История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

А заодно дал старт Расширенной Вселенной.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Когда Disney в 2014 году фактически отменил Расширенную Вселенную, перенеся её в разряд «Легенд», глава Lucasfilm Кэтлин Кеннеди объяснила это решение желанием предоставить свободу создателям новых полнометражных фильмов, игр, книг и комиксов.

Спустя пять лет она же в интервью журналу Rolling Stone пожаловалась, что работа над каждым новым фильмом по «Звёздным войнам» даётся компании с трудом, ведь у режиссёров и сценаристов нет под рукой никакого первоисточника, откуда можно было позаимствовать все наиболее удачные сюжетные находки.

Однако в новом каноне и без этого уже не раз встречались откровенные заимствования из «Легенд». А отдельные наиболее популярные элементы Расширенной Вселенной — вроде личности гранд-адмирала Трауна — и вовсе с распростёртыми объятиями принимали обратно в канон.

Как и в произведениях Расширенной Вселенной, Хан и Лея оказались бездарными родителями, их сын переметнулся на тёмную сторону Силы, в галактике снова появилось супероружие. А с выходом девятого эпизода вернулся и Император — его сюжетная линия напомнила о существовании культового в своё время комикса Тома Вейтча и Кэма Кеннеди «Тёмная Империя». И вот об этом произведении стоит поговорить отдельно.

У «Тёмной Империи» непростая судьба. Комикс едва не был отменён ещё до выхода, затем стал настоящим хитом, а в последние годы Расширенной Вселенной к нему было принято относиться с пренебрежением. И тем не менее нельзя отрицать, что сценарист Том Вейтч и художник Кэм Кеннеди сочинили историю, которая помогла вернуть интерес публики к «Звёздным войнам», легла в основу Расширенной Вселенной и определило её развитие на следующие двадцать лет.

Рассказываем, как два малоизвестных комиксиста воскресили императора Палпатина ещё в 1991 году, как комикс «Тёмная Империя» лёг в основу будущей Расширенной Вселенной, и почему воскрешение Палпатина в трактовке от сценариста Тома Вейтча и художника Кэма Кеннеди выглядит гораздо логичнее версии Джей Джея Абрамса и Криса Террио.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Луч света в тёмные времена

В конце 80-х далёкая-далёкая галактика переживала не лучшие времена. С завершением Оригинальной трилогии интерес публики к «Звёздным войнам» постепенно ослабевал, и это негативно сказывалось и на продаже сопутствующей продукции. Последняя книга по «Звёздным войнам» вышла в 1983 году, в 1986 году была отменена ежемесячная серия от издательства Marvel, и лишь небольшое издательство West End Games продолжало регулярно выпускать сценарии для ролевых игр. Но их усилия были лишь каплей в море.

Лукас видел, что популярность Саги катится под откос, но не делал ничего, чтобы изменить ситуацию. Съёмки трилогии измотали режиссёра, а последовавший за ними тяжёлый развод с женой и вовсе едва не добил Лукаса окончательно. Он решил взять перерыв, отойти на время от кинематографа и заняться воспитанием приёмной дочери.

Но совсем сидеть без дела Лукас не мог: уже через год на пару со Спилбергом они снимали второго «Индиану Джонса», а Lucasfilm занялась съёмками «Говарда-утки», «Лабиринта» и «Уиллоу». Не забыл постановщик и про «Звёздные войны», но поскольку новыми фильмами он заниматься не хотел, то запустил в производство два телефильма про эвоков — «Караван мужества» и «Битва за Эндор», и два мультсериала — «Дроидов» и ещё одних «Эвоков».

Выбор странный, но, как заметил музыкант Стюарт Коупленд, записавший вступительную тему «Дроидов», дело было не в сюжете. «Когда я пришел обсудить дела с Джорджем, — вспоминал музыкант, — на его столе стояли целые ряды игрушек. Мы делали сериал исключительно ради них». Неудивительно, что из этой затеи ничего не вышло, и «Звёздные войны» лишь стали тонуть ещё сильнее.

А затем настало время «Тёмной Империи».

Счастливое письмо

Сценарист Том Вейтч влюбился в далёкую-далёкую галактику сразу же после просмотра «Новой надежды». Он верил, что финал «Возвращения джедая» не означает финал всех «Звёздных войн» — напротив, это открывает дверь для новых историй в иные времена. Сценарист придумывал десятки идей для возможных сиквелов и приквелов — эпические истории о Войнах клонов, противостоянии ситхов и джедаев, дальнейших приключениях Люка Скайуокера и многом другом.

Однажды Вейтч набрался смелости (или наглости, тут уж как посмотреть) и отправил Джорджу Лукасу письмо, в котором подробно изложил свои задумки для будущих комиксов по «Звёздным войнам», а в качестве рекомендации предложил прислать первые номера недавно вышедшей своей серии The Light and Darkness War.

В центре сюжета «Война света и тьмы» погибшие ветераны Вьетнама, после смерти оказавшиеся на передовой конфликта света и тьмы на другом конце галактики, а главный герой серии Лазарь Джонс стал прототипом Джейка Салли в «Аватаре» Джеймса Кэмерона​
В центре сюжета «Война света и тьмы» погибшие ветераны Вьетнама, после смерти оказавшиеся на передовой конфликта света и тьмы на другом конце галактики, а главный герой серии Лазарь Джонс стал прототипом Джейка Салли в «Аватаре» Джеймса Кэмерона​

Письмо отправилось Лукасу 19 ноября 1988 года. Три дня спустя Вейтчу перезвонила директор издательской программы Lucasfilm Люси Уилсон и попросила выслать обещанные комиксы. Вейтч отправил три первых номера The Light and Darkness War и неделю спустя получил ответ: проекту дали зелёный свет.

Рождение Империи

Кэм Кеннеди и Том Вейтч
Кэм Кеннеди и Том Вейтч

Вейтч и Кеннеди за три дня придумали концепцию серии под названием «Хроники джедаев». По их изначальной задумке, главными героями серии должны были стать хронисты нового ордена джедаев, ведущие повествование о деяниях рыцарей в тёмные времена, наступившие после падения Республики и становления Империи.

Хроники бы рассказывали о подвигах джедаев, их попытках оказать сопротивление новому режиму и, в конечном счёте, об их героических смертях. Однако финал серии должен был настраивать на оптимистичный лад: в последних сценах Оби-Ван издалека наблюдал бы за юным Люком Скайуокером и пророчил бы ему великую судьбу.

Люси Уилсон моментально забраковала «Хроники». Она опасалась, что если Джордж Лукас когда-нибудь всё же решится снимать приквелы, то комиксы могут войти в противоречие с его замыслами. Однако все тогда точно знали одно: «Возвращение джедая» ставило точку в Саге, и если Лукас когда-нибудь и расскажет предысторию «Новой надежды», то до продолжения он точно не доберётся.

Поэтому Уилсон с чистой совестью предложила Вейтчу и Кеннеди продолжить сюжет Саги дальше событий «Возвращения джедая». Те охотно согласились. Изначально действие серии разворачивалось сразу после событий «Возвращения джедая», а среди персонажей должен был появиться самозванец в доспехах Дарта Вейдера: с его помощью имперцы хотели продолжать вселять страх в сердца жителей непокорных миров.

Идею с самозванцем в доспехах Вейдера зарубил лично Джордж Лукас. По одним источникам, он же предложил Вейтчу придумать способ вернуть с того света императора Палпатина, по другим — просто одобрил идею, которую ему предложил сценарист. А время действия комикса изменили, чтобы избежать разногласий с романом Тимоти Зана «Наследник Империи».

Спустя год первый номер «Тёмной Империи» был почти готов, и в одном из каталогов Marvel даже появилась реклама новинки. Однако затем Арчи Гудвин, главный редактор Epic Comics и большой поклонник комиксов по «Звёздным войнам», покинул Marvel ради работы в DC. А вот его преемник уже не питал особой любви к далёкой-далёкой галактике.

На помощь пришёл владелец издательства Dark Horse Майк Ричардсон. Во время San Diego Comic-Con в 1990 году он разыскал Люси Уилсон и выразил заинтересованность в «Тёмной Империи». Та решила рискнуть и передала Dark Horse лицензию на издание комиксов по «Звёздным войнам». «Тёмной Империи» был дан зелёный свет.

Воскрешение Императора

Спустя шесть лет после битвы на Эндоре гражданская война в галактике по-прежнему далека от завершения. Более того, в конфликте намечается перелом: имперские силы во главе с новым таинственным лидером начинают наносить Альянсу повстанцев всё более ощутимые поражения.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Люк Скайуокер понимает, что здесь не обошлось без участия тёмной стороны Силы, решает подробнее узнать планы своего врага: для этого он сдаётся в плен к имперцам и отправляется в их новую столицу на планете Бисс. Выясняется, что повстанцам противостоит сам Император, возродившийся в теле своего клона.

Император предлагает Люку стать его учеником, правой рукой и Верховным лидером имперского флота. Впечатлившись мощью своего давнего врага и его обещаниями раскрыть все секреты Силы, Люк решает принять предложение и переходит на Тёмную сторону.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Император начинает наступление на непокорные миры, и первым в его списке оказывается планета Мон-Каламари. Новое секретное оружие Императора — несокрушимые «Опустошители миров» сметают всё на своём пути. Все попытки повстанцев перейти в контратаку заканчиваются неудачами, и тут вдруг в последний момент «Опустошители» выходят из строя и падают в океан. Оказывается, это Люк тайком от Императора выведал его секреты и саботировал планы.

Ставшая джедаем Лея не готова уступить брата Палпатину. Вместе с Ханом она проникает на Бисс и пытается вернуть Люка к свету, но терпит неудачу и попадает в плен. Возрождённый Император раскрывает ей свой коварный план: оказывается, тела клонов недолговечны и не выдерживают мощи Тёмной стороны, поэтому он хочет перенестись в тело одарённого в Силе существа — ещё нерождённого ребёнка Хана и Леи.

В покоях Императора Лея находит древний голокрон джедаев, позаимствованный Палпатином во время Великой чистки​
В покоях Императора Лея находит древний голокрон джедаев, позаимствованный Палпатином во время Великой чистки​

Услышав всё это, Лея отталкивает Палпатина, крадёт голокрон и сбегает вместе с мужем и дроидами. Люк заявляет, что освободился от влияния Тёмной стороны и идёт с ними, но на борту «Тысячелетнего Сокола» выясняется, что это лишь иллюзия, а настоящий Люк не покидал императорский дворец.

Скайуокер идёт в клонировальную лабораторию Императора и уничтожает всех нерождённых клонов, но Палпатин всё равно успевает перенестись в новое тело. Император и Люк сражаются на мечах, и владыка ситхов побеждает, превращая Люка в свою пешку.

Люк Скайуокер слева, Палпатин справа, не перепутайте
Люк Скайуокер слева, Палпатин справа, не перепутайте

После этого Палпатин решает окончательно сокрушить Восстание и рассылает по всей галактике флотилии, которые в секрете строились на верфях вокруг Бисса последние шесть лет. Сам Император на борту нового гигантского звёздного разрушителя «Затмение» пускается в погоню за Леей.

​Император и его гигантомания 
​Император и его гигантомания 

В надежде защитить Восстание и спасти своего брата, Лея добровольно поднимается на борт «Затмения». Ей удаётся вернуть Люка к свету, и вместе Скайуокеры побеждают Императора, как им кажется, в последний раз.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Плюсы и минусы «Империи»

Первый выпуск «Тёмной Империи» вышел в декабре 1991 года и произвёл настоящий фурор. Комикс стал бестселлером, а критики и читатели наперебой хвалили необычные философские идеи сценариста Тома Вейтча, и яркий, пусть и слегка психоделичный стиль рисунка художника Кэма Кеннеди.

«Тёмная Империя» вместе с романом «Наследник Империи» Тимоти Зана легла в основу всех будущих произведений Расширенной Вселенной — именно они установили хронологию и определили основные события первых лет после «Возвращения джедая», а также представили читателям новое поколение героев — детей Хана и Леи. В «Тёмной Империи» Джейсон и Джейна ещё совсем юные, а Энакин вообще не родился, но в дальнейшем именно эта троица станет основными героями множества книг и комиксов Расширенной Вселенной.

Успех «Тёмной Империи» убедил Lucasfilm и Dark Horse, что в обществе ещё есть спрос на «Звёздные войны». Dark Horse сохранила лицензию на выпуск книг по далёкой-далёкой галактике на протяжении следующей четверти века, и за это время сценаристы и художники издательства создали множество крайне важных и основополагающих серий.

Увеличившийся спрос на продукцию по «Звёздным войнам» поправил пошатнувшиеся в конце восьмидесятых финансовые позиции Lucasfilm, и Джордж Лукас в конечном итоге почувствовал в себе уверенность вернуться к Саге с тремя новыми фильмами.

Майк Ричардсон, владелец и основатель издательства Dark Horse
Майк Ричардсон, владелец и основатель издательства Dark Horse

С годами отношение фанатов к «Тёмной Империи» сменилось с восторженного на едва ли не презрительное, «психоделический» стиль Кеннеди превратился в «шизофренический», Вейтча из новатора переименовали в наркоманы, а сам комикс стали считать воплощением всех грехов, за которые было принято ругать Расширенную Вселенную.

И его действительно есть за что ругать. Тут появляется, например, оживший Палпатин, а также одержимый идеей залезть Императору в голову и расшатать Тёмную сторону изнутри Верховный лидер Скайуокер. Лея неведомо когда превратилась в джедая, а Хан стал настолько злым, что готов за минутную слабость пристрелить шурина.

Добавьте к этому толпы безликих аколитов Тёмной стороны, которые невесть где прятались последние годы, а также Альянс Повстанцев, который за шесть лет не добился, кажется ничего — хотя Тимоти Зан в «Наследнике Империи» уже давно установил Новую Республику и утверждал обратное.

Переход Люка во тьму действительно обставлен немного странно, но учитывая характер героя, вполне логичен. Отдельно радуют цветовые решения на верхней и нижней половинах страницах
Переход Люка во тьму действительно обставлен немного странно, но учитывая характер героя, вполне логичен. Отдельно радуют цветовые решения на верхней и нижней половинах страницах

В начале девяностых стиль Кеннеди считался чем-то бунтарским и прорывным, но на деле он порой кажется просто странным. Вызывают вопросы и пристрастие художника к теням, а также зелёным и фиолетовым оттенкам, не похожая на фильмы техника и очень странный подход к рисованию персонажей — герои тут неотличимы от злодеев. А ещё Кэм Кеннеди обожает раскрашивать и персонажей, и фон одинаковым цветом, добиваясь однотонности картинки.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

К тому же «Тёмная Империя» действительно собрала в себе все худшие штампы Расширенной Вселенной. Недобитые имперские военачальники, строящие козни могущественные аколиты Тёмной стороны Силы, сверхмощное галактическое супероружие, бесконечные секретные флотилии, постоянные угрозы жизни и здоровью детей Хана и Леи. Практически все сюжетные клише ранних лет Расширенной Вселенной впервые появились именно на страницах «Тёмной Империи».

Хотя вряд ли Вейтч и Кеннеди виноваты в том, что их идеи оказались столь удачными, что авторы книг и комиксов по «Звёздным войнам» пользовались ими все девяностые.

Обложки ко всем выпускам «Тёмной Империи» и её продолжений рисовал знаменитый художник Дейв Дорман
Обложки ко всем выпускам «Тёмной Империи» и её продолжений рисовал знаменитый художник Дейв Дорман

«Тёмная Империя» действительно не идеальна. Однако при этом рисунок Кеннеди невероятно эпичен и кинематографичен, в однотонных панелях есть своя эстетика, а сюжет Тома Вейтча развивает мифологию странствия героя и черпает идеи прямиком из работ Карла Юнга.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

Да, со стороны задумка Скайуокера — с переходом на Тёмную сторону ради того, чтобы выведать секреты Императора — попахивает идиотизмом. А сам Люк больше похож на сумасшедшего, чем на тёмного джедая. Однако его попытка осознанно погрузиться во тьму после того, что та сделала с его отцом, выглядит логично. Настоящий Люк точно рано или поздно коснулся бы тьмы — хотя бы для того, чтобы убедиться, что ему не грозит судьба отца.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

А ещё это история об одержимости. Одержимости своим предназначением, своей властью, своей ролью во вселенной, местью, деньгами, да чем угодно. Практически каждый из персонажей «Тёмной Империи» помешан на чём-то, это застилает героям взор, а успеха добивается лишь тот, кто позволяет себе освободиться. Люк прислушивается к Лее, повстанцы признают свои ошибки, и лишь Император до самого конца гоняется за Скайуокерами, на ходу теряя все свои козыри.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

После успеха «Тёмной Империи» Dark Horse было тяжело удержаться от продолжения, и через пару лет Том Вейтч и Кэм Кеннеди выдали «Тёмную Империю II», а затем Вейтч уже в одиночку поставил в этой истории точку в коротком (всего два номера) «Конце Империи».

И вот эти два продолжения действительно заслуживают всех ярлыков, что обычно вешают на «Тёмную Империю». Хотя сюжет прибавил в цельности и осмысленности, рисунок стал только лучше, а сам Кеннеди перестал путать героев и злодеев, сиквелы «Империи» лишились глубины оригинала. Зато прибавили в клише: чего стоит одна только «Галактическая пушка», да второй гигантский звёздный разрушитель, так оригинально названный «Затмение II».

Супер-супер звёздный разрушитель «Затмение»
Супер-супер звёздный разрушитель «Затмение»

Чем «Тёмная Империя» лучше девятого эпизода

Для начала, Вейтч и Кеннеди хотя бы потрудились обьяснить, как выжил Палпатин и чего он в итоге хотел. Если вкратце: Император не пережил битву при Эндоре, но это был и не первый раз, когда он сыграл в ящик.

Настоящее его тело рассыпалось в прах, не выдержав мощи Тёмной Стороны, ещё давным-давно — и с тех пор дух Палпатина с помощью ситхской магии и алхимии кочевал из одного клона в другого (их выращивали специально для этого).

Однако клоны были ненадёжны, нестабильны и быстро разваливались, поэтому Императору был нужен носитель покачественнее — например, ребёнок, которому на роду было предначертано стать великим джедаем. Такой, как ещё не рождённый сын Хана и Леи Энакин. Параллельно Палпатин хотел переманить Люка и Лею на тёмную сторону, но особо заморачиваться с этим не собирался, поэтому, если бы Скайуокеры запротивились, то он бы не постеснялся пустить их в расход.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

«Скайуокер. Восход» не рассказывает, как Палпатин выжил, почему его выживание никого не удивляет и чего он вообще хочет. Клонирование? Ситхская магия? Зомби-апокалипсис?

Для того, чтобы объяснить появление Палпатина, Disney понадобилось несколько интервью Криса Террио, новеллизация, визуальный словарь, мероприятие в Fortnite и пара десятков книг и комиксов. Чего он хотел? Вручить ключи от Империи Рену? Рей? Рену и Рей? Править сам, как вечно неживой Император с Золотого трона из Warhammer 40k?

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

«Тёмная Империя» тоже придумывает целые флотилии супероружий, но по крайней мере объясняет, как именно Палпатин их раздобыл, обходится без гонок за макгаффинами и неожиданных сюжетных откровений. Повстанцы, Люк и Лея справляются своими силами.

В «Тёмной Империи» даже супероружие круче: «Опустошители миров» выглядят эффектнее звёздных разрушителей, а ещё у них больше функций. Они не просто опустошают пространство вокруг себя, засасывая всё, от техники и живой силы противника до верхнего слоя поверхности планеты, но и перерабатывают поглощённые ресурсы и пускают их на производство новой беспилотной техники. Просто мечта любого покорителя Вселенной.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

А появившаяся во второй части «Галактическая пушка» уделывает даже базу Старкиллер — при схожей функциональности, «Пушка» меньше, маневреннее и экономичнее.

​Может, «Галактическая пушка» и требует больше времени для перезарядки, зато ей не нужно выкачивать энергию целой звезды для выстрела
​Может, «Галактическая пушка» и требует больше времени для перезарядки, зато ей не нужно выкачивать энергию целой звезды для выстрела

А ещё в «Тёмной Империи» есть Боба Фетт.

История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде

«Тёмная Империя» — объективно не самый лучший комикс времен Расширенной Вселенной, и к сценарным решениям Тома Вейтча и художественному стилю Кэма Кеннеди можно предъявить немало претензий. Но всё же именно он дал старт Расширенной Вселенной, заложил основы. И тот факт, что из всех сюжетных находок авторов книг и комиксов Кэтлин Кеннеди и авторы сценария девятого эпизода выбрали именно возвращение Палпатина, говорит о многом.

1111 показов
8.9K8.9K открытий
63 комментария

То что хейтеры РВ использовали дарк эмпаер как основу для своей критики, а потом сами получили его убогую копию в 9 эпизоде будет меня радовать еще долго. Спасибо Джа Джа Абрамсу.

Ответить

Ну, клонирование более логично нежели какие-то сектанты нашедшие чудом не распыленного императора. А еще бредово что ЗС-2 не растащили на металлолом!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А, ну и совсем забыл: С темной империи начался двадцати пятилетний ран Дарк Хорс, если бы не Темная Империя не было бы и Алой Империи, Иксвингов, Республики, Империи, Наследия, Котора, Сказаний о джедаях и всего всего всего

Ответить

Они вышли одновременно почти что, и они стали едва ли не первым случаем когда разные издательства пытались согласовать между собой сюжеты для избежания противоречий: у Зана по плану было двое детей, у Вейтча только один, ему пришлось впихивать еще двоих) Изначально хотели чтобы темная империя по хронологии шла до Зана, но Зан послал всех с их темными мистиками куда подальше)

Ответить

Писались они вроде как почти одновременно и авторы даже пытались согласовывать между собой некоторые моменты. Но Траун победил уже тем что заложил множество будущих сюжетных арок, а Империя почти игнорировалась.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить