История «Тёмной Империи»: как комикс 1991 года предвосхитил возвращение Императора в девятом эпизоде
А заодно дал старт Расширенной Вселенной.
Когда Disney в 2014 году фактически отменил Расширенную Вселенную, перенеся её в разряд «Легенд», глава Lucasfilm Кэтлин Кеннеди объяснила это решение желанием предоставить свободу создателям новых полнометражных фильмов, игр, книг и комиксов.
Спустя пять лет она же в интервью журналу Rolling Stone пожаловалась, что работа над каждым новым фильмом по «Звёздным войнам» даётся компании с трудом, ведь у режиссёров и сценаристов нет под рукой никакого первоисточника, откуда можно было позаимствовать все наиболее удачные сюжетные находки.
Однако в новом каноне и без этого уже не раз встречались откровенные заимствования из «Легенд». А отдельные наиболее популярные элементы Расширенной Вселенной — вроде личности гранд-адмирала Трауна — и вовсе с распростёртыми объятиями принимали обратно в канон.
Как и в произведениях Расширенной Вселенной, Хан и Лея оказались бездарными родителями, их сын переметнулся на тёмную сторону Силы, в галактике снова появилось супероружие. А с выходом девятого эпизода вернулся и Император — его сюжетная линия напомнила о существовании культового в своё время комикса Тома Вейтча и Кэма Кеннеди «Тёмная Империя». И вот об этом произведении стоит поговорить отдельно.
У «Тёмной Империи» непростая судьба. Комикс едва не был отменён ещё до выхода, затем стал настоящим хитом, а в последние годы Расширенной Вселенной к нему было принято относиться с пренебрежением. И тем не менее нельзя отрицать, что сценарист Том Вейтч и художник Кэм Кеннеди сочинили историю, которая помогла вернуть интерес публики к «Звёздным войнам», легла в основу Расширенной Вселенной и определило её развитие на следующие двадцать лет.
Рассказываем, как два малоизвестных комиксиста воскресили императора Палпатина ещё в 1991 году, как комикс «Тёмная Империя» лёг в основу будущей Расширенной Вселенной, и почему воскрешение Палпатина в трактовке от сценариста Тома Вейтча и художника Кэма Кеннеди выглядит гораздо логичнее версии Джей Джея Абрамса и Криса Террио.
Луч света в тёмные времена
В конце 80-х далёкая-далёкая галактика переживала не лучшие времена. С завершением Оригинальной трилогии интерес публики к «Звёздным войнам» постепенно ослабевал, и это негативно сказывалось и на продаже сопутствующей продукции. Последняя книга по «Звёздным войнам» вышла в 1983 году, в 1986 году была отменена ежемесячная серия от издательства Marvel, и лишь небольшое издательство West End Games продолжало регулярно выпускать сценарии для ролевых игр. Но их усилия были лишь каплей в море.
Лукас видел, что популярность Саги катится под откос, но не делал ничего, чтобы изменить ситуацию. Съёмки трилогии измотали режиссёра, а последовавший за ними тяжёлый развод с женой и вовсе едва не добил Лукаса окончательно. Он решил взять перерыв, отойти на время от кинематографа и заняться воспитанием приёмной дочери.
Но совсем сидеть без дела Лукас не мог: уже через год на пару со Спилбергом они снимали второго «Индиану Джонса», а Lucasfilm занялась съёмками «Говарда-утки», «Лабиринта» и «Уиллоу». Не забыл постановщик и про «Звёздные войны», но поскольку новыми фильмами он заниматься не хотел, то запустил в производство два телефильма про эвоков — «Караван мужества» и «Битва за Эндор», и два мультсериала — «Дроидов» и ещё одних «Эвоков».
Выбор странный, но, как заметил музыкант Стюарт Коупленд, записавший вступительную тему «Дроидов», дело было не в сюжете. «Когда я пришел обсудить дела с Джорджем, — вспоминал музыкант, — на его столе стояли целые ряды игрушек. Мы делали сериал исключительно ради них». Неудивительно, что из этой затеи ничего не вышло, и «Звёздные войны» лишь стали тонуть ещё сильнее.
А затем настало время «Тёмной Империи».
Счастливое письмо
Сценарист Том Вейтч влюбился в далёкую-далёкую галактику сразу же после просмотра «Новой надежды». Он верил, что финал «Возвращения джедая» не означает финал всех «Звёздных войн» — напротив, это открывает дверь для новых историй в иные времена. Сценарист придумывал десятки идей для возможных сиквелов и приквелов — эпические истории о Войнах клонов, противостоянии ситхов и джедаев, дальнейших приключениях Люка Скайуокера и многом другом.
Однажды Вейтч набрался смелости (или наглости, тут уж как посмотреть) и отправил Джорджу Лукасу письмо, в котором подробно изложил свои задумки для будущих комиксов по «Звёздным войнам», а в качестве рекомендации предложил прислать первые номера недавно вышедшей своей серии The Light and Darkness War.
Письмо отправилось Лукасу 19 ноября 1988 года. Три дня спустя Вейтчу перезвонила директор издательской программы Lucasfilm Люси Уилсон и попросила выслать обещанные комиксы. Вейтч отправил три первых номера The Light and Darkness War и неделю спустя получил ответ: проекту дали зелёный свет.
Рождение Империи
Вейтч и Кеннеди за три дня придумали концепцию серии под названием «Хроники джедаев». По их изначальной задумке, главными героями серии должны были стать хронисты нового ордена джедаев, ведущие повествование о деяниях рыцарей в тёмные времена, наступившие после падения Республики и становления Империи.
Хроники бы рассказывали о подвигах джедаев, их попытках оказать сопротивление новому режиму и, в конечном счёте, об их героических смертях. Однако финал серии должен был настраивать на оптимистичный лад: в последних сценах Оби-Ван издалека наблюдал бы за юным Люком Скайуокером и пророчил бы ему великую судьбу.
Люси Уилсон моментально забраковала «Хроники». Она опасалась, что если Джордж Лукас когда-нибудь всё же решится снимать приквелы, то комиксы могут войти в противоречие с его замыслами. Однако все тогда точно знали одно: «Возвращение джедая» ставило точку в Саге, и если Лукас когда-нибудь и расскажет предысторию «Новой надежды», то до продолжения он точно не доберётся.
Поэтому Уилсон с чистой совестью предложила Вейтчу и Кеннеди продолжить сюжет Саги дальше событий «Возвращения джедая». Те охотно согласились. Изначально действие серии разворачивалось сразу после событий «Возвращения джедая», а среди персонажей должен был появиться самозванец в доспехах Дарта Вейдера: с его помощью имперцы хотели продолжать вселять страх в сердца жителей непокорных миров.
Идею с самозванцем в доспехах Вейдера зарубил лично Джордж Лукас. По одним источникам, он же предложил Вейтчу придумать способ вернуть с того света императора Палпатина, по другим — просто одобрил идею, которую ему предложил сценарист. А время действия комикса изменили, чтобы избежать разногласий с романом Тимоти Зана «Наследник Империи».
Спустя год первый номер «Тёмной Империи» был почти готов, и в одном из каталогов Marvel даже появилась реклама новинки. Однако затем Арчи Гудвин, главный редактор Epic Comics и большой поклонник комиксов по «Звёздным войнам», покинул Marvel ради работы в DC. А вот его преемник уже не питал особой любви к далёкой-далёкой галактике.
На помощь пришёл владелец издательства Dark Horse Майк Ричардсон. Во время San Diego Comic-Con в 1990 году он разыскал Люси Уилсон и выразил заинтересованность в «Тёмной Империи». Та решила рискнуть и передала Dark Horse лицензию на издание комиксов по «Звёздным войнам». «Тёмной Империи» был дан зелёный свет.
Воскрешение Императора
Спустя шесть лет после битвы на Эндоре гражданская война в галактике по-прежнему далека от завершения. Более того, в конфликте намечается перелом: имперские силы во главе с новым таинственным лидером начинают наносить Альянсу повстанцев всё более ощутимые поражения.
Люк Скайуокер понимает, что здесь не обошлось без участия тёмной стороны Силы, решает подробнее узнать планы своего врага: для этого он сдаётся в плен к имперцам и отправляется в их новую столицу на планете Бисс. Выясняется, что повстанцам противостоит сам Император, возродившийся в теле своего клона.
Император предлагает Люку стать его учеником, правой рукой и Верховным лидером имперского флота. Впечатлившись мощью своего давнего врага и его обещаниями раскрыть все секреты Силы, Люк решает принять предложение и переходит на Тёмную сторону.
Император начинает наступление на непокорные миры, и первым в его списке оказывается планета Мон-Каламари. Новое секретное оружие Императора — несокрушимые «Опустошители миров» сметают всё на своём пути. Все попытки повстанцев перейти в контратаку заканчиваются неудачами, и тут вдруг в последний момент «Опустошители» выходят из строя и падают в океан. Оказывается, это Люк тайком от Императора выведал его секреты и саботировал планы.
Ставшая джедаем Лея не готова уступить брата Палпатину. Вместе с Ханом она проникает на Бисс и пытается вернуть Люка к свету, но терпит неудачу и попадает в плен. Возрождённый Император раскрывает ей свой коварный план: оказывается, тела клонов недолговечны и не выдерживают мощи Тёмной стороны, поэтому он хочет перенестись в тело одарённого в Силе существа — ещё нерождённого ребёнка Хана и Леи.
Услышав всё это, Лея отталкивает Палпатина, крадёт голокрон и сбегает вместе с мужем и дроидами. Люк заявляет, что освободился от влияния Тёмной стороны и идёт с ними, но на борту «Тысячелетнего Сокола» выясняется, что это лишь иллюзия, а настоящий Люк не покидал императорский дворец.
Скайуокер идёт в клонировальную лабораторию Императора и уничтожает всех нерождённых клонов, но Палпатин всё равно успевает перенестись в новое тело. Император и Люк сражаются на мечах, и владыка ситхов побеждает, превращая Люка в свою пешку.
После этого Палпатин решает окончательно сокрушить Восстание и рассылает по всей галактике флотилии, которые в секрете строились на верфях вокруг Бисса последние шесть лет. Сам Император на борту нового гигантского звёздного разрушителя «Затмение» пускается в погоню за Леей.
В надежде защитить Восстание и спасти своего брата, Лея добровольно поднимается на борт «Затмения». Ей удаётся вернуть Люка к свету, и вместе Скайуокеры побеждают Императора, как им кажется, в последний раз.
Плюсы и минусы «Империи»
Первый выпуск «Тёмной Империи» вышел в декабре 1991 года и произвёл настоящий фурор. Комикс стал бестселлером, а критики и читатели наперебой хвалили необычные философские идеи сценариста Тома Вейтча, и яркий, пусть и слегка психоделичный стиль рисунка художника Кэма Кеннеди.
«Тёмная Империя» вместе с романом «Наследник Империи» Тимоти Зана легла в основу всех будущих произведений Расширенной Вселенной — именно они установили хронологию и определили основные события первых лет после «Возвращения джедая», а также представили читателям новое поколение героев — детей Хана и Леи. В «Тёмной Империи» Джейсон и Джейна ещё совсем юные, а Энакин вообще не родился, но в дальнейшем именно эта троица станет основными героями множества книг и комиксов Расширенной Вселенной.
Успех «Тёмной Империи» убедил Lucasfilm и Dark Horse, что в обществе ещё есть спрос на «Звёздные войны». Dark Horse сохранила лицензию на выпуск книг по далёкой-далёкой галактике на протяжении следующей четверти века, и за это время сценаристы и художники издательства создали множество крайне важных и основополагающих серий.
Увеличившийся спрос на продукцию по «Звёздным войнам» поправил пошатнувшиеся в конце восьмидесятых финансовые позиции Lucasfilm, и Джордж Лукас в конечном итоге почувствовал в себе уверенность вернуться к Саге с тремя новыми фильмами.
С годами отношение фанатов к «Тёмной Империи» сменилось с восторженного на едва ли не презрительное, «психоделический» стиль Кеннеди превратился в «шизофренический», Вейтча из новатора переименовали в наркоманы, а сам комикс стали считать воплощением всех грехов, за которые было принято ругать Расширенную Вселенную.
И его действительно есть за что ругать. Тут появляется, например, оживший Палпатин, а также одержимый идеей залезть Императору в голову и расшатать Тёмную сторону изнутри Верховный лидер Скайуокер. Лея неведомо когда превратилась в джедая, а Хан стал настолько злым, что готов за минутную слабость пристрелить шурина.
Добавьте к этому толпы безликих аколитов Тёмной стороны, которые невесть где прятались последние годы, а также Альянс Повстанцев, который за шесть лет не добился, кажется ничего — хотя Тимоти Зан в «Наследнике Империи» уже давно установил Новую Республику и утверждал обратное.
В начале девяностых стиль Кеннеди считался чем-то бунтарским и прорывным, но на деле он порой кажется просто странным. Вызывают вопросы и пристрастие художника к теням, а также зелёным и фиолетовым оттенкам, не похожая на фильмы техника и очень странный подход к рисованию персонажей — герои тут неотличимы от злодеев. А ещё Кэм Кеннеди обожает раскрашивать и персонажей, и фон одинаковым цветом, добиваясь однотонности картинки.
К тому же «Тёмная Империя» действительно собрала в себе все худшие штампы Расширенной Вселенной. Недобитые имперские военачальники, строящие козни могущественные аколиты Тёмной стороны Силы, сверхмощное галактическое супероружие, бесконечные секретные флотилии, постоянные угрозы жизни и здоровью детей Хана и Леи. Практически все сюжетные клише ранних лет Расширенной Вселенной впервые появились именно на страницах «Тёмной Империи».
Хотя вряд ли Вейтч и Кеннеди виноваты в том, что их идеи оказались столь удачными, что авторы книг и комиксов по «Звёздным войнам» пользовались ими все девяностые.
«Тёмная Империя» действительно не идеальна. Однако при этом рисунок Кеннеди невероятно эпичен и кинематографичен, в однотонных панелях есть своя эстетика, а сюжет Тома Вейтча развивает мифологию странствия героя и черпает идеи прямиком из работ Карла Юнга.
Да, со стороны задумка Скайуокера — с переходом на Тёмную сторону ради того, чтобы выведать секреты Императора — попахивает идиотизмом. А сам Люк больше похож на сумасшедшего, чем на тёмного джедая. Однако его попытка осознанно погрузиться во тьму после того, что та сделала с его отцом, выглядит логично. Настоящий Люк точно рано или поздно коснулся бы тьмы — хотя бы для того, чтобы убедиться, что ему не грозит судьба отца.
А ещё это история об одержимости. Одержимости своим предназначением, своей властью, своей ролью во вселенной, местью, деньгами, да чем угодно. Практически каждый из персонажей «Тёмной Империи» помешан на чём-то, это застилает героям взор, а успеха добивается лишь тот, кто позволяет себе освободиться. Люк прислушивается к Лее, повстанцы признают свои ошибки, и лишь Император до самого конца гоняется за Скайуокерами, на ходу теряя все свои козыри.
После успеха «Тёмной Империи» Dark Horse было тяжело удержаться от продолжения, и через пару лет Том Вейтч и Кэм Кеннеди выдали «Тёмную Империю II», а затем Вейтч уже в одиночку поставил в этой истории точку в коротком (всего два номера) «Конце Империи».
И вот эти два продолжения действительно заслуживают всех ярлыков, что обычно вешают на «Тёмную Империю». Хотя сюжет прибавил в цельности и осмысленности, рисунок стал только лучше, а сам Кеннеди перестал путать героев и злодеев, сиквелы «Империи» лишились глубины оригинала. Зато прибавили в клише: чего стоит одна только «Галактическая пушка», да второй гигантский звёздный разрушитель, так оригинально названный «Затмение II».
Чем «Тёмная Империя» лучше девятого эпизода
Для начала, Вейтч и Кеннеди хотя бы потрудились обьяснить, как выжил Палпатин и чего он в итоге хотел. Если вкратце: Император не пережил битву при Эндоре, но это был и не первый раз, когда он сыграл в ящик.
Настоящее его тело рассыпалось в прах, не выдержав мощи Тёмной Стороны, ещё давным-давно — и с тех пор дух Палпатина с помощью ситхской магии и алхимии кочевал из одного клона в другого (их выращивали специально для этого).
Однако клоны были ненадёжны, нестабильны и быстро разваливались, поэтому Императору был нужен носитель покачественнее — например, ребёнок, которому на роду было предначертано стать великим джедаем. Такой, как ещё не рождённый сын Хана и Леи Энакин. Параллельно Палпатин хотел переманить Люка и Лею на тёмную сторону, но особо заморачиваться с этим не собирался, поэтому, если бы Скайуокеры запротивились, то он бы не постеснялся пустить их в расход.
«Скайуокер. Восход» не рассказывает, как Палпатин выжил, почему его выживание никого не удивляет и чего он вообще хочет. Клонирование? Ситхская магия? Зомби-апокалипсис?
Для того, чтобы объяснить появление Палпатина, Disney понадобилось несколько интервью Криса Террио, новеллизация, визуальный словарь, мероприятие в Fortnite и пара десятков книг и комиксов. Чего он хотел? Вручить ключи от Империи Рену? Рей? Рену и Рей? Править сам, как вечно неживой Император с Золотого трона из Warhammer 40k?
«Тёмная Империя» тоже придумывает целые флотилии супероружий, но по крайней мере объясняет, как именно Палпатин их раздобыл, обходится без гонок за макгаффинами и неожиданных сюжетных откровений. Повстанцы, Люк и Лея справляются своими силами.
В «Тёмной Империи» даже супероружие круче: «Опустошители миров» выглядят эффектнее звёздных разрушителей, а ещё у них больше функций. Они не просто опустошают пространство вокруг себя, засасывая всё, от техники и живой силы противника до верхнего слоя поверхности планеты, но и перерабатывают поглощённые ресурсы и пускают их на производство новой беспилотной техники. Просто мечта любого покорителя Вселенной.
А появившаяся во второй части «Галактическая пушка» уделывает даже базу Старкиллер — при схожей функциональности, «Пушка» меньше, маневреннее и экономичнее.
А ещё в «Тёмной Империи» есть Боба Фетт.
«Тёмная Империя» — объективно не самый лучший комикс времен Расширенной Вселенной, и к сценарным решениям Тома Вейтча и художественному стилю Кэма Кеннеди можно предъявить немало претензий. Но всё же именно он дал старт Расширенной Вселенной, заложил основы. И тот факт, что из всех сюжетных находок авторов книг и комиксов Кэтлин Кеннеди и авторы сценария девятого эпизода выбрали именно возвращение Палпатина, говорит о многом.