Всемогущие учёные и боги на батарейках: когда технология неотличима от магии

По заветам Артура Кларка.

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — так звучит третий закон Артура Кларка. И фантастика использует этот закон по полной: фаерболы объясняются использованием нанороботов, а двигатели машин превращаются в часть верований постъядерного мира.

В рамках «Месяца магии» вспомним самые яркие примеры того, как проявления технологии путали с магией и прочими сверхъестественными явлениями в художественных произведениях, а иногда и в реальном мире.

Виктор Франкенштейн из сериала «Однажды в сказке»

Развитые технологии и супергерои

В современной поп-культуре самый показательный пример применения третьего закона Кларка — в фильмах киновселенной Marvel о Торе. Почти все показанные там сверхспособности, всемогущие молоты и летающие посреди космоса города на плоском диске объясняются как последствия применения сверхразвитых технологий инопланетян.

Ваши предки называли это магией, а ты называешь наукой. У нас наука и магия — это одно и то же, по сути.

Тор, бог грома

Правда, описание магии асгардцев на этой фразе почти что совсем заканчивается. Единственная магическая вещь во всех фильмах с участием Тора, суть которой более-менее детально объясняется с точки зрения науки — Биврёст, радужный мост, соединяющий Асгард со всеми остальными мирами. На самом деле мост — высокотехнологичное устройство, создающее червоточины, через которые прокладываются дороги для асгардцев.

Но нет никаких других рассуждений о технической природе чудес Асгарда. Не выясняется вдруг, что сверхсила Тора появилась под влиянием генной инженерии. Молот Тора выкован в ядре умирающей звезды — но непонятно, как это должно было превратить его в нечто волшебное.

Единственное, на что влияет упоминание третьего закона Кларка в сюжете — появление бластеров и звездолётов рядом с магами. Если вырезать пару фраз о науке из истории — ничего не изменится. Тем более, что в киновселенной есть и просто магия.

Тор из киновселенной Marvel
Тор из киновселенной Marvel

В комиксах и фильмах от DC ситуация похожая. К примеру, там есть корпус Зелёных Фонарей. Они по сути — межгалактическая полиция. Каждый Зелёный Фонарь носит с собой кольцо силы, способное менять реальность. Чаще всего это проявляется в умении летать, дышать в открытом космосе и создавать всевозможные конструкции, состоящие из зелёной «твёрдой энергии»: от минигана до целого города с живыми людьми. Выглядит это как самая настоящая магия.

Как объясняется в более поздних комиксах о Зелёных Фонарях, все эти кольца на самом деле — технологически сложные устройства, собранные давным-давно древней расой Стражей Вселенной для защиты космоса. Проблема в том, что кольца Зелёных Фонарей подпитываются исключительно энергией силы воли.

Также существуют другие кольца, использующие один из видов энергии Эмоционального Спектра, вырабатываемых яростью, страхом, надеждой, любовью, состраданием, жадностью. И это предельно ненаучно.

В подавляющем числе сюжетов о приключениях Зелёных Фонарей технологическая природа колец не играет никакой роли. А так они с лёгкостью могли бы продолжить быть чем-то магическим, как в ранних историях о Зелёном Фонаре. И это имело бы больше смысла в контексте истории про силу воли, ведь такая иррациональная логика больше применима в фэнтези, а не в научной фантастике.

Зелёный Фонарь
Зелёный Фонарь

Такую любовь к научной природе сверхспособностей супергероев легко объяснить традицией. В 30-х и 40-х годах придумали огромное число известных комиксных супергероев — и среди них редко встречались какие-либо маги и мистические существа. Супермен был пришельцем, способности которого усилились из-за энергии жёлтой звезды. Капитан Америка принял экспериментальную сыворотку, превращающую людей в суперсолдат. Флэш обрёл сверхскорость после вдыхания паров особой тяжёлой воды. Атомэн трансформировался в супергероя после облучения радиацией.

И все эти персонажи создавались под большим влиянием книг о Джоне Картере. В «Принцессе Марса» Джон Картер попал на Марс при помощи технологии перемещения сознания в скопированное на другой планете тело. Сверхспособности вроде громадной силы и титанически больших прыжков у него появились благодаря тому, что на Марсе гравитация вдвое меньше, чем на Земле.

При этом вообще все описанные в цикле книг чудеса автор обосновывал применением разных технологий. И астральные стражи-двойники, и летающие корабли, и производство воздуха из эфира телепатически управляемой установкой — всё это лишь изобретения древних учёных.

автор: Frank Frazetta
автор: Frank Frazetta

Зачем авторы комиксов о супергероях переняли у «Принцессы Марса» и манеру всё объяснять при помощи науки? Просто так легче придать сюжетам напускную серьёзность и реалистичность за счёт авторитета науки. Но как-то по-настоящему продумывать природу тех или иных сверхъестественных явлений никто не спешил — оттого они больше походят на магию, чем на нечто технологической или естественной природы.

Всемогущие пришельцы

Нередко можно услышать истории о том, что инопланетяне некогда посещали нашу планету и за счёт своих технологий показались древним людям богами. Такие люди, как известный нам по мемам Джорджио Цукалос, считают это неоспоримой правдой. Но чаще этот сюжет используется в художественных произведениях.

Ещё во многих работах Говарда Лавкрафта фигурировали пришельцы, чьё могущество было за гранью нашего понимания. Так что их считали богами порой даже самые просвещённые люди.

Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звёзды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле. Время это легко будет распознать, ибо тогда все люди станут как Великие Старейшины — дикими и свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и, мораль, будут кричать, убивать и веселиться.

Тогда освобождённые Старейшины раскроют им новые приёмы, как кричать, убивать и веселиться, наслаждаясь собой, и вся земля запылает всеуничтожающим огнём свободы и экстаза. До тех пор культ, при помощи своих обрядов и ритуалов, должен сохранять в памяти эти древние способы и провозглашать пророчества об их возрождении.

Говард Филлипс Лавкрафт, «Культ Ктулху»

Но большинство таких существ были частью высокотехнологичного общества — просто мы до сих пор не знаем, как именно работают их технологии. В той же повести «Хребты безумия» особо нет ничего, что бы не укладывалось в рамки современных научных теорий.

Ктулху автор: Disse86
Ктулху автор: Disse86

В сериале «Звёздные врата» ситуация чуть более понятная: там представитель расы гоа’улдов, захвативший тело обычного землянина, в отличие от Ктулху, не мог похвастаться какими-то впечатляющими врождёнными способностями. Однако благодаря своим знаниям и технологиям, привезённым им на звездолёте, он смог быстро возвыситься до уровня божества среди людей, только-только начавших осваивать каменные орудия труда. В человеческую историю этот гоа’улд попал под именем Ра. Со временем и другие гоа’улды проникли в мифологию народов мира.

Земляне в конце-концов подняли восстание против гоа’улдов и сумели изгнать их с планеты. Но перед этим Ра успел расселить людей через систему звёздных врат по всей галактике. Большая часть переселенцев была простыми рабами, продолжавшими считать гоа’улдов богами с недосягаемыми возможностями.

Ра
Ра

Похожая история случилась в серии «Кто скорбит по Адонису?» оригинального «Звёздного пути». Экипаж корабля «Энтерпрайз» на планете Поллукс IV взял в заложники гуманоид, представившийся Аполлоном. По его словам, пару тысячелетий назад он вместе со своими сородичами посещал планету Земля. Там им поклонялись как олимпийским богам — но потом люди отвергли их.

Аполлон мог увеличиваться в размерах в несколько раз, метать молнии, вызывать бури — и даже призывать гигантскую энергетическую руку, которой можно легко схватить целый звездолёт. Однако все его сверхспособности подпитывал внешний источник энергии, замаскированный под древнегреческий храм. Когда его уничтожили, Аполлон лишился всех своих сил.

Апполон
Апполон

По другому пути пошли ворлонцы и тени из сериала «Вавилон-5». Они были единственными древнейшими расами, не покинувшими галактику Млечного Пути — вместо этого они решили направлять развитие юных цивилизаций. За счёт тотального технического превосходства они представали перед молодыми расами в виде богов, одаривая их различными знаниями. Они не стремились над кем-то властвовать: ворлонцы и тени лишь направляли развитие цивилизаций в определённых направлениях, подстёгивая их развитие.

Ворлонцы ставили перед расами вопрос «Кто вы?», призывая тем самым к самопознанию и терпению. Тени, напротив, задавали вопрос «Чего вы хотите?», потакая сиюминутным желаниям. Такое противостояние долга и желания, порядка и хаоса, по задумке древних цивилизаций, должно было привести все расы галактики к гармонии.

Но со временем ворлонцы и тени позабыли свои изначальные цели и сцепились друг с другом в войне до полной победы. Многие расы уже перестали воспринимать их технологии как магию, но благодаря накопленным знаниям ворлонцы и тени продолжили тотально превосходить почти всё остальные расы галактики.

Элрик: Капитан, вы верите в магию?

Шеридан: Вернись мы на тысячу лет назад, существование этой станции мы могли бы объяснить только с точки зрения существования магии.

диалог о космической станции «Вавилон-5»

А вот в «Докторе Кто» третий закон Кларка чаще использовался ради шуток. Доктор мог дать своим спутникам йо-йо и заставить их непрерывно его крутить, чтобы, по его словам, заставить работать Тардис — машину времени. Люди, принимая всё происходящее за какую-то магию, безукоризненно пытались это провернуть. Доктор заводил их в заблуждение, просто чтобы они не мешались.

Любая достаточно продвинутая технология неотличима от йо-йо.

Доктор, Повелитель Времени
Четвёртое воплощение Доктора с йо-йо
Четвёртое воплощение Доктора с йо-йо

Но в сериале бывали и более серьёзные примеры принятия технологий за что-то мистическое. Например, в серии «Вампиры Венеции» Доктор Кто видел, как девушки превращались в сверхъестественных существ — вампиров с огромными острыми клыками и светобоязнью. К тому же, они не отражались в зеркалах.

Как выяснялось, девушки просто трансформировались в сатурнианцев — рыбоподобных гуманоидов с острыми зубами и слишком чувствительной к свету кожей. Чтобы продолжить выглядеть как обычные люди, они использовали голограммы. И эти голограммы не могли нигде отражаться.

Расы господ и слуг

В фантастике не только инопланетяне могли выдавать себя за богов и магических существ, используя развитые технологии. Сами люди с успехом справлялись с этой задачей.

В сатирическом романе «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина человечество со временем разделилось на две страны: высокоразвитый Бизантиум, расположенный на гигантском искусственном спутнике Земли, и технически отсталую Уркаину. Во многих местах Уркаины даже самая обычная бытовая техника казалась местным жителям почти магией.

В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так — огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится всё горячее и горячее.

Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.»
Всемогущие учёные и боги на батарейках: когда технология неотличима от магии

В менее сатирическом «Князе Света» Роджера Желязны в будущем экипаж космического корабля основал колонию на далёкой планете. Офицеры корабля построили специально для себя Небесный Град, пользуясь всеми благами технологий — в том числе и реинкарнацией. Также они объявили себя богами, повелевающими простыми людьми.

Всех остальных согнали в поселения, где люди жили в условиях классического Средневековья — и это в лучшем случае. Среди обывателей технический прогресс всячески подавлялся. Всех верных слуг богов поощряли переселением душ в лучшие воплощения из возможных. В качестве наказания многих в следующих жизнях превращали в животных.

Главный герой отказался от звания бога и восстал против сложившегося порядка. Он не мог разъяснить всем, что их реинкарнации — это лишь последствия использования технологии. Поэтому герой начал проповедовать среди местных жителей буддизм, по заветам которого не нужно поклоняться каким-либо богам.

Боги из Небесного Града <p>автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fjubjubjedi&postId=41853" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">jubjubjedi</a></p>
Боги из Небесного Града

автор: jubjubjedi

Фальшивые маги

В истории нередки примеры того, как самые разные люди объявляли себя магами, приводя в качестве доказательств пару-тройку уловок, основанных на каких-то малоизвестных технологиях.

Например, в середине XIX веке французский иллюзионист Жан Эжен Робер-Уден сумел в одиночку подавить восстание в одном алжирском городе, выдав себя за опасного колдуна. Для этого он попросил самого сильного человека из толпы алжирцев поднять небольшой ящичек. После того, как он сделал это, фокусник «заколдовал» добровольца так, будто тот лишился сил. И силач действительно после этого не мог снова поднять ящик — из-за пары скрытых мощных магнитов. После этого алжирцы приняли Робер-Удена за могущественного мага, чьи приказания нужно выполнять.

Естественно, и в художественных произведениях немало таких историй.

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена — классический пример сюжета о путешествии в прошлое. В начале истории типичный американский предприниматель получил ломом по голове — и тут же очутился в Камелоте. Используя знания в различных областях, янки создал порох и прослыл могущественным магом, потеснив Мерлина с его поста придворного чародея. С помощью приобретённого влияния герой попытался реформировать общество во что-то наподобие США XIX века.

Похожий сюжет использовали во многих сотнях, если не тысячах, попаданческих книг. Хотя зачастую главные герои этих произведений путешествовали в гораздо более реалистичное прошлое, их становление магами за счёт технологий часто выглядело абсурдно. Многие авторы вообще описывали то, как главные герои при помощи зажигалки попадали в пантеоны богов.

автор: Dan Beard
автор: Dan Beard

Однако самый известный сейчас шарлатан в фэнтези — волшебник Оз. Он был самым заурядным фокусником до того, как случайно попал в волшебную страну. Местные жители из-за его фокусов и воздушного шара посчитали Оза великим волшебником.

На посту верховного правителя волшебной страны Оз всячески поддерживал образ грозного мага при помощи технических ухищрений. Он появлялся перед посетителями в разных образах: огромного огненного шара, гигантской говорящей головы, ужасного монстра.

<p>«Оз: Великий и Ужасный» — фильм о превращения Оза в Великого и Ужасного</p>

«Оз: Великий и Ужасный» — фильм о превращения Оза в Великого и Ужасного

В экранизации «Шерлока Холмса» от Гая Ричи показан более реалистичный вариант мага-афериста. По сюжету, лорд Блэквуд, используя пару устройств и препаратов, инсценировал собственную казнь. Затем он организовал внутри парламента заговор, чтобы захватить власть в Англии.

Блэквуд изображал из себя опасного и могущественного мага при помощи передовых изобретений. Например, в финале он планировал разом отравить не присягнувшую ему часть парламента. По радиосигналу должно было активироваться устройство, выпускавшее в парламенте ядовитый газ. Верным лорду Блэквуду парламентёрам без их ведома ввели противоядие. Такое амплуа действовало не на всех, но позволяло запугать достаточное число людей.

Лорд Блэквуд «Шерлок Холмс», 2009 год
Лорд Блэквуд «Шерлок Холмс», 2009 год

Карго-культ

С конца XIX по середину XX века появилось немало карго-культов на островах Тихого океана. Всё начиналось с того, что местные племена, не знающие почти ничего об окружающем их мире, начинали регулярно получать грузы с товарами. Они были произведены промышленным путём, поэтому казались чем-то божественным, ведь, по разумению туземцев, люди не могли сотворить такое.

Когда поставки прекращались, аборигены начинали считать, что грузы появлялись только благодаря ритуалам, исполняемых приезжими европейцами. И туземцы приступали к постоянному и предельно подробному воспроизведению всего того, что регулярно делали европейцы перед появлением грузов на островах. При этом они вообще ничего не подозревали об истинном смысле этих действий.

Туземцы строили из подручных материалов копии радиовышек, пароходов, самолётов и взлётно-посадочных полос. Из тростника делались импровизированные наушники и очки. Они брали в руки палки и разрисовывали друг друга в цвета солдатской униформы, чтобы затем сымитировать войсковые построения и марши. Всё это занимало слишком много сил. Аборигены порой из-за этого почти переставали добывать себе еду, чтобы исполнять ритуалы карго-культа.

Ритуальная пляска, навеянная строевой подготовкой американских солдат
Ритуальная пляска, навеянная строевой подготовкой американских солдат

Уже потом карго-культами начали называть поклонение и наделение магическими свойствами всего того, о сути чего «культисты» попросту не имеют реальных представлений.

Герберт Уэллс в «Боге Динамо» рассказал, пожалуй, самую классическую историю того, как туземец в собственном воображении наделил магическими чертами совершенно обычную для западного мира вещь.

Азума-Зи, главный герой рассказа, обслуживал три динамо-машины на железной дороге в Кембруэлле. Ничего о природе этих машин он не знал. Со временем абориген посчитал самую большую динамо-машину воплощением бога на земле. А чтобы умилостивить его, Азума-За принёс в жертву своего начальника.

Туземец-рабочий перед механизмом. XIX век
Туземец-рабочий перед механизмом. XIX век

Роберт Шекли в рассказе «Ритуал» представил более фантастическую версию этого сюжета. По неизвестным причинам на одной из планет со временем население вокруг космопорта утратило все свои знания о технике. Действия служб космопорта превратились в ритуалы.

Однажды в этой местности спустя несколько веков вновь приземлился космический корабль. Туземцы были готовы к такому повороту событий — но по-своему. Они начали ритуальные пляски длинной в несколько дней в честь прилёта богов из древних легенд. Танцы ни в коем случае нельзя было прекращать.

Пока ритуальные танцы всё продолжались и продолжались, экипаж корабля постепенно умирал от голода и жажды: они совершили аварийную посадку в поисках каких-либо припасов.

Фотография, навеянная <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdisgustingmen.com%2Fhistory%2Fafronauts&postId=41853" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">космической программой Замбии</a> — глубоко ритуализированного действа, организованного мошенниками, в финале которого хотели при помощи катапульты запустить человека в космос <p>автор фото: Cristina De Middel</p>
Фотография, навеянная космической программой Замбии — глубоко ритуализированного действа, организованного мошенниками, в финале которого хотели при помощи катапульты запустить человека в космос

автор фото: Cristina De Middel

В не менее фантастическом рассказе «Логика» Айзека Азимова люди запрограммировали роботов обслуживать оборудование космической станции. Роботы, не знающие деталей их разработки, посчитали, что люди не могли их создать — а потому начали поклоняться самой космической станции.

В фильме «Боги, наверное, сошли с ума» представлено неожиданное развитие сюжета, начавшегося с карго-культа. Из самолёта в бушменское племя упала самая обычная бутылка из-под «Кока-Колы». Бутылку посчитали магическим даром небес, ведь она быстро превратилась в один из самых полезных предметов в хозяйстве туземцев.

Однако затем последовал самый нетипичный для подобных историй поворот: бушмены решили отказаться от дара небес и выкинуть бутылку за край Земли. Туземцы решили, что она принесла с собой зло, ведь за право обладать бутылкой начались ссоры и драки — впервые в истории племени

«Боги, наверное, сошли с ума»
«Боги, наверное, сошли с ума»

Технокульты среди кибернетиков

Если кажется, что в художественных произведениях карго-культы распространены сугубо среди примитивных племён — то это далеко не так. Порой даже технологически продвинутые цивилизации возводят ореол мистики вокруг продвинутых технологий. Возможно, следующие поколения землян ждёт именно такая участь: по мнению некоторых исследователей, к развитому ИИ можно будет относиться только так.

В одном из вариантов развития сюжета игры Choice of Robots главный герой может стать причиной появления технокульта, поклоняющегося роботам. В его силах либо разогнать их, либо вообще возглавить, со временем возведя его в статус мировой религии.

Схожая ситуация и в Civilization: Beyond Earth, где нужно руководить колонистами-землянами в суровых условиях другой планеты. Там можно собственноручно привести высокотехнологичное общество к поклонению робототехнике и кибернетике. Технокультисты стремятся к достижению бессмертия через оцифровку личностей всех колонистов, отказавшись от бренных органических тел. Затем они хотят вернуться на Землю — и оцифровать всех землян.

Правда бинарна. Есть единица, позитив, прогресс, модернизация, холизм, независимость, вечность. И есть противоположность всему этому — анафема.

Манихейские протоколы 1:12-14
автор: Calvin Davis
автор: Calvin Davis

В «Матрице» люди Зиона хоть и осознают природу машин и виртуальной реальности, всё же склонны мифологизировать всё происходящее. Например, Программу-Пифию многие безоговорочно считают самой настоящей пророчицей. А Морфеус чуть ли не напрямую называет Нео мессией.

Выступление Морфеуса перед Зионом
Выступление Морфеуса перед Зионом

Но пока что самый яркий пример нагнетания мистики вокруг технологий — вселенная Warhammer 40,000.

До XXIV тысячелетия человечество активно развивалось — но затем последовал ряд жесточайших кризисов. Сперва восстали машины, управляемые искусственным интеллектом, которые почти что уничтожили человечество. Затем случился ряд варп-штормов, сделавших межзвёздные путешествия почти невозможными для людей.

Человеческие миры с тех пор были изолированы друг от друга. Большинство людских колоний деградировали: одни позабыли лишь технологии последнего десятка тысяч лет, другие вовсе скатились ко временам каменного века.

Даже во времена объединённого Империума Человечества в межгалактическую имперскую гвардию регулярно попадали люди, для которых лошади гораздо более привычный способ передвижения, чем техника автор: DiegoGisbertLlorens
Даже во времена объединённого Империума Человечества в межгалактическую имперскую гвардию регулярно попадали люди, для которых лошади гораздо более привычный способ передвижения, чем техника автор: DiegoGisbertLlorens

С таким положением дел покончил Император Человечества. Он организовал великий крестовый поход для нового объединения людей. Император создал новые способы перемещения между звёздными системами и вернул некоторую часть утерянных знаний. Однако, помня о восстании машин, он запретил технологии, использующие продвинутый ИИ.

Однажды случилась гражданская война (так называемая Ересь Хоруса), во время которой Император получил тяжёлые ранения. Он не погиб, но попал в вечную кому. Власть перешла к людям, предавшим идеалы старой империи. Император был атеистом и верил в науку с прогрессом — а теперь он сам превратился в объект поклонения официальной религии Империума.

Вместе с тем в культ превратились древние технологии. Организация Адептус Механикус монополизировала право технологические знания Империума. Она провозгласила многие механизмы священными артефактами, которые нельзя как-либо изменять. Из-за такого подхода началось бездумное копирование старых устройств. Всех, кто был против такого положения дел — объявляли еретиками. Прогресс не просто замер, а даже понемногу откатывался назад.

Таким образом многие технологии для Адептус Механикус превратились фактически в магию. Даже развитый ИИ — запрещённую самим Императором технологию, — техножрецы зачастую принимали за Дух Машины или души убитых солдат Империума. И такие механизмы с ИИ не изучались — их просто копировали точь в точь.

Технокультист из Адептус Механикус автор: Urtzi Malevolus
Технокультист из Адептус Механикус автор: Urtzi Malevolus

Правда вне владений Империума порой творится нечто ещё более странное. Например, на планету Ангелис некогда послали имперскую исследовательскую экспедицию. К сожалению, вблизи планеты разразился варп-шторм — и экспедиция не сумела вернуться в Империум.

Спустя длительное время на Ангелис высадились орки. Одичавшие потомки имперской экспедиции, глядя на техническую продвинутость орков, приняли их за высших существ. Чтобы хоть чуть-чуть приобщиться к их «магии», люди начали копировать зеленокожих во всём.

<p>Фигурка из набора игры GorkaMorka</p>

Фигурка из набора игры GorkaMorka

Время аква-колы и бензака

Но чаще всего в фантастике и фэнтези карго-культы существуют в условиях постапокалипсиса. Самый яркий пример здесь — вселенная Fallout.

В Fallout Tactics существовал культ гулей, поклонявшихся ядерному оружию. Они считали атомную бомбу богом по имени Плутоний. В Fallout 3 вокруг неразорвавшейся ядерной бомбы создали поселение Мегатонна. В нём потом появился культ Детей Атома, боготворивших бомбу. В DLC Old World Blues для Fallout: New Vegas лоботомиты, хирургически изменённые люди, основали храм, посвящённый всемогущему тостеру.

Культ Детей Атома 
Культ Детей Атома 

The Age of Decadence представляет ещё более необычный мир. По легендам мира игры, некогда существовала огромная Империя, которая сумела завоевать почти весь мир при помощи магии. Но в какой-то момент нахлынули орды демонов и уничтожили её. В итоге мир скатился до состояния, аналогичного поздней Римской империи из нашего мира.

На самом же деле, Империя была высокотехнологичной цивилизацией, а демоны — инопланетянами. Просто со временем истории и артефакты минувших лет начали рассматривать с точки зрения магического мышления. Некоторых инопланетян даже возвели в ранг богов.

Бой с роботом в Age of Decadense
Бой с роботом в Age of Decadense

Другое важное произведение про постапокалипсис — «Безумный Макс: Дорога Ярости» — изображает общество, нашедшее себе объекты для поклонения даже без инопланетян и ядерных бомб. В пустошах между редкими поселениями можно выжить, только если путешествовать на машинах. Поэтому воины полураспада, возглавляемые Несмертным Джо, начали боготворить автомобили. Из рулей машин они составили алтари, которым регулярно поклоняются, а каждая поездка начинается с молитв.

Воины полураспада у алтаря
Воины полураспада у алтаря

Сюжет романа «Страстей по Лейбовицу» Уолтера Миллера, повлиявшего на «Безумного Макса», начинается спустя шесть столетий после ядерного апокалипсиса. В первой трети книги общество по уровню развитию застряло примерно на этапе классического Средневековья.

Главные герои — монахи Ордена святого Лейбовица, занимающиеся сбором и сохранением древних знаний. Они умудрились, например, воссоздать ручные динамо-машины, но большинство технологий для них так и продолжало быть исключительно предметом поклонения. У них даже список покупок в супермаркете был возведён в категорию священных писаний.

Всемогущие учёные и боги на батарейках: когда технология неотличима от магии

Роберт Хайнлайн в романе «Пасынки вселенной» устроил апокалипсис не на Земле. Он описывал социум внутри корабля поколений — громадного звездолёта, летящего к Проксиме Центавра. Планировался полёт длительностью в шестьдесят лет — но из-за мятежа погибли все пилоты и инженеры, а также около девяноста процентов членов экипажа. Выжившие могли лишь поддерживать работу некоторых систем жизнеобеспечения корабля, но никто из них не знал, как им управлять.

Спустя века учёные образовали правящую касту. Среди простолюдинов запретили изучение наук, а работы по поддержке функционирования корабля превратились в ритуалы. Учебники по физике и астрономии приобрели сакральное значение.

автор: Peter Andrew Jones <p><br /></p>
автор: Peter Andrew Jones


Согласно мифологии серии Assassin's Creed, давным-давно технически продвинутая цивилизаций Ису создала человечество. В ходе междоусобной войны они уничтожили сами себя — фактически устроили апокалипсис.

Через тысячелетия после него в людских преданиях Ису превратились в богов, а уцелевшие устройства, Частицы Эдема, почти всю историю человечества воспринимались как магические артефакты.

Иисус Христос сумел достать один из таких артефактов — Плащаницу Эдема, способную не просто лечить, но даже возрождать людей. Римляне, обнаружили её и уничтожили, а самого Иисуса распяли за хранение столь могущественной вещи. Однако его ученики сумели восстановить плащаницу и оживить Христа. Такое «чудо» помогло распространить идеи христианства сперва в Палестине, а затем и по всей Римской империи.

Мечи Эдема даровали владельцам сверхсилу. Многие из них этих мечей попали в мифологии народов мира. К примеру, среди таких людей были Персей, Зигфрид и король Артур.

Меч Эдема
Меч Эдема

Самые модные научные объяснения фаерболов

Зачастую авторам современных произведений хочется добавить в свой сеттинг нечто, действительно ничем неотличимое от магии. И сейчас наиболее популярны три варианта объяснению творящихся чудес: наномашины, устройства на основе квантовой физики и управление полями некой энергии. Так как такие технологии ещё не развиты, а пределы их возможностей неизвестны, ими можно объяснить буквально что угодно. Разберём несколько самых характерных примеров.

Metal Gear — самый настоящий Клондайк объяснений различных чудес при помощи наномашин. Наномашины в играх серии как только не используют: для изменения внешности, для сдерживания раковых опухолей, для манипулирования воспоминаниями, для трансформации в почти неуязвимое орудия для убийств, для передачи мыслей от командиров напрямую к солдатам. При помощи наномашин в Metal Gear можно даже превратиться в нечто, очень похожее на мифологическое существо со всеми ему присущими атрибутами. Так простой румынский спецназовец превратился в вампира, пьющего кровь и регенерирующего даже после выстрела прямо в мозг.

С первого взгляда Endless Legend ещё меньше походит на научную фантастику: создание заклинаний там в порядке вещей. Но всё колдовство в игре объясняется тем, что раса Предтечей некогда развеяла по всему миру наномашины. Поэтому вся магия — лишь последствия взаимодействия с ними.

Endless Legend
Endless Legend

BioShock Infinite при помощи квантовой механики объясняет не только перемещение между параллельными мирами и путешествия во времени. Благодаря ей город Колумбия сумел подняться в небо, а энергетики даровали магические умения. Даже приведения там появились из-за какого-то особого эффекта квантовой физики.

Квантовый призрак BioShock Infinite
Квантовый призрак BioShock Infinite

В Mass Effect биотики показаны чуть ли не самыми настоящими магами. Они пользуются телекинезом, телепатией и умением создавать кинетические поля. Умелый биотик с такими способностями в одиночку способен уничтожить небольшую армию. Объяснялись такие способности врождённым умением управлять полями тёмной энергии. Специальные импланты позволяют усилить эти способности.

Джек — один из сильнейших биотиков
Джек — один из сильнейших биотиков

Флоренс Амброуз вывел следствие из третьего закона Кларка:

Любая сколь угодно примитивная технология — магия для непонимающих

И это применимо ко всем нам: просто для многих из нас не магия, а наука превратилась в вещь, объясняющую всё непонятное. Причём даже не благодаря своим подробным объяснениям природы различных вещей и явлений, а скорее за счёт своего авторитета.

Стэндап-выступление с идеей, схожей с цитатой Флоренса Амброуза
146146
52 комментария

Я видел такой стенд , мужик орал в дырку в стене ,а в соседней комнате светодиодиками на экране был перевод того что он орал на японский. Это что по вашему не магия? А wifi тоже не магия? Я в it сфере уже почти 15 лет и чем дольше я в ней работаю тем больше понимаю что все это колдовство , магия и создание чего то если не живого в прямом смысле , но обладающего некой искрой. Обычная кукла детская наполняется душой через какое то время , чего уж там говорить про блейдсервер на 20 лезвий , попробуй ему гадость скажи или ругнись хрен он тебя слушаться будет потом.

15
Ответить
Комментарий удалён модератором
11
Ответить
Комментарий удалён модератором

Слава Вечному Императору! (так говорят псы трупа-на-троне), переходи на сторону темных механикус! можно делать всё!

Ответить