«Ложная слепота» и вообще
"А если опустят забрало космические пе***асты, им быстро начистят е**ло - конечно, конечно фантасты!" - виа "Ландыши".
С чего это я?
Несколько лет назад(давным-давно, в далекой галактике...), ввиду вынужденного безделья, столкнулся с проблемой "че почитать". А люблю я читать конечно, всякое, но с детства тяготел к фантастике, научной особенно. И когда Шекли, Азимов, Дик, Хайнлайн, Буль, Стругацкие, Кларк, Герберт и прочие "столпы" приелись до тошноты, встает, собственно говоря, вопрос(тому кто первый кинет тех самых ребят из "south park" жирнющий плюс) : А что дальше, не перевелись ли Азимовы еще в селеньях?
И не перевелись ведь! А благодаря специфике жанра перелопачивать кучу хлама в поисках чего нибудь стоящего, в отличие от того же фэнтези, не нужно. Беда лишь в том, что авторов в этом жанре, ввиду той же специфики, преступно мало. Зато многие поражают самобытностью и умеют по-хорошему удивить. Но говорить об этом можно бесконечно, поэтому хотелось бы остановиться на фигуре Питера Уоттса, и его монструознейшем романе "Ложная слепота"(Blindsight).
Соль
Переписывать википедию считаю замусориванием эфира, поэтому биографию и заслуги нашего замечательного канадца узнаете сами, не маленькие.
"Ложная слепота" - очередная попытка представить каким оно будет - наше первое свидание с "соседями по галактике".
Одно из главных достоинств этой попытки - то, что эти наши "соседи" получились разительно отличающимися от нас, но при этом вполне реальными - отчего по настоящему страшными и опасными. И вообще, все эти человеческие побудительные мотивы в прищельцах набили оскомину, а тут такой глоток свежего космического вакуума...что сейчас дойду до спойлеров, поэтому оставим их.
В совокупности с упоминаемыми и детально прописанными техническими и биологическими методиками и технологиями, о возможности которых мы только "вчера" читали в приличном науч-попе(в списке использованной литературы полторы сотни ссылок на книги и журналы уровня Nature, Science etc.), создается ощущение мира, который вот вот наступит, до которого можно "дотронуться рукой". Лично меня особо умилило сформированное автором обоснование возможности существования и эффективного применения "вампиров"(да-да, пока непричастный читатель) в условиях информационно-технического уклада нашего возможного будущего.
Мир сей, более детально описанный в следующей его книге - "Эхопраксия", хоть и не радужен, но и не картинно маргинален. Он рационален и прагматичен, но не безнадежен, что и роднит его с нашим. Человечество решает рутинные вопросы выживания, а при ограниченных ресурсах не до дворцовых интриг.
"Команда первого контакта" тоже весьма своеобразна. Никаких бравых пилотов, гениальных картавых ученых, везучих раздолбаев штурмовиков, вечно улыбчивых находчивых техников и конечно ГГ - обычного парня, волею рока занесенного в водоворот вселенских событий. У ГГ к слову вообще-то пол мозга нет, что вроде должно его уравнивать с классическими образцами, но там тоже своя собака зарыта.
Так как собирал команду вовсе не Ник Фьюри, и решают тут серьезные проблемы, а не бьются за самоцветы к перчаткам, тут у нас собраны не менее серьезные ребята. Без преувеличения гении.От слова совсем. Но в реальном мире, как мы знаем, гениальность, как правило, наиболее ярко проявляется в одном аспекте, компенсируясь отсталостью или даже некоторым аутизмом в других. Вот и наши ребята - не Тони Старки, а вполне живые, хотя бы частично - люди(и вампир) со своими нехилыми тараканами, фобиями и прочими, нередко сознательно приобретенными, модификациями личности. но когда надо - жгут напалмом и гордое звание - человек - подтверждают. Их ценишь, симпатизируешь, хоть ни с одним из них я бы дружбы не водил. Ну кроме Шпинделя может.
Суть
Все вышесказанное конечно хорошо, но мы же любим НФ не за это. Ведь так? Главной линией романа идет рассуждение автора на тему понятий сознания, интеллекта и их роли как эволюционных инструментов(а что вы, собственно, хотели от гидробиолога?). Очень явственно звучит мысль о преувеличении наличия разума как эволюционного преимущества. Уоттс так ненавязчиво макает е**етом в землю-матушку своих соплеменников, возомнивших себя венцами творения и предостерегает от самоуверенности в своем превосходстве.
Но развитие интеллекта возможно только с увеличивающейся сложностью решаемых задач и тут мы как вид, экзамен, данный нам вселенной, выдерживаем. Худо ли, бедно ли, но выдерживаем. Автор верит в человечество. Верит в то, что мы можем решать свои проблемы не только за счет счастливого случая, врожденной смекалки и молодецкой удали, а здравым расчетом, адекватной оценкой и умелым использованием собственных возможностей. А это какой никакой хэппи-энд, что обнадеживает.
Итог
На мой субъективный взгляд Питер Уоттс - ярчайший представитель жанра НФ в "узком" понимании это термина. При этом наделенный весьма живым пером с оригинальной подачей. И "Ложная слепота" его, пока что самая характерная книга. А главное - что он, как и незабвенные классики жанра до него, усаживает нас нас за стол для обстоятельной, неторопливой,уже больше века, беседы о нас, вселенной и нашем месте в ней. И, черт возьми, как же я эти беседы люблю!
ЗЫ. В сухости и некоторой расплывчатости прошу винить мою боязнь спойлеров, а в графомании - крымскую мадеру.
Комментарий недоступен
За графоманию я прилюдно извинился) Или вам лично в ножки?
пАясничает
А имхо, слабый роман. Да, он свежий и необычный, его главная идея (две цивилизации могут быть настолько разными, что окажутся неспособны ко взаимопониманию) зачётная, но вот причина неспособности (наличие у инопланетян высокоразвитого интеллекта при отсутствии сознания, эго и личности) при всей своей новизне выглядит нелепо, поскольку не объясняется, какого чёрта эти бессознательные пчёлы забыли в чужой галактике и какой такой пчелиный инстинкт заставил их поднять головы к звёздам. Получается тот самый миллион обезьян, который написал "Гамлета" методом слепого тыка. Земляне в этом романе стоят на средневековом уровне развития (несмотря на заявления автора о якобы повышенном уровне их интеллекта и прочие генетические модификации), они относятся к "братьям по разуму" как партизаны к фашистам. Окончательно испортил мне впечатление грубый милитаристский финал и общая мрачность и кровожадность романа.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен