miracleman), Мур вернулся к работе и спокойно завершил все начатые сюжеты, а после передал серию Нилу Гейману. Через пять лет издательство обанкротилось, оставив историю прерванной на полуслове.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Здесь к нам присоединяется последнее действующее лицо – Тод Макфарлейн. Вы наверняка знаете его как автора «Спауна», но тогда, в начале девяностых, он перевернул представления о том, как нужно рисовать «Человека-Паука». Благодаря ему «Спайди» продавался рекордными тиражами, но вместе с прибылью росли и аппетиты самого Макфарлейна, хотевшего получать процент от продаж мерчендайза.

Канадец оказался не единственным художником, недовольным ситуацией, и вскоре к нему присоединились шесть других ведущих иллюстраторов Marvel, включая Роба Лайфелда и Джима Ли, также ставивших рекорды продаж с «Силой Икс» и «Людьми Икс» соответственно. Вместе они основали Image Comics – издательство, построенное на двух принципах: партнёры по бизнесу не вмешиваются в творчество друг друга, и компания не претендует на интеллектуальную собственность авторов. Звучит крайне прогрессивно и наверняка не даст осечки.

Опуская детали, Image стали единственным издательством, способным конкурировать с «большой двойкой». Но ажиотаж от их первых успехов начал падать довольно быстро, а справляться с объёмом работ, которого требовали дистрибьюторы, становилось тяжело. Image расширяли штат, переманивая авторов Marvel и DC более высокими зарплатами. Так в издательстве появились Алан Мур, Грант Моррисон, Фрэнк Миллер и прочие звёзды тех лет. Они трудились над «Спауном», «Бладстрайком», «ШэдоуХоуком» и другими великолепными сериями, отражавшими дух девяностых. Проще говоря, переводили бумагу за большие деньги.

Работал для Image и Нил Гейман, он написал два номера «Спауна» и придумал троих персонажей: едва одетую охотницу на демонов по имени Анжела, средневекового Спауна-кавалериста и бессмертного бродягу Коглиостро. Его герои продолжили появляться в следующих выпусках комикса, но Гейман не получал за это авторские отчисления. И как-то Нил с этим фактом уживался, пока Макфарлейн не купил активы Eclipse Comics.

Сделка обошлась ему в копеечные 25 000 долларов, и теперь Тодд владел Чудотворцем. Или думал, что владел. У Геймана на этот счёт было своё мнение: он считал, что персонаж не является частью активов Eclipse, а принадлежит своим создателям. Но канадец уже начал выпускать фигурки и злобно по-капиталистически смеяться. Когда он решил ввести Чудотворца в сюжет «Спауна», Гейман не выдержал и подал в суд.

В девяностые Нил был мужской версией Джоан Роулинг, каждый год штамповавшей бестселлеры, которые приносили ему миллионы. Макфарлейн, помимо издания комиксов, зарабатывал ещё больше на выпуске игрушек, и оба прекрасно прожили бы без Чудотворца. Можете поверить, что финансовый вопрос в суде не стоял на первом месте. Но когда речь заходит о принципах и личных обидах, мужчины готовы идти до конца.

Суд начался в 2002-м и был затратным для обеих сторон. Гейман показательно оплачивал его из прибыли от своих онгоингов для Marvel. Пока Тодд пытался отбиться, к нему с тыла зашёл канадский хоккеист Тони Твист, обвинивший Макфарлейна в незаконном использовании его имени на страницах многострадального Спауна. Отдав ветерану «Сент-Луис Блюз» пять миллионов, Тодд был согласен отказаться от части прав, которых требовал Гейман. Но англичанин справедливо считал, что Макфарлейн не должен владеть никакими из них.

Не становитесь между тафгаем и его деньгами
Не становитесь между тафгаем и его деньгами

Лишь одного Гейман не учёл: Warrior никогда не получали права на Чудотворца. Воскресив персонажа в 1982-м, они не заключали никаких договоров с его создателем, а значит и Мур, и Гейман незаконно пользовались интеллектуальной собственностью Мика Энгло. Сам художник неожиданно рассказал об этом в 2009-м, разрешив судебный спор. Макфарлейн и Гейман ещё три года будут судиться за Анжелу с победой последнего, а Чудотворца купит Marvel.

Там ему устроят грандиозное переиздание, обновив как версию восьмидесятых, так и версию пятидесятых. Мур откажется от авторских выплат в пользу Мика Энгло, который умрёт всего через два года. Переиздав старый материал, Marvel напечатают нереализованный сюжет Гранта Моррисона, который не увидел свет в 1983-м. А сам шотландец попросит, чтобы его внешность досталась Малышу Чудотворцу – бывшему союзнику и злейшему врагу главного героя. У Геймана тоже были замечательные отношения с издательством, он даже пропихнул в сюжет «Эры Альтрона» только что отсуженную Анжелу, чтобы позлить Макфарлейна. Теперь ничего не мешало ввести Чудотворца в дружную семью супергероев Marvel, да? Или положить на полку на много лет, пока в 2022-м Гейман не продолжит сюжет, начатый ещё в далёком 1989-м.

Marvel, Miracle, Shazam или Как парень с молнией на груди поссорил два крупных издательства и четырёх выдающихся комиксистов

Чему нас учит эта история? Я не уверен. DC отсудили у Fawcett права на самого популярного героя Америки, хотя, если вы спросите моего мнения, Капитан Марвел заимствовал у Супермена не больше, чем Бэтмен заимствовал у Тени, а Тень у Зорро. Мик Энгло скопировал его подчистую, но наивно позволял использовать свою интеллектуальную собственность всем подряд, лишь спустя полвека получив гору денег от Marvel, которыми не успел воспользоваться. Алан Мур с вершин своих творческих амбиций не заметил тёплых чувств Моррисона и зародил непроходящую обиду. Макфарлейн, уйдя из Marvel, чтобы защищать права авторов на свои произведения, сам превратился в корпоративного тирана, готового удавиться за пару процентов прибыли. А Гейман годами бился за персонажа, который оказался не нужен даже ему самому. Такая вот сложная штука – наша жизнь.

3333
55
11
4 комментария

Люблю такое чтиво. Спасибо

2
Ответить

Круто!

2
Ответить

Мало картинок

Ответить

Хорошая статья, но есть несколько опечаток. Вычитай ещё раз 😉

Ответить