Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Пытаться по отдельным моделям охватить рынок игровых консолей 70х очень гиблое дело. Сложность в специфике игровой индустрии того времени(если конечно на тот момент ее можно было так назвать).

Новые модели приставок выходили буквально каждые пол года. Это было связано с тем, что консоль не являлись платформой под которую разрабатывались игры, но была замкнутым продуктом, игры в который были вшиты с завода без возможности расширения.(Более современные аналогии - широко распространенные карманные тетрисы наводнившие постсоветское пространство в конце 90х начале 00х).

Данная специфика предполагала выпуск новых моделей с минимальными исправлениями как можно чаще. "Odyssey" была для филипс/магнавокс чем-то вроде серии "Assasins Creed" для "юбисофт".
Но все же я не хочу объединять их в группы, а хочу описать каждую отдельную модель.(во всяком случае я постараюсь)
Итак, выпустив в 1972 году свою домашнюю игровую консоль компания "Magnavox" фактически создала новый рынок. Однако подход к этому рынку еще предстояло сформировать.

Главной проблемой первой приставки была в первую очередь ее стоимость. Magnavox и ее создатель Ральф Баер видели заинтересованность клиентов в подобном продукте, однако из-за стоимости первой приставки коммерчески успешной Magnavox Odyssey назвать было нельзя.

Кроме того, увидев популярность игровой приставки Magnavox остальные фирмы начали присматриваться к такому концепту, в связи с чем Magnavox нельзя было медлить и нужно было выпускать новую модель в кратчайшие сроки.

Баер утверждает, что еще на этапе создания Magnavox Odyssey он продумывал возможность создания функционала аналогичного тому что был в его первой аналоговой приставке, но в рамках одной-двух микросхем, чтобы удешевить производство и сделать консоль более компактной.

Впрочем с эргономикой у того что в итоге получилось в рамках нескольких микросхем все было не так уж гладко, но об этом дальше.

Итак, вводные:

1) новую приставку нужно было выпустить прямо сейчас, чтобы не отстать от конкурентов

2) стоимость ее должна быть в разы ниже, чтобы увеличить продажи.

С такими вводными от концепта приставки как платформы для разнообразных игр, коллекция которых могла пополняться полностью отказались(к предыдущей приставке при должной доле фантазии игры могли придумывать и делать сами игроки).

С данного момента приставка была неким приложением к телевизору со встроенными заранее играми без возможности что либо поменять. Такой вот "тетрис" с выводом изображения на телевизор.

Баер ищет поставщиков способных разработать и поставлять необходимые чипы для задуманных им приставок. На тот момент выбор пал National Semiconductor(предложила вариант решения с одним чипом) и Texas Instruments(4 чипа и несколько микросхем).

Первая компания была основана в послевоенный период и полностью специализировалась на производстве полупроводниковой продукции, на данный момент ее не существует. Вторая компания была образована еще в довоенный период, во время войны занималась поставкой и разработкой микросхем для армии, после перепрофилировалась в гражданскую отрасль. Texas Instruments здравствует и по сей день, и является первой в мире по производству микросхем для мобильных устройств, а также именно она поглотила National Semiconductor в 2011 году после его банкротства.

С учетом вводной номер 1 - Баер не планировал ждать в случае задержки обеих компаний. У него наготове была схема приставки работающей без чипов, с использованием дискретных компонентов(разумеется это был худший из вариантов в финансовом плане).

Впрочем к планируемой дате выхода (октябрь 1975 года) успела только Texas Instruments и приставка была построена на основе «многочипового» варианта. Новую приставку назвали «Magnavox Odyssey 100»(на этапе первых моделей эта нумерация еще была в целом довольно удобна для идентификации приставок по их продвинутости "100,200,300 и т.д.").

К сожалению мне не удалось найти источники которые бы говорили о стоимости данной консоли на момент выхода, однако известно, что ее стоимость была в разы меньше чем у первой Magnavox Odyssey.(Впрочем "во склько разов - выяснить не удалось=(".

С учетом того, что Magnavox остались довольны продажами, проводили ребрендинг и продолжили модельный ряд – можем сделать вывод о том, что новый продукт удался и пользовался спросом. Данная приставка существовала в двух вариантах, как Magnavox Odyssey 100 и как Philips Odyssey 100, т.к. 1975 году «филипс» выкупил «магнавокс» и последний полностью утратил свою самостоятельность, однако «филипс» решили оставить знакомое американцам наименование бренда, в связи с чем на территории Америки все приставки выпускались под брендом «Magnavox».

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Итак, чем же стала Magnavox Odyssey 100, что было у нее внутри и чем она отличалась от своей предшественницы?

С одной стороны Odyssey 100 стала существенным шагом назад в сравнении с предыдущей Odyssey, но нужно понимать, что такие решения были вызваны вовсе не недостатком технологий, а особенностями рынка того времени. Любое усложнение увеличило бы стоимость приставки. Добавили геймпады и помимо добавления в конструкцию микросхемы отвечающей за связь с геймпадами, увеличили стоимость приставки, сократили круг возможных покупателей. Добавили в игру счетчик очков – дополнили внутренности приставки еще одной микросхемой стоящей денег и т.д.

В связи с этим Odyssey 100 можно считать технологическим шагом назад, но шагом вперед маркетинговым.

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Magnavox Odyssey 100 работала на 4 чипах SN764xx производства Texas Instruments, работала либо от 6 батареек типа С, либо от сети питания при помощи адаптера на девять вольт. Геймпады исчезли, управление было вмонтировано в корпус самой приставки. Появился встроенный динамик. Сама приставка была выполнена в кислотно оранжевом цвете(Но нужно признать менее стильном чем у Итальянцев).

Управление осуществлялось при помощи верньер расположенных на передней панели приставки.

Подсчет очков (вот это пожалуй самая не технологичная и удивительная часть приставки) велся при помощи аналоговых переключателей на корпусе приставки(на фотографиях два ползунка по центру консоли). Забив гол, победивший игрок поднимал свой ползунок вверх (своими человеческими ручками, никакой цифровизации в этом аспекте).

Над ползунками расположено еще два вращающихся элемента. Левый отвечал за центрирование линии разграничения поля, а правый за установку скорости мяча.

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"
Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Консоль однозначно потеряла в удобстве. Рекламные плакаты того времени предлагали играть сидя на полу перед телевизором. Впрочем с учетом размеров телевизоров того времени, развалиться в кресле на определенном удалении пожалуй и не получилось бы.

Управление осуществлялось при помощи трех верньер. Один из них отвечал за перемещение по горизонтали, один по вертикали и один за «английский эффект» при помощи которого можно было обманывать соперника меняя траекторию мяча в полете(звучит как весомое нововведение, без шуток).

Ну и самое главное в игровой приставке – игры. На борту Odyssey 100 их было всего две, условно их можно обозвать теннисом и футболом, или как вариант понгом и хоккеем. Уменьшение количества игр - это основной шаг назад в сравнении с предыдущей моделью.

Теннис/Понг – собственно классический вариант понга того времени, к тому же максимально простой. Все что давала игра из инструментов, это мяч и два «весла». Подсчет очков велся игроками вручную.

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Футбол/хоккей – по большому счету был тем же понгом, но за игроками появлялась стена и в ней были ворота в которые и требовалось загнать мяч. От самих стен мяч разумеется отскакивал.

Цикл: первое поколение /Доисторические консоли. "Odyssey 100: Консоли в массы"

Собственно это практически вся информация которую на данный момент удалось раздобыть о данной приставке, или по крайней мере вся более менее любопытная информация.

Резюмируя хочется сказать, что данную игровую консоль большинство воспринимало как шаг назад и как нечто недоработанное или неудачное, однако нужно понимать, что данная приставка преследовала собой цель не технологического прогресса, но популяризации.

Magnavox Odyssey создала индустрию игровых консолей, а Odyssey 100 предоставила к ней доступ всем желающим. Она превратила консоль из чего-то элитарного и дорогого в нечто доступное простому обывателю, за что и можем сказать ей спасибо.

4141
7 комментариев

Годный материал. Мне кажется, стоит сделать акцент на том, про какое поколение консолей идёт речь. Я так понимаю, про первое? И в заголовках можно это использовать: "Все, что вы боялись спросить про ПЕРВОЕ поколение консолей" или "Доисторический период консолей".

4
Ответить

Да все верно, первое поколение(про него всегда говорят вскользь, хочется устранить историческую несправедливость)=)
Идея мне нравится)

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Собственно...предлагаю провести голосование.
Как обозвать цикл статеек про первое поколение и стоит ли вообще делать какой-то общий заголовок для них?

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Записи про Odyssey 200,300 и т.д. скорее всего будут больше похожи на небольшие заметочки, чем на полноценные информационные статьи. Уж больно мало в них изменений и мало о них информации.

1
Ответить