Охотники за ересью: какой была Святая инквизиция в реальности Статьи редакции

Эта церковная организация не занималась казнями и порой действовала даже гуманней светских властей — но была от того не менее ужасающей.

Образ инквизиции уже давно укоренился в поп-культуре. В фэнтези и произведениях про Средневековье их постоянно изображают как кровожадных злобных религиозных фанатиков, ненавидевших прогресс и массово сжигающих ведьм.

На самом деле, всё было чуть иначе. К выходу игры A Plague Tale: Innocence, в которой герои спасаются от инквизиции, рассказываем, какой же на самом деле была эта организация.

Основание Святой инквизиции

Уже с самого своего основания христианская религия была довольно нетерпима к еретикам, что было отражено даже в Священном Писании. Иронично, что в христианстве постоянно появлялись ереси, порождённые многочисленными трактовками этого самого писания.

Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

Христос, Евангелие от Иоанна, 15:6

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

Второе послание Петра, 2:1

Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

Второе послание Петра, 2:17

Уже через три столетия после своего основания христианская церковь с большим рвением начала свою борьбу с расплодившимися тогда ересями манихейства, донатизма, арианства.

Особенно это заметно по развитию учения христианского богослова Августина Блаженного, бывшего в юности манихеем. Он долгое время призывал к борьбе с еретиками через богословскую полемику и имущественные наказания. Но позднее уже агитировал не только за применение пыток для запугивания еретиков и возвращения тем самым их в лоно церкви, но и за смертные казни ярых проповедников ересей.

[Еретики] убивают души людей, в то время как власти только подвергают пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются, когда власти осуждают их на временную смерть.

Августин Блаженный
«Святой Августин Блаженный», Сандро Боттичелли

Когда император Феодосий I Великий окончательно превратил «никейскую» форму христианства в единственную государственную религию Римской империи, то преследования язычников и еретиков вышли на государственный уровень. Тех же манихеев по закону казнили, а их имущество конфисковали в пользу государства.

После развала Западной Римской империи христианскую религию переняли новообразованные варварские королевства. Церковь превратилась в одну из главных опор феодального строя, наделяя его сакральным значением. Поэтому феодалы были кровно заинтересованы в истреблении многих ересей, что были способны подставить под удар легитимность их власти.

Кроме того, благодаря организации монашеских орденов значительная часть духовенства теперь была отдалена от светской жизни, что облегчало пресечение ересей в зародыше. Эпоха массовых гонений еретиков прошла, особо рьяных еретиков теперь просто отлучали от церкви.

Отлучение от церкви имело ужасные последствия в Средневековье: отлучённый полностью выпадал из общественной жизни, он не имел никаких прав, к нему относились как к прокажённому  «Отлучение Роберта Благочестивого», Жан-Поль Лоран

Но такое положение дел не могло продолжаться вечно. После Великой схизмы 1054 года христианская церковь окончательно разделилась на Римско-католическую и православную. Тогда же Святой Престол, боясь последующих расколов церкви, начал жёстче подавлять ереси — к тому же, в то время уже накопилось изрядное число недовольных католической церковью и мелких культов. Через пару десятилетий ересь североитальянских патаренов, критиковавших зажиточных священников, буквально утопили в крови местные феодалы с подачи Папы Римского, а главных зачинщиков движения сожгли на кострах.

Со временем ситуация только обострялась. В 1184 году Папа Римский Луций III отдал приказ епископам следить за еретиками и помогать местным властям отдавать их под стражу.

Но к началу XIII века ситуация с ересями совсем вышла из-под контроля церкви. Лангедок, расположенный в Южной Франции, в то время был богатейшим регионом всего католического мира — и там укоренилась ересь катаров. По их убеждениям, Иисус Христос был всего лишь одним из многих пророков христианства, они отвергали культ креста и вообще отрицали весь церковный строй как нечто не просто бесполезное, но даже сатанинское.

Так как Лангедок был независим, то убеждения катаров быстро распространилось как среди крестьян, так и среди феодалов. Католики превратились в Лангедоке в меньшинство. Богословская полемика закончилась в пользу катаров, католические миссионерские миссии провалились.

Святой Престол опасался дальнейшего распространения ереси — да и вообще не желал так просто отдавать такой богатый регион. Поэтому в 1209 году Папа Иннокентий III объявил о начале крестового похода против катаров. Эта война длилась свыше двадцати лет, за время которой Лангедок разграбили, а население многих городов вырезали почти целиком. От такого погрома Лангедок не мог оправиться чуть ли не полтысячелетия.

Истребляйте нечестие всеми средствами, которые откроет вам Бог! Бейтесь бодро с распространителями ереси; поступайте с ними хуже, чем с сарацинами.

Папа Иннокентий III

Убивайте всех, Господь распознает своих!

Аббат Арнольд Амальрик
(цитата приписывается ему)
Карта альбигойского крестового похода — по названию города Альби, где зародилось учение катаров

В такой критической ситуации для церкви в 1215 году на IV Латеранском соборе, помимо запрета чтения Библии мирянами и обязательной исповеди раз в год, Папа Римский учредил особый постоянный церковный суд — Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, Святой отдел расследований еретической греховности, широко известный просто как инквизиция.

В последующие десятилетия этому суду даровались всё новые и новые полномочия. Под нажимом церкви в законодательствах Западной Европы и Южной Европы прочно укоренились законы против еретиков, где их приравнивали к с самым злостным разбойникам. Частные лица и государства под угрозой обвинения в ереси обязывались помогать инквизиторам в их деле. Всё это было сделано во имя сохранения единства церкви, чтобы католики под впечатлением от церковного террора попросту побоялись допускать и малейшие еретические мысли.

Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти.

Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги

С самого начала главным образом инквизиторов набирали из доминиканского и, в меньшей степени, францисканского нищенствующего монашеского ордена. Так хорошо для этой задачи они подходили благодаря тому, что их основали незадолго до создания инквизиции, а их главными задачами всегда были миссионерство и искоренение ересей. И, в отличие от епископов, монахи не были связаны ни личными, ни общественными узами с местным населением.

Правда, доминиканцы и францисканцы почти никогда не сотрудничали: ордена с самого начала невзлюбили друг друга и оттого серьёзно соперничали. Из-за этого, к примеру, в Провансе оба ордена беспрестанно проповедовали против друга после ссоры доминиканцев Марселя и францисканца, инквизитора этого города. Во избежание таких конфликтов доминиканцы и францисканцы часто разграничивали территории, где может вести суды инквизиции один орден, но не может другой. Так, в Германии и Австрии инквизиция находилась в руках доминиканцев, а в Далмации и Богемии действовали только францисканские инквизиторы.

Святой Доминик — основатель ордена доминиканцев и один из первых официальных инквизиторов в истории Клаудио Коэльо

Суд инквизиции

Как же инквизиция судила еретиков? Начнём с того, что инквизиция не отличалась внезапностью. В определённую область, где, по многочисленным слухам, были сильны еретические настроения, церковь посылала инквизитора — и заранее извещала местного епископа о дне своего приезда. Епископ должен был объявить всем о скором приходе инквизитора и подготовить всё необходимое.

Когда инквизитор приезжал, то ему устраивали торжественный приём. На нём тот проводил пышное богослужение с речью о чистоте веры, где говорилось о вреде ересей и о том, как их распознать. Всем, кто явился, обещалось отпущение грехов на тридцать-сорок дней. Уклонистам грозило отлучение от церкви, которое мог снять только сам инквизитор. Даже смерть не могла спасти от такого отречения: труп еретика выкапывали и выбрасывали подальше — а то и сжигали.

Внезапность не была главным оружием испанской инквизиции

Тогда же объявлялось, чтобы все местные в течение шести-десяти дней явились лично к инквизитору и доложили обо всех известных им случаях ереси и о каких-то своих подозрениях. За эти сведения даровалась индульгенция на три года. Правда, если человек говорил не просто о своих домыслах, а прямо обвинял кого-то в ереси, то он мог в итоге получить наказание за лжесвидетельство. Все эти доносы проходили тайно, без раскрытия личности доносчика кому-либо, кроме инквизитора. За доносы вполне могли и убить.

Чаще всего инквизитором не рассматривались показания отлучённых от церкви, бесправных людей, преступников, опороченных, ростовщиков, публичных женщин и малолетних детей — причём за детей считали в разных областях Европы порой и двадцатилетних.

Многие доносили из корыстных целей, надеясь заполучить причитающуюся четверть имущества еретика. Но ещё больше людей доносило из страха. Инквизиция держала в тайне большую часть своей деятельности, широко известны были только последствия в виде массовых репрессий. Люди боялись даже шпионов, стражников и рассыльных, которых местные власти отдавали в распоряжение инквизиторам.

В то же самое время начинался «срок милосердия» длиной от шести дней до полутора месяцев. За это время еретик должен был самостоятельно явиться к инквизитору и покаяться в своих еретических свершениях и выдать своих сообщников. Это помогало еретику спастись от суровых наказаний вроде казни, тюрьмы, изгнания и порой даже обычных штрафов.

Собор в Альби в 1254 году составил длинный список того, что можно считать ересью. И на основании него обвиняли в ереси не только людей, критиковавших церковь или проповедовавших свои культы, но даже тех, кто просто выказывал доверие еретикам или считал их добрыми людьми. Вообще за ересью считалось любое несогласие с церковными догматами, принятыми в тот момент в католическом мире.

Edouard Moyse

Когда заканчивался «срок милосердия», начинались судебные процессы против еретиков. Если добропорядочного человека обвиняли двое человек, то его тут же подозревали в ереси. Подозреваемому передавали распоряжение явиться в течение нескольких дней в суд. Тех, кто не исполнял этого, отлучали от церкви — отчего за ними тут же начинали охоту светские власти.

Мы назначаем тебе предстать перед судом и всё это совершить за три дня от сегодняшнего, обозначив тебе первый срок — первый день, второй — второй день и третий — третий день и последний. После этого ты будешь отвечать на вопросы о вере и тех вещах, в которых подозревался, осуждался, обвинялся, рассказав всю правду на судебном процессе о том, что сделал или знаешь других, совершивших что-либо против веры.

В противном случае, если ты не совершишь все эти вышеупомянутые вещи до комплетория последнего дня, что ты обязан совершить по закону, апостольской властью, данной нам совершать расследование, мы налагаем на тебя оковы отлучения как на упорствующего в делах веры, потому что ты хитро и презрительно отказался покориться в этих вещах, и мы провозглашаем тебе, что, если ты упорно выдержишь это отлучение в течение года, то мы возбудим процесс против тебя как еретика.

Часть «формы приговора отлучения против того, кто несговорчив», «Наставление инквизиторам», Бернард Ги, 1331 год

И тогда начиналось следствие. Чаще всего оно проходило довольно быстро — но могло затянуться и на десятилетия.

Инквизитор тщательно готовился к началу следствия. Он изучал всевозможные слухи, сплетни, показания и доказательства против обвиняемого. Рассматривались только обвинительные доказательства — презумпции невиновности в суде инквизиции не было, обвиняемый изначально считался виновным. Проводились повторные допросы свидетелей в присутствии двух «беспристрастных лиц», не относящихся ни к обвинению, ни к защите. В расчёт не принимались показания тех, кого обвиняемый заранее упомянул в списке своих смертельных врагов.

Состав стороны обвинения был довольно малочисленным. Прежде всего, это был сам инквизитор, совмещавший в себе черты судьи и прокурора. Также он мог назначить себе нескольких заместителей. Присутствие всех остальных было уже не столь обязательно.

Инквизитор-советник помогал соблюдать букву закона — пускай и формально. Нотариус вместе с писарями документировал все материалы дела — при этом многое переиначивалось и писалось будто бы со слов обвиняемого. Мирские власти отряжали в помощь инквизиторскому трибуналу стражу, пыточных дел мастера, врача и прочих людей.

Суд инквизиции над аристократом в эпоху Возрождения

У обвиняемого был целый ряд прав.

Доказательства сумасшествия или опьянения в момент свершения еретических действий были смягчающими обстоятельствами, умаляющими тяжесть вины. Обвиняемый мог нанять себе профессионального адвоката, а изредка воспользоваться и бесплатным — правда, тот не мог излишне рьяно защищать обвиняемого, иначе его самого могли бы начать подозревать в ереси.

Целью адвоката было исключить свидетелей обвинения. Чаще всего не дозволялось приводить своих свидетелей, а очной ставки в том суде попросту не было. Порой обвиняемого от суровых приговоров могли спасти поручительства видных местных деятелей. Можно было подать апелляцию к самому Папе Римскому — хотя обычно она не имела никакого действия, если обвиняемый никого не знал в Ватикане.

Но все эти немногочисленные права постоянно нарушались, в зависимости от решений инквизитора. Вообще, очень многое зависело от тяжести обвинений, законов региона, где всё это происходило, и личности инквизитора. Причём последнее было важнее всего.

Однозначных инструкций у инквизиторов было довольно мало, полномочия им предоставлялись самые широкие, а за злоупотребления судили очень редко. Поэтому инквизиторы могли быть и сравнительно милосердными, и злостными фанатиками, и закоренелыми коррупционерами.

Францисканский монах Бернар Делисьё в трибунале инквизиции Жан-Поль Лоран

После подготовки к суду начинался опрос арестованного, во время которого почти никогда прямо не говорилось, за что конкретно его обвиняют. Задавались многие десятки вопросов, часто не имевшие никакого отношения к сути суда. Инквизитор был обязан не только узнать все факты, но и выведать все самые сокровенные помыслы обвиняемого, ведь преступление было духовным. Инквизитор на суде выступал в роли человека, который должен был любыми способами вырвать душу еретика из лап Сатаны и привести обратно к истинной вере.

Часто уже на этом этапе предварительного опроса инквизитор запугивал жертву и угрожал ей расправой — особенно если обвиняемый был беден и невежественен. Многие тогда же ломались и признавались во всех своих еретических проступках, настоящих и вымышленных.

Вообще выбивание признания было главной целью суда, даже если о вине человека красноречиво говорили многочисленные свидетели и улики. Ведь признание должно было привести к раскаиванию и отказу еретика от его «заблуждений». В некоторых странах даже приговор нельзя было оглашать без признания. Кроме того, инквизиторы надеялись узнать имена сообщников — даже если они были выдуманы еретиком от безысходности.

Трибунал инквизиции

Если во время первых допросов обвиняемый не признавался, его бросали в тюрьму, где при помощи пыток из него должны были выбить признание в ереси. Хотя зачастую пытали даже уже признавшихся во всех грехах — просто чтобы убедиться, что ничего не было утаено, а все эти слова были произнесены от чистого сердца. Для целого ряда инквизиторов было обычной практикой пытать и свидетелей.

Когда судья решается прибегнуть к пытке обвиняемой, он составляет следующий приговор:

«Мы, судья и заседатели, принимая во внимание результаты процесса, ведомого против тебя, такого-то, из такого-то города, такой-то епархии, пришли к заключению, после тщательного исследования всех пунктов, что ты в своих показаниях сбивчив, ибо ты говоришь, что произнёс такую-то угрозу, но не имел намерения поступать согласно ей. Имеются к тому же различные улики. Их достаточно для того, чтобы подвергнуть тебя допросу под пытками. Поэтому мы объявляем и постановляем, что ты должен быть пытаем сегодня же, в такие-то часы. Приговор произнесён» и т. д.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»

Хотя тюремное заключение не считалось за пытку, оно было по своей сути таковым. Узника морили голодом и жаждой, держали в тёмных стеснённых камерах в подземельях, кишевших насекомыми и крысами. Порой пленника держали в цепях, в которых почти невозможно было двигаться.

Заключённых кормят только пересоленной едой, и всё их питье смешивается с селедочным рассолом, и им не дают ни глотка чистого, неразбавленного вина, пива или воды, что поддерживает их в состоянии постоянной жажды... Но подобная жестокая, неистовая, испепеляющая жажда не считается инквизиторами пыткой.

Мейфарт
протестантский профессор

Нередко к узнику подсаживали провокатора, который прикидывался его единомышленником и стремился вынудить его сознаться. С такой же целью в тюрьму посылали родственников обвиняемого.

Заключённого регулярно раздевали донага и проверяли на наличие колдовских амулетов, которые, по мнению инквизитора, могли быть запрятаны в волосах и любых отверстиях. Кроме того, заключённого проверяли на наличие дьявольских отметок — и ими могли считаться всевозможные бородавки, родинки, мозоли, рубцы. Чтобы удостовериться в дьявольской природе отметины, её прокалывали длинной иглой: если укол не приносит боли — это точно она.

Пражский музей пыток

Изначально инквизиторам запрещалось применять пытки — поэтому для этого они приглашали пыточных дел мастеров от мирских властей. Правда, и после буллы 1257 «Ad extirpanda», разрешавшей пытать еретиков, инквизиторы всё же предпочитали приглашать специалистов со стороны. Просто менее опытные в таких делах люди могли допытать еретика до смерти, что не допускалось.

Кроме того, во время пыток за обвиняемым постоянно следил врач, чтобы не допустить серьёзных травм и пролития крови, что также было неприемлемо. Только вот за смерти обвиняемых и оторванные во время пыток руки еретиков инквизиторов редко наказывали.

Сперва обвиняемому показывали все орудия пыток и тщательно объясняли, как действует то или иное устройство. Многие не выдерживали и признавались во всём при одном их виде. Часто сперва проводили «предварительную» слабую пытку, которую вообще за пытку не считали.

Инквизиция допускала три вида пыток. Первой была пытка верёвкой, для которой использовали дыбу. Второй была пытка водой, когда через тряпочный кляп в пленника медленно вливали воду. Третьей была пытка огнём, когда заключённого мазали жиром, а на расстоянии полуметра располагали раскалённую жаровню. Но инквизитор также мог формально перевести обвиняемого в руки мирских властей, где уже могли использоваться абсолютно любые инструменты и методы.

Если ведьмы, несмотря на угрозы и на обещания дарования жизни, продолжают упорствовать, то пусть палачи исполнят приговор о пытках по обычному способу, не прибегая ни к новым, ни к утончённым приёмам.

Ведьмы подвергаются более лёгким или более мучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток им задаются вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначале задаются вопросы, затрагивающие более мелкие проступки. Ведь ведьмы скорее сознаются в них, чем в тяжких преступлениях.

Допрос во время пыток записывается нотариусом. Прими к сведению, что коль скоро ведьма созналась, она переводится в другое помещение с тем, чтобы судья мог снять с неё показания, заключающие её признание.

Если умеренно пытаемый продолжает запираться, то перед ним раскладываются иные орудия пытки, и он предупреждается, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствует, то в его присутствии читается приговор о продолжении допроса под пыткой на второй или на третий день. Здесь может идти речь только о продолжении пытки, а не о повторении её, так как пытка не может быть повторяема, если не имеется налицо новых улик.

Приговор о продолжении допроса под пыткой гласит: «Мы, вышеуказанные судья» и т. д. «назначаем для тебя, такого-то, на такой-то день, продолжение допроса под пыткой, чтобы правда была произнесена из твоих собственных уст». Весь ход такого допроса записывается нотариусом в протокол.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»

Инквизитору разрешалось использовать каждую из этих пыток только по одному разу. Но и тут многие инквизиторы обходили правила разными способами: то считали, что три пытки следует применять к каждому доказательству ереси, то просто не записывали их. Так число пыток вполне могло доходить до пятидесяти трёх.

Нам не стоит удивляться тому, что в документах инквизиции так редко упоминались пытки. Полученное силой признание не было законным; мы уже обратили внимание на то, что официальное признание делалось не в камере пыток, а после их завершения. Таким образом, в документах делалась запись, что признание получено свободно и без принуждения. Иными словами, целью пытки было не получить признание, а довести обвиняемого до такого состояния, чтобы он мог сделать признание позднее!

«История инквизиции», Алан Лоусон Мейкок

Когда обвиняемый терял сознание во время пыток или жаловался на то, что он болен, врачи его «лечили» вливанием кипятка в подмышечные впадины или уксуса — в ноздри.

Дыба

Оправдательных приговоров было мало, особенно если обвинения были тяжкие. Хотя бывало и такое, что инквизиторы оправдывали даже тех, кому грозила неминуемая казнь. Так Мария де Касалья за десять лет трибунала не призналась под пытками в ереси, не выдала никаких имён, победила в дискуссии по поводу церковных доктрин и добилась того, чтобы в итоге ей выписали лишь мизерный штраф.

Если еретик покаялся во время «срока милосердия», а порой и во время первого допроса, то он вполне мог надеяться на самое лёгкое наказание — а то и вообще избежать его. Так некоторые катары после чистосердечных признаний со временем даже сами становились инквизиторами.

Самыми распространёнными наказаниями были штрафы и полная конфискация имущества. Этим часто пользовались корыстные инквизиторы: они могли рассчитывать на четверть всего конфискованного. Кроме того, вообще вся деятельность инквизитора оплачивалась с конфискованного имущества и из местной казны. Обвиняемые частенько должны были платить даже за банкеты, которыми заканчивалось каждое заседание трибунала.

Другим распространённым видом наказания были различные епитимьи — церковные наказания для мирян, которыми каралось большинство кающихся еретиков. К ним относились частое чтение молитв, регулярное посещение храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по «святым» местам. Эти наказания могли длится годами, а за их исполнением внимательно следили, так что почти любое несоблюдение епитимий приводило к новому суду.

В дополнение к епитимьям часто накладывались «унизительные» наказания: публичные бичевания, прилюдное ношение нашивки на одежде в виде особого креста. Это сильно позорило раскаявшегося еретика в глазах окружающих и могло продолжаться всю его жизнь.

Многие пилигримы были теми, на кого наложили епитимью 

Если же обвиняемый в ереси не признавался во всём, не раскаивался, никак не сотрудничал со следствием или же ранее проявил себя чересчур рьяным еретиком, то его ждали более суровые наказания.

Инквизиторы не могли приговаривать еретиков к тюрьме или казни — поэтому они просто отлучали их от церкви и передавали в руки светских властей. Дело переходило от церковной юрисдикции с чисто формальным воззванием к жалости — на которую, конечно, рассчитывать никто уже не мог.

Тюрьма считалась высшим проявлением милосердия к закоренелым еретикам, хотя зачастую их сажали на всю жизнь. Высшей мерой наказания еретиков во всех католических странах было сожжение заживо. Местные власти не могли от неё уклониться.

Казнь на костре проходила в праздничный день и считалась публичным зрелищем, явка на которое была фактически обязательной — тех, кто не явился, подозревали в ереси. Присутствие женщин и детей приветствовалось. Учащиеся на этот день даже получали выходной.

В Испании и Португалии всё это было в рамках аутодафе — «акта веры» с латинского. Она начиналась с проповеди против всевозможных ересей и зачитывания длинного и запутанного приговора на латыни.

Еретика привязывали к столбу в центре эшафота и обкладывали заранее завезёнными дровами и хворостом. Если еретики молчали и соглашались со своим приговором, то их придушивали петлёй, чтобы они потеряли сознание. А особо ретивых еретиков перед казнью ещё подвергали дополнительным экзекуциям — от них отрывали куски плоти раскалёнными щипцами, дробили им кости, отсекали конечности.

Сожжение еретика

Весь этот инквизиторский суд выглядел ужасающим, диким и абсолютно абсурдным даже для многих просвещённых людей того времени. Хотя нужно помнить, что мирские суды в Средневековье были ничем не лучше — а то и хуже. По указке нескольких случайных людей частенько без суда и следствия светские власти сжигали многие десятки человек.

Испанская инквизиция

Инквизиция действовала по всему католическому миру — но далеко не везде она могла действовать в свою полную силу.

В Восточной Европе инквизиция по сути присутствовала лишь на самых показательных делах — и то скорее для организации судов над священниками и монахами, как в случае с чешским проповедником Яном Гусом и доминиканским монахом Джордано Бруно. Последнего судили за то, что он впал в спиритуализм, а его идеи гелиоцентризма подвергли критике только за счёт того, что они противоречили христианским догмам. Вообще инквизиция не имела ничего против наук — только если они не противоречили догмам.

Сожжение Яна Гуса

На Севере Европы инквизиция была представлена чуть шире — но всё равно довольно слабо. Святой Престол всячески стремился расширить влияние инквизиции в Германии, но этому всячески сопротивлялись местные власти. Да и население там довольно часто противилось инквизиции и устраивало из-за инквизиторов масштабные бунты.

В Новом Свете инквизиция скорее занималась проповедованием христианства среди индейцев — что помогло тем избежать геноцида: крещённых индейцев теперь уже нельзя было так просто убивать.

В Лангедоке инквизиция занималась массовыми судами почти сто лет. Но как только большинство оплотов катаров уничтожили, а по наущению Филиппа Красивого сожги верхушку ордена тамплиеров, во Франции инквизиция перешла к преследованию отдельных сильно провинившихся еретиков. Или тех, на кого указывали местные феодалы, как в случае с Жанной Д'Арк — причём церковь реабилитировала её уже через пару десятков лет после суда и сожжения.

Делами в этих местах (Лангедоке — DTF) занялся великий Бернар Гуи. Почти 16 лет этот инквизитор возглавлял трибунал Святой палаты в Тулузе, вынес около тысячи приговоров и осудил более 600 еретиков.

Его деятельность была столь эффективной, что когда в 1323 году он ушёл на покой, работа инквизиции во Франции была, по сути, завершена. Альбигойская ересь — этот всепроникающий яд — была подавлена. В Лангедоке деятельность инквизиции продолжалась до 1330 года. После этого постоянного трибунала там уже не было. Лишь временами проводились суды над отдельными еретиками.

«История инквизиции», Алан Лоусон Мейкок
Сожжение тамплиеров 

Помимо Лангедока времён катарской ереси и Далмации XIV века, инквизиция во всю свою силу проявила себя только в Италии, из-за близости к Святому Престолу, и в Испании — во многом благодаря Томасу де Торквемаде, самому знаменитому инквизитору в истории.

Торквемада был настоятелем доминиканского монастыря. На этом посту он отличался недюжинной начитанностью, поразительной духовностью и скромностью — Томас даже обуви никогда не носил, хотя путешествовал по стране исключительно пешком. Благодаря всему этому набожная королева назначила его духовным наставником своей дочки, Изабеллы Кастильской.

Томас де Торквемада

С согласия своей ученицы Томас де Торквемада взял под контроль всю испанскую инквизицию и реформировал её. Теперь она была абсолютно независимой от Святого Престола. По всей стране устанавливались инквизиторские суды, во многих местностях — постоянные. Все гражданские суды вынуждены были всячески содействовать инквизиторам. Поиски еретиков проходили с особым рвением. Сожжение еретиков проходило с небывалым до этого торжеством.

Главной целью террора испанской инквизиции были марраны, крещённые евреи, и мориски, крещённые мусульмане — некрещённых евреев и мусульман инквизиция не имела права трогать, ими занимались светские власти. Всё дело в том, что в то время заканчивалась Реконкиста, отвоёвывание пиренейских земель христианами у мусульман, и католических правителей беспокоило то, сколько много денег и власти скопилось в то время в стране у марранов и морисков.

Все дела испанской инквизиции были хорошо задокументированы — но записей было столь много, что историки до сих пор не установили хоть сколько-то точное число жертв инквизиторов Торквемады. Одних только сожжённых заживо сейчас насчитывают минимум девять тысяч человек. Пыткам подвергли многие и многие десятки тысяч. Из-за страха преследования и по результатам судов многие были вынуждены бежать из страны, оставляя всё имущество.

Даже после отставки и смерти Томаса де Торквемады испанская инквизиция по сути оставалась репрессивным аппаратом испанской короны. Когда в Нидерландах начались волнения, инквизиторы начали преследование всех недовольных испанской властью. А после того, как голландцы объявили о своей независимости, то испанская инквизиция приговорила к смертной казни всё население Нидерландов.

Обвиняемые наряжены в санбенито и шутовские колпаки «Трибунал инквизиции», Франсиско Гойя

Инквизиция и охота на ведьм

Колдовство не одобрялось церковью и считалось ересью — но очень долгое время инквизиция преследовала лишь высокопоставленных колдунов, пропагандирующих свои оккультистские учения. Различных деревенских ведьм почти что не трогали. Попасть под суд инквизиции имели гораздо больше шансов те, кто утверждал, что видел ведьм, летевших на шабаш.

Но в середине XV века ситуация переменилась. Церковь начала массово принимать законы против ведьм. На волне таких настроений в 1486 году инквизиторы Генрих Крамер и Якоб Шпренгер издали своё руководство для инквизиторов под названием «Молот ведьм», которое по своей сути представляло из себя огромный сборник суеверий и того, как вести следствие против ведьм.

Что касается вопроса, бывает ли так, что демон без помощи ведьмы удаляет мужской член и имеется ли различие между тем и другим удалением, то можно сказать, кроме того, что сказано в первой части трактата в вопросе, могут ли ведьмы удалять мужской член: во-первых, когда демон сам по себе удаляет член, тогда он действительно и реально удаляет, и действительно и реально восстановляет его, если он должен восстановить: во-вторых, он может удалить не без вреда и не без боли; в третьих, он никогда этого не делает, разве только при содействии доброго ангела, потому что он удалял бы орудие своего успеха: он может при посредстве акта совокупления наделать гораздо больше злодеяний, чем через посредство других человеческих поступков, так как бог более попускает околдовывать этот акт, чем другие человеческие поступки, как это было установлено выше; и всё это не имело бы места, если бы он не действовал при попущении Божием, при посредстве ведьм.

Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, «Молот ведьм»
Обложка Mallēus Maleficārum, «Молота ведьм»

«Молот ведьм» был лишь неофициальным сборником советов для инквизиторов. Правда, не без его помощи Генрих Крамер сумел продвинуть принятие Папой Римским принятие буллы Summis desiderantes affectibus, «Всеми силами души», направленной против ведьм Рейнской области. Но многие инквизиторы всё равно считали значительную часть «Молота ведьм» полным бредом.

Куда большей популярностью это руководство пользовалось в светской среде. Так, к примеру, Кёльнский университет всецело поддерживал авторов этой книги в их воззрениях.

Поэтому подавляющее большинство процессов против ведьм велось вообще без участия инквизиторов. Пример тому — знаменитый Салемский процесс, проходивший в Новой Англии, где инквизиции никогда не было.

Сжигание ведьм у замка Рейнштейн R. Decker

Дальнейшая история инквизиции

Инквизиция со временем превратилась в один из символов прогнившей системы католической церкви, главной целью которой было уничтожение всех тех, кто верил в бога хоть чуточку иначе. Поэтому в XVI веке она была одной из причин того, почему многие немецкие земли участвовали в движении Реформации и принимали протестантизм.

Для борьбы с Реформацией Святой Престол учредил Священную канцелярию, централизовавшую деятельность инквизиции, и ужесточил суды инквизиции. Жертвы обвинений почти целиком лишались своих прав: они теперь не могли приглашать адвокатов, подавать апелляции уже было нельзя. Также инквизиция теперь ввела жёсткую цензуру книг и издавала Индекс запрещённых произведений.

Но по результатам Тридцатилетней войны, пошатнувший могущество католической церкви, было видно, что инквизиция бессильна в борьбе за целостность христианского мира. Под конец XVIII века инквизиция была отменена во Франции, в других странах она уже не могла заниматься аутодафе и пытками. В начале XIX века от неё отказались везде, кроме Италии.

В 1835 году Папа Григорий XVI отменил все местные суды инквизиции и сохранил только Священную канцелярию, которая в основном занималась внутренними делами церкви и могла прибегать только к отлучениям. В 1908 году её переименовали в «Священную Конгрегацию Священной Канцелярии». В 1966-м Папа Павел VI переименовал её уже в «Священную конгрегацию доктрины веры» и по сути упразднил, так как она теперь занималась исключительно церемониальными и формальными делами.

Папа Римский Павел VI

Несмотря на то, что инквизиция была не настолько жестокой и фанатичной, как её рисуют в массовой культуре, она всё равно была ужасающим инструментом репрессий всех тех, кто хоть немного сомневался в католических ценностях. Многое из того, что творила инквизиция, свершилось только из-за карьеризма и желания заработать. Важно было лишь верить в догматы церкви — а уж то, насколько ты хорошо их соблюдаешь, было не так важно.

Несколько слов будет достаточно, чтобы подвести итог деятельности средневековой инквизиции. Инквизиция ввела в суды систему, извратившую уголовное право во всех странах, попавших под её влияние. Она доставила Св. Престолу могущественное оружие для его политики; она внушила светским монархам желание подражать ей; она опозорила религию, предоставив в услужение ей самые гнусные вожделения; она породила болезненное возбуждение против отступлений от учений Церкви настолько, что самое незначительное разногласие считалось способным вызвать безумие и возмутить всю Европу.

Энергичная только в деле зла, инквизиция, когда ей представилась возможность воспользоваться своим могуществом на защиту добра, дала понять народу, что единственными грехами, заслуживающими наказания, были посещение шабаша и неверие в непогрешимость Церкви.

Таким образом, суд беспристрастной истории должен гласить так: инквизиция, это чудовищное порождение ложного рвения, служа эгоистичной алчности и жажде власти, была направлена на подавление самых высоких стремлений человечества и на возбуждение самых низких его инстинктов.

«История инквизиции», Генри Чарльз Ли

0
225 комментариев
Написать комментарий...
Принцесса Фарлума

"Убивайте всех, Господь распознает своих!"
Великолепный план, Уолтер. Просто охуенный, если я правильно понял. Надёжный, блять, как швейцарские часы

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лазарев

Вроде-бы пост про инквизицию, но даже сюда умудрились приплести советскую власть...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хаустов

человек не различает понятий светский и советский...

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
TeneBrifer

Никто не ожидает пролетарскую революцию!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Существенный Даниль

Допустим ты прочитал все верно, а не обделался. Тогда выходит шо, после пыток церковь в 1300 году передавала еретика в ЦК компартии Испании, где его уже отлученного от церкви лишали партбилета и путевки в санаторий. Я правильно понимаю?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Локальный паркур

Это где?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich
Ответить
Развернуть ветку
Никита Прохоров

Светскую власть. Светскую, а не советскую, товарищ.

Ответить
Развернуть ветку
Камилл Бидон

Знатно ты обделался, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Неожиданный огонь

Светскую?

Ответить
Развернуть ветку
Pazzy Pazzov

Дотянулся проклятый Сталин!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Якобицких

Заминусили человека за неплохую шутку, а потом такие:"толсто, слишком толсто" или "во ты обосрался! светская, а не советская". Я так понял это у вас постирония такая?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Целищев

Вот уж что я на ДТФ не ожидал, так это святую инквизицию

Ответить
Развернуть ветку
Riverander
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Принцесса Фарлума

Дтф - многосторонний)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория

И зря, инквизиция не дремлет! Она ищет инакомыслящих через такие статьи в Интернете:)! Шучу, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich

В тексте там как-бы волнами все идет :) То цитируюется "Молот ведьм", то говорится, что его никто серъезно не воспринимал. Одновременно утверждается,

что инквизиторский суд выглядел ужасающим, диким и абсолютно абсурдным даже для многих просвещённых людей того времени

И сразу же

мирские суды в Средневековье были ничем не лучше — а то и хуже

Эти худшие мирские суды, по-видимому, для "просвещенных людей того времени", дикими не казались :)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Pavel Golyakevich

Думал, что тут будет опровержение "черной легенды", а нет, все то же что и обычно.

она всё равно была ужасающим инструментом репрессий всех тех, кто хоть немного сомневался в католических ценностях.

Это Галилео Галилей, он очень страдал из-за ужасающих условий домашнего ареста, наложенного инквизицией.
Ниже протопоп Аввакум. Его вовсю щадит светская власть.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сигабатулин

Спасибо за историческую справку, конечно, но при чём тут протопоп Аввакум, если в материале речь про инквизицию?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Паляниця

Ну это же нечестно оправдывать одну сторону перед другой на основе одного случая, правда?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Andrey Belyavsky

бгг, в статье и говорится, что казнями занимались светские власти а не церковь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Елагин

На эту тему у Мартьянова в "Прогулках по средневековью" интересно написано

Ответить
Развернуть ветку
Степан Туркин

Какое-то стереотипное "а у вас негров линчуют".

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kibekin

В некотором роде Галелей остался дома...

Ответить
Развернуть ветку
Близкий холод

ну а эта инквизиция католическая никуда не делась.
форму сменила.
яркий пример - моя родная Польша.
католичество, как государственная религия, лезущая во все дыры, куда ее просят и куда - нет. "Пани 25 лет и у нее до сих пор нет детей? Почему, ведь церковь..." на приеме у врача - обычное дело. В костел каждую неделю - нужно, иначе далеко не поймут.
Многие не осознают всю важность того, что делают Behemoth, но на самом деле Дарски - это отличный пинок под задницу всей этой церковной цензуре, пришедшей на смену цензуре коммунистической.

Ответить
Развернуть ветку
Anthony FromKyiv
Многие не осознают всю важность того, что делают Behemoth

А что они делают?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктория

Даже и в голову не приходило, что в Польше настолько сильно вмешательство Церкви в мирскую жизнь..

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
George Kavetsky

Нормально вы так сравнили политику Польши как светского государства и культуру ее населения с судебной институцией Святого престола

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich

На всякий случай оставлю эту выписку из Википузии здесь, чтобы был понятен масштаб казней (ссылки на первоисточники можно глянуть в оригинальной статье).

Beginning in the 19th century, historians have gradually compiled statistics drawn from the surviving court records, from which estimates have been calculated by adjusting the recorded number of convictions by the average rate of document loss for each time period. Gustav Henningsen and Jaime Contreras studied the records of the Spanish Inquisition, which list 44,674 cases of which 826 resulted in executions in person and 778 in effigy (i.e. a straw dummy was burned in place of the person). William Monter estimated there were 1000 executions between 1530–1630 and 250 between 1630–1730. Jean-Pierre Dedieu studied the records of Toledo's tribunal, which put 12,000 people on trial. For the period prior to 1530, Henry Kamen estimated there were about 2,000 executions in all of Spain's tribunals.

Т.е. уровень "репрессий" инквизиции за десятилетия и века не дотягивал, к примеру до одного 1930 года в СССР (20 тысяч приговоров к ВМН), до одного нацистсткого лагеря типа Тростенец, или до любых средневековых разборок, войн, подавлений восстаний и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Психологический файл

справедливости ради всё население испании могло составлять меньше миллиона человек на тот момент, нет? т.е. в процентном соотношении по количеству жертв по отношению к общему количеству людей тоже самое выходит

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Грубый паук например

А давайте не будем последнее предложение вырезать из абзаца. А именно вот это:

Italian Renaissance history professor and Inquisition expert Carlo Ginzburg had his doubts about using statistics to reach a judgment about the period. "In many cases, we don’t have the evidence, the evidence has been lost," said Ginzburg.

А то очень удобно получается. Ну и в целом оправдывать одни преступления против человечества другими - это зашквар, независимо от их масштабов и того, насколько законными они тогда считались.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Доступный химик

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соловьев

Кст о птичках
Было ли на Руси что то похожее на инквизицию?
Единственное что так сходу лезет в голову это Владимир Красное солнышко
Но это не совсем то

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kai
расплодившимися тогда ересями манихейства, донатизма, арианства.

Стоит упомянуть, что ересь донатизма до сих пор распространена в развлекательной сфере.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Шепит

Имя розы?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Существенный Даниль

Церковники сами же целый свод моральных устоев составили, которые лежали в основе "тогдашней" гуманности. Они же это и разрушили.

Святая инквизиции и документы рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе 77 это суть одного вопроса. Преступления против человечества совершенные из корыстных целей или в случае глубокого заблуждения.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Чимде

Я кстати надеюсь, что такие тексты могут быть полезны геймдеву. Как минимум, как источник вдохновения. Так что всё связано!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Станислав Витинский

Названия разные, а смысл один и тот же вечно: отжатие денег, установление собственной власти.

Ответить
Развернуть ветку
Nicola Dagato

Я бы пошутил, но сейчас за это большие штрафы накладывает наша инквизиция.

Ответить
Развернуть ветку
Myfus

У издательства Ломоносов есть неплохие книги на эту тему, по крайней мере мне они показались интересными и читались легко.

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Старлинг

Спасибо. После прочтения статьи заинтересовалась темой. Хотя и сама статья уже достаточно ёмкая.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Konstantin tetraksis

А что ж про "православную" инквизицию ни слова? На русской земле, "за ересь" ничуть не меньше душ погублено..

Ответить
Развернуть ветку
Отчаянный теркин30см

Еретики - это такая проблема развитого мира. Церковь-монополист управляет дочерними компаниями, спотыкаясь о несоответствие задач и методов. Поэтому человеческие потери в этом процессе возмущают.
А на русской земле была своя религия, и её надо было устранить, заменив религией новых хозяев. Тут как бы спорить не о чем, историю пишут победители. Понятно, что победа подразумевалась физическая, а не в схоластическом диспуте.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Материализм и эмпириокритицизм

После работы дочитаю, но как известно, всегда во всём виноваты деньги...

Ответить
Развернуть ветку
Интеллектуальный кофе
но как известно, всегда во всём виноваты

Евреи же?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Фёдоров

Материал интересный. Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ольховик
и мы провозглашаем тебе, что, если ты упорно выдержишь это отлучение в течение года, то мы возбудим процесс против тебя как еретика.

Я вот тут не понял. Надо в течении года что сделать, не выдержать?

Ответить
Развернуть ветку
Предвыборный историк

Отлучили от церкви. Если тебе похер, да ещё и целый год похер, то точно еретик.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Жилин
церковная организация не занималась казнями и порой действовала даже гуманней светских властей

Я конечно верю, что автор образованный и сведущий в этом вопросе человек, но хоть какую-нибудь статистику то можно было привести?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

трудно, сложно
кто там вел статистику
Дэн Браун в "Коде да Винчи" пишет, что за 3 века церковь сожгла 5 миллионов ведьм (только ведьм)
А авторы "Книги всеобщих заблуждений" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9) пишут, что Дэн Браун гонит, максимум 50 тысяч. И большую часть не сожгли - костер дорого стоил на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bigtiger

Инквизиция, пытки, казни - это не только католики. Реформаторы тоже не брезговали подобным.
Даже в Швейцарии 16-го столетия такое было в порядке вещей (кальвинизм). Там за отклонение от "курса партии" тоже жгли на медленном огне и топили как котят.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Клочков

Ну по нынешним меркам ранние протестантские движухи это иногда натуральный ИГИЛ

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Найдёнов

уважаемый автор, прежде чем писать какие либо сравнения, нужно вдумываться в их корректность. я не стал дочитывать весь ваш опус до конца, но в начале вы позволили себе сравнить инквизицию с советской властью....? прошу прощения, но советская власть по всем основным критериям не может сравниваться с инквизицией! во первых инквизиция не являлась государством или государственным строем. но не смотря на это могла запросто устроить войнушку любому государству где хромает католическое христианство . для того чтоб увидеть абсурд вашего сравнения представьте картину - патриарх кирилл посылает российскую армию с крестовым походом на территории где живут буддисты или мусульмане дабы истребить любую ересь (а свобода вероисповедания по мерам инквизиции и есть ересь)... абсурд конечно но как то так. во вторых , сравнение не корректно по временным рамкам и статистике. если сравнивать советский союз просуществовавший менее века но при этом в советское время уже существовала статистика и жестокость советской власти выражена в цифрах на бумаге, то инквизиция явление более долгоиграющее и менее запротоколированное статистикой. вряд ли кто то утруждал себя будучи в крестовом походе подсчитывать сколько он хлопнул еретиков в местности где католическое христианство не котируется. вы и цитату привели недвусмысленную , со смыслом ,,долби всех кто попадёт под руку а бог разберётся потом кто виноват,, уважаемый автор, вам не кажется что советская власть после таких цитат и вовсе розовая и пушистая? цитата папы если в неё вдуматься вполне соответствует логике геббельса. в принципе папа римский мог выкрикнуть с трибуны ,,наша вера юбер алес,, и логика цитаты не изменилась бы. но заостряю внимание что папа посылал воинов на неугодные страны и народы а это религиозная оккупация. советская власть если и считается что она была жестокой(что является отдельной темой для разговора) то она являлась государственным строем и не посылала войска именем бога или ленина или ещё кого нибудь на другие народы и государства.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Чимде

Ну попробуйте перечитать начало, а лучше целиком прочитайте. Надеюсь, вам тоже станет смешно от этого комментария.

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Vladyslav

Да, христиан нужно сравнивать не с Совком, а с коммунистами.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Мятный

СОВЕТСКИЙ - советский относящийся к государственной власти Советов
СВЕТСКИЙ - Не церковный, гражданский; противоп. церковный и духовный

Ответить
Развернуть ветку
Demi

A Plague Tale: Innocence реально хорошей игрой получилась, хочется продолжения!

Ответить
Развернуть ветку
Принцесса Фарлума

Блин, а она такая короткая, что ты успел её пройти?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Психологический файл
Ответить
Развернуть ветку
Ноженосец

К автору выдвигается Инквизиция, чтобы обвинить в ереси! Советую быть дома, когда она туда придёт, или отлучение грядёт!

Ответить
Развернуть ветку
Semargl

Кстати есть довольно неплохой цикл книг "Конгрегация". Отечественный фэнтези-детектив в псевдо-, а может и не особо псевдо-средневековье, который заставляет включать мозги

схваток немного, зато много расследований и описаний старой Германии… да не Германии ещё, а разрозненных княжеств, только соединяющихся в целое. Зато много размышлений о жизни, добре и зле, расследований, латыни (многих это пугает, хотя добрый автор и дает перевод — а я бы не дал :)). Мне трудно судить, насколько правдоподобно описана средневековая Германия. Возможно разбирающийся в своей истории немец будет хохотать, как смеемся мы, читая про развесистую клюкву и водку из кипящего самовара. А может быть и нет. Для меня, во всяком случае, мир был вполне правдоподобен... С. Лукьяненко.
Ответить
Развернуть ветку
Роман Евтушенко

Как говорится, лучше сын ефрейтор, чем дочь теолог. (Простите)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

лучше п-слово на рее, чем акула в трюме! (с) Курехин

Ответить
Развернуть ветку
187q89ewq9w8e7q978ew

Серсея все правильно сделала когда взорвала этих чертовых фанатиков в Септе Бейлора.

Ответить
Развернуть ветку
Color Cub

Короче, в средние века развлекались как могли.

Ответить
Развернуть ветку
Dan Vanili

В дополнение ко всему ( хотя что еще добавить ) сделаю небольшую рекламу ютуб канала исторической направленности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соловьев

Вообще изначально выглядит неплохо
Типо все эти моменты где ты мог избежать наказания и прочее
Но сразу как за.дело взялась испанская инквизиция это стало какой то жестью
Не говорю что инквизиция норм, но что то адекватное в их действиях было(возможно меньше чем не адекватного)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Шевченко

Ну, все благие намерения власть придержащие быстро превращают в выгоду, ничего нового))

Ответить
Развернуть ветку
Гаврил Плешков

Очень оригинальное начало - порой они поступали гуманние чем Советская власть. Ты ни чего не попутал аффтар? Ещё добавь статейку про гуманизм гитлеровцев.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цуканов
Автор

Да вы что, блин, слепых настолько много, что принимают слово «светских» за «советских» — или эта шутка такая тупая?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Макс Головкин

Действовала порой более жестоко чем советские власти? Понятно автор знает про СССР тоже по каким то стереотипам, которые расходятся с реальностью, если человек достаточно образован что бы узнать как было.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цуканов
Автор

Да ёпрст, нет в тексте ни одного упоминания СССР, есть только вариации слова «светский»

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Дондуков

А давайте посмотримся в зеркало. На сегодняшний день довольно таки большое количество религиозных организаций признано экстремистскими. И лица, состоящие в них привлекаются во многих государствах, в том числе и в России, к уголовной ответственности. Только в наше время нет таких кровавых методов расправы с инакомыслящими, как во времена средневековья. В то время и пыточный процесс, и квалифицированные казни были в норме. А разве еретики были меньшими экстремистами чем современные. Не думаю. Да и наибольшая охота на ведьм пришлась как раз на протестантские страны. Так что инквизиция в то время была обычной спецслужбой, которая как выполняла и необходимую работу, так и превышая свои полномочия совершала преступления.

Ответить
Развернуть ветку
Отчаянный теркин30см

Строго говоря, любая религия - это экстремизм или peacedoorball'ство.
И рано или поздно человечество вымрет, т.к. бороться с этой заразой не научилось.

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Kudjo

Oh my

марраны, крещённые евреи
Ответить
Развернуть ветку
Илья Цуканов
Автор

Скажу больше: некоторые ассоциировали Урфина Джюса с евреями ещё со второй книжки о Волшебной стране :D

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Kirill Anosov

SJW средних веков

Ответить
Развернуть ветку
wtfack

вот особо ярких их представителей отправить бы в средние века

Ответить
Развернуть ветку
Виктория

Спасибо автору за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Удивительно, как они серьезно относились к выдуманным вещам. При этом никогда не было ни одного доказательства их правоты.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шепит

Ну сейчас многие серьёзно относятся к выдуманным правам частной собственности или личной неприкосновенности. У каждой эпохи свои развлечения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Валенков

Это может быть сложно представить нерелигиозному человеку, но для населения средневековой Европы перспектива попасть в ад была такой же реальной проблемой, как для вас оплата ипотеки. Еретики, в представлении этих людей – те, кто весело и с песней несётся в преисподнюю, да ещё и приглашает встречных присоединиться. Их видели опасными дураками, можно сказать, их воспринимали, как сейчас воспринимают антипрививочников. Скажите честно, просвещённые жители XXI столетия, вам никогда не хотелось поймать антипрививочника и колотить по башке до тех пор, пока он публично не откажется от веры в ахинею, несующую потенциальную угрозу вашей жизни и жизням ваших близких? А навсегда стереть из интернета все статейки про то, что вакцины вызывают аутизм, чтобы ни одна доверчивая душа на это не клюнула? Конечно, можно полемизировать, приводить опровержения, но ведь некоторым хоть кол на голове теши, было бы намного проще жить, если бы подобной информации просто не было.
Если взглянуть на это с такой перспективы, то можно немного понять тех стрёмных ребят из дремучих веков.

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Torick
Авигнон

За что вы так с Авиньоном?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Князев

Этому Августину Бложенному кипятильник бы или пояльник в жопу засунуть....)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Graviton

Христианская инквизиция, не святая, во-первых. Они убивали и преследовали за идеи. Святостью это не назовёшь. Не поганьте святость.

Во-вторых.
Причина появления инквизиции была вполне конкретная и точная - преследование течения катаров.
Катары, это христианские сектанты, которые стремились к равенству между мужчиной и женщиной, у них были очень прогрессивные идеи. Это течение стало набирать силу и включать в свои ряды весьма богатых и благородных людей. Катары стали весьма богатой христианской ветвью.
Папа с его приспешниками испугался за свою власть ибо катары начали ей угрожать.
Преследовались две цели.
1. Устранить потенциального конкурента за власть.
2. Обогатиться, разоряя катаров.

Когда катаров уничтожили, высшие сановники поняли, какой мощный инструмент власти и удержания людей в повиновении они создали. Его продолжили использовать просто по инерции. Выгодно, удобно.

Борьба с ересью, была прикрытием для отъёма богатств у неугодных людей. Казни и пытки были инструментом устрашения.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тюленев

В то время Лангедок не был частью Франции, а входил в состав Арагона начиная от Альби графство Тулузское марка Испанская вместе с Каталонией. И язык там был свой Окситанский (Аквитанский). Земли графства Тулузского отошли Франции около 1272 года после смерти графини Тулузской жены короля Франции. Графа Монфора, руководителя крестового похода, досих пор нелюбят истинные Тулузцы. Он был убит в Тулузе у Сен Сирнина, там же умер Раймонд 4 граф Тулузский. При взятии Монсегюра были сожжены более 200 катар, без суда и следствия не в праздник и зрители были крестоносцы. Тулуха в те времена была царицей городов и даже проститутки одевались лучше, чем королева Франции. Многое можно прчесть в книге русского историка который много лет во Франции в национальной библиотек изучал архивы тех лет. "История альбигойских войн."

Ответить
Развернуть ветку
Askari

Ну то есть, на деле всё было ещё хуже, чем показано в игре.

Ответить
Развернуть ветку
Commisar Crowbar

Простите, но разве Феодосий ввел христианство в РИ? Я все таки думал, что Константин, а при Феодосии ввели Никейский Символ Веры против арианства во время Первого Никейского Собора,т.е. де юре и де факто христианство уже было закреплено в государстве

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цуканов
Автор

Да, мой ляп

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Мятный
Но как только большинство оплотов катаров уничтожили, а по наущению Филиппа Красивого сожги верхушку ордена тамплиеров

СПОЙЛЕРЫ "ПАДЕНИЯ ОРДЕНА"

Ответить
Развернуть ветку
Edgar Ustinov

Такое впечатление что пост проплачен инквизицией.
Несмотря на официальное упразднение-во многих странах спят и видят как бы вернуть инквизицию. В наибольшей зоне риска нахоятся США-здесь слишком много христанутых, причём самого экстремистского толка. И всё это официально поддерживается властями. Помните-если вы дадите слабину и позволите церкви решать многие светские вопросы при относительной автономии и безнаказанности-все "прелести" средних веков вернутся.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Урусов

Вы чего про церковь плохо говорите? Да вам Навальный просто платит бля!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 225 комментариев
null