Боги Нила Геймана — американские и не только

Прелюдия к главному комиксу века.

Боги Нила Геймана — американские и не только

Через четыре дня стартует второй сезон «Американских богов», примерно через четыре недели выходит девятый том одного из лучших комиков всех времён и народов – «Песочный человек. Милостивые» (The Sandman. The Kindly ones), где богов в разы больше. Так какие боги лучше: с экрана или из фреймов комикса?

Боги Нила Геймана — американские и не только

Да, всё давно понятно: комиксы – это не книги, читать картинки с подписями – удел блаженных, а супергероика только вбивает гвоздь за гвоздём в гроб комиксов. Практически нет шансов, что над термином «графический роман» однажды перестанут смеяться поборники чистоты в определении литературных жанров.

Боги Нила Геймана — американские и не только

Конечно же, всё на самом деле не так. Не так просто. Судя по количеству сериалов, основанных на комиксах из вселенных DC и Marvel, коммерческий потенциал комиксов вполне очевиден. Это приятно для тех, кто в комиксах разбирается чуть глубже базового уровня. Потому что есть надежда увидеть на экране произведения авторов, кто, не делая из комиксов культа, создал культовые произведения.

«Хранители» Алана Мура, «Блэксэд» Хуана Диаса Каналеса, «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса, «Y» Брайана К. Вона, «Сказки» Билла Уиллингхэма, «Песочный человек» Нила Геймана. Что между ними общего? Это всё культовые вещи, которые мощным рывком вырываются вперёд из общего ряда комиксов, оставляя их позади. И всё это уже издала, издаёт или будет издавать «Азбука».

Конечно, рвущих шаблоны и комфортно чувствующих себя в большой литературе комиксов aka графических романов куда больше, но названных достаточно для того, чтобы закрыть большую часть литературных жанров и связать всё это с инфоповодом – выходом второго сезона «Американских богов». Все эти комиксы – боги посреди «простых смертных».

«Хранители» закрыли все гештальты в супергероике. После Мура сказать там уже нечего. «Блэксэд» из мира антропоморфных животных передал чёткий привет всем героям-детективам – от Сэма Спейда и Филипа Марлоу до Мюрто с Риггзом. «Трансмет» сказал своё веское слово в фантастике, соединив задорный киберпанк с горько-сладким постмодерном. «Y» из грязи и крови постапа вознёсся к высокой драме о взаимоотношениях полов и женской доле. «Сказки» провели полную деконструкцию жанра, превратив истории о Красной Шапочке, трёх поросятах, Сером Волке и других героях народного фольклора и авторских сказок в захватывающее полотно, в котором миф бьётся с реальностью.

И над всеми этими величинами, как маяк над утёсами и скалами, возвышается мегалит и ориентир для всех известных литературных жанров и мифов всех времён и народов – неповторимый и непостижимый цикл The Sandman сказочника Нила Геймана.


Боги Нила Геймана — американские и не только

«Песочный человек» - единственный комикс, удостоенный премии World Fantasy Award Это одна из самых престижных литературных премий, которую, как видно из названия, вручают за лучшие произведения в жанрах фантастики и фэнтези. По этому комиксу плачет экранизация, но пока не везёт, как «Хранителям» и «Y: Последний мужчина», по которым сериалы-таки будут.

Из этого цикла, в котором действует великолепное сборище (иначе не скажешь) богов и мифических существ всех видов и рангов, в каком-то смысле выросли «Американские боги» - лучшая книга писателя, по мнению критиков.

В 75 выпусках этой эпической саги в картинках отметились многие знаменитые художники из мира комиксов и литературы, среди которых можно выделить Дэйва МакКина и Чарльза Весса.

Боги Нила Геймана — американские и не только

Книги и сериала, возможно, не было, не задумай Нил Гейман в далёком 1989 году отправить Морфея, бога Сна, одного из семёрки Вечных, в странствие по территориям, где уже бывали Алан Мур, Роджер Желязны, Сэмюель Дилэни, Льюис Кэрролл, Стивен Кинг, Говард Филлипс Лавкрафт, Данте Алигьери, Джордж Лукас и множество других великих фантазёров всех времён и народов.

Боги Нила Геймана — американские и не только

В своих странствиях Морфей встречает персонажей сказок, мифов, снов, различных слоёв реальности из пантеонов богов древних земель, давно исчезнувших с поверхности планеты, чудовищ и героев, в том числе из вселенной DC.

Отдельного упоминания заслуживает Смерть, одна из Вечных. Этой прекрасной девушке в готском обличье посвящены отдельные комиксы – «Смерть: цена жизни» и «Смерть: время жизни». Их можно читать отдельно от основной истории и влюбиться навсегда.

Боги Нила Геймана — американские и не только

Песочный человек (Sandman), он же Песочник – персонаж из европейского фольклора. Он давно странствует по книгам разных авторов, от Гофмана до Пратчетта, то есть в достаточной степени литературен и культуроцентричен. Помимо этого, Песочный человек прочно обосновался во вселенной Detective Comics (DC). Персонаж появился в 1939 году и на то время он был вторым, после Супермена, героем, носившим особый костюм – «тройку», плащ, шляпу и противогаз. Из особой амуниции у него при себе был газовый пистолет, которым удобно было отправлять в царство Морфея злодеев.

Боги Нила Геймана — американские и не только

Только к четвёртой своей инкарнации Сэндмен стал тем, кто изменил мир комиксов, выведя их за руку из мира подростковых грёз в абсолютную реальность, куда без внушительного читательского багажа входить рискованно. Впрочем, за годы, минувшие с первых изданий «Сэндмена» каждый фрейм всех глав комикса знатоки изучили досконально и в обширных комментариях разъяснили каждый шаг и чих героев.

Визуальная часть The Sandman и авторская фантазия Геймана столь богаты, что без труда кладут на лопатки, пожалуй, любой из ныне популярных сериалов по комиксным и киновселенным. В этом богатстве кроется и главная опасность: его, с таким множеством отсылок, пасхалок, интерпретаций базовых сюжетов и хитросплетений историй, так же непросто экранизировать, как, допустим «Тёмную башню» Кинга. Потому что легко всё испортить.

Боги Нила Геймана — американские и не только

В 90-х Нил Гейман предпринимал попытки экранизировать «Сэндмена». Сценарий на основе двух первых томов комикса написали фанаты – Тед Элиотт и Терри Россио. Тогда всё почти начало получаться, но бывший парикмахер Барбры Стрейзанд Джон Питерс и соратник по киношным делам Квентина Тарантино Роджер Эвери так и не договорились, каким же должен быть образ Морфея на экране (ещё до Морфеуса Вачовски). С тех пор ещё несколько раз предпринимались попытки вернуть на большой экран комикс об очень странных путешествиях и деяниях бога Сна, но это совсем другая история.

Боги Нила Геймана — американские и не только

В связи с переменным успехом с «Американскими богами» (к счастью, сериал, скорее, жив, чем мёртв, ещё и о третьем сезоне заговорили), Гейман, у кого по-прежнему в кармане права на «Сэндмена», снова заговорил о возможности вывести на экраны своё непростое детище – теперь уже на малые. Ведь как-то же попал на эти экраны сериал «Люцифер», в котором главный герой – один из персонажей вселенной The Sandman.

Гейман понимает, что «Сэндмен» круче «Американских богов». Пришло время тем, кто ещё не испытал на себе гипнотический эффект истории, приобщиться. В качестве приманки забросим первую главу первого тома, а также, в качестве иллюстраций к лонгриду, покажем обложки уже вышедших на русском томов.

Боги Нила Геймана — американские и не только

К апрелю ожидается девятый том, а к лету – финальная часть истории, которая больше литературы, увлекательнее комикса, зрелищнее кино, и близка к настоящему чуду настолько, что руку протяни – вот оно.

33 показа
2.9K2.9K открытий
34 комментария

«The Sandman» был для меня первым серьёзным входом в комиксы. До сих пор под впечатлением 😁

Ответить

У вас есть абсолюты. Зачётно. Вживую они смотрятся феерически. Жаль, что пока такие издания на русском из области фантазий, потому что ценник был бы запредельным.

Ответить

Ну если боги его лучшая книга, тогда мне с ним не по пути. У меня её неприятие на уровне ДНК сидит.

Ответить

Именно как книга, возможно. Но таки спорно. Да и важно ли это, если Гейман - максимально нестандартный писатель, потому что многожанровый: то в сборнике рассказов от сразу нескольких авторов попробуется, то серию комиксов выпустит, то вместе с кем-то напишет. В формате книги у него очень хорош роман "История с кладбищем", например. Это из самостоятельного.

Так-то еще в 90-х вышел роман "Благия знамения", которые молодой Гейман замутил с самим Терри Пратчеттом. Там все - ангелы, демоны, всадники апокалипсиса. Прямо сейчас BBC и Amazon целый сериал готовят с топовым кастом.

Ответить

Лично для меня загадка любви к Гейману сродни загадки популярности Поттерианы.

Ответить

Я бы сказал, что худшая. Разве что часть с жизнью в захолустном городке чудо как хороша.
Звёздная пыль, Книга кладбищ и Сыновья Ананси читаются намного приятнее.

Ответить