Мечта о собственной книжной вселенной ГЕЛЕОН
В этом посте я хочу рассказать о своём относительно долгом пути в создании собственной книжной вселенной «Гелеон» и постоянной борьбе с перфекционизмом. Возможно, кому‑то это поможет пересмотреть отношение к своему творчеству или даже вдохновит на создание чего‑то нового.
Обо мне и том, как я вообще решил написать книгу
Сколько себя помню, я всегда что-то записывал. И речь даже не о рассказах или стихах. Всё это появилось в моей жизни намного позже. Я говорю о самом процессе превращения эфемерных мыслей во вполне конкретную форму текста. И даже когда мир стал достаточно цифровым, эта привычка фиксировать что-то на бумаге, всё ещё со мной. Как только передо мной появляется задача, требующая осмысления, я сразу же хватаюсь за карандаш.
Конечно же, раньше в моих блокнотах было больше практических вещей. Например, мой первый блокнот содержал в основном записи чит-кодов для GTA Vice City, Казаков или WarCraft III. Я до сих пор помню, как под покровом ночи выкрадывал ноутбук старшей сестры, чтобы узнать, какая судьба ждёт молодого принца Лордерона. Собственно сюжеты игр для меня часто имели даже большее значение, чем сам геймплей. Например, в свои первые недели знакомства с DotA 6.16, я больше времени тратил на перевод описания героев, чтобы найти там хоть какие-то отсылки на оригинальный лор WarCraft’а. Тогда же, кстати, мне и пришлось придумывать свой первый и единственный никнейм, который впоследствии сопровождал меня, на протяжении всей жизни - Гелеон.
Я обожал обсуждать истории из различных игровых вселенных. И всегда искал информационной добавки за рамками самих игр. Тоже касалось и кинематографа, и комиксов, и любого другого популярного медиа. Все теории, истории создания и даже биографии людей, причастных к созданию чего-либо с удовольствием, поглощались мной.
Первым же именно творческим порывом, как это, наверное, бывает у многих для меня стали стихи. И конечно же, они были посвящены любви и всему, что вращается вокруг этой монументальной для человечества темы. Не сказать, что я был доволен результатом, но сама форма такого вида творчества, вполне закрывала мою потребность рассказать другим людям о сокрытом у меня на душе.
Со временем стихи эволюционировали в тексты для песен. Уже их я грезил однажды превратить в готовый продукт. Ведь, помимо прочего, я ещё и играл на гитаре. Но от природы прокаченное стеснение вряд ли бы позволило мне в действительности исполнить что-то подобное на людях. А после первого же похода на уроки вокала и предложения от учителя найти для себя другое хобби я быстро забыл об этой мечте. Сейчас же, оглядываясь назад, я себя утешаю тем, что, будучи фанатом Нирваны, мне удалось избежать попадания в клуб 27. А, возможно, когда-нибудь у меня и вовсе получится записать какую-нибудь из своих песен.
Ну и честно говоря, со своими советами, чем заниматься по жизни приходили не только учителя, но и родственники. Они частенько напоминали мне о необходимости переключиться с музыки и писательства на что-то другое. Более серьёзное. Тем более уже приближалось время экзаменов и поступления в институт. Казалось бы, что за профессию выберет человек, столь увлечённый творчеством. И надо сказать, что при выборе я, конечно же, учитывал свои навыки в музыке и любовь к играм, а потому недолго думая… Короче говоря, я стал инженером…
И как бы это удивительно ни было, но у меня это отлично получалось. Я довольно быстро разобрался в профессии автоматизатора и уже через три года доработался до руководителя группы. Как и положено молодому начальнику, меня посадили в собственный кабинет и сказали, что я теперь должен больше руководить и меньше делать что-то сам. Кабинет, к слову, был в переделанной водонапорной башне, ставшей уже рудиментом для сети водоснабжения города. Но в отличие от черновика Лукьяненко меня за дверьми этого здания ждали не приключения, а рутина и тоска.
Стараясь спасти свой быстро загнивающий от скуки мозг, я и начал возвращение к творчеству. В очередной раз, разгребая от скуки своё облачное хранилище, я наткнулся на файл, созданный ещё во время службы в армии. Назывался он «Идеи для книги». Видимо, в то время у меня было много свободного времени и мало возможностей как это время освоить. Собственно, именно тогда, сидя за квадратным столом в круглой комнате, я и решил, а почему бы всё же не попробовать и написать собственную историю с блэк-джеком и... динамичным сюжетом.
Спойлер: я не знал, куда ввязываюсь и как эта идея будет пожирать всё моё свободное время и за пределами работы.
О выборе жанра, темы и способа повествования.
Прежде чем начинать писать книгу, нужно было определиться с жанром. Здесь не было ни секунды дополнительных раздумий. Это определённо должна была быть научная фантастика. И слово научная здесь не должно было быть для красоты. Сама идея глубокой научности всего происходящего, очень привлекала меня. Да и мне только повод дай углубиться в какую-нибудь новую для себя тему, от достижений в области технологий, до социальных экспериментов.
Говоря про фантастику в целом, я должен признать, что именно этот жанр литературы оставил на мне, как на личности, неизгладимый след. Но интерес у меня всегда больше вызывал именно социальный аспект. А вот что касается научной части, здесь у меня часто оставались вопросы. Не все классические научно-фантастические произведения хорошо сохранились с учётом современных открытий. И в этом нет ничего плохого, ведь сейчас в мире происходит столько всего, о чём фантасты ещё полвека назад даже не смели подумать.
Вторым же вопросом нужно было решить, что за тема будет у книги. И здесь всё было уже не так однозначно. Начитавшись умных книжек, я искренне верил, что сейчас, как задвину научно-философский роман о смысле бытия и выверну наизнанку всю человеческую суть. Но, как оказалось, в свои 23 годика, я неплохо помогал друзьям разобраться со своими душевными метаниями во время вечерних посиделок на кухне. Но я всё ещё был не готов брать ответственность за слова перед незнакомцами, у которых свои, индивидуальные истории и неизвестный мне контекст.
И тогда-то я вдруг и осознал всю силу посыла в книгах. Их мощь в формировании идей, которые они могут посеять у нас в головах. Я и сам помню, как, прочитав «Туманность Андромеды» в довольно юном возрасте, я искренне собирался посвятить всего себя на благо человечеству. Но к счастью для меня, я избежал попадания в секты или какие другие организации, где такой порыв могут использовать в корыстных целях.
И ясное дело, я и так это знал, как и любой из вас. Да и в литературе полно произведений, где по сюжету книга буквально меняет прочитавшего её. Например, как в романе «Библиотекарь» Михаила Елизарова. Но для меня эта мысль означала следующее: Я хочу максимально дистанцироваться от нашего мира, что бы ни у кого не появилось ненужных аналогий, но при этом показать возможные социальные изменения, которые повлекут за собой технологии или научные открытия. Именно поэтому я решил писать о приключениях на другой планете.
Ну и последний вопрос, на который я должен был себе дать ответ, перед тем как начать — это способ повествования. Нужно было определиться с тем, от какого лица будет рассказана история и сколько основных персонажей она заденет. Не буду затягивать и скажу, что мой выбор по итогу стал немного специфичен. Я выбрал повествование от третьего лица, но закреплённое за персонажем и с ненадёжным рассказчиком. О причинах такого выбора я, возможно, расскажу в других постах, так как не хочу спойлерить. Но если вкратце, это позволило мне быть достаточно близко к главной героине и при этом не настолько, чтобы залезать ей в голову и дословно передавать её мысли.
По итогу, отказавшись от философского высказывания с несколькими главными героями в антураже космических приключений, я перешёл к камерной экшен истории об одной девушке, оказавшейся на планете Гелеон. Да, некоторые действующие персонажи всё же остались в виде второстепенных героев, но многие и вовсе оказались за бортом (ох как же было сложно на это решиться) космического корабля.
О дотошности и реализме
Однако, когда я начал работать над книгой, я столкнулся с выбором: насколько глубоко я хочу погружаться в технические аспекты и описание с научной точки зрения? С одной стороны, я хотел, чтобы моя книга была максимально реалистичной и правдоподобной, а с другой, что подобный подход интересен далеко не всем. Усидеть на двух стульях было довольно сложно, и до сих пор я не уверен, что справился.
Моей главной задумкой было, чтобы потенциальные читатели могли не просто погрузиться в историю, а ещё и узнавать что-то новое и, главное, реально существующее. Для этого я тщательно изучал научные факты и теории, связанные с космосом, передовыми технологиями и современными открытиями в различных областях человечества, от биологии и генной инженерии до альтернативных способов передачи или хранения энергии. Конечно же, использовать в книге абсолютно всё прочитанное я не мог, но то, что всё же попало в книгу, как правило, было научно обосновано. Я не хотел, чтобы читатели запутывались в сложных научных терминах и концепциях, и уставая, теряли интерес к сюжету. Поэтому я старался не сосредотачиваться на технических аспектах, которые напрямую не связаны с сюжетом и развитием персонажей. Всё же я пишу художественную литературу, а не какую-то компиляцию из научных терминов.
Об умении остановиться
Сотни часов размышлений и исправления уже написанного текста в поисках баланса превратились в творческий ад. Концептуально я знал, как будет развиваться история, но из-за постоянного углубления в темы объём разрастался там, где можно было обойтись двумя-тремя предложениями. Я то и дело возвращался к уже написанному, исправлял одни ветки сюжета и добавлял другие. Убирал персонажей и целые сюжетные ответвления и тут же добавлял новые. В каком-то смысле это была моя личная мультивселенная безумия.
Ну как личная, я втянул в это дело и свою супругу именно её рисунок и красуется на обложке книги. Даже не могу представить, каково ей было погружаться в этот хаос из мыслей и незавершённых идей, так ещё и умудряться поддерживать меня. Она сотни раз перечитывала варианты одних и тех же событий написанных, разными словами с разными героями. В какой-то момент, в сотый раз перечитывая первую главу, она всё же сказала мне, что если я не остановлюсь прямо сейчас, то так никогда ничего и не допишу. И как же она была права.
Сказала она это в январе 2023, а уже в марте того же года я издал книгу. Сначала я планировал написать одно произведение и остановиться на этом. Но, как вы уже поняли, история оказалась больше, чем я думал изначально. Осознав, что самокорректура увлекала меня настолько, что я писал в стол уже 5 лет, я решил остановиться на логичной точке сюжета и опубликоваться.
Сейчас, я конечно жалею об этом, просто потому что по итогу, я полностью переписал книгу и фактически то что лежит на всех книжных онлайн площадках вообще не соответствует тому, что я собираюсь печатать. Так ещё и ЛитРес сделал такую отвратную аудио-версию, что она может работать как настоящая антиреклама... Но на тот момент меня устроило это решение. А уже после публикации я сразу же приступил к созданию продолжения и старался не думать о случившемся.
Уже во время работы над второй книгой я, конечно же, очень захотел вернуться к первой. И я это сделал, чтобы улучшить повествование и уточнить некоторые детали. И вот, стараясь оценить результат изменений, я подумал: А почему бы мне не обратиться за помощью к читателям. Ведь моя цель — рассказать интересную историю, переплетая её с реальными научными фактами. А кто расскажет лучше по удержанию интереса у читателей, как ни сами читатели?
Зачем конкретно мне понадобилось писать книгу?
Помните, вначале я писал, что как только передо мной появлялась задача, требующая осмысления, я сразу же хватался за карандаш. Так вот, когда я начал писать книгу, почему-то у меня не возникло вопроса: а зачем мне это надо? Я просто был уверен, что надо, и всё. Уже выпустив своё детище на Литресе и, взявшись за продолжение, я как-то разговаривал с другом о том, какие у меня идеи для моего сайта по книжной вселенной. И он, послушав мои Наполеоновские планы, без задней мысли спросил: «Слушай, а зачем ты вообще это делаешь?».
Надо понимать, что он был в контексте того, сколько я потратил на это дело помимо годов жизни. Например, я ему все уши прожужжал, как отдал два десятка тысяч за корректуру, где мне буквально заменили все буквы ё на е и добавили несколько пропущенных запятых. Ну а вот теперь жаловался на ограничения движка WordPress и желание перейти на что-то более гибкое. Всё это выходило за рамки его понимания хобби. Так, ещё и я сам не сразу нашёлся что ему ответить.
Точнее, я знал, чего НЕ жду от писательства.
Я точно НЕ ждал известности просто потому, что я по природе интроверт и вот эти все истории про личные бренды для меня что-то совершенно неподъёмное.
Я точно НЕ ждал денег, так как сегодня хорошо не все могут продаваться. Вернее, продаваться могут не только лишь все, мало кто может это делать.
Но достаточно хорошо подумав, я всё же смог сформулировать, то, что чувствовал, когда каждый вечер садился за написание книги. Я хотел найти людей, которые бы разделили мои интересы. Я всегда любил делиться с людьми знаниями, мыслями и идеями. Какое-то время я даже параллельно основной деятельности преподавал в вузе, чтобы отобрать себе лучших студентов для работы в сфере автоматизации. Я часто брал на себя роль ментора, и изначальная фабула книги, тоже была про это. Когда я начинал писать, я хотел поделиться чем-то интересным. Каким-то знанием, опытом, рассказать историю и в то же время увлечь. Но в силу своего закрытого характера я был не готов кричать об этом из каждого утюга со словами: «Смотри! Я написал книгу!». И как следствие читателей у неё и не нашлось.
Обращение к читающим
Но сейчас я всё же хочу попробовать изменить это и даже не смотря на то, что книгу я по факту уже издал, я всё ещё хочу сделать её лучше и донести до читателя. На сегодняшний день, я обновил содержимое на ЛитРес, но вполне вероятно, что и эта версия будет не последней. Для этого я создал Телеграм-канал, где каждый заинтересованный сможет внести свою лепту в итоговый продукт. По сути, это предложение для тех, кому будет интересно повлиять на конечный вариант книги, которую я планирую переиздать в электронном и сделать тираж в печатном виде.
Я надеюсь на поддержку тех, кто любит читать и с удовольствием вынесет свой вердикт относительно содержания или просто поддержит диалог в контексте вселенной. Ведь то, что я делаю — это хобби не столько про написание книги, сколько про поиск единомышленников, которым интересны технологии, литература и возможность стать частью большого, творческого проекта.
В ближайшее время я продолжу публиковать записи здесь на DTF просто потому, что эта площадка мне близка по духу. Расскажу о процессе написания, об идеях, используемых в книге, и планах на развитие вообще всей вселенной «Гелеон». Ещё раз спасибо тем, кто присоединится ко мне и станет моим бета-ридером, а может, и товарищем.