Отцы и дети: «Ересь Хоруса» как мыльная опера в сеттинге Warhammer 40,000

<p>Adrian Smith</p>

Adrian Smith

В мире Warhammer 40,000 постоянно идут войны. Каждая из рас-фракций пытается не просто выжить – она желает вознестись и стать настолько сильной, чтобы сокрушить всех врагов до единого.

Центральную роль здесь играет Империум Человечества – сверхгосударство, которое объединяет в себе миллионы населенных людьми миров. Именно с позиции людей описывается большинство событий, именно про них пишется большая часть историй. Ксеносы, расы не-людей, находятся на второстепенных ролях, зачастую оказываясь врагами человечества.

На данный момент больше всего известно о двух основных периодах в истории Империума: актуальном 41-м тысячелетии, в котором разворачивается большая часть описываемых событий, и эпохе расцвета Империума, поворотном моменте в его истории – то есть «Ереси Хоруса». При этом последний период вполне может считаться «вселенной во вселенной», самостоятельной историей, ведь развивается он отдельно и независимо.

<i> Промо-изображение коллекционной карточной игры для мобильных устройств The Horus Heresy: Legions </i>
Промо-изображение коллекционной карточной игры для мобильных устройств The Horus Heresy: Legions

На данный момент о «Ереси Хоруса» вышло чуть больше полусотни книг (конечно, это не Перри Родан, но все равно круто) и почти с десяток бэковых томов с подробным описанием враждующих сторон и предыстории конфликта, который расколол все человечество и определил его судьбу на десять тысяч лет вперед.

Цикл представляет из себя уникальный культурный феномен: работой над ним занимаются десятки людей (и это только авторы романов), тогда как в целом над вселенной их работают сотни.

На заре Империума: причины «Ереси»

<i> Истваан V. Первое «официальное» сражение, в ходе которого почти полностью были уничтожены три лояльных легиона: Железные Руки, Гвардия Ворона и Саламандры </i> <p>Neil Roberts</p>
Истваан V. Первое «официальное» сражение, в ходе которого почти полностью были уничтожены три лояльных легиона: Железные Руки, Гвардия Ворона и Саламандры

Neil Roberts

Если попытаться максимально сжато пересказать историю «Ереси Хоруса», то получится примерно следующее.

Император, предположительно величайший из психически одаренных людей, решил объединить человечество и сделать так, чтобы оно перестало зависеть от варпа (почему варп так важен, мы рассказывали в прошлый раз). На основе собственного генетического материала в лабораторных условиях он создал себе сыновей – примархов, воплощающих грани его личности. Каждому из них он дал по Легиону улучшенных людей – Космических Десантников. Алгоритм их создания был унифицирован, но отдельно взятый Легион наследовал конкретные особенности своего генетического отца-примарха. Именно космодесантники помогли Императору меньше чем за 200 стандартных терранских лет привести к Согласию около 250 тысяч миров.

<i> Примархи на Улланорском Триумфе. Именно здесь Император наречет Хоруса Магистром войны. Обложка антологии «Примархи» </i> <p>Neil Roberts</p>
Примархи на Улланорском Триумфе. Именно здесь Император наречет Хоруса Магистром войны. Обложка антологии «Примархи»

Neil Roberts

Во время разработки проекта «Примархи» произошла авария, и капсулы с двадцатью младенцами раскидало по населенным людьми мирам. Проект оказался скомпроментирован – это был ход Губительных Сил, «богов» и демонов, обитающих по ту сторону реальности. Однако Император не решился его прервать.

Закончив создание армии Космических Десантников, Император объявил Великий крестовый поход, в ходе которого он и должен был найти всех потерянных сыновей и объединить человечество. Находя одного сына за другим и давая им армии, Император все больше отстранялся от ведения крестового похода, пока однажды и вовсе не объявил, что возвращается на Терру. Он назначил Хоруса Магистром войны и передал ему право закончить процесс объединения человечества.

<i>Император, Адептус Кустодес и Сестры Безмолвия в Паутине. Обложка романа «Повелитель Человечества»</i> <p>Neil Roberts</p>
Император, Адептус Кустодес и Сестры Безмолвия в Паутине. Обложка романа «Повелитель Человечества»

Neil Roberts

Целью Императора было не просто объедение людей – он желал не допустить их вырождения в психически активную расу. Для этого он разработал план по созданию прохода в Паутину, древнюю «магистраль» для безопасного путешествия по варпу. Вход в Паутину находился под Гималаями, в недрах Императорского Дворца. Там же и находилась его лаборатория, в которой он начал создавать Золотой Трон – устройство, которое и должно было активировать проход.

Когда Хорус, Магистр войны, объявил войну Императору, один из лояльных примархов рванул прямиком к Отцу через Паутину и этим нарушил ее целостность. Император и лучшие его воины увязли в войне с демонами в подземельях под Дворцом. Тем временем девять примархов-предателей отправились на Терру. Оставшиеся девять оказались вынуждены воевать со своими братьями, а некоторые и вовсе начали сомневаться в том, правильную ли сторону выбрали.

Итогом этой ужасающей войны, в ходе которой погибли триллиарды людей, стала смерть Хоруса, смертельное ранение Императора и человечество, разделенное войной.

<i> Хаоситы презрительно называют имперцев «слугами трупа на троне». И для этих оскорблений есть полные основания </i> <p>John Blanche</p>
Хаоситы презрительно называют имперцев «слугами трупа на троне». И для этих оскорблений есть полные основания

John Blanche

В 41-м тысячелетии Император все еще сидит на Золотом Троне, который поддерживает в нем жизнь благодаря ежедневным жертвам тысячи психически одаренных людей. Выжившие примархи-предатели и их сыны-космодесантники все так же желают захватить Терру, а человечество ведет войну не только с Губительными Силами, но и расами чужаков, которые возвысились за эти 10 тысяч лет.

Впереди Человечество ждут лишь страдания да смех жаждущих Богов.

<i> Примархи-предатели готовятся к Осаде Терры. Обложка романа Slaves to Darkness </i> <p>Neil Roberts</p>
Примархи-предатели готовятся к Осаде Терры. Обложка романа Slaves to Darkness

Neil Roberts

Предательство всех сортов и оттенков

Если попытаться назвать основную тему, раскрытию которой так или иначе посвящены все произведения цикла, то это будет тема предательства. В цикле нет одного действующего героя (хотя первые пять романов представляют из себя более-менее последовательное повествование), но есть более сотни центральных персонажей (только одних примархов, на секундочку, 18), от лица которых и рассказываются события. У каждого из них были свои желания и стремления, помимо простой необходимости исполнять приказы и воевать.

И именно в этом и заключается прелесть цикла – он повествует не просто об одном конкретном предательстве, он рассказывает о множестве событий, которые можно охарактеризовать как «Предательство». Кто-то встал на сторону Хоруса, кто-то остался на стороне Императора. Кто-то за время «Ереси» не раз менял сторону. Кто-то вел собственные войны, формально присоединившись к одному из противников.

<i> Терра готовится к осаде. Обложка The Solar War, первого из восьми романов подцикла The Horus Heresy: Siege of Terra </i> <p>Neil Roberts</p>
Терра готовится к осаде. Обложка The Solar War, первого из восьми романов подцикла The Horus Heresy: Siege of Terra

Neil Roberts

Предательство Императора во имя Империума, предательство Империума во имя Императора, предательство генетического отца во имя Императора, предательство Императора во имя отца, предательство братьев, предательство идеалов, предательство самого себя – если перебрать все варианты того, как можно было предать кого-то в этой войне, то, скорее всего, вы их найдете. Именно по этой причине многие рассказы оказываются в разы интереснее некоторых романов цикла.

Мыльная опера галактических масштабов

Хорошая история не может получиться без интересных персонажей, а интересные персонажи не могут получиться без конфликтов, которые их определяют. В цикле нет одного центрального героя, который бы, как Наруто, мог тянуть на себе всю историю. «Ересь Хоруса» хороша обилием своих персонажей, поражает глубиной взаимосвязей между ними, но из-за акцента именно на взаимоотношениях превращается в типичную «мыльную историю», являясь по сути обычной космооперой.

<i> Чтобы понимать примерный рост примарха, нужно помнить, что обычный космодесантник в броне достигает 2,3-2,5 метров. Обложка повести «Пертурабо: Молот Олимпии» </i> <p>Mikhail Savier</p>
Чтобы понимать примерный рост примарха, нужно помнить, что обычный космодесантник в броне достигает 2,3-2,5 метров. Обложка повести «Пертурабо: Молот Олимпии»

Mikhail Savier

Многие фанаты спустя годы обнаружили, что 4-метровые боги войны, которых они считали идеальными сверхлюдьми, оказались людьми обычными, со своими страстями и стремлениями. Что примарх, что космодесантник, что обычный солдат – все они похожи и различаются в первую очередь своей позицией в социальной иерархии и способностями, интеллектуальными и физическими. История о «Великом Предательстве» является историей о людях, которые в силу своей «ограниченности» и «неидеальности» чуть не уничтожили целое трансгалактическое сверхгосударство.

Художественная притягательность цикла состоит не в том, что он полон сверхчеловеческого экшена и космических боев, а в том, что он рассказывает историю о людях, которые из-за своих неразрешенных конфликтов создали огромные проблемы для бессчетного количества других людей.

В своем ядре «Ересь Хоруса» – это история об отце и его сыновьях, которые хотели любви и понимания, а оказались инструментами, пешками в его плане по направленной эволюции человечества. Некоторые из них оказались не согласны с таким видением, жаждали большего и поэтому решили пойти против своего создателя. Их мелочность и уязвленная гордость привела к ужасающим воображение событиям.

Значение цикла для вселенной Warhammer 40,000

Для большинства живущих в 41-м тысячелетии «Ересь Хоруса» является мифом, легендой, историей о том, что происходило очень и очень давно. Но именно в ней кроются причины всех тех бед, которые потом произошли с людьми: пришествие ксеносов-тиранидов в Галактику; угроза падения Империума от космодесантников-предателей, обосновавшихся на границах Империума; вырождение людей в психически активную расу.

Первый трейлер фанатской короткометражки Death of Hope, вдохновленной романами «Первый Еретик» и «Не ведая страха». В ролике показано противостояние Легиона Несущих Слово и Ультрамаринов на Калте

Трагизм истории «Ереси» заключается в масштабе описываемых событий и последствиях, которые она имела для всех людей в рамках вселенной. Император хотел не дать людям оказаться игрушкой в руках Хаоса – и у него это могло получиться, если бы не вмешательство Губительных Сил. То, что итог всех этих событий можно наблюдать в актуальном таймлайне, не делает историю хуже, а наоборот – создает дополнительный бэкграунд для более тонкого эмоционального восприятия.

Тема предопределения очень часто поднимается в литературных произведениях, но столь же часто она и опровергается. В книжном цикле события разворачиваются здесь и сейчас, и на глазах читателя герои делают выбор, лишь предполагая его последствия или вовсе не задумываясь о них. Все картины будущего предстают перед ними как возможные, а поэтому герои всеми силами пытаются их предотвратить (или достичь, в зависимости от стороны конфликта).

Иногда может показаться, что они почти побеждают, но итог, о котором знает лишь читатель, всегда остается неизменным: человечество проигрывает войну с Хаосом.

<i> Обложка графического романа «Честь Макрагга. Возмездие Ультрамара», единственного официального комикса по «Ереси Хоруса» </i> <p>Neil Roberts</p>
Обложка графического романа «Честь Макрагга. Возмездие Ультрамара», единственного официального комикса по «Ереси Хоруса»

Neil Roberts

5050 показов
13K13K открытий
126 комментариев

Ну чо поцаны, Магнус нипридавал?

Ответить

Русс Жопошник.

Ответить

По классике.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Магнус Рукожопый, первый своего имени, психик-еретик и "пацан к успеху шел, но не получилось, не фортануло"

Ответить

Перечитал. Слишком много фактических ошибок, хаоситская нечистая лексика, абсолютное непонимание сути происходившего. Отдельно проорал с "ограниченных и несовершенных людей" и "мелочности".

Ересь. Сжечь.
Вместе с автором.

Ответить

Что же это получается... автор один из этих?

Ответить