Умер Том Стоппард
Автору пьесы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" было 88 лет.
Во второй половине прошлого века в Англии было два великих драматурга - Пинтер и Стоппард. Побеги французского театра абсурда они привили к дереву английской комедии, оба были стихийными постмодернистами, в своих пьесах размывавших границы между реальностью и текстом, оба прославились и как сценаристы кинофильмов, и как драматурги.
Пинтер получил Нобелевскую премию, но у нас в России Стоппарда знают лучше - самую знаменитую его пьесу на русский язык перевел Бродский (с предельной точностью и удачными переделками непереводимого - "скоро-скоро будем дома, будем дома ждать погрома"). В одном из трагифарсов Стоппарда среди героев появляется Ленин в Цюрихе, другой полностью посвящена истории освободительного движения в России в 19 веке:
Рыжий Кот, курящий сигару, отстает от группы гостей, проходящих через сцену. Гости уходят, Рыжий Кот остается. Белинский и Рыжий Кот долго смотрят друг на друга.
Белинский: Белинский.
Рыжий Кот: Знаю.
Они продолжают смотреть друг на друга.
Стоппард получил "Оскара" за остроумный сценарий "Влюбленного Шекспира". Но все же лучше всего ему удавалось переделывать чужие книги для кинофильмов: среди них "Трое в лодке, не считая собаки", "Отчаяние" Набокова и "Анна Каренина" (фильм с Кирой Найтли, который одновременно и повествование, и наблюдение за повествованием).
Теперь все заканчивается. Септимус и Томасина из "Аркадии" продолжат танцевать, Розенкранц и Гильденстерн наконец-то перенесутся в мир, где им не надо будет проживать роли из чужой пьесы.