Книжная полка XI. Услада для глаз

Как видите, даже в рамках сей рубрики мне ещё будет о чём вам написать...
Как видите, даже в рамках сей рубрики мне ещё будет о чём вам написать...

Привет, читатели! Пока большой киноматериал в работе, надеюсь, что этот пост скрасит томительное ожидание. В нём мы поговорим о трёх очень разных книгах о живописи, людях и явлениях в мировой культуре, которые однако объединяют картинки. Много картинок специально для вас! Приятного чтения...

Открывает наш разговор прочитанный в конце марта объёмный артбук «Мастера и легенды мира фантастики» от Imagine FX (журнал для художников-иллюстраторов игр/комиксов/фильмов)... Что-то вроде альбома по живописи, но с нюансом. Дело в том, что в названии небольшим кеглем фигурирует ещё кое-что: «Истории, секреты и техники ведущих художников жанра: от D&D до DC Comics». Соответственно, книга делится на работы этих мастеров (в основном, от 2 до 15 страниц на человека) и уроки по рисованию. И это первая проблема моих отношений с изданием. Ведь когда получил её на день рождения, то был уверен, что обрёл шикарный артбук — сборник иллюстраций неординарных художников от гик-культуры второй половины XX века, но мечты остались мечтами. Что же меня не устроило?

Издание широкоформатное, выглядит дорого-богато...
Издание широкоформатное, выглядит дорого-богато...

Курсы. Я думаю, что если ты живописец, то лекции из книги, в лучшем случае, будут приятным дополнением к твоей текущей работе (к слову, в ней прямо сказано, что для полного погружения будет полезнее пройти на сайт Imagine FX и посмотреть видеоуроки). То есть, формально, толк есть, из томика можно сделать пару-тройку открытий, почитать дельные советы по творчеству в области фантастики и фэнтези (например, что если придумал фантастических существ, то будь добр — разберись в эволюции мира, в котором они появились, сотвори экосистему и т. п., что логично и, наверное, правильно). Но для человека, не разбирающегося — это, к сожалению, лишняя информация, отвлекающая от главного, а посему специалистов с мастер-классами я буду упоминать постольку-поскольку и основное внимание уделю крупным фигурам...

Первый разворот настраивает на нужный лад, однако...
Первый разворот настраивает на нужный лад, однако...

Второй недостаток кроется в неравномерном внимании к большим художникам. Безусловно, они все так или иначе известные люди, но одного знает каждый второй любитель жанровой живописи, другого — хорошо, если один из десяти. Но при этом на творчество первого будет уделено всего две страницы, а на второго — целых шесть. Это больно и обидно, ведь обделяют авторы книги тем самым не художников, а читателей. Понятно, что в томе опубликовано только то, на что дали добро сами авторы работ, но неужели Imagine не смогли раскрутить мастеров, их близких родственников или иных правообладателей на большее количество иллюстраций?

Отличная была бы иллюстрация для обложки какой-нибудь части «Might and Magic», не так ли?
Отличная была бы иллюстрация для обложки какой-нибудь части «Might and Magic», не так ли?

А теперь пройдёмся вкратце по всем, дабы мои претензии обрели плоть... Борис Вальехо — культовый художник в жанре фэнтези. Одному только ему уже можно было посвятить весь артбук. Почему у него всего лишь один разворот? Неясно. Жан Жиро, он же Мёбиус — художник-комиксист, вдохновитель дизайна к фильму «Blade Runner» в исполнении Сида Мида, мира «Нейроманта» Гибсона и вообще фигура такая же знаковая для мира комиксов, как и Энки Билал (кстати, где он в этом издании?)... Серьёзная личность? Само собой. Но опять удостоилась пары слов и трёх иллюстрации, две из которых в формате миниатюр. Дальше — хуже.

Ханс Гигер, монографию о творчестве которого я читал в прошлом году. Значимый художник. Сальвадор Дали нашей эпохи и... Одна иллюстрация, да и та из «Чужого» (а то мало ли кто не в курсе)! Это просто какая-то дичь! Один из важнейших представителей виженари-арта низведён до какого-то выдумщика космической твари — и смех, и грех. Текстовая заметка тоже ни богу свечка, ни чёрту кочерга... Крейг Маллинс получил не больше внимания, но это хотя бы не такой известный художник концепт-артов к играм и фильмам («Матрица: Революция», «Fallout 3»). Его творчество действительно известно, пожалуй, даже не каждому геймеру и киноману...

Джексону и не снилось!
Джексону и не снилось!

Постигла та же участь и Майка Миньолу (по известности, автор «Хэллбоя», конечно, будет повыше Маллинса, но не настолько, как Мёбиус), и братьев Хильдебрандт (это уже вообще очень специфические художники-толкинисты, на их творчество случайно в сети не наткнёшься), и Кена Келли (комиксист, рисующий ещё и обложки для музыкальных альбомов), и Николя Бувье (серия игр «Halo»), и Аарона Симса (концепт-арты к «Хроникам Нарнии», «Мумии 3»)...

Ройо — один из моих любимых художников. В принципе.
Ройо — один из моих любимых художников. В принципе.

Уильям Стаут и Крис Ахиллеос (об обоих узнал впервые и честно говоря, книга мне не сильно помогла их запомнить: один рисует что-то отдалённо похожее на Альфонса Муху, другой — типичное фэнтези) вообще удостоились двух страниц, по одной на живописца! Дополняет этот позорный список и значимый испанский художник Луис Ройо. О нём можно (и нужно) книги писать, но здесь он тоже ограничен одним-единственным артом.

Тот самый «Огонь и Лёд».
Тот самый «Огонь и Лёд».

Комиксисту и иллюстратору Фрэнку Фразетте повезло больше. Главному художнику «Конана» и «Тарзана», какими их знает обыватель, посвящено несколько страниц. Именно благодаря этой книге узнал про мультфильм «Огонь и Лёд» Ральфа Бакши и Фразетты. В общем, влиятельный художник — отец многих современных иллюстраторов комиксов, настольных игр и видеоигр.

У Фрауда ну очень узнаваемый, неповторимый стиль.
У Фрауда ну очень узнаваемый, неповторимый стиль.

Британскому художнику Брайану Фрауду тоже уделено достаточно места. У него очень яркий, запоминающийся и не похожий на других стиль. Если Фразетту можно в теории перепутать с Вальехо (или с Жан-Себастьяном Россбахом), то Фрауда ни с кем не спутаешь, включая близкого по духу Марка Поттса. Он уже вдохновлялся не бульварным чтивом, но мифами и легендами своей страны, на основании чего создал причудливый мир фейри, достойный Толкина. Фрауд настолько крут, что его творчество легло в основу и показанного на одном из моих мероприятий «Тёмного Кристалла», и детского фильма «Лабиринт».

Работы Джеймса Гарни с его динозаврами и уникальными городами по-настоящему впечатляют! Это художник с большой буквы, который умеет взаимодействовать со своим воображением на все сто. Единственное, пожалуй, слабое место — Джеймс плохой рассказчик. Его романы «Динотопия» насколько красивы, настолько же и бестолковы в сюжетном плане (сужу по куцым текстовым описаниям). Англичанин Родни Мэтьюз попроще, но тоже не обделён фантазией. Работал с писателем Майклом Муркоком.

Живопись древних русов.
Живопись древних русов.

Обратите внимание: почти все художники, которых ваш автор упомянул выше, работают в жанре фэнтези! А на обложке речь шла о фантастике. Обманули? Ну, не совсем: Крис Фосс тому свидетельство. Этот британский живописец, как и многие, работал над иллюстрациями для обложек книг (например, Балларда), но в первую очередь известен по созданию набросков для «Дюны» Алехандро Ходоровски и «Чужого» Скотта. Иронично, что «Дюна» так и не увидела свет, а наброски космических кораблей не вошли в окончательный вариант «Чужого». Но художник интересный, хоть и не сравним с Мидом.

Но рисует Фосс, конечно, здорово.
Но рисует Фосс, конечно, здорово.

Впрочем, за Сида Мида тоже обидно. Ладно, мало "экранного" времени, к этому ваш автор уже привык, но иллюстрации, подобранные для артбука... Нет, они интересные (таких нет в моём полном иллюстрированном альбоме, посвящённом его творчеству), но человеку, который не знаком с Сидом, они мало что скажут. Ведь самые поражающие воображение концептуальные изображения были нарисованы для «Blade Runner». Урок от француза Фрэнсиса Цая, дескать "рисуем киберпанк, как Сид Мид" выглядит на этом фоне какой-то насмешкой...

А Дэйву Гиббонсу, напротив, дали разгуляться. Очень интересный комиксист, художник оригинальных «Хранителей», работавший и над «Судьёй Дреддом», и над своим собственным комиксом «The Originals». Любопытно, что Гиббонс более благосклонно отнёсся к фильму Зака Снайдера «Хранители», нежели автор графического романа, Алан Мур. Американец Чарльз Весс тоже любопытный художник, только в жанре фэнтези. Есть в нём что-то от Билибина. Рисовал иллюстрации для «Звёздной пыли» Нила Геймана. Но Фрауд для меня всё-таки поинтереснее.

Атмосферная иллюстрация Чарльза Весса к «Звёздной пыли» Геймана.
Атмосферная иллюстрация Чарльза Весса к «Звёздной пыли» Геймана.

Про иллюстраторов ролевой игры «Dungeons & Dragons» вообще ничего конкретного написать после чтения не могу. Они были, они сменялись... И всё. Мелани Делон — одна из немногих женщин в чисто мужском артбуке. Рисует симпатично, но всегда саму себя в разных образах. Однотипно. Дэн Скотт — художник для тех, чьи вкусы к живописи навсегда застряли в гейминге нулевых. Да, классные изображения для «Warcraft» и карточек «Magic the Gathering», но не более того.

А вы знали, что Гиббонс делал концептуальные изображения для «Фонтана» Аронофски?
А вы знали, что Гиббонс делал концептуальные изображения для «Фонтана» Аронофски?

Адам Хьюз поинтереснее. Очень чувственный, эротичный художник комиксов, в основном работающий с DC. Вдохновлён Альфонсом Мухой. Но при всём уважении, лучше бы составители уделили больше внимания Луису Ройо. Джон Кирни... А что Джон Кирни? Рисует в фотошопе фэнтезийных существ. Больше про него написать-то и нечего.

Мелани Делон рисует чудесные миры, но с одной и той же героиней.
Мелани Делон рисует чудесные миры, но с одной и той же героиней.

Американец Рэймонд Суонленд чуть интереснее. Рисует что-то вроде дарк-стимпанка. Ну рисует и рисует... О болгарце Светлине Велинове могу сказать немногим больше. Художник с чуть более ярким воображением, да и только.

Угадай их всех!
Угадай их всех!

Вот американец Эндрю Джонс — другое дело. Он рисует от души, очень яркие и образные картины. Один из немногих живописцев, с чьим творчеством захотелось познакомиться за рамками этой книги. Крис Альцман тоже пишет замысловатое дарк-фэнтези, иногда фантастику. Симпатичные иллюстрации, но не столь метафоричные, как у Джонса.

Живое подтверждение тому, что человеческое воображение всегда будет обгонять нейроживопись!
Живое подтверждение тому, что человеческое воображение всегда будет обгонять нейроживопись!

Последний, кого упомяну — Уэйн Д. Барлоу, — художник-фантаст. Его картины действительно открывают двери в другие миры. Животные крайне причудливы, фантазии человеку не занимать. Однако он всегда придерживается принципа сохранения реализма, биологической достоверности, сочиняет экосистему. Научность, иными словами. И это круто. И это... Всё. Остальные художники не удостоятся от меня даже сдержанной похвалы. Скажете, мол, автор сам так рисовать не умеет и завидует? Допустим. Ведь там у всех, даже самых непримечательных, такой уровень, на который я уже, наверное, не выйду никогда.

Это выглядит настолько инородно и одновременно естественно, что вызывает когнитивный диссонанс.
Это выглядит настолько инородно и одновременно естественно, что вызывает когнитивный диссонанс.

И тем не менее... Эта книга мне понравилась. Издание проверило мой вкус, напомнило о любимых художниках, с альбомами которых хотел бы ознакомиться и открыло пару-тройку новых, интересных лично мне. Но так или иначе, рекомендовать альбом можно не всякому. Перед покупкой нужно задуматься о двух вещах: половина этого издания для художников, и в нём содержатся очень базовые, самые известные работы живописцев. Причём в книге перекос в сторону фэнтези, фантастики — дай Форд пятая часть. Если всё это не отпугивает или если вообще не разбираешься в современных художниках, то издание может стать прекрасным подарком самому себе. В противном случае стоит десять раз подумать... Обидно, что всё могло быть намного лучше, но это уже, читатели, вкусовщина.

Вторая книга, «Лучшие дорамы», меня тоже особенно не обрадовала, но и не так разочаровала. Зимой пользователи DTF объяснили мне, что ваш автор, подобно попугаю, использует слово "дорама" к месту и не к месту. Хорошо. Прочитал об этом книгу и вот думаю...

В сборнике статей иллюстраций не меньше, чем текста. И это здорово!
В сборнике статей иллюстраций не меньше, чем текста. И это здорово!

Что формат вообще не для меня! Дорамы, если судить по описаниям из сборника статей — это прилизанные истории с милыми азиатскими персонажами, которые независимо от жанра носят на себе сюжетную броню, обязательно влюбляются и всё это происходит под восточную поп-музыку, почему-то исполняемую на английском. Я не шучу, ведь из десятков произведений меня заинтересовали всего несколько дорам (больше из исследовательского любопытства).

А я рекомендую японскую версию. В частности, оригинальную мангу.
А я рекомендую японскую версию. В частности, оригинальную мангу.

Есть, конечно, в этих азиатских сериалах и плюсы. Во-первых, как и большинство аниме — дорамы, — это законченные истории. То есть, в этом формате, как правило, не бывает ситуации, при которой внезапно выходит продолжение на ещё пять сезонов. А во-вторых... Ну, наверное, они красиво сняты и... И всё. (Их ещё хвалят за неповторимый мелодраматизм, но лично для меня это сомнительное достоинство.)

Оформление, конечно, шикарное: помимо прочего каждая страничка снабжена собственной подложкой.
Оформление, конечно, шикарное: помимо прочего каждая страничка снабжена собственной подложкой.

Следуя описаниям, дорамы со стороны выглядят, как собрание худших аниме-клише (мелодраматичный сюжет, манерные персонажи, высокая патетика в диалогах, вместо сюжетных поворотов — каша из топора) при отсутствии достоинств западных сериалов (живые герои, честные маты, секс и насилие, построенные на мелочах сюжеты). Конечно, в этом отчасти виновата цензура. В этих произведениях почти никогда не бывает того, чем славятся японские фильмы Такеши Китано и Такасии Миикэ, а также корейские триллеры новой волны. А жаль.

Лучшие ли?
Лучшие ли?

Книга, по большому счёту, посвящена телевизионному искусству Южной Кореи, однако есть и пара-тройка сериалов из Японии и Китая. Полагаю, что сам по себе этот сборник достаточно неплохой (правда клише от составителей, Анны Масловой и Александры Волковой, в духе "очень красивая трагическая история", "В дораме всё сделано на высшем уровне...", "В сериале всё подобрано идеально..." надоедают и заставляют усомниться в словах автора, ибо если упомянутые дорамы считаются "лучшими", то как же выглядят те, что хуже?), но достался не тому читателю. Anyway, небесполезное чтиво. Теперь хоть немного расширил кругозор в этой области кино.

Наконец, пришло время поделиться впечатлениями от чтения... Иллюстрированной биографии Николая Островского! Неожиданно? Ладно, я сам никогда бы не подумал, что прочитаю её до того, как возьмусь за роман «Как закалялась сталь».

Николай Алексеевич Островский (1904—1936).
Николай Алексеевич Островский (1904—1936).

Как биография (или монография) книга под редакцией Валентины Панаевой, конечно, звёзд с неба не хватает. Впрочем, не для того она и создавалась. История жизни и наследия писателя, воина и героя труда подана в виде куцего ликбеза или реферата. Но несмотря на это, ваш автор почерпнул из вступительной статьи немало любопытной информации об этом человеке. Да, к своему стыду к тридцати трём я об Островском знал лишь то, что он написал вышеупомянутый роман.

Что читал Николай Островский?
Что читал Николай Островский?

Реальность оказалась сложнее и глубже. Несмотря на тенденциозность оценки этого человека, не знал, что он прошёл Гражданскую войну, был её героем и подарил этой деятельности всего себя. Буквально лишился здоровья. Однако вместо того, чтобы пройти полный курс лечения, Николай только и делал, что изматывал себя физической работой... Пока окончательно не слёг и не ослеп. Поразительно, что ему (как и Борхесу) слепота будто бы подарила второе "зрение" — творческое видение, которое он, будучи, говоря откровенно, калекой начал реализовывать на бумаге с помощью трафарета...

Та самая доска, с помощью которой пленённый болезнью писатель смог самореализоваться вопреки недугу.
Та самая доска, с помощью которой пленённый болезнью писатель смог самореализоваться вопреки недугу.

Что-то он успел написать сам. Что-то под диктовку записывали супруга и секретарь. Но ещё больше удивляет тот факт, что несмотря на то, что наследие писателя — это всего два романа, «Как закалялась сталь» (впрочем, не скрою, что цитаты из него ушли в народ, а герой, списанный писателем с себя стал интернациональным символом) и «Рождённые бурей», посвящённые Гражданской войне, — тем не менее в Советском Союзе и в других странах влияние Островского (хотя, возможно, Панаева преувеличивает) было чуть ли не как у Пушкина, Достоевского и Гоголя вместе взятых. Будто бы этот, по сути начинающий писатель, взял и создал сам всю советскую литературу, сменившую русскую классику.

Издания «Как закалялась сталь» на разных языках.
Издания «Как закалялась сталь» на разных языках.

В книгу также включено много похвалы в адрес Николая Островского, в частности, от Шолохова. Короче говоря, книга заинтересовала и стала хорошим подспорьем для ознакомления с главным романом писателя.

Повторюсь, у Николая было много поклонников и друзей.
Повторюсь, у Николая было много поклонников и друзей.

Однако это ведь не просто книга, но книга с картинками. Артбук, так сказать. И тут она ничуть не разочаровывает, ведь 90% тома составляют фотографии и иллюстрации. И ладно бы дело ограничивалось картинкой и подписью, так нет же — часто на страницах фигурируют цитаты из писем, мысли, впечатления современников и более поздних авторов о писателе (альбом вышел во второй половине 80-х). Смотришь на всё это и правда начинаешь верить, что Николай Островский единолично родил не только советскую, но и всю социалистическую литературу: такие дифирамбы там ему поют!

В общем, красивая, приятная книга. О Нарбуте, конечно, поинтересней была, да и на первый взгляд кажется, ну какой может быть артбук про писателя? А вот такой! Не открытие года, но вещица любопытная.

На сём завершаю сказ об этих трёх книгах, где прочным узлом сплелись темы живописи, кино и литературы. А какие издания по живописи вы недавно прочли? Есть ли у вас любимые художники?

Пять книжек с картинками, которые я успел прочесть к с начала года и до конца лета.
Пять книжек с картинками, которые я успел прочесть к с начала года и до конца лета.
66
9
3
2
1
1
28 комментариев