Почитать Илья Цуканов
42 148

Охотники за ересью: какой была Святая инквизиция в реальности

Эта церковная организация не занималась казнями и порой действовала даже гуманней светских властей — но была от того не менее ужасающей.

В закладки

Образ инквизиции уже давно укоренился в поп-культуре. В фэнтези и произведениях про Средневековье их постоянно изображают как кровожадных злобных религиозных фанатиков, ненавидевших прогресс и массово сжигающих ведьм.

На самом деле, всё было чуть иначе. К выходу игры A Plague Tale: Innocence, в которой герои спасаются от инквизиции, рассказываем, какой же на самом деле была эта организация.

Основание Святой инквизиции

Уже с самого своего основания христианская религия была довольно нетерпима к еретикам, что было отражено даже в Священном Писании. Иронично, что в христианстве постоянно появлялись ереси, порождённые многочисленными трактовками этого самого писания.

Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

Христос, Евангелие от Иоанна, 15:6

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

Второе послание Петра, 2:1

Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

Второе послание Петра, 2:17

Уже через три столетия после своего основания христианская церковь с большим рвением начала свою борьбу с расплодившимися тогда ересями манихейства, донатизма, арианства.

Особенно это заметно по развитию учения христианского богослова Августина Блаженного, бывшего в юности манихеем. Он долгое время призывал к борьбе с еретиками через богословскую полемику и имущественные наказания. Но позднее уже агитировал не только за применение пыток для запугивания еретиков и возвращения тем самым их в лоно церкви, но и за смертные казни ярых проповедников ересей.

[Еретики] убивают души людей, в то время как власти только подвергают пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются, когда власти осуждают их на временную смерть.

Августин Блаженный
«Святой Августин Блаженный», Сандро Боттичелли

Когда император Феодосий I Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи, то преследования язычников и еретиков вышли на государственный уровень. Тех же манихеев по закону казнили, а их имущество конфисковали в пользу государства.

После развала Западной Римской империи христианскую религию переняли новообразованные варварские королевства. Церковь превратилась в одну из главных опор феодального строя, наделяя его сакральным значением. Поэтому феодалы были кровно заинтересованы в истреблении многих ересей, что были способны подставить под удар легитимность их власти.

Кроме того, благодаря организации монашеских орденов значительная часть духовенства теперь была отдалена от светской жизни, что облегчало пресечение ересей в зародыше. Эпоха массовых гонений еретиков прошла, особо рьяных еретиков теперь просто отлучали от церкви.

Отлучение от церкви имело ужасные последствия в Средневековье: отлучённый полностью выпадал из общественной жизни, он не имел никаких прав, к нему относились как к прокажённому  «Отлучение Роберта Благочестивого», Жан-Поль Лоран

Но такое положение дел не могло продолжаться вечно. После Великой схизмы 1054 года христианская церковь окончательно разделилась на Римско-католическую и православную. Тогда же Святой Престол, боясь последующих расколов церкви, начал жёстче подавлять ереси — к тому же, в то время уже накопилось изрядное число недовольных католической церковью и мелких культов. Через пару десятилетий ересь североитальянских патаренов, критиковавших зажиточных священников, буквально утопили в крови местные феодалы с подачи Папы Римского, а главных зачинщиков движения сожгли на кострах.

Со временем ситуация только обострялась. В 1184 году Папа Римский Луций III отдал приказ епископам следить за еретиками и помогать местным властям отдавать их под стражу.

Но к началу XIII века ситуация с ересями совсем вышла из-под контроля церкви. Лангедок, расположенный в Южной Франции, в то время был богатейшим регионом всего католического мира — и там укоренилась ересь катаров. По их убеждениям, Иисус Христос был всего лишь одним из многих пророков христианства, они отвергали культ креста и вообще отрицали весь церковный строй как нечто не просто бесполезное, но даже сатанинское.

Так как Лангедок был независим, то убеждения катаров быстро распространилось как среди крестьян, так и среди феодалов. Католики превратились в Лангедоке в меньшинство. Богословская полемика закончилась в пользу катаров, католические миссионерские миссии провалились.

Святой Престол опасался дальнейшего распространения ереси — да и вообще не желал так просто отдавать такой богатый регион. Поэтому в 1209 году Папа Иннокентий III объявил о начале крестового похода против катаров. Эта война длилась свыше двадцати лет, за время которой Лангедок разграбили, а население многих городов вырезали почти целиком. От такого погрома Лангедок не мог оправиться чуть ли не полтысячелетия.

Истребляйте нечестие всеми средствами, которые откроет вам Бог! Бейтесь бодро с распространителями ереси; поступайте с ними хуже, чем с сарацинами.

Папа Иннокентий III

Убивайте всех, Господь распознает своих!

Аббат Арнольд Амальрик
(цитата приписывается ему)
Карта альбигойского крестового похода — по названию города Альби, где зародилось учение катаров

В такой критической ситуации для церкви в 1215 году на IV Латеранском соборе, помимо запрета чтения Библии мирянами и обязательной исповеди раз в год, Папа Римский учредил особый постоянный церковный суд — Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, Святой отдел расследований еретической греховности, широко известный просто как инквизиция.

В последующие десятилетия этому суду даровались всё новые и новые полномочия. Под нажимом церкви в законодательствах Западной Европы и Южной Европы прочно укоренились законы против еретиков, где их приравнивали к с самым злостным разбойникам. Частные лица и государства под угрозой обвинения в ереси обязывались помогать инквизиторам в их деле. Всё это было сделано во имя сохранения единства церкви, чтобы католики под впечатлением от церковного террора попросту побоялись допускать и малейшие еретические мысли.

Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти.

Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги

С самого начала главным образом инквизиторов набирали из доминиканского и, в меньшей степени, францисканского нищенствующего монашеского ордена. Так хорошо для этой задачи они подходили благодаря тому, что их основали незадолго до создания инквизиции, а их главными задачами всегда были миссионерство и искоренение ересей. И, в отличие от епископов, монахи не были связаны ни личными, ни общественными узами с местным населением.

Правда, доминиканцы и францисканцы почти никогда не сотрудничали: ордена с самого начала невзлюбили друг друга и оттого серьёзно соперничали. Из-за этого, к примеру, в Провансе оба ордена беспрестанно проповедовали против друга после ссоры доминиканцев Марселя и францисканца, инквизитора этого города. Во избежание таких конфликтов доминиканцы и францисканцы часто разграничивали территории, где может вести суды инквизиции один орден, но не может другой. Так, в Германии и Австрии инквизиция находилась в руках доминиканцев, а в Далмации и Богемии действовали только францисканские инквизиторы.

Святой Доминик — основатель ордена доминиканцев и один из первых официальных инквизиторов в истории Клаудио Коэльо

Суд инквизиции

Как же инквизиция судила еретиков? Начнём с того, что инквизиция не отличалась внезапностью. В определённую область, где, по многочисленным слухам, были сильны еретические настроения, церковь посылала инквизитора — и заранее извещала местного епископа о дне своего приезда. Епископ должен был объявить всем о скором приходе инквизитора и подготовить всё необходимое.

Когда инквизитор приезжал, то ему устраивали торжественный приём. На нём тот проводил пышное богослужение с речью о чистоте веры, где говорилось о вреде ересей и о том, как их распознать. Всем, кто явился, обещалось отпущение грехов на тридцать-сорок дней. Уклонистам грозило отлучение от церкви, которое мог снять только сам инквизитор. Даже смерть не могла спасти от такого отречения: труп еретика выкапывали и выбрасывали подальше — а то и сжигали.

Внезапность не была главным оружием испанской инквизиции

Тогда же объявлялось, чтобы все местные в течение шести-десяти дней явились лично к инквизитору и доложили обо всех известных им случаях ереси и о каких-то своих подозрениях. За эти сведения даровалась индульгенция на три года. Правда, если человек говорил не просто о своих домыслах, а прямо обвинял кого-то в ереси, то он мог в итоге получить наказание за лжесвидетельство. Все эти доносы проходили тайно, без раскрытия личности доносчика кому-либо, кроме инквизитора. За доносы вполне могли и убить.

Чаще всего инквизитором не рассматривались показания отлучённых от церкви, бесправных людей, преступников, опороченных, ростовщиков, публичных женщин и малолетних детей — причём за детей считали в разных областях Европы порой и двадцатилетних.

Многие доносили из корыстных целей, надеясь заполучить причитающуюся четверть имущества еретика. Но ещё больше людей доносило из страха. Инквизиция держала в тайне большую часть своей деятельности, широко известны были только последствия в виде массовых репрессий. Люди боялись даже шпионов, стражников и рассыльных, которых местные власти отдавали в распоряжение инквизиторам.

В то же самое время начинался «срок милосердия» длиной от шести дней до полутора месяцев. За это время еретик должен был самостоятельно явиться к инквизитору и покаяться в своих еретических свершениях и выдать своих сообщников. Это помогало еретику спастись от суровых наказаний вроде казни, тюрьмы, изгнания и порой даже обычных штрафов.

Собор в Альби в 1254 году составил длинный список того, что можно считать ересью. И на основании него обвиняли в ереси не только людей, критиковавших церковь или проповедовавших свои культы, но даже тех, кто просто выказывал доверие еретикам или считал их добрыми людьми. Вообще за ересью считалось любое несогласие с церковными догматами, принятыми в тот момент в католическом мире.

Edouard Moyse

Когда заканчивался «срок милосердия», начинались судебные процессы против еретиков. Если добропорядочного человека обвиняли двое человек, то его тут же подозревали в ереси. Подозреваемому передавали распоряжение явиться в течение нескольких дней в суд. Тех, кто не исполнял этого, отлучали от церкви — отчего за ними тут же начинали охоту светские власти.

Мы назначаем тебе предстать перед судом и всё это совершить за три дня от сегодняшнего, обозначив тебе первый срок — первый день, второй — второй день и третий — третий день и последний. После этого ты будешь отвечать на вопросы о вере и тех вещах, в которых подозревался, осуждался, обвинялся, рассказав всю правду на судебном процессе о том, что сделал или знаешь других, совершивших что-либо против веры.

В противном случае, если ты не совершишь все эти вышеупомянутые вещи до комплетория последнего дня, что ты обязан совершить по закону, апостольской властью, данной нам совершать расследование, мы налагаем на тебя оковы отлучения как на упорствующего в делах веры, потому что ты хитро и презрительно отказался покориться в этих вещах, и мы провозглашаем тебе, что, если ты упорно выдержишь это отлучение в течение года, то мы возбудим процесс против тебя как еретика.

Часть «формы приговора отлучения против того, кто несговорчив», «Наставление инквизиторам», Бернард Ги, 1331 год

И тогда начиналось следствие. Чаще всего оно проходило довольно быстро — но могло затянуться и на десятилетия.

Инквизитор тщательно готовился к началу следствия. Он изучал всевозможные слухи, сплетни, показания и доказательства против обвиняемого. Рассматривались только обвинительные доказательства — презумпции невиновности в суде инквизиции не было, обвиняемый изначально считался виновным. Проводились повторные допросы свидетелей в присутствии двух «беспристрастных лиц», не относящихся ни к обвинению, ни к защите. В расчёт не принимались показания тех, кого обвиняемый заранее упомянул в списке своих смертельных врагов.

Состав стороны обвинения был довольно малочисленным. Прежде всего, это был сам инквизитор, совмещавший в себе черты судьи и прокурора. Также он мог назначить себе нескольких заместителей. Присутствие всех остальных было уже не столь обязательно.

Инквизитор-советник помогал соблюдать букву закона — пускай и формально. Нотариус вместе с писарями документировал все материалы дела — при этом многое переиначивалось и писалось будто бы со слов обвиняемого. Мирские власти отряжали в помощь инквизиторскому трибуналу стражу, пыточных дел мастера, врача и прочих людей.

Суд инквизиции над аристократом в эпоху Возрождения

У обвиняемого был целый ряд прав.

Доказательства сумасшествия или опьянения в момент свершения еретических действий были смягчающими обстоятельствами, умаляющими тяжесть вины. Обвиняемый мог нанять себе профессионального адвоката, а изредка воспользоваться и бесплатным — правда, тот не мог излишне рьяно защищать обвиняемого, иначе его самого могли бы начать подозревать в ереси.

Целью адвоката было исключить свидетелей обвинения. Чаще всего не дозволялось приводить своих свидетелей, а очной ставки в том суде попросту не было. Порой обвиняемого от суровых приговоров могли спасти поручительства видных местных деятелей. Можно было подать апелляцию к самому Папе Римскому — хотя обычно она не имела никакого действия, если обвиняемый никого не знал в Ватикане.

Но все эти немногочисленные права постоянно нарушались, в зависимости от решений инквизитора. Вообще, очень многое зависело от тяжести обвинений, законов региона, где всё это происходило, и личности инквизитора. Причём последнее было важнее всего.

Однозначных инструкций у инквизиторов было довольно мало, полномочия им предоставлялись самые широкие, а за злоупотребления судили очень редко. Поэтому инквизиторы могли быть и сравнительно милосердными, и злостными фанатиками, и закоренелыми коррупционерами.

Францисканский монах Бернар Делисьё в трибунале инквизиции Жан-Поль Лоран

После подготовки к суду начинался опрос арестованного, во время которого почти никогда прямо не говорилось, за что конкретно его обвиняют. Задавались многие десятки вопросов, часто не имевшие никакого отношения к сути суда. Инквизитор был обязан не только узнать все факты, но и выведать все самые сокровенные помыслы обвиняемого, ведь преступление было духовным. Инквизитор на суде выступал в роли человека, который должен был любыми способами вырвать душу еретика из лап Сатаны и привести обратно к истинной вере.

Часто уже на этом этапе предварительного опроса инквизитор запугивал жертву и угрожал ей расправой — особенно если обвиняемый был беден и невежественен. Многие тогда же ломались и признавались во всех своих еретических проступках, настоящих и вымышленных.

Вообще выбивание признания было главной целью суда, даже если о вине человека красноречиво говорили многочисленные свидетели и улики. Ведь признание должно было привести к раскаиванию и отказу еретика от его «заблуждений». В некоторых странах даже приговор нельзя было оглашать без признания. Кроме того, инквизиторы надеялись узнать имена сообщников — даже если они были выдуманы еретиком от безысходности.

Трибунал инквизиции

Если во время первых допросов обвиняемый не признавался, его бросали в тюрьму, где при помощи пыток из него должны были выбить признание в ереси. Хотя зачастую пытали даже уже признавшихся во всех грехах — просто чтобы убедиться, что ничего не было утаено, а все эти слова были произнесены от чистого сердца. Для целого ряда инквизиторов было обычной практикой пытать и свидетелей.

Когда судья решается прибегнуть к пытке обвиняемой, он составляет следующий приговор:

«Мы, судья и заседатели, принимая во внимание результаты процесса, ведомого против тебя, такого-то, из такого-то города, такой-то епархии, пришли к заключению, после тщательного исследования всех пунктов, что ты в своих показаниях сбивчив, ибо ты говоришь, что произнёс такую-то угрозу, но не имел намерения поступать согласно ей. Имеются к тому же различные улики. Их достаточно для того, чтобы подвергнуть тебя допросу под пытками. Поэтому мы объявляем и постановляем, что ты должен быть пытаем сегодня же, в такие-то часы. Приговор произнесён» и т. д.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»

Хотя тюремное заключение не считалось за пытку, оно было по своей сути таковым. Узника морили голодом и жаждой, держали в тёмных стеснённых камерах в подземельях, кишевших насекомыми и крысами. Порой пленника держали в цепях, в которых почти невозможно было двигаться.

Заключённых кормят только пересоленной едой, и всё их питье смешивается с селедочным рассолом, и им не дают ни глотка чистого, неразбавленного вина, пива или воды, что поддерживает их в состоянии постоянной жажды... Но подобная жестокая, неистовая, испепеляющая жажда не считается инквизиторами пыткой.

Мейфарт
протестантский профессор

Нередко к узнику подсаживали провокатора, который прикидывался его единомышленником и стремился вынудить его сознаться. С такой же целью в тюрьму посылали родственников обвиняемого.

Заключённого регулярно раздевали донага и проверяли на наличие колдовских амулетов, которые, по мнению инквизитора, могли быть запрятаны в волосах и любых отверстиях. Кроме того, заключённого проверяли на наличие дьявольских отметок — и ими могли считаться всевозможные бородавки, родинки, мозоли, рубцы. Чтобы удостовериться в дьявольской природе отметины, её прокалывали длинной иглой: если укол не приносит боли — это точно она.

Пражский музей пыток

Изначально инквизиторам запрещалось применять пытки — поэтому для этого они приглашали пыточных дел мастеров от мирских властей. Правда, и после буллы 1257 «Ad extirpanda», разрешавшей пытать еретиков, инквизиторы всё же предпочитали приглашать специалистов со стороны. Просто менее опытные в таких делах люди могли допытать еретика до смерти, что не допускалось.

Кроме того, во время пыток за обвиняемым постоянно следил врач, чтобы не допустить серьёзных травм и пролития крови, что также было неприемлемо. Только вот за смерти обвиняемых и оторванные во время пыток руки еретиков инквизиторов редко наказывали.

Сперва обвиняемому показывали все орудия пыток и тщательно объясняли, как действует то или иное устройство. Многие не выдерживали и признавались во всём при одном их виде. Часто сперва проводили «предварительную» слабую пытку, которую вообще за пытку не считали.

Инквизиция допускала три вида пыток. Первой была пытка верёвкой, для которой использовали дыбу. Второй была пытка водой, когда через тряпочный кляп в пленника медленно вливали воду. Третьей была пытка огнём, когда заключённого мазали жиром, а на расстоянии полуметра располагали раскалённую жаровню. Но инквизитор также мог формально перевести обвиняемого в руки мирских властей, где уже могли использоваться абсолютно любые инструменты и методы.

Если ведьмы, несмотря на угрозы и на обещания дарования жизни, продолжают упорствовать, то пусть палачи исполнят приговор о пытках по обычному способу, не прибегая ни к новым, ни к утончённым приёмам.

Ведьмы подвергаются более лёгким или более мучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток им задаются вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначале задаются вопросы, затрагивающие более мелкие проступки. Ведь ведьмы скорее сознаются в них, чем в тяжких преступлениях.

Допрос во время пыток записывается нотариусом. Прими к сведению, что коль скоро ведьма созналась, она переводится в другое помещение с тем, чтобы судья мог снять с неё показания, заключающие её признание.

Если умеренно пытаемый продолжает запираться, то перед ним раскладываются иные орудия пытки, и он предупреждается, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствует, то в его присутствии читается приговор о продолжении допроса под пыткой на второй или на третий день. Здесь может идти речь только о продолжении пытки, а не о повторении её, так как пытка не может быть повторяема, если не имеется налицо новых улик.

Приговор о продолжении допроса под пыткой гласит: «Мы, вышеуказанные судья» и т. д. «назначаем для тебя, такого-то, на такой-то день, продолжение допроса под пыткой, чтобы правда была произнесена из твоих собственных уст». Весь ход такого допроса записывается нотариусом в протокол.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»

Инквизитору разрешалось использовать каждую из этих пыток только по одному разу. Но и тут многие инквизиторы обходили правила разными способами: то считали, что три пытки следует применять к каждому доказательству ереси, то просто не записывали их. Так число пыток вполне могло доходить до пятидесяти трёх.

Нам не стоит удивляться тому, что в документах инквизиции так редко упоминались пытки. Полученное силой признание не было законным; мы уже обратили внимание на то, что официальное признание делалось не в камере пыток, а после их завершения. Таким образом, в документах делалась запись, что признание получено свободно и без принуждения. Иными словами, целью пытки было не получить признание, а довести обвиняемого до такого состояния, чтобы он мог сделать признание позднее!

«История инквизиции», Алан Лоусон Мейкок

Когда обвиняемый терял сознание во время пыток или жаловался на то, что он болен, врачи его «лечили» вливанием кипятка в подмышечные впадины или уксуса — в ноздри.

Дыба

Оправдательных приговоров было мало, особенно если обвинения были тяжкие. Хотя бывало и такое, что инквизиторы оправдывали даже тех, кому грозила неминуемая казнь. Так Мария де Касалья за десять лет трибунала не призналась под пытками в ереси, не выдала никаких имён, победила в дискуссии по поводу церковных доктрин и добилась того, чтобы в итоге ей выписали лишь мизерный штраф.

Если еретик покаялся во время «срока милосердия», а порой и во время первого допроса, то он вполне мог надеяться на самое лёгкое наказание — а то и вообще избежать его. Так некоторые катары после чистосердечных признаний со временем даже сами становились инквизиторами.

Самыми распространёнными наказаниями были штрафы и полная конфискация имущества. Этим часто пользовались корыстные инквизиторы: они могли рассчитывать на четверть всего конфискованного. Кроме того, вообще вся деятельность инквизитора оплачивалась с конфискованного имущества и из местной казны. Обвиняемые частенько должны были платить даже за банкеты, которыми заканчивалось каждое заседание трибунала.

Другим распространённым видом наказания были различные епитимьи — церковные наказания для мирян, которыми каралось большинство кающихся еретиков. К ним относились частое чтение молитв, регулярное посещение храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по «святым» местам. Эти наказания могли длится годами, а за их исполнением внимательно следили, так что почти любое несоблюдение епитимий приводило к новому суду.

В дополнение к епитимьям часто накладывались «унизительные» наказания: публичные бичевания, прилюдное ношение нашивки на одежде в виде особого креста. Это сильно позорило раскаявшегося еретика в глазах окружающих и могло продолжаться всю его жизнь.

Многие пилигримы были теми, на кого наложили епитимью 

Если же обвиняемый в ереси не признавался во всём, не раскаивался, никак не сотрудничал со следствием или же ранее проявил себя чересчур рьяным еретиком, то его ждали более суровые наказания.

Инквизиторы не могли приговаривать еретиков к тюрьме или казни — поэтому они просто отлучали их от церкви и передавали в руки светских властей. Дело переходило от церковной юрисдикции с чисто формальным воззванием к жалости — на которую, конечно, рассчитывать никто уже не мог.

Тюрьма считалась высшим проявлением милосердия к закоренелым еретикам, хотя зачастую их сажали на всю жизнь. Высшей мерой наказания еретиков во всех католических странах было сожжение заживо. Местные власти не могли от неё уклониться.

Казнь на костре проходила в праздничный день и считалась публичным зрелищем, явка на которое была фактически обязательной — тех, кто не явился, подозревали в ереси. Присутствие женщин и детей приветствовалось. Учащиеся на этот день даже получали выходной.

В Испании и Португалии всё это было в рамках аутодафе — «акта веры» с латинского. Она начиналась с проповеди против всевозможных ересей и зачитывания длинного и запутанного приговора на латыни.

Еретика привязывали к столбу в центре эшафота и обкладывали заранее завезёнными дровами и хворостом. Если еретики молчали и соглашались со своим приговором, то их придушивали петлёй, чтобы они потеряли сознание. А особо ретивых еретиков перед казнью ещё подвергали дополнительным экзекуциям — от них отрывали куски плоти раскалёнными щипцами, дробили им кости, отсекали конечности.

Сожжение еретика

Весь этот инквизиторский суд выглядел ужасающим, диким и абсолютно абсурдным даже для многих просвещённых людей того времени. Хотя нужно помнить, что мирские суды в Средневековье были ничем не лучше — а то и хуже. По указке нескольких случайных людей частенько без суда и следствия светские власти сжигали многие десятки человек.

Испанская инквизиция

Инквизиция действовала по всему католическому миру — но далеко не везде она могла действовать в свою полную силу.

В Восточной Европе инквизиция по сути присутствовала лишь на самых показательных делах — и то скорее для организации судов над священниками и монахами, как в случае с чешским проповедником Яном Гусом и доминиканским монахом Джордано Бруно. Последнего судили за то, что он впал в спиритуализм, а его идеи гелиоцентризма подвергли критике только за счёт того, что они противоречили христианским догмам. Вообще инквизиция не имела ничего против наук — только если они не противоречили догмам.

Сожжение Яна Гуса

На Севере Европы инквизиция была представлена чуть шире — но всё равно довольно слабо. Святой Престол всячески стремился расширить влияние инквизиции в Германии, но этому всячески сопротивлялись местные власти. Да и население там довольно часто противилось инквизиции и устраивало из-за инквизиторов масштабные бунты.

В Новом Свете инквизиция скорее занималась проповедованием христианства среди индейцев — что помогло тем избежать геноцида: крещённых индейцев теперь уже нельзя было так просто убивать.

В Лангедоке инквизиция занималась массовыми судами почти сто лет. Но как только большинство оплотов катаров уничтожили, а по наущению Филиппа Красивого сожги верхушку ордена тамплиеров, во Франции инквизиция перешла к преследованию отдельных сильно провинившихся еретиков. Или тех, на кого указывали местные феодалы, как в случае с Жанной Д'Арк — причём церковь реабилитировала её уже через пару десятков лет после суда и сожжения.

Делами в этих местах (Лангедоке — DTF) занялся великий Бернар Гуи. Почти 16 лет этот инквизитор возглавлял трибунал Святой палаты в Тулузе, вынес около тысячи приговоров и осудил более 600 еретиков.

Его деятельность была столь эффективной, что когда в 1323 году он ушёл на покой, работа инквизиции во Франции была, по сути, завершена. Альбигойская ересь — этот всепроникающий яд — была подавлена. В Лангедоке деятельность инквизиции продолжалась до 1330 года. После этого постоянного трибунала там уже не было. Лишь временами проводились суды над отдельными еретиками.

«История инквизиции», Алан Лоусон Мейкок
Сожжение тамплиеров 

Помимо Лангедока времён катарской ереси и Далмации XIV века, инквизиция во всю свою силу проявила себя только в Италии, из-за близости к Святому Престолу, и в Испании — во многом благодаря Томасу де Торквемаде, самому знаменитому инквизитору в истории.

Торквемада был настоятелем доминиканского монастыря. На этом посту он отличался недюжинной начитанностью, поразительной духовностью и скромностью — Томас даже обуви никогда не носил, хотя путешествовал по стране исключительно пешком. Благодаря всему этому набожная королева назначила его духовным наставником своей дочки, Изабеллы Кастильской.

Томас де Торквемада

С согласия своей ученицы Томас де Торквемада взял под контроль всю испанскую инквизицию и реформировал её. Теперь она была абсолютно независимой от Святого Престола. По всей стране устанавливались инквизиторские суды, во многих местностях — постоянные. Все гражданские суды вынуждены были всячески содействовать инквизиторам. Поиски еретиков проходили с особым рвением. Сожжение еретиков проходило с небывалым до этого торжеством.

Главной целью террора испанской инквизиции были марраны, крещённые евреи, и мориски, крещённые мусульмане — некрещённых евреев и мусульман инквизиция не имела права трогать, ими занимались светские власти. Всё дело в том, что в то время заканчивалась Реконкиста, отвоёвывание пиренейских земель христианами у мусульман, и католических правителей беспокоило то, сколько много денег и власти скопилось в то время в стране у марранов и морисков.

Все дела испанской инквизиции были хорошо задокументированы — но записей было столь много, что историки до сих пор не установили хоть сколько-то точное число жертв инквизиторов Торквемады. Одних только сожжённых заживо сейчас насчитывают минимум девять тысяч человек. Пыткам подвергли многие и многие десятки тысяч. Из-за страха преследования и по результатам судов многие были вынуждены бежать из страны, оставляя всё имущество.

Даже после отставки и смерти Томаса де Торквемады испанская инквизиция по сути оставалась репрессивным аппаратом испанской короны. Когда в Нидерландах начались волнения, инквизиторы начали преследование всех недовольных испанской властью. А после того, как голландцы объявили о своей независимости, то испанская инквизиция приговорила к смертной казни всё население Нидерландов.

Обвиняемые наряжены в санбенито и шутовские колпаки «Трибунал инквизиции», Франсиско Гойя

Инквизиция и охота на ведьм

Колдовство не одобрялось церковью и считалось ересью — но очень долгое время инквизиция преследовала лишь высокопоставленных колдунов, пропагандирующих свои оккультистские учения. Различных деревенских ведьм почти что не трогали. Попасть под суд инквизиции имели гораздо больше шансов те, кто утверждал, что видел ведьм, летевших на шабаш.

Но в середине XV века ситуация переменилась. Церковь начала массово принимать законы против ведьм. На волне таких настроений в 1486 году инквизиторы Генрих Крамер и Якоб Шпренгер издали своё руководство для инквизиторов под названием «Молот ведьм», которое по своей сути представляло из себя огромный сборник суеверий и того, как вести следствие против ведьм.

Что касается вопроса, бывает ли так, что демон без помощи ведьмы удаляет мужской член и имеется ли различие между тем и другим удалением, то можно сказать, кроме того, что сказано в первой части трактата в вопросе, могут ли ведьмы удалять мужской член: во-первых, когда демон сам по себе удаляет член, тогда он действительно и реально удаляет, и действительно и реально восстановляет его, если он должен восстановить: во-вторых, он может удалить не без вреда и не без боли; в третьих, он никогда этого не делает, разве только при содействии доброго ангела, потому что он удалял бы орудие своего успеха: он может при посредстве акта совокупления наделать гораздо больше злодеяний, чем через посредство других человеческих поступков, так как бог более попускает околдовывать этот акт, чем другие человеческие поступки, как это было установлено выше; и всё это не имело бы места, если бы он не действовал при попущении Божием, при посредстве ведьм.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»
Обложка Mallēus Maleficārum, «Молота ведьм»

«Молот ведьм» был лишь неофициальным сборником советов для инквизиторов. Правда, не без его помощи Генрих Крамер сумел продвинуть принятие Папой Римским принятие буллы Summis desiderantes affectibus, «Всеми силами души», направленной против ведьм Рейнской области. Но многие инквизиторы всё равно считали значительную часть «Молота ведьм» полным бредом.

Куда большей популярностью это руководство пользовалось в светской среде. Так, к примеру, Кёльнский университет всецело поддерживал авторов этой книги в их воззрениях.

Поэтому подавляющее большинство процессов против ведьм велось вообще без участия инквизиторов. Пример тому — знаменитый Салемский процесс, проходивший в Новой Англии, где инквизиции никогда не было.

Сжигание ведьм у замка Рейнштейн R. Decker

Дальнейшая история инквизиции

Инквизиция со временем превратилась в один из символов прогнившей системы католической церкви, главной целью которой было уничтожение всех тех, кто верил в бога хоть чуточку иначе. Поэтому в XVI веке она была одной из причин того, почему многие немецкие земли участвовали в движении Реформации и принимали протестантизм.

Для борьбы с Реформацией Святой Престол учредил Священную канцелярию, централизовавшую деятельность инквизиции, и ужесточил суды инквизиции. Жертвы обвинений почти целиком лишались своих прав: они теперь не могли приглашать адвокатов, подавать апелляции уже было нельзя. Также инквизиция теперь ввела жёсткую цензуру книг и издавала Индекс запрещённых произведений.

Но по результатам Тридцатилетней войны, пошатнувший могущество католической церкви, было видно, что инквизиция бессильна в борьбе за целостность христианского мира. Под конец XVIII века инквизиция была отменена во Франции, в других странах она уже не могла заниматься аутодафе и пытками. В начале XIX века от неё отказались везде, кроме Италии.

В 1835 году Папа Григорий XVI отменил все местные суды инквизиции и сохранил только Священную канцелярию, которая в основном занималась внутренними делами церкви и могла прибегать только к отлучениям. В 1908 году её переименовали в «Священную Конгрегацию Священной Канцелярии». В 1966-м Папа Павел VI переименовал её уже в «Священную конгрегацию доктрины веры» и по сути упразднил, так как она теперь занималась исключительно церемониальными и формальными делами.

Папа Римский Павел VI

Несмотря на то, что инквизиция была не настолько жестокой и фанатичной, как её рисуют в массовой культуре, она всё равно была ужасающим инструментом репрессий всех тех, кто хоть немного сомневался в католических ценностях. Многое из того, что творила инквизиция, свершилось только из-за карьеризма и желания заработать. Важно было лишь верить в догматы церкви — а уж то, насколько ты хорошо их соблюдаешь, было не так важно.

Несколько слов будет достаточно, чтобы подвести итог деятельности средневековой инквизиции. Инквизиция ввела в суды систему, извратившую уголовное право во всех странах, попавших под её влияние. Она доставила Св. Престолу могущественное оружие для его политики; она внушила светским монархам желание подражать ей; она опозорила религию, предоставив в услужение ей самые гнусные вожделения; она породила болезненное возбуждение против отступлений от учений Церкви настолько, что самое незначительное разногласие считалось способным вызвать безумие и возмутить всю Европу.

Энергичная только в деле зла, инквизиция, когда ей представилась возможность воспользоваться своим могуществом на защиту добра, дала понять народу, что единственными грехами, заслуживающими наказания, были посещение шабаша и неверие в непогрешимость Церкви.

Таким образом, суд беспристрастной истории должен гласить так: инквизиция, это чудовищное порождение ложного рвения, служа эгоистичной алчности и жажде власти, была направлена на подавление самых высоких стремлений человечества и на возбуждение самых низких его инстинктов.

«История инквизиции», Генри Чарльз Ли

#истории #лонг #plaguetale

{ "author_name": "Илья Цуканов", "author_type": "editor", "tags": ["plaguetale","long","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 248, "likes": 358, "favorites": 651, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 49414, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 14 May 2019 15:21:26 +0300" }
{ "id": 49414, "author_id": 23757, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49414\/get","add":"\/comments\/49414\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49414"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958, "last_count_and_date": null }

248 комментариев 248 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
125

"Убивайте всех, Господь распознает своих!"
Великолепный план, Уолтер. Просто охуенный, если я правильно понял. Надёжный, блять, как швейцарские часы

Ответить
–78

Вроде-бы пост про инквизицию, но даже сюда умудрились приплести советскую власть...

Ответить
131

человек не различает понятий светский и советский...

Ответить
29

Дитя светского образования, лучшего образования в мире

Ответить
–6

человек пошутил походу, а его заминусили те кто не очень может в юмор

Ответить
11

Как то слишком толстого для шутки, мое тонкое чувство юмора не может пропустить такого

Ответить
2

тут так толсто, что уже тонко

Ответить
41

Никто не ожидает пролетарскую революцию!

Ответить
25

Наше главное оружие это внезапность! Страх и внезапность! Наши два главных оружия, это страх, внезапность и беспощадная эффективность плановой экономики! Наши три оружия - это страх, внезапность, эффективная плановая экономика и почти фанатичная вера в победу мировой революции!
:)

Ответить
7

И ещё историческая неизбежность. Наша сила ещё в исторической неизбежности!

Ответить
0

кроме еретиков

Ответить
26

Допустим ты прочитал все верно, а не обделался. Тогда выходит шо, после пыток церковь в 1300 году передавала еретика в ЦК компартии Испании, где его уже отлученного от церкви лишали партбилета и путевки в санаторий. Я правильно понимаю?

Ответить
6

Нет, его заставляли собирать справки в профсоюзе на эту самую путевку -вместо- пыток. Помыкавшись пару дней, еретик слезно просил перейти сразу к аутодафе или хотя бы вернуться к традиционным испанскому сапогу и дыбе.

Ответить
1

Светскую власть. Светскую, а не советскую, товарищ.

Ответить
0

Знатно ты обделался, конечно)

Ответить
0

Дотянулся проклятый Сталин!

Ответить
24

Вот уж что я на ДТФ не ожидал, так это святую инквизицию

Ответить
5

Аааааа. Этот коммент должен был тут появиться. Жалко что поймут не только лишь все. 🤣

Ответить
0

Дтф - многосторонний)

Ответить
0

И зря, инквизиция не дремлет! Она ищет инакомыслящих через такие статьи в Интернете:)! Шучу, конечно.

Ответить
35

Несмотря на то, что инквизиция была не настолько жестокой и фанатичной, как её рисуют в массовой культуре

В смысле "не на столько жестокой и фанатичной"?
Я какой-то не тот текст прочитал? По всему выходит, что да, именно такая жестокая и фанатичная.

Ответить
5

В тексте там как-бы волнами все идет :) То цитируюется "Молот ведьм", то говорится, что его никто серъезно не воспринимал. Одновременно утверждается,

что инквизиторский суд выглядел ужасающим, диким и абсолютно абсурдным даже для многих просвещённых людей того времени

И сразу же

мирские суды в Средневековье были ничем не лучше — а то и хуже

Эти худшие мирские суды, по-видимому, для "просвещенных людей того времени", дикими не казались :)

Ответить
3

В "мирских" могли четвертовать заживо (на деле рубили на более мелкие части чем "четыре"), порвать лошадьми (двумя парами лошадей, растягивающим людей в разные стороны), часами возить за лошадью кругами по городу на мостовой (оставляя куски плоти по всему городу) и прочая, и прочая. Фантазия тогдашних правителей и их "мастеров" была та еще. И да, большинство людей воспринимала это как какое, но развлечение. Потому что других, кроме драк в корчмах, по сути и не было. И то за драку могли и арестовать.

Ответить
2

И делали они это за настоящие преступления, а не выдуманные.

Ответить
2

Основное различие в том, что мирские суды судили за понятные всем преступления, а не за предполагаемое отношение к неправильно понятым выдуманным сущностям.

Ответить
3

Судили за одно и то же чаще всего: наличие тех, кто получит экономические преференции от твоей смерти.

Ответить
1

В этом и прикол, сфабриковать дело по "мирскому" обвинению сложнее, чем по виртуальному.

Ответить
0

Что значит "виртуальному"? И что значит "сложнее"? Речь о средневековье, вообще-то.

Ответить
1

В средневековом городе все всех знают.
Сложно оклеветать человека, который у всех на виду, в чём-то достаточно заметном, чтобы потребовать существенное возмещение.
Виртуальные преступления тут как нельзя кстати. "Ересь", "богохульство", "колдовство" и прочее, что никак ни на чём объективно не отражается, но, если уж прозвучало - довести до приговора - дело техники.
Аналогично "троцкизму" в 1930х.

Ответить
0

Окей, вот местный барон, ему твоя (простого крестьянина) дочь понравилась, но когда он попытался запихнуть ее в карету, она двинула ему коленом в пах.
Подсказываю: твои судьба и здоровье целиком зависят от настроения барона. Знаешь ты городских, не знаешь - в твоей деревне это тебе не поможет.
А знать всех в городе на пять тысяч человек - это надо быть очень общительным, наверное?

Ответить
3

Если ты крестьянская девка, то о внимании барона можешь мечтать во влажных фантазиях. Потому что это могло резко улучшить жизнь. Но голливудским фильмам виднее, конечно

Ответить
1

- У меня украли корову, это был сосед.
- У тебя было две и две осталось, не ври.
или:
- Мой сосед колдун!
- Ок.

Ответить
1

Ты имел в виду:
- У меня украли корову, это был сосед.
- У тебя было две и две осталось, не ври.
или:
- Мой сосед колдун!
- Докажи.
- Не могу!
- Передайте в светский суд, ложно обвинял другого в колдовстве.

Ответить
0

Вот для доказательства вины и нужна инквизиция.

Ответить
0

Инквизиция была нужна для расследования, а не для доказательства.
В те моменты, когда она нужна была для доказательства, дело было решено еще на светском уровне обычно.

Ответить
1

Да, такой метод расследования - обвиняемая утонула - значит, не ведьма.

Ответить
0

А, я уже видел новые коменты, твой метод ведения споров мне понятен.

Ответить
1

Эти худшие мирские суды, по-видимому, для "просвещенных людей того времени", дикими не казались :)

Вы правы, для них они дикими и впрямь не казались... Наверное потому, что они с детства видели последствия этих законов.

Я где-то читала, что если предстояло сжигание на костре, то для многих это было своего рода развлечение. Они занимали места заранее на площади, приносили в корзинках с собою еду. То же самое, если кого-то вешали.

Уже не помню, давно читала, был такой разговор перед сожжением - король заикнулся о том, что можно мол и помиловать человека, проявить милосердие, заручиться этим поддержкой у народа. На что советники ему ответили, что народ, лишившись бесплатного "зрелища" (а с "хлебом" всегда было трудно), просто разнесет всю площадь.

Ответить
4

Думал, что тут будет опровержение "черной легенды", а нет, все то же что и обычно.

она всё равно была ужасающим инструментом репрессий всех тех, кто хоть немного сомневался в католических ценностях.

Это Галилео Галилей, он очень страдал из-за ужасающих условий домашнего ареста, наложенного инквизицией.
Ниже протопоп Аввакум. Его вовсю щадит светская власть.

Ответить
29

Спасибо за историческую справку, конечно, но при чём тут протопоп Аввакум, если в материале речь про инквизицию?

Ответить
0

Демонстрация разницы между подходами :)

Ответить
26

Вы не забывайте, что у Галилея Папа Римский в друзьях числился и куча итальянских аристократов рангом чуть пониже Папы.
Так что прочувствуйте разницу подходов к Галилею и какому-нибудь мелкому испанскому дворянину.

Ответить
1

Согласен, хотя у "мелкого дворянина" обычно в запасе тоже была дюжина родных братьев и кузенов (с юных лет неплохо владеющих рапирами), которые могли подстеречь слишком рьяного инквизитора ночью в темном мадридском переулке :)

Ответить
5

А после этого пойти на костёр вслед за родственничком.

Ответить
1

Но ведь инквизиция тоже сжигала людей. В статье несколько раз говорилось, что некоторые люди вообще избегали наказаний или отделывались епитимью

Ответить
1

Я этого не отрицаю, и в принципе не оправдываю большинство действий И. За сотни лет работы любого органа (особенно предоставленного самому себе) в любом случае накопится куча случаев жутких злоупотреблений и перегибов (кстати, казни осуществляли не инквизиторы, а светская власть). Просто хочу сказать, что разница между средневекомым мещанином, по-пьяни крикнувшему "в жопу царя", и средневековым же писарем, понаписавшим всякой ереси, будет в том, что первому с очень большой вероятностью отрежут язык (после светского суда), а у второго инквизиторы скорее конфискуют его писанину ну и выдадут какую-нибудь епитемью :)

Ответить
13

Ну это же нечестно оправдывать одну сторону перед другой на основе одного случая, правда?

Ответить
1

Конечно не честно, но я никого не оправдываю. Просто показал, что "ужасающий инструмент репрессий" на фоне мирских дел, может выглядеть не так уж и ужасающе.

Ответить
5

Какое имеет значение как она выглядит на фоне чего-то? Менее ужасной Инквизиция от этого не становится.

Ответить
7

С точки зрения человека 21 века, который принципиально не шлепает детей, выбрасывает раздельно мусор и имеет годовую подписку на Netflix, это, без сомнения, так и есть. Для периода религиозных войн, крестьянских восстаний, грабительских набегов, самодержавного произвола, наемнического бандитизма, морского пиратства, рабовладения, крепостной зависимости и прочих радостей 15-16 веков, Инквизиция была вполне себе травоядной организацией. Опять же, в каждой отдельной стране в каждый отдельный период была своя Инквизиция. А инквизиция Речи Посполитой и испанская инквизиция - это две большие разницы.

Ответить
4

А также в каждой отдельной стране была своя ситуация с бандитами, войнами, произволом. Плюс в разные времени, была разная насыщенность подобными событиями и волнениями и тд и тп. Травоядной она не была, ничего хорошего в ней не было и столкновение с ней сулило только ужасы и несчастья на головы несчастных, или смерть, жуткую. Повторюсь ещё раз, сравнивать подобные события по их "ужасности" - вещь неблагодарная и просто неприличная. Давайте сравним холокост и эпидемию испанки? Не, ну а что, по сравнению с эпидемией Испанского гриппа холокост вполне себе "травоядный", по вашей логике.

Ответить
1

Повторюсь ещё раз, сравнивать подобные события по их "ужасности" - вещь неблагодарная и просто неприличная.

Но и судить отдаленные от нас на века исторические явления с точки зрения современной морали - вещь неблагодарная вдвойне.

Давайте сравним холокост и эпидемию испанки?

Ну в своем комментарии я намеренно не упомянул голод, чуму и прочие стихийные бедствия т.к. они не обладают волей и разумом. Поэтому и сравнивать испанку с Холокостом не корректно.

Ответить
4

Мораль отношения вообще не имеет к вопросу тут сухие факты, людей безнаказанно пытали, убивали, грабили, насиловали, прикрываясь "божьим промыслом". Умирать никто никогда не хотел, ни в каком из веков, уж поверьте. В те времена инквизиция вызывала точно такой же обычный, человеческий страх и ужас, какой вызвала бы и у современного человека. А вы сейчас занимаетесь демагогией в чистом виде.

Сравнивать подобные события изначально некорректно. Что для вас меняет наличие "воли и разума"? И там и там погибло огромное количество людей.

Ответить
3

людей безнаказанно пытали, убивали, грабили, насиловали, прикрываясь "божьим промыслом".

Людей привлекали к ответственности за нарушение религиозных законов того времени, которые действовали наравне со светскими законами (а возможно, считались более важными). Только не говорите мне, что средневековые бабки-целительницы, уличные проповедники конца света или монахи-еретики не были в курсе последствий за собственные поступки. Что касается пыток и прочих перегибов и злоупотреблений - в современной России то и дело всплывают новости про пытки задержанных полицией. Мы на основании этого, должны полицию всех стран признать "преступной организацией"?

Ответить
2

С человеком который называет сожжения и пытки тысяч людей "перегибами" я уже просто не вижу смысла спорить. Упражняться в демагогии желания нет. Вам в политику надо, там такое ценят.

Ответить
2

Не нужно строить из себя святого. Ниже в топике я привел цифры смертных приговоров Испанской Инквизиции. Исследователи вопроса насчитывают от 800 до 2000 тысяч казненных за пару веков (еще раз замечу, что это казни по законным приговорам, не "без суда и следствия"). Эта просто ничтожная цифра за такой срок. В современном Китае по оценкам Dui Hua Foundation в ГОД проводится от двух до шести тысяч казней. Правительство Китая мы будем называть "ужасным"? Или принципиальная разница в том, что там людей убивает светская власть, а инквизиция управлялась духовенством?

Ответить
3

Или принципиальная разница в том, что там людей убивает светская власть, а инквизиция управлялась духовенством?

Мы же с вами понимаем, что этот вопрос вызывает такое эмоциональное возбуждение и изначальную интенцию "попинать" церковь чисто из-за антиклерикального дискурса, который в интернете считается как бы стандартом и хорошим тоном?
Отсюда же "науку античности сохранил Ислам" (на самом деле, соотношение сохранённых и переведённых лит.памятников примерно два к одному, причём не в пользу исламских стран, просто они увлекались математикой, а раннесредневековых европейцев привлекли труды по сельскому хозяйству, праву и философии), отсюда же "учёные если и были верующими, то формально" (когда читаешь дневники и переписку того же Менделя или даже, ВНЕЗАПНО, Дарвина, и видишь эти длинные умствования на тему теодицеи или первородного греха, какие сейчас не каждые семинаристы проводят, понимаешь, как нелепы доводы об обратном).
Эти дискуссии ещё более нелепы чем разговоры про красный террор. Если у человека есть цель придерживаться точки зрения Х, то ему можно хоть двести анти-Х-доводов дать, он всё равно будет стоять на своём, даже когда прямо по истерике человека видишь, что он понимает, что говорит дичь, но эмоциональная привязанность к Х не даёт ему отрицать обратное.

Ответить
0

Сравните пожалуйста количество жителей в тогдашней Испании и в современном Китае. И высчитайте количество казней не только в год, но и на 10к населения (как это делается для статистики самоубийств, например).

Ответить
0

Зачем, если я могу сравнить количество население современной Индии и современного Китая. Знаете, сколько казней совершено в первой с 2015 года? Ноль на один миллиард, триста миллионов жителей, что в бесконечность раз меньше, чем в Китае. Ой, ничего себе, оказывается сравнительная статистика не работает, если в странах разное законодательство по отношению к смертной казни.

Ответить
0

Пример Индии не работает, если в ней по преступлениям другое законодательство. А вот если взять две страны, и в обоих за, скажем, предательство родины или убийство предусмотрена казнь, то уже можно сровнивать. И 2 тысячи человек для средневековой Испании - это уже вполне себе город по местным меркам, в то время как 2 тысячи человек для современного Китая... простите, ну совсем другие масштабы. С учетом масштабов Китая я впонле могу предположить что у них действительно каждый год находятся 2 тысячи преступников, которым вы бы сами, если бы судили, назначили "вышку". А дальше - все смотря какая "вышка" предусмотрена в конкретной стране. С учетом старой проблемы "перенаселение" в Китая я бы и не ожидал другой "вышки" кроме как казнь.

Ответить
0

Поправка - 2000 (максимальная цифра) человек за 200 лет, читайте внимательнее. Это в любом случае уровень статистической погрешности при любом количестве населения.

Ответить
0

В современном Китае по оценкам Dui Hua Foundation в ГОД проводится от двух до шести тысяч казней. Правительство Китая мы будем называть "ужасным"? Или принципиальная разница в том, что там людей убивает светская власть, а инквизиция управлялась духовенством?

Принципиальная разница в том, что население Китая, сейчас, больше чем всё население Земли во времена Инквизиции

Ответить
–1

Про Гуантанамо знаете?

Ответить
2

Дайте ка угадаю, вы сейчас попытаетесь оправдать преступления средневековые, тем что и в современном мире они совершаются и даже иногда остаются без наказания благодаря несовершенству и попустительству общества и закона. "Ведь законники они всегда законники". Спасибо, я вашу точку зрения понял. Спасибо-пожалуйста)

Ответить
0

Да нет. Просто надо оценивать институции не в вакууме, а в контексте.

Ответить
3

Не верно разделять мразоту инквизиционную и мразоту при королевском дворе. Это одно и тоже, только инквизитор делал загадочное лицо и говорил на латыни, а мирской судья просто лоснящийся от жира читал с бумаги. Одеваем мирского судью в рясу, выдаем ему в руки кодекс гигас и вот он уже инквизитор.

Ответить
0

Мирских?.. Так-то Авакум раскольник и дело было вполне себе религиозным.

Ответить
1

бгг, в статье и говорится, что казнями занимались светские власти а не церковь

Ответить
0

Это общеизвестный факт.

Ответить
0

На эту тему у Мартьянова в "Прогулках по средневековью" интересно написано

Ответить
0

Какое-то стереотипное "а у вас негров линчуют".

Ответить
10

На всякий случай оставлю эту выписку из Википузии здесь, чтобы был понятен масштаб казней (ссылки на первоисточники можно глянуть в оригинальной статье).

Beginning in the 19th century, historians have gradually compiled statistics drawn from the surviving court records, from which estimates have been calculated by adjusting the recorded number of convictions by the average rate of document loss for each time period. Gustav Henningsen and Jaime Contreras studied the records of the Spanish Inquisition, which list 44,674 cases of which 826 resulted in executions in person and 778 in effigy (i.e. a straw dummy was burned in place of the person). William Monter estimated there were 1000 executions between 1530–1630 and 250 between 1630–1730. Jean-Pierre Dedieu studied the records of Toledo's tribunal, which put 12,000 people on trial. For the period prior to 1530, Henry Kamen estimated there were about 2,000 executions in all of Spain's tribunals.

Т.е. уровень "репрессий" инквизиции за десятилетия и века не дотягивал, к примеру до одного 1930 года в СССР (20 тысяч приговоров к ВМН), до одного нацистсткого лагеря типа Тростенец, или до любых средневековых разборок, войн, подавлений восстаний и т.д.

Ответить
3

справедливости ради всё население испании могло составлять меньше миллиона человек на тот момент, нет? т.е. в процентном соотношении по количеству жертв по отношению к общему количеству людей тоже самое выходит

Ответить
7

Если бы это происходило за 1-2 года, то можно было бы согласиться, хоть и с натяжкой. Но тут статистика за пару сотен лет.

Ответить
2

Не, 5-6 миллионов было в 16 веке.
The great plague of 1596–1602 killed 600,000 to 700,000 people, or about 10% of the population.

Ответить
2

А давайте не будем последнее предложение вырезать из абзаца. А именно вот это:
Italian Renaissance history professor and Inquisition expert Carlo Ginzburg had his doubts about using statistics to reach a judgment about the period. "In many cases, we don’t have the evidence, the evidence has been lost," said Ginzburg.

А то очень удобно получается. Ну и в целом оправдывать одни преступления против человечества другими - это зашквар, независимо от их масштабов и того, насколько законными они тогда считались.

Ответить
2

Я, после короткого размышления, выкинул это предложение о сомнениях одного из профессоров. Потому, что подумал, что у других исследователей (в том числе, чьи работы упоминаются в разделе на Вики), сомнений может и не быть :)
Его сомнения, кстати, в обе стороны работают. И в сторону увеличения, и в сторону преуменьшения масштабов.

Ну и в целом оправдывать одни преступления против человечества другими - это зашквар, независимо от их масштабов и того, насколько законными они тогда считались.

Вы в курсе, что Инквизиция действовала на протяжении СТОЛЕТИЙ в разных политических, географических, социальных и прочих условиях? Какие конкретно её действия в какое время и в каких странах вы хотите назвать "преступлениями против человечества"? В статье говорится, что светские суды и казни были еще хуже религиозных, значит ли это, что светские правительства всех стран в средние века/эпоху ренессанса столетиями совершали "преступления против человечества"? Тогда давайте осуждать всех скопом, и скажем, что с точки зрения человека 21 века времена были варварские и каждый облеченный властью человек был преступником. Тогда опять же, чем насилие, совершаемое Инквизицией будет выделятся среди прочего насилия? Разве только что меньшим масштабом.

Ответить
1

Ну вот когда сжв говорят глупости об ужасной патриархальной культуре прошлых веков, то сразу все над ними смеются. То ли дело самим повесить на средневековую церковь "преступления против человечности".

Ответить
–4

В россии столько человек за год погибает в автомобильных авариях.
Но писать про кровавую и фанатичную инквизицию будут еще многие сотни лет.

Ответить
0

Кст о птичках
Было ли на Руси что то похожее на инквизицию?
Единственное что так сходу лезет в голову это Владимир Красное солнышко
Но это не совсем то

Ответить
2

Если заменить христианство на коммунизм, можно сказать, что кое-что вышло очень похоже...

Ответить
0

Че-то похожее было. Гуглите "Православная инквизиция"

Ответить
0

Иван Грозный - все в одном лице.

Ответить
10

ну а эта инквизиция католическая никуда не делась.
форму сменила.
яркий пример - моя родная Польша.
католичество, как государственная религия, лезущая во все дыры, куда ее просят и куда - нет. "Пани 25 лет и у нее до сих пор нет детей? Почему, ведь церковь..." на приеме у врача - обычное дело. В костел каждую неделю - нужно, иначе далеко не поймут.
Многие не осознают всю важность того, что делают Behemoth, но на самом деле Дарски - это отличный пинок под задницу всей этой церковной цензуре, пришедшей на смену цензуре коммунистической.

Ответить
4

Многие не осознают всю важность того, что делают Behemoth

А что они делают?

Ответить
6

Они делают
AAARRRGGHHHRRRAAA!

Ответить
1

Это все объясняет, конечно.

Ответить
0

Даже и в голову не приходило, что в Польше настолько сильно вмешательство Церкви в мирскую жизнь..

Ответить
8

У них там вообще аборты запрещены без медицинских показаний. Вот уж где скрепы

Ответить
2

На самом деле в вопросах абортов католическая церковь выступает с более гуманистических позиций, чем большинство светских гуманистов

Ответить
3

Здесь, на самом деле, нет и не может быть полностью гуманистичной позиции. Либо вы отказываете в поддержке жизни плода, защищая право женщины на свое тело, либо лишаете женщину его для того, чтобы ребенок имел возможность развиться и родиться.
Ну или занимаете некоторую промежуточную позицию, которая упирается в то, с какого момента считать плод человеком и ограничивать право женщины на свое тело.
Правда, и тут есть заковырки, т.к. из последней ситуации следует, что для сохранения жизни одного человека можно нарушать базовые права другого. Из чего появляются интересные возможности, вроде, принудительного взятия крови для переливания.

Ответить
1

Спорным вопросом с позиций гуманизма является ситуация, когда жизнь одного человека неизбежно приводит к смерти другого и наоборот, а не когда жизнь одного просто приносит дискомфорт другому - тут с гуманистической точки зрения всё очевидно, право на жизнь имеет примат над правом на комфорт. Поэтому так называемым прогрессивным светским гуманистам приходится ударяться в метафизику, чтобы оправдать аборт. Они вводят в сугубо биологическое понятие "человек" всякую идеалистическую хрень вроде сознания, самосознания, разумности, чувственности и прочей абсолютно недоказуемой эзотерики. И выходит, что представители материалистического течения плодят избыточные идеалистические сущности пуще, чем те самые мракобесы-попы, против устаревшей морали которых они воюют. И всё для того, чтобы оправдать крайне сомнительное с позиций их же морально-этической парадигмы деяние

Ответить
3

Не следует путать право на свое тело с неким "правом на комфорт". Ну или скажите открыто, что не признаете за человеком права распоряжаться своим телом.

Ответить
1

Во-первых я считаю, что право человека на жизнь находится в абсолютном примате над всеми остальными правами в случае его с ними коллизий. Эту же точку зрения прокламируют сторонники гуманизма. Во-вторых, зародыш зависит от тела матери, но не является его частью, поэтому право матери свободно распоряжаться своим телом должно заканчиваться там, где начинаются права другого человека - зародыша

Ответить
2

право человека на жизнь находится в абсолютном примате над всеми остальными правами в случае его с ними коллизий

Судя по всему под «правом на жизнь» вы подразумеваете позитивное право на жизнь. И в таком случае из ваших слов логически следует, что принудительно изымать одну из почек или половину легкого у случайных людей для того, чтобы спасти тех, у кого соответствующие органы отказали, этично.

право матери свободно распоряжаться своим телом должно заканчиваться там, где начинаются права другого человека - зародыша

Ограничение права на свое тело с вашей точки зрения, видимо, обосновывается первым заявлением, потому по данному пункту я ограничусь вопросом, в какой момент зародыш становится человеком и почему именно в этот. Я не настаиваю, чтобы этот момент был с точностью до часов или даже дней, но хотелось бы узнать вашу позицию когда именно и почему зародыш становится человеком.

Ответить
1

Судя по всему под «правом на жизнь» вы подразумеваете позитивное право на жизнь.

Да нет, право на жизнь является естественным
И в таком случае из ваших слов логически следует, что принудительно изымать одну из почек или половину легкого у случайных людей для того, чтобы спасти тех, у кого соответствующие органы отказали, этично.

Подобную аналогию можно было бы хотя бы рассматривать, если бы принудительное изъятие органов не могло с большой вероятностью привести к нарушению права на жизнь донора. Я ведь не говорю, что аборты должны быть запрещены даже в случаях, когда существует угроза жизни и здоровью матери
Ограничение права на свое тело с вашей точки зрения, видимо, обосновывается первым заявлением

Верно, потому что естественное право свободно распоряжаться своим телом сталкивается с естественным правом ребенка на жизнь. Ты же не считаешь этичным употребление беременной мамкой алкоголя или табака?
в какой момент зародыш становится человеком и почему именно в этот

В тот самый момент, когда мы можем констатировать, что произошло слияние половых клеток мамки и папки, и образовался новый организм

Ответить
0

Спасибо, твоя позиция понятна.
Правда под позитиным правом я имел в виду право обязывать других людей поддерживать жизнь обязывающего, в отличие от негативного права, обязывающего не отнимать жизнь, но не обязывающего её поддерживать. Но это не меняет значительным образом смысл ответа.

Ответить
0

Пани 25 лет и у нее до сих пор нет детей? Почему, ведь церковь...

Но с другой стороны, панове, разве они не правы?

Ответить
1

Нормально вы так сравнили политику Польши как светского государства и культуру ее населения с судебной институцией Святого престола

Ответить
2

Потому что реальной разницы нет. Я "немного" знаком с местной блэк-метал движухой, и знаю, как церковь и Prawo i Sprawiedliwość постоянно срывают концерты. Риторика вся та же - церковь не одобряет.

Ответить
0

Бывает. Одним людям это кажется неприемлемым в социуме, а у вас другие этические воззрения. Тем не менее, с религиозной судебной институцией это имеет мало общего.

Ответить
0

Скоро выборы. Нужно противодействовать этим фанатикам.

Ответить
10

расплодившимися тогда ересями манихейства, донатизма, арианства.

Стоит упомянуть, что ересь донатизма до сих пор распространена в развлекательной сфере.

Ответить
8

В играх и литературе/кинематографе разный подход к образу инквизитора. В играх это скорее положительный персонаж, так как в играх существует нечеловеческое зло, некая темная магия, с которой и борется инквизитор. В кинематографе же инквизитор это в первую очередь этакий следователь, облеченный широкими правами, и образ его зависит чаще от его личности. Даже в литературе я не могу с ходу вспомнить положительных образов.

Важно понимать, что при оценке любых исторических явлений важно не оценивать все с точки зрения современного человека.

Ответить
1

Потрясающая книга и фильм, но разве герой Коннери был инквизитором?

Ответить
3

по книге - бывшим

Ответить
2

Именно поэтому он умел в детективное расследование.

Ответить
1

Был. Но не на момент событий книги.

Ответить
0

Спасибо, забыл. Действительно "добрый" инквизитор)

Ответить
0

Церковники сами же целый свод моральных устоев составили, которые лежали в основе "тогдашней" гуманности. Они же это и разрушили.

Святая инквизиции и документы рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе 77 это суть одного вопроса. Преступления против человечества совершенные из корыстных целей или в случае глубокого заблуждения.

Ответить
3

Очень узколобая антицерковная позиция в стиле совков, простите.

Ответить
–3

Совки то знали толк в раздавливании ебаных мракобесов. Они перегнули с настоящими верующими, с адекватными людьми и им до сих пор это вспоминают, но не тебе меня упрекать в совковой антицерковности.

Ответить
0

"они всего лишь перегнули, немножко, на пару десятков тысяч человеческих жизней. Но я человек прогрессивный, в моем мировоззренческом комплексе ценность человеческой жизни околонулевая, ведь я уверен что именно я буду решать кому жизнь даровать а у кого отнимать."

Ответить
0

Попы>коммуняки, как не крути. Чтобы догнать коммигной по количеству невинно убиенных, христианам придется еще раз десять устроить кговавую инквизицию и сходить эдак в пять крестовых походов

Ответить
4

Пришёл почитать новости про геймдев, а попал на лекцию истории. Круто!

Ответить
6

Я кстати надеюсь, что такие тексты могут быть полезны геймдеву. Как минимум, как источник вдохновения. Так что всё связано!

Ответить
1

У нас есть такие как Вавра. Но надо понимать. Вавра - принципиальный мужик интеллектуального поля (как мне кажется, ибо сделать такую историческую РПГ и так хорошо углубиться в знания о Мафии и делать такой сторитейл - явно не дело "средненького" деятеля искусства) из Вост. Европы. Но при этом - таких в геймдеве - минимально. KCD хоть и продался вроде вполне себе и в СМИ переодически что-то об игре крутится (значит люди до сих пор играют и интересуются) - но всё же это более нишевый продукт, чем массовый. И такие проекты больше исключение для аудитории. И кому надо - те давно бы находили все источники.

А там, где массовость - там уже потоки дешевого кала. Ибо тебе надо охватить максимальную аудиторию, следовательно "демократизация" требует часто просто плевать и "опускать" реализм, историчность и превращать сторителлинг с геймплеем в совокупность казуальных и понятных даже детям "игровых условностей", от чего теряется вся строгость и качество референсов и игровых механик.

Посмотрите на последние AC. Чем популярней становилась франшиза - тем больше инвесторы требовали отдачи. Хотя за шикарную АС3 их можно похвалить, это смелый продукт, но тоже аккуратненько завуалированы подтексты. Но дальше - посмотрите на что они пошли с историчностью, чтобы охватить МАКСИМАЛЬНО большую аудиторию на примере "историчности" последних двух частей, особенно Одиссеи. Как фэнтези игрульки поиграть и забыть - да. Как качественный исторический продукт для взрослых- bitch, please...

Мне кажется мало кто из малобюджетников, как Вавра, способны выкатывать историческую годноту. А большие дяди - не будут уже делать сложные игры, инвесторы их съедят, ибо будут покупаться только узкой прослойкой умных и сознательных геймеров.

Даже Роки, при всем своем офигенском референсе RDR2 - опустили очень много моментов. Новый Орлеан в игре (Сен-Дени), который раньше был одним из центров черного рабства - полон свободных гражданских чернокожих. Темы суфражизма и мизогинизма мужчин не были раскрыты дальше рамок гротескных и полу-комедийных сюжетных линий. Я не ловлю кайф от претесненных чернокожих и женщин, но всё-таки хотелось бы до конца довести референс, бес политкорректных "опусканий" фактов... :(

Ответить
1

А какими должны были быть чернокожие Нью-Орлеана в 1899 г., через 40 лет после запрета рабства в стране и 35 - в Луизиане?

Ответить
1

Вы смотрите на юр. факты, а не реальную практику? Когда еще даже ровно а том же НО 60ых прошлого века - негры жили в гетто и их свободно называли грязными ниггерами.

А давайте еще вспомним сегрегацию и мет-эру LA.

Ответить
0

А что РДР2 нет "нигеров"?

Ответить
0

Вы являетесь специалистом по расовой сегрегации конца 19 века, или просто "мыслите логически" на основании "общеизвестных" фактов? Я думаю, что реальное состояние дел с сегрегацией в Луизиане данного периода может быть достоверно известно только людям, специально изучавшим данный вопрос.
В RDR2 чернокожие Сэн-Дени в большинстве своем бедно одеты, работают в сфере обслуживания или занимаются физическим трудом, что вполне себе соответствует историческим реалиям. Так же в пределах одного из городов юга есть поселок, населенны исключительно чернокожими.
Да, там никто не кричит чернокожему "ниггер", но и в DKC никто не сечет крепостных :)

Ответить
4

Названия разные, а смысл один и тот же вечно: отжатие денег, установление собственной власти.

Ответить
1

Я бы пошутил, но сейчас за это большие штрафы накладывает наша инквизиция.

Ответить
2

А что ж про "православную" инквизицию ни слова? На русской земле, "за ересь" ничуть не меньше душ погублено..

Ответить
1

Еретики - это такая проблема развитого мира. Церковь-монополист управляет дочерними компаниями, спотыкаясь о несоответствие задач и методов. Поэтому человеческие потери в этом процессе возмущают.
А на русской земле была своя религия, и её надо было устранить, заменив религией новых хозяев. Тут как бы спорить не о чем, историю пишут победители. Понятно, что победа подразумевалась физическая, а не в схоластическом диспуте.

Ответить
0

Новые хозяева - это князь Владимир Святославович? Или вы Никона имеете в виду?

Ответить
0

Те византийские ребята, которые объяснили Владимиру, что он не прав.

Ответить
2

После работы дочитаю, но как известно, всегда во всём виноваты деньги...

Ответить
0

но как известно, всегда во всём виноваты

Евреи же?

Ответить
1

Еврейские деньги, всё логично

Ответить
2

Материал интересный. Спасибо)

Ответить
2

У издательства Ломоносов есть неплохие книги на эту тему, по крайней мере мне они показались интересными и читались легко.

Ответить
0

Спасибо. После прочтения статьи заинтересовалась темой. Хотя и сама статья уже достаточно ёмкая.

Ответить
0

Но имейте в виду, что это книжки чуть не 19 века. Надо делать поправку.

Ответить
0

Ну да, читаются достаточно легко для тех, кто любит всякие исторические книги :D

Ответить
0

Я скорее о степени научной актуальности этих исследований. Альтернатив сходу предложить не могу, но держать в голове время написания работы во время чтения придётся

Ответить
2

и мы провозглашаем тебе, что, если ты упорно выдержишь это отлучение в течение года, то мы возбудим процесс против тебя как еретика.

Я вот тут не понял. Надо в течении года что сделать, не выдержать?

Ответить
0

Отлучили от церкви. Если тебе похер, да ещё и целый год похер, то точно еретик.

Ответить