Почитать
RJ
5814

«Пикник на обочине» братьев Стругацких как отражение «советского эксперимента»

​К сожалению, автора рисунка найти так и не удалось.
В закладки
Аудио

"Пикник на обочине" вышел почти полвека назад, однако повесть братьев Стругацких до сих будоражит воображение читателя, поражает разум и западает в сердце. Произведение было десятки раз осмыслено и проанализировано критиками, литературоведами и писателями, однако каждый раз они умудрялись находить новые смыслы. Как "Пикник на обочине" работает с образом будущего, что уловила в повести советская цензура и почему произведение Стругацких глубже, чем кажется - в нашем материале.

ATTENTION: Материал вдохновлен лекциями Дмитрия Быкова и работами Анта Скаландиса по братьям Стругацким, а потому предлагает лишь одну из многочисленных трактовок сюжета. Автор не претендует на абсолютную истинность высказываний и ставит своей целью лишь ознакомить читателя с очередной точкой зрения на "Пикник".

Пролог

«Магии книг братьев Стругацких подвластны самые разные люди – независимо от возраста, образования, убеждений. Каждый находит в них что-то для себя».

Аннотация к повести "Пикник на обочине"
Серия "Эксклюзивная классика", АСТ

Впервые за долгое время хочется подписаться под каждым словом.

Особенностью любой книги Стругацких является один неоспоримый факт – они увлекательны: от них невозможно оторваться ни в метро, ни на работе и ни на гудящей улице. Язык Стругацких – краткий и емкий одновременно. В нескольких строчках диалога через намеки и отсылки они могут сказать больше, чем многие писатели за десяток страниц. У них нет монотонных описаний природы или внутреннего мира персонажей, нет долгих рассуждений о смысле бытия. Стругацкие стараются держаться от головы персонажа максимально далеко, будто бы руководствуясь первым правилом кинематографа – показывать, а не рассказывать. Из-за этого описываемые события становятся очень объемными, кинематографичными, а все их книги превращаются в монолитное, непрекращающееся действие.

История Рэдрика Шухарта из «Пикника» – это рассказ о молодом и корыстолюбивом профессионале, который, несмотря на семью, друзей и коллег, жаждет одного – достичь намеченной цели. Появляясь в виде едва заметного фантома на первых страницах, эта цель впоследствии приобретает четкую психологическую, а затем и физическую оболочку - золотой шар, исполняющий любое желание. «И пусть никто не уйдет обиженным!»

С первых страниц становится ясно, что путь Рэда – это путь изучения бездны. Вместе с собой он тянет в бездну и свое окружение. Верный друг по невнимательности оказывается жертвой Зоны, старый враг превращается в натуральный мешок с костями, а жена и ребенок становятся блеклыми тенями себя прошлых.

Истинное лицо «Пикника» - это история одной человеческой жизни, которая одержима идеей. Рэдрик Шухарт из поборника идеи превращается в ее послушного раба, забывшего нормальную жизнь, ведомого вперед силой инерции. Его личная битва за счастье оказывается проиграна из-за внутреннего опустошения - он сам превращается в некогда презираемый мешок с костями. Жизнь и смерть для бывалого сталкера становятся просто элементами на пути к цели. В погоне за счастьем Рэд совершенно забывает, что «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Часть I. Стругацкие и самиздат

Аркадий и Борис Стругацкие

Официальная советская печать зачастую тепло принимала произведения Стругацких, но некоторые из их творений неизменно попадали под цензурный пресс и оставались там на целые десятилетия. Всесоюзная любовь к братьям-фантастам в то же время приносила свои плоды: самиздат Стругацких был, наверное, одним из самых массовых в советские годы, наряду с Ерофеевым, Некрасовым и Солженицыным.

Самиздат в СССР было трудно отследить из-за его стихийности и неорганизованности: заниматься сбором и распространением подобных книг мог кто угодно. В то же время появлялись личности, которые собирали образцовые библиотеки запрещенной литературы. Издания были распределены между хранителями (которые могли даже не знать о существовании друг друга) по 20–30 произведений, иногда по тематикам: у одного хранителя — общественно-политическая, у другого — религиозная литература.

Каждый из читателей Стругацких пытался внести свою лепту в распространение самиздата: так, к примеру, сотрудники московских научно-технических институтов и вузов распечатывали книги братьев на первых матричных принтерах. Самиздатом распространялись «Улитка на склоне», «Град обреченный», «Гадкие лебеди» и, конечно, «Пикник на обочине».

Часть II. Парадоксы советской цензуры

Аркадий и Борис Стругацкие

В 1972 г. «Пикник на обочине» был опубликован на страницах ленинградского журнала «Аврора». В тот же год редакцию журнала настигли кадровые «реформы», и последующее попытки издания «Пикника» подверглись массовому саботажу со стороны цензоров: повесть регулярно исправлялась иногда без особого смысла (город Хармонт стал Мармонтом, группа сталкеров «Варр» превратилась в «Веер»), иногда из-за политических и эстетических установок (были убраны различные грубости, добавлены более материалистичные объяснения для Зоны), а иногда из-за бюрократических проволочек. Наиболее близкий к авторскому замыслу вариант текста вышел в 1991 г., незадолго до смерти Аркадия Стругацкого, и по сей день используется во всех последующих изданиях «Пикника».

В этой истории удивляет то, что на первый взгляд в «Пикнике» нет вообще никаких отсылок к советским реалиям: Зона, мутанты, Золотой шар, какая-то далекая северная страна. Однако повесть больше десяти лет не удавалось повторно выпустить в свет.

В то же время наполненная антисоветскими аллюзиями «Улитка на склоне» была доступна всем желающим. Там в бессвязной и бессмысленной чиновничьей чехарде в Управлении безошибочно угадывался бюрократической аппарат СССР, а в несчастных лгунах из Леса можно было увидеть типичного советского гражданина. Борис Стругацкий в "Комментариях к пройденному" так описывал суть Управления:

«Что такое Управление <…>? Да очень просто – <...> это Настоящее, со всем его хаосом, со всей его безмозглостью, удивительным образом сочетающейся с многоумудренностью; Настоящее, исполненное человеческих ошибок и заблуждений пополам с окостенелой системой привычной антигуманности. Это то самое Настоящее, в котором люди все время думают о Будущем, живут ради Будущего, провозглашают лозунги во славу Будущего и в то же время – гадят на это Будущее, искореняют это Будущее, <...>, чтобы Будущее сформировалось не таким, каким оно способно быть, а таким, каким нам хотелось бы его сегодня видеть...»

Борис Стругацкий
Писатель

Этот парадокс подтверждает, что советская цензура обладала сверхъестественным чутьем на книги и раньше самих Стругацких смогла предугадать заложенные (может быть, даже бессознательно) в «Пикник» мысли. Ведь по своей сути жизнь Рэдрика Шухарта – это безошибочное пророчество братьев Стругацких относительно сущности СССР – сущности так называемого советского эксперимента.

Часть III. Забытый рассказ

​Иллюстрация к поздней редакции рассказа "Забытый эксперимент"

В некотором смысле «Пикник на обочине» – это попытка Стругацких переосмыслить собственный рассказ «Забытый эксперимент» (1959 г.), который повествует о строительстве двигателей времени.

Основа истории – эксперименты с подобными двигателями, один из которых приводит к тому, что в Сибири появляется Зона. Попытки проникновения в Зону оканчивается успешно, и герои обнаруживают, что эксперимент удался: двигатель стал «выжимать» энергию из времени, выбрасывать её в окружающее пространство и взаимодействовать с окружающей средой, вынуждая ее мутировать.

«Это <…> настоящий, вполне законченный, написанный уверенной рукою и даже не без блеска эскиз к «Пикнику на обочине». Тут есть не просто Зона, тут есть даже люди, идущие в неё впервые, и те, кто уже имеет опыт, то есть своего рода «сталкеры». Психологический расклад той первой главы будущего «Пикника…» отрепетирован полностью, и это впечатляет».

Ант Скаландис
писатель, автор биографического романа "Братья Стругацкие"

В «Забытом эксперименте» встречаются первые догадки о сущности «советского эксперимента», которые получат свое логическое развитие в «Пикнике»:

  • закрытая от внешнего мира территория, военные кордоны на границе;
  • запланированный заранее, бесчеловечный эксперимент над живущими на территории существами;
  • бесстрастные наблюдатели;
  • рвущиеся наружу мутанты, у которых есть зачатки разума и знаний;
  • невозможность установить контакт с мутантами из-за непроницаемого военного кордона.

Зона в «Забытом эксперименте» очень точно транслирует читателю советскую реальность в представлении авторов. У Стругацких Зона – это грязное, полное хлама место, где вперемешку валяются следы великих побед и грандиозных замыслов, это умершее, но все еще великое прошлое, ведь и Зона сама по себе – «страна мертвецов», почти как Советский Союз.

Эта тема продолжается в «Пикнике», достигая своего пика в момент, когда Рэдрик наблюдает сцену «обретения плоти»: когда Зона поднимает умерших из могил и лепит им на кости плоть и сухожилия, создавая собственного «человека разумного». Яркое олицетворение этой сцены – отец Рэдрика, который умер еще до появления Зоны, однако был собран ею заново и отправлен к себе домой. Отец под влиянием Зоны превращается в облепленный плотью скелет, который не может даже нормально ходить и стоять.

В то же время Зона «советского эксперимента» из «Пикника» – аллюзия уже гораздо более тонкая, чем из «Забытого эксперимента», поскольку авторы не так прямолинейны в выражении своих мыслей.В первой главе Рэдрик произносит ключевую для понимания повести фразу в момент, когда в баре к нему начинает приставать очередной агент из внешнего мира:

«Господин Алоиз Макно! Все правильно. Городишко наш – дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас это дыра в будущее. Через эту дыру мы такое в ваш паршивый мир накачаем, что все переменится. Жизнь будет другая, правильная, у каждого будет все, что надо <…>. Через эту дыру знания идут…».

Рэдрик Шухарт
Сталкер

Часть IV. Посещение

​"Сталкер" (1979). Режиссер: Андрей Тарковский

Важно отметить, что посещение Земли инопланетянами (которое и привело к появлению Зоны в "Пикнике") трактуется большинством критиков, в первую очередь, как метафора посещения Земли Богом, метафора вторжения чуда в мир. Пастернак, очень любимый Стругацкими, на эту тему писал:

«Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох».

Борис Пастернак
Русский поэт и писатель

В то же время, часто пишут, что Бог посещает людей в момент, когда они оказываются в тягостной ситуации, на грани жизни и смерти. Дмитрий Быков, развивая тему Божественного посещения Земли и тему «советского эксперимента», пишет следующие строки:

«Россия после революции 1917 года – это и есть та страна на грани жизни и смерти, которую посетил Бог, и которая затем превратилась в Зону».

Дмитрий Быков
Писатель

Но несмотря на регулярное появление инопланетной тематики в романах писателей, Аркадий Стругацкий довольно скептически относился к контактам с внеземными цивилизациями. В эпизоде научно-популярного фильма «Тайна тайн», вышедшего на экраны в 1982 году, Аркадий Натанович так рассуждает на эту тему:

«[Высадка] <…> вызвала бы гигантскую волну религиозного фанатизма. Мы бы имели дело с удивительным падением социальной дисциплины, с потерей чувства ответственности перед своими народами и семьями. <...> Возможно, эта цивилизация охотно бы поделилась с нами своими научно-техническими секретами. Но это бы означало полную остановку земной науки: мы бы получили готовые ответы на вопросы, которые задаем сейчас и зададим в будущем.

<...> Я бы предложил такой выход: давайте, товарищи, садитесь обратно на свою тарелку, летите отсюда на тысячу парсеков и прилетайте, пожалуйста, лет через 200, только не прямо на Землю, а на Северный Полюс далекой ледяной планеты Плутон, вот там и встретимся. Если мы вас не встретим, улетайте и прилетайте снова через 200 лет. А там уже видно будет».

Аркадий Стругацкий
Писатель

Часть V. Возвращение в Зону

"Сталкер" (1979). Режиссер: Андрей Тарковский

Важная часть сюжета повести – легендарный золотой шар, который по слухам исполняет любые желания взамен чьей-то жизни: на пути к месту упокоения шара находится одна из многочисленных ловушек Зоны – «мясорубка», которая скручивает и выворачивает человека наизнанку. Своеобразная "точка жертвоприношения".

В этом шаре легко считывается очередная авторская аллюзия – коммунизм, к которому стремятся все «сталкеры», но на пути к которому без жертв не обойтись. Рэдрик Шухарт, пожертвовав своим спутником, в конце повести буквально просит о наступлении коммунизма: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» Золотой шар – «дыра в будущее», по словам Рэда, но там вместе с будущим – смерть и обман.

На сегодняшний день метафора Стругацких становится еще более страшной, ведь несмотря на то, что СССР канул в Лету почти тридцать лет назад, российская общественность, поддерживаемая политическими элитами, все еще ходит в «советскую Зону» за главным хабаром – за сюжетами, патриотическими концепциями, за идеями доминирования и национальной идентичности. И эта Зона точно так же влияет на всех «сталкеров», кто осмелился в нее заглянуть, а точнее – на их детей.

Согласно повести, дети сталкеров рождаются с отклонениями от нормы, и со временем эти мутации лишь усиливают влияние на организм носителя. Так в начале повести дочка Рэда Шухарта – смышленая и общительная девочка, которую родители ласково зовут Мартышкой,так как ее тело покрыто золотистой шерсткой. С течением времени она мутирует, переставая общаться с людьми, предпочитая общество восставшего из мертвых «дедушки». Она забывает слова, молчит и с каждым днем ее крики все больше походят на скрипы, доносящиеся по ночам их Зоны. Получается, что «советская Зона» до сих пор проникает в тела молодого поколения, ведь их родители так и не смогли оставить Зону позади.

Впрочем, не стоит забывать, что, согласно Ролану Барту, автор читаемого нами произведения мертв – и мы вкладываем в текст уже свои собственные символы и образы, становясь соавторами текста.

Пишу о кино и литературе в телеграм-канале "RJ": @rjfilm.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "RJ", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0440\u0443\u0433\u0430\u0446\u043a\u0438\u0435","\u0441\u0442\u0430\u043b\u043a\u0435\u0440","\u043f\u0438\u043a\u043d\u0438\u043a\u043d\u0430\u043e\u0431\u043e\u0447\u0438\u043d\u0435","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430","\u0434\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0439\u0431\u044b\u043a\u043e\u0432","\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u044f\u0441\u0442\u0440\u0443\u0433\u0430\u0446\u043a\u0438\u0435","long"], "comments": 204, "likes": 72, "favorites": 345, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 98818, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 31 Jan 2020 19:10:19 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 98818, "author_id": 134642, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/98818\/get","add":"\/comments\/98818\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/98818"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958, "last_count_and_date": null }
204 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
64

На будущее- книги Стругацких потому так популярны и до сих пор интересны, что в них нет вашей блядской привязки к конкретному моменту времени или строю. Точно так же Пикник можно привязать и к Римской Империи, и к Англии времен короля Артура. Постоянные попытки натянуть сову на глобус понятны- сам Борис положил им начало, на старости лет оседлав популярную волну и рассказывая всем вокруг, "какой на самом деле они вкладывали смысл в свои произведения." Но тема реально заплесневелая, как якобы мифическая высадка американцев на Луне или "зловещие планы СССР по нападению на Германию". Может, еще обсудим, плоская ли Земля?

Ответить
16

Статья сказала об авторе намного больше, чем автор о теме, в которой он ноль абсолютный.

Ответить
15

Да тут сам заголовок как бы уже намекает...

"Самое главное у человека это его жизнь и прожить ее нужно так, что бы в конце не было безумно больно за бесцельно прожитые годы... ... и нужно спешить жить... ... чтоб в конце ты мог сказать что все силы ты отдал самому главному - борьбе за счастье всего человечества" - Так заканчивается самый растиражированный роман в СССР Как закалялась сталь, таким видели цели здорового человека в "тоталитарном совке" и такими примерами взращивалось и воспитывалось советское общество, до начала его распада к первой половине 80х.

Откуда автору знать что финал Пикника на обочине, это омаж в сторону самой культовой книги СССР, что книга показывает общество на примере камерной ситуации где человек человеку волк, что люди, целью которых искреннее желание кому то помочь будут сжираться в угоду личной выгоде и алчности руками тех кто принял правила игры, пляша под дудку тех кто власть имеет и что даже у тех кто смерился с таким раскладом, у которых сердце зачерствело и их точно так же беспокоит только своя шкура, что в какой то момент, даже у них придет осознание что все это не правильно, и даже они пошлют все это к чертовой бабушке, и сделают то что должны были сделать давно, дай лишь им инструмент. 

И желание их будет таким, каким может быть единственное желание, если оно только одно: Счастье! Счастье всем даром! И пусть никто не уйдет обиженным...

Ответить
0

Все так. И сейчас самое главное, это чтото прочитать и сразу писать СТАТЬЮ всем показать, оооо я прочитал и мнение имею! Мдэ

Ответить
9

Действительно, что может автор знать о том, что он хотел сказать? 

Ответить
14

Автор знает всё, что он хотел сказать. Но также автор ТЕБЕ может рассказать всё, что угодно о том, что он хотел сказать. 

Ответить
0

рассказать всё, что угодно

а зачем ?

Ответить
18

Зачем люди высказывают мнения, угодные правящему классу? Гранты, признание, внимание общественности, благодарность чиновников. 

Ответить
18

Имхо, судя по его последней книге и интервью, Борис озлобился в следствии болезни своей и смерти Аркадия, вообще на всех людей, не только на Совьет Раша. Но такое бывает, с пожилыми разочаровавшимися в жизни больными людьми.

Нельзя отрицать и то, что Стругатские были разочарованы ссср к моменту его распада - это видно по их поздним работам. Да чего там, много кто был разачарован, собственно причина распада и была в разочаровании во многом. 

Другой вопрос, что вряд ли они фигу держали в карманах (мы всегда знали, что комми это зло! и пытались вам намекнуть в наших работах) так как это пытается представить быков и сотоварищи.

Ответить
3

Согласен, могло быть и так.

Ответить
0

ну, судя по публицистике и дневникам, они начали разочаровываться в середине 60ых.

Ответить
0

И это нормально. Собственно насколько я знаю, примерно с середины 60х партийная верхушка начала гнить и разлагаться в сторону капитализма и перестройки. Т.е. начало конца ссср как раз в это время и стартануло.

Ответить
1

эм.. а что ж он при советах тем же самым не занимался?

Ответить
0

Не говорил, что в их произведениях заложены аллюзии на советскую власть? О, я даже не знаю!)

Ответить
0

нет. не рассказывал
всё, что угодно

чтобы получить
Гранты, признание, внимание общественности, благодарность чиновников.

 что ? человек поменялся вдруг ?

Ответить
4

Потому что это всё у него было. Они были писателями с миллионными тиражами. А теперь посмотри, сколько книг ими написано в СССР, и сколько - в свободной России. А кушать-то хочется.

Ответить
1

ты серьезно считаешь, что в ссср у него было больше денег и доступа к различным благам, чем после его распада ?

Ответить
2

Нет, именно потому, что он себя сумел обеспечить- переобулся и начал вещать о "тайных смыслах в наших произведениях." 

Ответить
1

т.е. жить ему стало ещё лучше и поэтому он
переобулся

и
может рассказать всё, что угодно

чтобы получать
Гранты, признание, внимание общественности, благодарность чиновников.

но не делал этого при советах, когда каждый первый на партсобраниях еженедельно говорил не то, что думает, а то что от него ожидают, ради тех самых номенклатурных благ.
где здесь потеряна логика.

лично мне гораздо проще представить, что он всегда думал то, что сказал впоследствии. но вы можете считать, как вам будет угодно. )))

Ответить
1

Собственно, а почему не говорили? Они писали произведения про мир победившего коммунизма, причем если сами герои и вели себя по разному, то к общественному строю вопросов не было. Это ли не высказывание, угодное власти? 

Ответить
0

Вы как-то очень плохо знаете творчество и биографию АБС для участвующего в подобном споре. 

Ответить
0

С творчеством я знаком очень хорошо. Про биографию можно поподробнее- там есть факты, говорящие в пользу высказываний Бориса?

Ответить
0

В каком году опубликовано последнее произведение "коммунистического цикла"? 
Когда написан и когда опубликован Град обреченный? Жиды города Питера? Когда изъята из продажи и библиотек Сказка о Тройке, и когда ее снова разрешили к публикации? 

Ответить
1

Даты публикаций что-то говорят о скрытом смысле произведений?

Ответить
0

Даты говорят о том, как писателя цензурировали. И показывают отношение общества к писателю и писателя к обществу. 

Ответить
2

Тогда стоит еще привести размер тиражей вышедшего... А ну конечно, я ж забыл - размеры тиражей "отношение общества к писателю и писателя к обществу" не показывают 8(.

Ответить
1

Общество зацензурировало несколько книг писателей, и в ответ писатели обиделись и сделали скрытые намеки на общественный строй, выставляющие его в негативном свете. Я правильно уловил посыл?

Ответить
–11

Но тема реально заплесневелая, как якобы мифическая высадка американцев на Луне или "зловещие планы СССР по нападению на Германию".

Хорошее сравнение, видно что натаскали в диванных войсках, но всё же)0 Как же забавно, когда из двух говн, одно обеляют. Добрый совок всего лишь готовился к обороне (Польша и Финляндия незадолго не дадут соврать). Пиздец усачи в 20м веке добряками были, вот же потеха, хорошо что бобро зло забороло.

Ответить
14

Что показывает эта табличка? Что в СССР была армия? Сенсационный факт! 

Ответить
8

Экий вы непонятливый! Это же логическая логика! У кого армия больше тот и войну начинает! Резуна-Суворова ещё почитайте штоли....

Ответить
–3

Уж точно не совкам про логику пиздеть, хех.

Ответить
2

Надо отлить это в граните

Ответить
1

Просто пацаны на границе многомиллионной армией сидели, да на запад посматривали в бинокль. А уж кто не наслышан про оборонительнуые функции танков и самолётов)0

Ответить
4

Просто пацаны на границе многомиллионной армией сидели, да на запад посматривали в бинокль. 

Ок, у тебя на границе 4 млн вражеских солдат. Сколько нужно вставить войск, чтобы не проиграть войну, и в будущем твои потомки могли с дивана рассуждать о тактике и стратегии?
А уж кто не наслышан про оборонительнуые функции танков и самолётов)0

Вот этот довод мне вообще казался за гранью разумного. А как по-вашему, выглядит оборонительная война? Миллионы километров окопов, а в них солдаты с ружьями, зенитками и противотанковыми орудиями?  Типа обороняющаяся сторона не должна предпринимать никаких обходных маневров, заходов в тыл, контрнаступления? Просто сидит в окопах и ждет противника? Так? 
А самое смешное, что военная доктрина СССР прямо говорит о оборонительной войне "малой кровью, на чужой территории". И подробно разъясняет, как это должно выглядеть- враг нападает, его разбивают, а дальше переходят в наступление и громят врага у него дома. Впоследствии оказалось, что эта доктрина имеет мало общего с реальностью, но сам факт того, что после отражения атаки противника планировалось наступление, никто и не скрывает.

Ответить
–3

Ок, у тебя на границе 4 млн вражеских солдат.

В смысле вражеских? Сначала парады вместе, а потом вдруг врагами стали? Что-то тут тёмное, не иначе.
никаких обходных маневров, заходов в тыл, контрнаступления? Просто сидит в окопах и ждет противника? Так?

Нет, оборонительная, это когда танков и самолётов настрогали столько, что на весь мир хватит. А зачем контрнаступления? Тоталитарные супер по типу совка занимались же искоючительно защитой своей земли по вашему мнению.
А самое смешное, что военная доктрина СССР прямо говорит о оборонительной войне "малой кровью, на чужой территории". И подробно разъясняет, как это должно выглядеть- враг нападает, его разбивают, а дальше переходят в наступление и громят врага у него дома.

Она именно об этом и говорит, не иначе)

Ответить
2

В смысле вражеских? Сначала парады вместе, а потом вдруг врагами стали?

Что значит- вдруг? После прихода Гитлера к власти Германия и СССР стали врагами, руководство обеих стран это прекрасно понимает. Вы возмущены, что руководители не относились с трепетом к подписанным бумажкам и исходили из реального положения дел? Вас возмущает, что  руководство СССР после подписания договора о ненападении продолжало понимать, что война неминуема?  Что, по вашему, должно было делать руководство СССР после подписания договора? Ослепнуть, оглохнуть и игнорировать действия Германии? 
Нет, оборонительная, это когда танков и самолётов настрогали столько, что на весь мир хватит

Ещё раз -сколько нужно настрогать танков и самолетов, чтобы противостоять 4-ёх миллионной армии? 
А зачем контрнаступления? Тоталитарные супер по типу совка занимались же искоючительно защитой своей земли по вашему мнению.

Ещё раз -как в вашем представлении выглядит оборонительная война? Солдаты сидят в окопах и обороняются? 

Ответить
3

Нужно больше аналитической аналитики! Продолжайте изничтожать совков! Не напомните протяженность границ СССР кстати? Есть мнение, что их не все надо защищать.

Ответить
–4

О протяжённости своей границы, сами совки понятия не имели, поэтому это довольно странный вопрос.

Ответить
2

С вами все понятно. Не обращайте внимания. Непонятное часто бывает странным.

Ответить
3

история человечества - череда одинаковых циклов. ничего удивительного

Ответить
1

Может быть, тема действительно уже вся в плесени, но я ее для себя открыл лишь недавно (именно эту теорию о "советском эксперименте"), а потому захотел поделиться :)

Ответить
0

Всё верно, я постоянно забываю, что для кого-то может быть новым то, что ты уже прочитал)

Ответить
0

Беру свои слова обратно, судя по количеству комментов, тема вполне себе актуальна!

Ответить

Комментарий удален

2

Бомбит у тебя знатно) Жаль, что довел тебя до слёз и истерики, но это интернет, здесь такое часто бывает, особенно с молодыми неокрепшими умами.

Ответить
1

Да здесь пластырем то не обойдешься! Туши скорее, сверхчеловек ты наш!

Ответить

Комментарий удален

0

Пикник можно привязать ... к Англии времен короля Артура.

Получится Ayreon

Ответить
0

В смысле первый альбом?

Ответить
34

"Получается, что «советская Зона», созданная после «посещения» России Богом, до сих пор проникает в тела молодого поколения, чьи родители так и не смогли оставить Зону позади, создает из детей «мутантов», меняет по своему образу и подобию. В этом отношении «Пикник на обочине» - пророческая повесть."
Отличный анализ и пример натягивания совы на глобус! 
Сука, до слез.

Ответить
20

Ну так опирается автор на Быкова же. Чего еще от такой опоры можно ждать? Прекрасное умение проделать очередную "дыру в СССР" там где ее не было, а потом писать как ты ее нашел и что туда опять все лезут. Некоторые трактовки произведений бывают как минимум прикольными, но эта какой-то особенный пиздец )

Ответить
13

В данном случае автор просто встал на не очень крепкий фундамент и поленился его подвергнуть своему анализу, понадеялся на "авторитет". Здесь обвинить автора можно разве, что в том, что неглубоко копнул (и судя по комментам, автор вроде бы осознал 8).

Но вот его "авторитеты" - эти знают, что делают и зачем. Другое дело, что судя по тому, что эти ребята сводят все к "совку и противостоянию с ним" - становиться ясно, что им насрать на Стругатских и их творчетсво. Им важно подтверждение своим больным фантазиям получить.

В любом случае, я считаю, что само творчество Стругатских это огромный пласт для изучения и трактования - у них там разные периоды, с разными посылами и глубинами смыслов заложенных и сводить все к одной теме (пусть даже и на основе одного произведения) - это прям фу-фу и примитив, как так можно 8(

Ответить
0

Алексей, как и писал в самом начале, это лишь одна из возможных трактовок повести, основанная на лекциях Быкова и Скаландиса. Верить или нет - на усмотрение читателя, но дискуссия всегда приветствуется

Ответить
12

Давайте я начну дисскуссию и скажу, что под подобное описание

"закрытая от внешнего мира территория, военные кордоны на границе;
запланированный заранее, бесчеловечный эксперимент над живущими на территории существами;
бесстрастные наблюдатели;
рвущиеся наружу мутанты, у которых есть зачатки разума и знаний;
невозможность установить контакт с мутантами из-за непроницаемого военного кордона."

Попадает огромное количество лит произведений (фантастических в том числе). Ну например  "остров доктора Моро". 

Являются ли они все аллюзией на СССР и его печальную судьбу? 

Ответить
0

Если вы ориентируетесь только на вышеприведенный абзац, то тут, конечно, уместно будет говорить не только про СССР, но и про любой тоталитарный режим, существующий или существовавший. 

Но так как братья Стругацкие жили в СССР, то предполагаю, что основным источником вдохновения для них все же была Родина.

Ответить
16

Хорошая логика, удобная.
Пишет например советский писатель про путешествия на Венеру - это он СССР имеет ввиду, какая там отравленная атмосфера и как нормальным людям жить сложно, он же в Ссср живет, понятно, чем вдохновлялся. Он конечно не говорит такого, но мы то знаем!

Ответить
0

Нигде не писал, что все "знаю". Вся статья - лишь определенный взгляд на повесть Стругацких. Ее, в конце концов, можно рассматривать и так, и эдак.

Ответить
7

А я и не про вас конкретно, извините, если обидел, не хотел.

Потом вашу статью тоже ведь можно и так и эдак рассматривать. Вот я и рассматриваю.

Ответить
1

ахахах, черт возьми, и то верно :)

Ответить
2

Эмм. Теперь в любой фантастике трендом необходимо искать вдохновление Родиной?

Ответить
10

Не в фантастике, а  вообще в любом произведении, и не родиной, а конкретно СССР. Думаешь, Кинг про кладбище писал, в "Кладбище домашних животных"? А Стейнбек, в своих "Гроздьях гнева"? А  "Три мушкетера " Дюма- ну явные же отсылки на советские репрессии и тоталитаризм!

Ответить
0

Не обязательно. Но я писал же в самом начале текста - одна из возможных трактовок повести. На абсолютную истину не претендую

Ответить
0

Многим хотелось бы, чтобы являлось:-)

Ответить
4

Тогда я особенно жду статью "Герберт Уэллс и его произведения, как отражение неудачного "советского эксперимента". 

Иначе, мне еще не совсем понятно насколько совки-мутанты всех достали, еще до своего появления.

Ответить
0

Ну, коммунистическая ориентированность Уэллса совсем не тайна... а для многих ещё и повод.

Ответить
11

Я как знал, что это всё связано! 
Уэллс, Стругатские, мутанты, статьи на ДТФ - я всё понял - это очередное доказательство - Сталин Хуже Гитлера!

Ответить
2

У вас БИНГО! :-)

Ответить
0

Кстати, норм тема для нового материала :)

Ответить
–1

Ну, меня не то чтобы совки-мутанты достали. Скорее, я просто заинтересовался этой точкой зрения Быкова и решил немного раскрыть ее содержание

Ответить
3

А есть есть у быкова точка зрения, где-нибудь, где он помоями советское прошлое облить не пытается?

Ответить
0

Хз, если честно :) Вроде не особо замечал. Мне просто именно эта его теория о "Советском эксперименте" показалась интересной, отчего и решил написать материал

Ответить
6

Если вы (ну просто из интереса) немного познакомитесь с точками зрения г. быкова поближе - для вас внезапно откроется, что точка зрения на ссср, у него ровно одна, и тащит он ее везде, что хоть как то  на эту точку зрения можно натянуть.
Срет в головы доверчивым людям оставляя там красочные образы типа "детей мутантов, после родителей совков"

Ответить
0

Хм, ознакомлюсь на досуге, спасибо. Как-то я даже и не подозревал о такой его перманентной позиции

Ответить
7

ну других быковых у меня для вас нет 8(

https://www.youtube.com/watch?v=5iX7XBWP6N0

Ответить
2

Мдэ... Как-то я оплошал с выбором источников. 

Пойду поищу полную версию выступления. Во мне все еще теплится вера, что это просто разрозненные цитаты, которые теряют смысл без контекста. Потому что это какой-то уж совсем откровенный бред...

Ответить
4

Не благодарите:
https://www.youtube.com/watch?v=y896C42O0iA

Ответить
6

Я даже рискнул посмотреть две трети. Дальше не смог. Хочется схватиться за голову от таких изречений. Думаю, мой материал требует серьезной переработки :)

Ответить
2

Какой вы полживец ))

Ответить
3

Я то что. Вы вон Стругатских почитайте!

Ответить
0

Нет уж, спасибо!) Совсем упоротый персонаж.

Ответить
15

Занавески

Ответить
4

Синие?

Ответить
0

Но, позвольте, СПГС еще никто не отменял! Особенно в отношении Стругацких

Ответить
0

Всегда был слишком туп для Спгс, либо ленив

Ответить
13

Товарищ автор, ты вообще понимаешь, что Стругацкие по сравнению с тобой были людьми крайне образованными и практически во всех произведениях они занимались моделированием реальности, с точки зрения Объективного бытия. Именно поэтому в каждом из рассказе крайне точно и подробно дается описание этого самого Бытия, которое определенным образом определяет определенное сознание - сознание героев произведения. 
Твое утверждение о том, что"  Пикник», на поверхности являясь банальным высказыванием на тему экологии, на глубине обретает свое истинное лицо - это история одной человеческой жизни, которая одержима идеей." - показывает, что ты банально не врубаешься, что ты вообще делаешь начиная писать про вещи, в которых ничерта не понимаешь. Банальное высказывание на тему экологии. Грета Тунберг разлогинься! 

P.s. Дмитрий Быков он да, вдохновляет. Мдааа. Советский эксперимент. Читая вот это вот, называемое Статьей, понимаю, что мир зоны уже совсем не за горами, прекрасный новый Антисоветский эксперимент.

Ответить

Комментарий удален

4

На вот, наложи, я тебе на обугленную жёпку принес.

Ответить

Комментарий удален

0

Да тебе это нравится походу 8)

Ответить

Комментарий удален

0

Поставлю тебе плюсик. Может это сделает тебя счастливее, а то я же вижу как ты страдаешь, бедолага.

Ответить
1

Ты опасен для экологии, твоя жопа разогрела атмосферу на +2 градуса, белые медведи вымрут. Аккуратнее комментируй, пожалей планету. И Грету

Ответить

Комментарий удален

1

А каких ещё слов ты ждешь, если видно, что у тебя жопа горит? Ты как обосравшийся на людях, который возмущается, что все ему говорят, что он обосрался. А что ему ещё сказать? Ок, ты юный максималист, у которого мир делится на черное и белое и который убежден, что он всегда прав. Это нормально, все через это проходят, просто у тебя сейчас такой период, когда от любой точки зрения, отличной от твоей, у тебя горит жопа.  Но всем лень тебе это объяснять и они просто говорят "Эй, у тебя жопа горит."

Ответить

Комментарий удален

1

Не любая, но у тебя явное горение.

Ответить
0

Не, мне 28. Я тут уже достаточно пояснял и для тебя персонально повторять не буду, ты настолько эмоционально не стабилен и настолько ангажирован плюс коэффициент твоих знаний к эмоциям примерно 0,001, что вести с тобой серьезный диспут просто нет никакого смысла. 

Ответить

Комментарий удален

1

Мальчик, а как сильно ты пострадал при Сталине?

Ответить
12

Вы рассматриваете Пикник через призму Сталкера. Это неправильно. Например, в Пикнике через всю книгу идет размышление над "теорией Пильмана". И это одна из основных веток в книге - вам на нее просто плевать, как будто её там нет. 

Ответить
–2

Ну, собственно, Теория Пильмана и не стояла в фокусе моего внимания. Я, скорее, старался уловить какие-то идеологеские мотивы в повести - и нашёл. Но, повторюсь, часть выводов статьи основана на выступлении Дмитрия Быкова в рамках курса лекций по русской литературе от Arzamas

Ответить
9

Да нет там никакой привязки к "бездне" или "инерции" - Рэд это талантливый паренек из рабочих кварталов, который выбрал путь преступника, просто чтобы жить получше, чем остальные работяги. Затягивает она его не более чем деньгами, когда приходится идти на сделку с совестью и выносить из зоны то, что вообще может  запросто погубить потом миллионы людей - "ведьмин студень" - произведение писалось во времена Вьетнамской войны, когда не фантастически стоял вопрос применения кроме дефолиантов и напалма ядерного оружия. Ну и не смотря на все попытки никакой "нормальной жизни" у него так и не получается: дочка мутирует в непонятно что, выехать из города и начать жизнь заново теперь тоже нельзя. Тупик, который приводит к новой жертве - ни в чем не повинной отмычке-пареньку, которого хотя бы не так жалко, как любого другого не выпрошенного отцом, Стервятником, за еще чью-то жизнь у зоны.  В целом, все тоже вкратце изложено в "Машине желаний" - киносценарии "Сталкера", который Тарковский требовал переписать множество раз и который потом стал совершенно не похож на изначальный замысел(он даже разругался с братьями), там же можно и увидеть вопрос на ответ подвешенный в книге - будет ли всем счастье и не уйдет ли кто-нибудь обиженным?

Ответить
6

Вообще, согласен. Все книги о людях, всякое окружение только для антуража, взять того же Горбовского - человек, который готов не только принять что он - неудавшаяся ветвь эволюции, но и строящий планы на будущее, а не опускающий руки. Рэд Шугарт - просто пустышка, да, удачливый сталкер, да, казалось бы супергерой, выходящий живым из Зоны, но внутри абсолютно "пустой". Он даже не знает, что пожелать у Исполнителя Желаний, просто повторяет то, что слышал. А весь антураж с Зоной - там же есть ответ авторов в лице Пильмана, что все артефакты — «пустышки», «этаки», «браслеты» — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги

Ответить
2

Так и есть, но Рэд это просто такой недопреступник - в реальности им совершенно чихать и на судьбы других и на все человечество в целом. Да и Стервятника он бы убил без раздумий совершенно - зачем рисковать даже с одной заставой? Просто в этом случае произведение получилось бы настолько чудовищным, что точно не прошло бы никакой цензуры - тетки из нее требовали все время, чтобы герои поменьше ругались, да и вообще они какие-то все вульгарные слишком, плюс как Рэд мог трахаться с Диной при живой жене!? Я сам читал изначально повесть именно в таком, отцензуренном виде и все это помню )В общем, без шансов, что объясняет всякие нестыковки в поведении и словах героев. 

Ответить
–2

Автор, вам респект за статью. Не слушайте совкодрочеров, которые, по их утверждениям, лучше самих Стругацких понимают смысл произведения и якобы более достойны доверия. Я очень согласен с аналогией между СССР и Зоной. Вы абсолютно правы в том, что логично, что братья в первую очередь в своих произведениях рефлексировали окружающую действительность, а не абстрактные эпохи. И цензоры гоняли их конечно же не просто так. И да, СССР - дыра в будущее, через которой пытались достать счастье-коммунизм через трупы собственных людей. А по факту привезли мутации, от которых мы до сих пор не можем избавиться, оставаясь страной насилия, обмана и неуважения к свободе и личности.

Ответить
8

Сколько у них в злом совке было фильмов?

Ответить
5

Это же не важно! Важно, что они ВОПРЕКИ и ЧЕРЕЗ ТРУПЫ!

Ответить
0

Сколько? 

Ответить
0

Фильмов?

Ответить
8

Принес вам синие занавески.

На мой взгляд, когда умер Аркадий, то Борис сломался. Начал писать тяжелые и сильно политизированные произведения - если раньше какая-либо критика в творчестве Стругацких и была заметна, но была довольно стёртой и часто сводимой в иронию и юмор, то есть позитивного было больше, то после смерти одного из братьев произведения стали очень депрессивными. Серьезно, их трудно читать.

Ответить
0

Сп..л у Линча и ctrl+i сделал? ))

Ответить
0

Еще раньше, гораздо, они где-то уже в ОО признавались, что не могут не бороться с "системой", что это их долг и прочее и прочее - названия у выродков при власти там были такие изначально, что совсем не удивительно, что их завернули моментально на доработку из издательства. Ну и произведения из обучающе-юношеских, про преодоление всякого в далеких-далеких мирах все более превращались в откровенно антисоветские, с единственной целью - настрать от души на страну.

Ответить
6

В «Забытом эксперименте» встречаются первые догадки о сущности >«советского эксперимента», которые получат свое логическое развитие в >«Пикнике»: запланированный заранее, бесчеловечный эксперимент над >живущими на территории существами;

бесстрастные наблюдатели; 
.
Общедоступное высококлассное образование и медицина, оплаченная из общих фондов, социальная защищенность, наименьший из возможных уровень социального насилия - да, бесчеловечный был эксперимент. 

На сегодняшний день метафора Стругацких становится еще более страшной, >ведь несмотря на то, что СССР канул в Лету почти тридцать лет назад, >российская общественность, поддерживаемая политическими элитами, все >еще ходит в «советскую Зону» за главным хабаром – за сюжетами, >патриотическими концепциями, за идеями доминирования и национальной >идентичности. И эта Зона точно так же влияет на всех «сталкеров», кто >осмелился в нее заглянуть, а точнее – на их детей.

СССР был построен на идеях интернационализма, - поэтому в него никто не может ходить за идеями "национальной идентичности". А сегодняшние российские элиты рассказывают как раз те же бредни, что и автор статьи - что СССР был бесчеловечным экспериментом, Ленин подложил "атомную бомбу" под страну и пр. Свое "вдохновение" они ищут в Российской Империи, - с её повальной нищетой населения и лесом церквей над страной. Автор статьи не хочет видеть действительность, ему милее теории, которые никак с действительностью не сопрягаются. И поэтому автор, в момент написания статьи, был, мягко говоря, - не умен. 

Ответить
3

Эксперимент вообще страшное слово. Ведь всем умным людям известно что построить лучшее общество можно просто. Нужно только взять и захотеть. Это законы физики, химии...открываются сложно, а общество - легко построить.

Ответить
0

Кто нибудь читал улитку на склоне? Можете объяснить?

Ответить
21

Был тут один, объяснял, шерсть на носу. Взяли его за руки-ноги, шерсть на носу, да на дерево закинули. Больше не будет объяснять, шерсть на носу. 

Ответить
0

Тут нужно отдельную тему для обсуждения создавать... 

Ответить
0

Творчество в чистом виде. Как я себе представляю- было несколько сюжетов, из них сделали выжимку и собрали в одно произведение. Без начала и конца, зато отлично написанное, захватывающее и полное таинственности.

Ответить
0

Сам Борис же объяснял: рассказ про столкновение закостенелого прошлого с непостижимым будущим.

Ответить
4

Как человек, заставший Самиздат (и читавший в нем как раз Град обреченный и Пикник) могу сказать что творчество АБС безусловно воспринималось всеми кого я знаю если не как антисоветское, то по крайней мере как отчетливо критическое к совковому строю и действительности. Комментарии самих АБС позже только подтвердили это, но это и так было очевидно современникам. 

Ответить
5

Современникам и солж казался светочем неполживости - этож в самиздате вышло, там херню не напечатают!

Ответить
0

И что? 

Ответить
1

И то. Как свинья, всегда, найдёт грязь везде, так и определенные люди будут притягиваться за уши только им видные смыслы.

Ответить
1

К Солженицыну можно очень по-разному относиться (я его например терпеть не могу, как писателя), но определение 'херня' к нему точно не подходит. 
На фоне уебищной ведомственной советской литературы это из другого мира вообще было. 

Ответить
1

Не знаю из какого там мира вылез Исаич, но ценности для русской, а тем более мировой литературы он не представляет. Проблема в том, что его, как вы выразились ´не херня´ была заботливо взращена и положена в неокрепшие мозги инфантильных советских граждан, которых, та самая цензура, к сожалению такими и сделала... если исаича не проталкивали как идеалогическое оружие - на хрен бы этот горячечный бред бы кому сдался. Но это другая история.
В разрезе разговора про Стругатских, я повторюсь - рассматривать их произведения в основном как критику советского строя - быть либо недалеким дурачком, либо ярым антисоветчиком, который пытается натянуть свой бред, на объективную реальность. И то и другое печально и нелицеприглядно.

Ответить
3

Быков, это который толстый либераст?

Ответить
1

А ты худой коммунист? 

Ответить
1

Ну к счастью не путинист

Ответить
6

Оооо. Слышал тот бред Быкова про "Пикник". Думаю, дальше можно не читать.

Ответить
4

 Ну вообще да, поход в Зону за «светлым будущим» вполне может быть аллюзией на «строительство коммунизма». А беззаботная жизнь «золотой молодежи» - детей Стервятника, похожа на жизнь детей номенклатурных работников, которым и без всякого «светлого будущего» неплохо жилось в совке.

Ответить
0

Но опять же, не стоит забывать, что это одна из возможных трактовок повести. Думаю, копать в ней можно реально бесконечно

Ответить
3

 Да, ведь Зону можно интерпретировать и как условный Запад, а артефакты - как его блага, недоступные советским людям.  Золотой шар - это свобода (развал СССР), добравшись до которой наш советский человек (Шухарт), не знал, что с ней делать.

Ответить
4

Мне больше кажется, что золотой шар символизирует золотую державу - один из символов власти. Человек обрёл власть и могущество, а что с ней делать не знает. Хочет облагоденствовать людей, но не понимает как именно это сделать. Нечто подобное проскальзывало и в "Трудно быть богом" и в "Обитаемом острове". 

Ответить
1

Кстати, тоже интересный вариант. Был вариант антикоммунмстический - теперь вот антизападный :)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

 Да понятно, но у научной фантастики есть свойство "предсказывать" будущее :) Ну, или "развал" можно просто заменить на "эмиграцию". 

Ответить
3

эх,жалко что из-за сточкера,нормальную игру по пикнику теперь не сделаешь,ну или нужно быть ранним Кодзимой,что бы сделать интересннуб игру без оружия,с интересными аномалиями которые действительно аномалии,а не банальнае ловушки,и артефакты которые не +10 к переносимому весу

Ответить
2

У кодзимы сеттинг немного напоминает атмосферой пикник

Ответить
0

Почему? При желании, вторую часть можно было бы сделать в сеттинге именно повести и перенести действие в одну из 6 зон. 

Ответить
1

Ого, спасибо большое! Никогда не был силен в поисках картинок по тырнету :)

Ответить
0

Чудное зрелище, когда трамваищи гоммунисты в очередной раз копротивляются за провалившейся государство.

Ответить
5

Чудесное зрелище, когда, что власть, что оппозиция, уже третий десяток лет хаят совок, который им до сих пор сильно мешает построить процветающее государство.

Ответить
0

Как же жалко(нет), что я не власть и не оппозиция.

Ответить
1

Попробую угадать... Вы не в России живёте?

Ответить
0

На полшишечки.

Ответить
–1

Чудное зрелище, когда трамваищи гоммунисты в очередной раз копротивляются >за провалившейся государство.

Мир уже тридцать лет становится все более жутким местом, потому что из него исчезло "провалившееся государство". Чудесно наблюдать дурака, который не может этого понять. Жди очередного витка кризиса, и повышения цен - где бы ты не жил, болезный. 

Ответить
0

Мнения сектантов не спрашивал.

Ответить
0

Спрашивал-не спрашивал, - от мнения сектанта тебе никуда не деться, ибо он живет у тебя в голове. 

Ответить
0

Приемчики в стиле "нет ты" и так сами по себе где-то на уровне дна, а уж в исполнении сектанта и вовсе низвергает его в пучину скудоумия. Ну а потуги сектанта на интеллегентность и образованность только вносят пикантную нотку.

Ответить
–1

Потуги на анализ интеллигентности имели бы смысл, если бы клоун не начал свои "оценки" с коверканья слов. Дурачку, слова вроде "гоммунисты" и "копротивляются", кажутся верхом искрометного остроумия. Дурачку невдомек, что здесь бегает немало "оригиналов" с абсолютно тем же внедренным в их голову убогим жаргоном. Вымуштрованных на абсолютно идентичные попугайские реакции. С отформатированным по одному и тому же стандарту мозгом-горошиной. Идеальный сектант. 

Ответить
0

Отличная проповедь, 10 за артистичность. Правда, за фактику больше тройки не поставить - слишком много в ней гнилой соломы от чучел (в чем данный сектант был уличен не в первый раз), замаскированной за красивыми словесами плюс добавление к уже описанному приему "нет ты" не менее позорной вариации приема "доебаться до орфографии". А за то, что завуалированное за обличением оскорбление (приятно сознавать, что тебя задело, хе-хе) разворачивается в твой и твоих местных трамваищей адрес и плотненько становится на место без всяких усилий, балл снижаем ещё на пару пунктов. В итоге, боюсь, придется тебя оставить без воскресных котлеток.

Ответить
0

Пока что у тебя портянки получаются длиннее моих, - отсюда сразу видно, кого больше задело. -)  

Ответить
0

м-м, еще и строчкомерство. Полный набор. Когда "ты просто завидуешь" и "сперва добейся" ждать?
Ну хоть по остальному возражений нет.

Ответить
0

Жди. Может быть хоть в режиме ожидания в тебе проснется хоть что-то оригинальное. Может, хоть одна свежая мысль. А вдруг? -) 

Ответить
0

Для оригинальных мыслей нужны оригинальные впечатления, а приставания трупопоклонников вроде тебя к ним не относится.

Ответить