Боги Нила Геймана — американские и не только

Прелюдия к главному комиксу века.

Через четыре дня стартует второй сезон «Американских богов», примерно через четыре недели выходит девятый том одного из лучших комиков всех времён и народов – «Песочный человек. Милостивые» (The Sandman. The Kindly ones), где богов в разы больше. Так какие боги лучше: с экрана или из фреймов комикса?

Да, всё давно понятно: комиксы – это не книги, читать картинки с подписями – удел блаженных, а супергероика только вбивает гвоздь за гвоздём в гроб комиксов. Практически нет шансов, что над термином «графический роман» однажды перестанут смеяться поборники чистоты в определении литературных жанров.

Конечно же, всё на самом деле не так. Не так просто. Судя по количеству сериалов, основанных на комиксах из вселенных DC и Marvel, коммерческий потенциал комиксов вполне очевиден. Это приятно для тех, кто в комиксах разбирается чуть глубже базового уровня. Потому что есть надежда увидеть на экране произведения авторов, кто, не делая из комиксов культа, создал культовые произведения.

«Хранители» Алана Мура, «Блэксэд» Хуана Диаса Каналеса, «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса, «Y» Брайана К. Вона, «Сказки» Билла Уиллингхэма, «Песочный человек» Нила Геймана. Что между ними общего? Это всё культовые вещи, которые мощным рывком вырываются вперёд из общего ряда комиксов, оставляя их позади. И всё это уже издала, издаёт или будет издавать «Азбука».

Конечно, рвущих шаблоны и комфортно чувствующих себя в большой литературе комиксов aka графических романов куда больше, но названных достаточно для того, чтобы закрыть большую часть литературных жанров и связать всё это с инфоповодом – выходом второго сезона «Американских богов». Все эти комиксы – боги посреди «простых смертных».

«Хранители» закрыли все гештальты в супергероике. После Мура сказать там уже нечего. «Блэксэд» из мира антропоморфных животных передал чёткий привет всем героям-детективам – от Сэма Спейда и Филипа Марлоу до Мюрто с Риггзом. «Трансмет» сказал своё веское слово в фантастике, соединив задорный киберпанк с горько-сладким постмодерном. «Y» из грязи и крови постапа вознёсся к высокой драме о взаимоотношениях полов и женской доле. «Сказки» провели полную деконструкцию жанра, превратив истории о Красной Шапочке, трёх поросятах, Сером Волке и других героях народного фольклора и авторских сказок в захватывающее полотно, в котором миф бьётся с реальностью.

И над всеми этими величинами, как маяк над утёсами и скалами, возвышается мегалит и ориентир для всех известных литературных жанров и мифов всех времён и народов – неповторимый и непостижимый цикл The Sandman сказочника Нила Геймана.


«Песочный человек» - единственный комикс, удостоенный премии World Fantasy Award Это одна из самых престижных литературных премий, которую, как видно из названия, вручают за лучшие произведения в жанрах фантастики и фэнтези. По этому комиксу плачет экранизация, но пока не везёт, как «Хранителям» и «Y: Последний мужчина», по которым сериалы-таки будут.

Из этого цикла, в котором действует великолепное сборище (иначе не скажешь) богов и мифических существ всех видов и рангов, в каком-то смысле выросли «Американские боги» - лучшая книга писателя, по мнению критиков.

В 75 выпусках этой эпической саги в картинках отметились многие знаменитые художники из мира комиксов и литературы, среди которых можно выделить Дэйва МакКина и Чарльза Весса.

Книги и сериала, возможно, не было, не задумай Нил Гейман в далёком 1989 году отправить Морфея, бога Сна, одного из семёрки Вечных, в странствие по территориям, где уже бывали Алан Мур, Роджер Желязны, Сэмюель Дилэни, Льюис Кэрролл, Стивен Кинг, Говард Филлипс Лавкрафт, Данте Алигьери, Джордж Лукас и множество других великих фантазёров всех времён и народов.

В своих странствиях Морфей встречает персонажей сказок, мифов, снов, различных слоёв реальности из пантеонов богов древних земель, давно исчезнувших с поверхности планеты, чудовищ и героев, в том числе из вселенной DC.

Отдельного упоминания заслуживает Смерть, одна из Вечных. Этой прекрасной девушке в готском обличье посвящены отдельные комиксы – «Смерть: цена жизни» и «Смерть: время жизни». Их можно читать отдельно от основной истории и влюбиться навсегда.

Песочный человек (Sandman), он же Песочник – персонаж из европейского фольклора. Он давно странствует по книгам разных авторов, от Гофмана до Пратчетта, то есть в достаточной степени литературен и культуроцентричен. Помимо этого, Песочный человек прочно обосновался во вселенной Detective Comics (DC). Персонаж появился в 1939 году и на то время он был вторым, после Супермена, героем, носившим особый костюм – «тройку», плащ, шляпу и противогаз. Из особой амуниции у него при себе был газовый пистолет, которым удобно было отправлять в царство Морфея злодеев.

Только к четвёртой своей инкарнации Сэндмен стал тем, кто изменил мир комиксов, выведя их за руку из мира подростковых грёз в абсолютную реальность, куда без внушительного читательского багажа входить рискованно. Впрочем, за годы, минувшие с первых изданий «Сэндмена» каждый фрейм всех глав комикса знатоки изучили досконально и в обширных комментариях разъяснили каждый шаг и чих героев.

Визуальная часть The Sandman и авторская фантазия Геймана столь богаты, что без труда кладут на лопатки, пожалуй, любой из ныне популярных сериалов по комиксным и киновселенным. В этом богатстве кроется и главная опасность: его, с таким множеством отсылок, пасхалок, интерпретаций базовых сюжетов и хитросплетений историй, так же непросто экранизировать, как, допустим «Тёмную башню» Кинга. Потому что легко всё испортить.

В 90-х Нил Гейман предпринимал попытки экранизировать «Сэндмена». Сценарий на основе двух первых томов комикса написали фанаты – Тед Элиотт и Терри Россио. Тогда всё почти начало получаться, но бывший парикмахер Барбры Стрейзанд Джон Питерс и соратник по киношным делам Квентина Тарантино Роджер Эвери так и не договорились, каким же должен быть образ Морфея на экране (ещё до Морфеуса Вачовски). С тех пор ещё несколько раз предпринимались попытки вернуть на большой экран комикс об очень странных путешествиях и деяниях бога Сна, но это совсем другая история.

В связи с переменным успехом с «Американскими богами» (к счастью, сериал, скорее, жив, чем мёртв, ещё и о третьем сезоне заговорили), Гейман, у кого по-прежнему в кармане права на «Сэндмена», снова заговорил о возможности вывести на экраны своё непростое детище – теперь уже на малые. Ведь как-то же попал на эти экраны сериал «Люцифер», в котором главный герой – один из персонажей вселенной The Sandman.

Гейман понимает, что «Сэндмен» круче «Американских богов». Пришло время тем, кто ещё не испытал на себе гипнотический эффект истории, приобщиться. В качестве приманки забросим первую главу первого тома, а также, в качестве иллюстраций к лонгриду, покажем обложки уже вышедших на русском томов.

К апрелю ожидается девятый том, а к лету – финальная часть истории, которая больше литературы, увлекательнее комикса, зрелищнее кино, и близка к настоящему чуду настолько, что руку протяни – вот оно.

0
34 комментария
Написать комментарий...
TopoR

«The Sandman» был для меня первым серьёзным входом в комиксы. До сих пор под впечатлением 😁

Ответить
Развернуть ветку
Джалал Малачев

вау

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

У вас есть абсолюты. Зачётно. Вживую они смотрятся феерически. Жаль, что пока такие издания на русском из области фантазий, потому что ценник был бы запредельным.

Ответить
Развернуть ветку
Dark[Ol(U23)leneri] .

Ну если боги его лучшая книга, тогда мне с ним не по пути. У меня её неприятие на уровне ДНК сидит.

Ответить
Развернуть ветку
Wayfarer

Именно как книга, возможно. Но таки спорно. Да и важно ли это, если Гейман - максимально нестандартный писатель, потому что многожанровый: то в сборнике рассказов от сразу нескольких авторов попробуется, то серию комиксов выпустит, то вместе с кем-то напишет. В формате книги у него очень хорош роман "История с кладбищем", например. Это из самостоятельного.

Так-то еще в 90-х вышел роман "Благия знамения", которые молодой Гейман замутил с самим Терри Пратчеттом. Там все - ангелы, демоны, всадники апокалипсиса. Прямо сейчас BBC и Amazon целый сериал готовят с топовым кастом.

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

Лично для меня загадка любви к Гейману сродни загадки популярности Поттерианы.

Ответить
Развернуть ветку
Dark[Ol(U23)leneri] .

Не знаю чем поттериана хороша как книга, лично для меня она ничем от других детских книг выразительно не отличается. А вот экранизация у нее смотрится намного гармоничнее многих других подобных экранизаций. Можно даже поспорить на тему что ближе к оригиналу, властелин колец или гп

Ответить
Развернуть ветку
Hasphat Antabolis

Я бы сказал, что худшая. Разве что часть с жизнью в захолустном городке чудо как хороша.
Звёздная пыль, Книга кладбищ и Сыновья Ананси читаются намного приятнее.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мелентьев
«Трансметрополитен» Уоррена Эллиса
будет издавать "Азбука"

3 года жду btw

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

А уж в "Азбуке" как все ждут. Это и в издательстве давно стало мемом. Многовато с ним сложностей. Главное, что Трансмет выйдет, и он будет в абсолютно крутом издании.

Ответить
Развернуть ветку
jeembo sunrise

Есть хотя бы ориентировочные даты какие-нибудь?

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Мы ждём, надеемся и верим, что в этом году распечатаемся. То есть начало положено будет.

Ответить
Развернуть ветку
Wayfarer

Я даже не представляю, кто мог бы грамотно экранировать "Песочного человека". В идеальном мире, наверное, Дэнни Бойл, но это даже звучит уже слишком хорошо.

Познакомился с творчеством Геймана пару лет назад и через "Сборщик душ". Ну а потом все и полетело зачитыванием. Правда "Песочного человека" открыл для себя относительно недавно и только два тома впитал. Но это реально искусство какое-то. Спасибо за компактный и содержательный материал, почитал бы что-то еще про Геймана в таком же изложении.

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

К сожалению, права на книги Геймана у "АСТ". У "Азбуки" комиксы. Вот про них ещё могу написать. Про офигительную "Смерть", про то, что было до Гарри Поттера в "Книги магии" (там мальчик с совой тусит с Джоном Константином), а ещё можно о вкладе Геймана в разнообразие сюжетов о Бэтмене. Об этом можно.

Ответить
Развернуть ветку
Wayfarer

На самом деле, про Бэтмена было бы идеально.

А как вам сборник "Фантастические создания", где еще рассказ про поиски лошади ну такой-то шикарный?

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Хорошо. Напишу о Бэтмене и Геймане. Сборник "Фантастические создания" помню, да. Там составителем был как раз Гейман. Рассказ, о котором вы говорите, это, скорее всего, рассказ Ларри Нивена о единороге. Нивен - это "азбучный" автор. Три его книги вышли не так давно. Писатель сам по себе не менее интересный, чем Гейман. И о нём можно было бы написать.

Ответить
Развернуть ветку
Steerpike

Из цикла про Морфея купил первые две книжки: сюжеты замечательные, качество изданий что у Эксмо, что у Азбуки просто шедевральное- обложки МакКина это из лучшего, что есть в книжном дизайне вообще, а вот с остальными художниками Гейману везло, имхо, далеко не всегда. До Чарльза Весса я не добрался- мне хватило полутора томов- дальше просто не хватило сил продираться через эти кривые рожи.

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Да, не у всех художников, работавших над "Сэндменов" была задача щадить читателя. Художник так видит. Ну, это ведь и не массовый изначально продукт, не супергероика, где рисунки в стиле Джима Ли порой вытягивают не самую сильную историю. С другой стороны, "Сэндмен" из тех комиксов, где визуальный ряд едва ли не вторичен. Конечно, изображение передаёт основную суть происходящего, но бес в этом комиксе в деталях - как в поворотах сюжета и в написанных в бабблах словах, так и в мелких элементах изображений, порой рассказывающих поверх основной истории ещё несколько иных.

Ответить
Развернуть ветку
Steerpike

Согласен, главное в Сэндмене это текст Геймана, а на глянцевой бумаге классно выглядит даже не самая топовая графика. И наоборот дешевая печать может здорово снизить впечатление: до сих пор вспоминаю облом, когда открыл русское издание 1602 Геймана, а там матовая бумажка, и вместо чёрного цвета какая-то портянка в разводах. А рисовал его Энди Куберт в живописной технике с кучей мелких деталей, и всё это изуродовано полиграфией. Амфоровские издания Мура и Син Сити Миллера получше- там хотя бы ровный чёрный, но как же круто они смотрелись бы на глянце. В этом смысле Сэндмену повезло с русским изданием как никому другому)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mikhaylov

кто-нибудь знает, где в рф можно купить издание без перевода?
конкретно Sandman и граф романы вообще

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Что могу посоветовать вам, если непременно оригинальные издания нужны (хотя "Сэндмен" от "Азбуки" на совесть сделан, да и по общему интересу издательство будет судить, готовы ли люди к абсолютному изданию, как на картинке выше), то лучше всего обратиться в комикс-шопы вашего города. Просто набрать в поиске "комикс-шопы <населённый пункт>" и посмотреть, что они предлагают. Обычно оригинальные издания самых ходовых тайтлов имеются - или в самом магазине, или в интернет-магазине, или на заказ. Нет в вашем городе, ищите комикс-шопы в ближайших крупных городах с интернет-магазинами и доставкой.

Ответить
Развернуть ветку
Jucolog

Ох, как же я люблю Песочного человека!.. Периодически перечитываю различные истории и просто отрывки. Некоторые моменты реально вышибают слезу. Спасибо Гейману за такое произведение.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Скажем так, книга не самая очевидная для любви с первого взгляда. Я два захода уже на "Богов" сделал. Вот в малой форме Гейман однозначно бесподобен. А в комиксах однлзначно масштабен.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Так как Sandman умудряется вмещать в себя практически вме истории, что были пртдуманы и написаны когда-либо, не исключено, что и для "Фарго" во вселенной Морфея было предусмотрено место. Там идею для фильма и нашли.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Azbooka
Автор

А "Сэндмен" куда моложе. И я не сразу понял, что вы о других богах. Многовато богов у одного автора.

Ответить
Развернуть ветку
Штебланк

Они же не Великие, а Бесконечные?

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Ваша правда. В "азбучном" издании они Вечные. Это у меня рука дрогнула. И я по старой памяти, по другому переводу.

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

После манги читать комиксы очень больно... Помню как смеялся когда прочел том Метабаронов. При таком визуальном ряде такой маразм в качестве сюжета (Астерикс в космосе)... Остается Ледруа да 2000 AD.

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Мне вот не до смеха было, пока я читал "Метабаронов". То ли входной порог некий к тому моменту уже преодолел, то ли знал больше, чем хотелось бы, о тех вещах, на которых основана история Ходоровски...

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

А что думаете про "Dorohedoro", "Sky High", "Uzumaki", "Ганз", "ФранкенФран", "Путевые заметки о поездке в Йокогаму за покупками"? Мне просто интересно почему народ выбирает комиксы, а не мангу. Из-за визуала?

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

Yokohama Kaidashi Kikou - это шедевр. В моём профайле на MyAnimeList она стоит много лет в списке любимых манг. И твёрдая десятка форева в оценках. Насчёт остального с таким же восторгом высказаться, увы, не могу, но знаю эти тайтлы (ну кто ж из анимешников не знает о Gantz). Дзюндзи Ито - мастер и создаёт прекрасные хорроры. Его ценю отдельно. Манга об Альфе потому и шедевр среди множества других прочитанных мною манг, что она ближе всех к формату как раз графического романа. Не европейского или американского, а чисто азиатского, где самое главное не в том, что происходит, а как происходит и какими средствами описывается. В "Йокогаме" ничего ж по сути не происходит, но она покоряет и не отпускает, потому что с помощью привычных изобразительных средств мангака создал глубокое и мощное философское произведение. У Хитоси Асинано, кстати, есть ещё манга "Кэб Исаки". Тоже весьма неплохая. Если всё это резюмировать, то статистика как раз говорит об обратном: люди раскусили прелесть манги, и её продажи сейчас показывают большую динамику, чем продажи комиксов. Просто комиксов издаётся больше, потому разрыва этого не видно. Конечно, манга, это иной уровень восприятия, потому что она чёрно-белая в основном. Конечно, больше всего издаётся попсовых тайтлов, но есть, например Blame!, Akira скоро будет. Это уже совсем иной уровень. Эта та самая манга, что ничем не хуже графроманов. Она такая же, просто чуть иная визуальная подача.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Мухаметдинов

Ну зачем? Зачем я открыл первую страницу комикса в конце этой статьи?! Теперь я не успокоюсь, пока полностью не перечитаю весь этот шедевральный комикс!

Ответить
Развернуть ветку
Azbooka
Автор

В оригинале читали? Ведь два последних тома пока ещё не выходили на русском. Читали ли то, что было дальше - все спиноффы и отдельные истории из вселенной?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Мухаметдинов

Ещё в 2010-м году на торрентах лежал фанатский перевод всей серии и спин-оффов – жадно прочитал всё. Там, где он был корявым (особенно это было заметно в одном из первых выпусков, где Джон Константин перед встречей с Морфеем повсюду слышал песни о снах), переходил на английскую версию да и вообще частенько читал параллельно оригинальную версию и перевод, чтобы не упускать смысл некоторых фраз, шуток и отсылок. Местами автор перевода позволял себе вольности, но в целом перевод был качественным.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда
null