Дары. Нуруддин Фара
Если «Карты» - метафорический роман взросления на фоне войны Сомали с Эфиопией за Великий Сомалиленд (война за Огаден в 70-е), то «Дары» - история любви в почти спокойное время (а когда оно было в Сомали спокойным?). Действие произведения разворачивается в середине 80-х аккурат после Чернобыльской аварии. В романе есть символичная сцена отказа от радиоактивных даров европейцев.
Фара описывает непростую судьбу Дунии, матери троих детей. Положение женщины в Сомали очень тяжёлое. Периодически всплывает тема инфибуляции. А Дуния как раз работает медсестрой в больнице и видит всё воочию. В какой-то момент её приходится заботиться о подкидыше, брошенным одной из женщин, родившей вне брака. А одна пациентка убила мужа, наградившего её гонореей из-за связей на стороне.
Да и жизнь самой Дунии мало отличается от жизни других женщин. В юности её выдали замуж за слепого старика, имеющего положение. Со вторым мужем она также не была счастлива. И только встретив Босасо, Дуния начала думать о любви и себе. Преобразиться ей помогла старшая дочь Насиба.
В первые два брака семья Дунии, особенно сводный брат получали хорошие откаты (дары-выкупы) за брак. Тема дарения пронизывает красной нить весь роман. Люди в мире Фары делятся на дающих и берущих. Причем как по женской линии, так и мужской. Бывшая подруга Босасо также присосалась и тянула с него деньги.
Концовка, символична. Абшир, брат Дунии, взял обязательства по обучение ею детей на себя. Женщина обрела свободу и могла дарить и брать по своему выбору, как хотела сама.
Пожалуй, второй роман трилогии «Кровь на солнце» Фары проще «Карт». Более мейнстримный сюжет с сильным социальном гуманистическим подтекстом, затрагивающим тяжелое положение женщины в мусульманском Сомали. На протяжении всего романа не покидало ощущение, что спокойствие лишь иллюзия. Вставки Фары о накале геополитической обстановки после каждой главы лишь укрепляли это тревожное чувство.