Born to Grill

Воспоминание о жанре игр «артиллерия» в целом и одном из моих любимых представителей в частности.

Born to Grill

Первые компьютерные игры по разным источникам появились в далеких 1960-х годах. Одним из первых творений считается Spacewar!, космический симулятор для компьютера PDP-1.

Это были суровые 60-е, мы развлекались, как могли.
Это были суровые 60-е, мы развлекались, как могли.

Ввиду весьма ограниченных возможностей компьютеров игры не блистали разнообразием и в большинстве своем представляли из себя Ineractive fiction (интерактивная литература) и являлись, по сути, прародителями CRPG и rogue-like. Кстати, интересный факт: одну из первых текстовых игр Colossal Cave Adventure портировали на Android, если есть желание приобщиться к воситину олдскульному геймплею – милости прошу.
Еще одним интересным направлением был жанр игр, которые симулировали стрельбу из артиллерийских орудий на основе введенных данных. Выглядело это максимально неказисто:

Born to Grill

Суть была предельно проста: нужно поразить объект, выбрав верный угол стрельбы, учитывая особенности ландашфта. Одна из первых игр — War3 (aka Artillery 3) —была написана под язык программирования FOCAL, а в 1979 году представили версию для Microsoft BASIC в журнале Creative Computing. К сожалению, не нашлось выпуска за 1979 год, но выглядело это примерно так:

Для всех любителей покопаться в старых подшивках и желающах преисполниться духом ретро— в сети сохранился архив журнала с 1983 года, вот тут можно ознакомиться со всем этим великолепием:

Именно Artillery 3 считается отправной точкой жанра компьютерных игр «артиллерия».
Общие черты таких «пострелушек»:

  • Пошаговый бой

  • Стрельба из орудия или техники по навесной траектории

  • Цели скрыты друг от друга ландшафтом или другими препятствиями
  • Залог победы — верно выбранный угол стрельбы

В 1980-х такие игры получили еще и визуализацию игрового процесса в Artillery Simulator для Apple II, что определенно делало стрельбу увлекательней.

Born to Grill

В дальнейшем жанр недостатка в популярности не испытывал, в том числе благодаря широко известной в узких кругах Team 17 и их легендарным Worms. «Червячки» добавили в игровой процесс различное вооружение (в том числе огнестрельное и оружие ближнего боя), возможность передвигаться по местности и фортификации, а также огромное количество юмора. Серия насчитывает более 20 игр и породила большое количество клонов. Об одной из попыток сделять Worms на свой лад и хотелось бы поговорить.

6 июня 2000 года Infogrames Sheffield House представила свою игру для PlayStation под названием Hogs of War (юмористическая отсылка к выражению Dogs of war, которое впервые использовал Шекспир в «Юлии Цезаре» и которое стало в современном английском синонимом наемника). Предлагаю познакомиться поближе с попыткой создать достойного конкурента «червякам».

Визуальная составляющая и озвучка.

Я сознательно объединил картинку и звук в один раздел, так как, на мой взгляд, именно в этом направлении была проделана наиболее значимая работа.

В отличие от «плоской» на тот момент Worms, Hogs of war предстает перед игроком полностью трехмерной (Worms 3D выйдут лишь три года спустя). Ландшафт, вооружение и техника явно навеяны Первой мировой: глубокие траншей, массивные ДОТы, угловатые танки, но действительно интересным моментом является попытка свиносолдат персонализировать: униформа свиней разных фракций копирует таковую реальных держав (точнее, отличаются лишь головные уборы у класса Gunner, все остальные хрюндели будут щеголять в одинаковых пилотках), а каждому свину принадлежат индивидуальные фразы, произнесенные приглашенными профессиональными актерами. Более того, актеры пытались имитировать различные акценты. Солдат каждой фракции начинает ход с приветственного слова игроку, отдавая воинское приветствие (нет, честь хрюшки не отдают), отпускает гневую или колкую фразу, атакуя противника, и сожалеет о наступившей кончине, когда умирает. Каждый боец- действительно индивидуальность и терять его ой как не хочется, тем паче, что умирают они «по-настоящему», никаких возможностей воскресить любимца не будет. Всего для каждой фракции доступно 9 вариантов озвучки персонажей.

Голосами игры стали два английских актёра— Рик Мейолл и Марк Силк. Мейолл — комик, актер озвучки и писатель, получивший признание в Англии и считавшийся одним из пионеров жанра альтернативной комедии (а по версии британского телеканала Channel 4 и вовсе входил в топ-50 величайших комиков). Компанию ему составил Марк Силк, который в основном озвучивал мультфильмы и игры (голос Скуби-Ду и Шегги для каналов для каналов для каналов Cartoon Network, Boomerang, и CITV) .

Рик играл полтергейста Пивза в фильме «Гарри Поттер и Философский камень», но из фильма все сцены с его участием были вырезаны (версии первопричины разнятся)

Фракции

Фракция Tommy’s Trotters – явная аллюзия на войска Соединенного королевства (со времен Первой Мировой англичан называли «Томми»). Свиньи одеты в оливковую форму и gunner’ы носят стальной шлем Броди образца 1917 года, над которым потешались, называя тарелкой для супа.

Born to Grill
Brodie Helmet Mk1
Brodie Helmet Mk1

Пожалуй, в точки зрения озвучки проработаны лучше остальных: свин по имени Nobby (всех можно переименовать) будет старательно подражать выходцу из Манчестера, старательно выделяя гласные, Basil по-простецки изъясняется на диалекте кокни, а Ginger звучит как выходец из Бирмингема.

Sow-A-Krauts – немецкое подразделение. Название навеяно словечком Sauerkrauts, дословно – кислая капуста. Солдаты носят серого цвета форму и пикенхельм, который, кстати, имеет вполне себе русские корни, но ассоциируется он у большинства людей именно с Германией. Да и кто я такой, чтобы указывать разработчикам?

Born to Grill
Кожаный шлем пикенхельм
Кожаный шлем пикенхельм

Многообразия акцентов здесь не получилось (актеров озвучки всего двое и они англичане), попытавшись скомпенсировать сей недостаток набором эмоций: зольдатен Herr Kut — натуральный садист, Lederhos звучит как бравый офицер, а Wolfie какой-то женоподобный.

Garlic Grunts подражает французской армии. Члены этой фракции красуются в синих шинелях и на голове плотно сидит каска Адриана образца 1915 года.

Born to Grill
Каска M1915, разработанная генералом армии Огюстом Луи Адрианом
Каска M1915, разработанная генералом армии Огюстом Луи Адрианом

Bastille пытается томным голосом соблазнить игрока с экрана, Glouton вздыхает и кряхтит, как старый вояка, а Sanglier невозмутим и расчетлив, аки заправский киллер (привет, Леон).

Piggystroika – отсылка к Перестройке и Советскому союзу. Бравые комрады носят революционные красные шаровары и папахи, а хрюнделям присвоены типичные русские имена: Jetski (тяжело жилось парню во дворе) вечно поддатый, а Snowski бодро выдает «If you do your job – do it right!», как и положено советскому работяге. Вообще, тут преобладает карикатурный русский акцент.

Born to Grill
Papakha
Papakha

Sushi-Swine —японские боевые свиньи в желтой форме (нет, никакого расизма!). С головным убором тут все несколько скучнее: тропическая кепка имперской армии образца 1919 года, ввиду слабых графических возможностей PS1 смотрится она, мягко говоря, блекло.

Born to Grill
Та самая кепка
Та самая кепка

Из озвученных бойцов мне больше всего понравились опытный камикадзе Kung Fu и щедро раздающий восточные мудрости Raw Fish.

Uncle Ham’s Hogs (толстый намек на Дядю Сэма) — бравые американские вояки, облаченные в голубое обмундирование. Голова покрыта campaign hat — фетровой шляпой характерной формы, которую армия США облюбовала аж в 1840 году как более практичный аналог форменных фуражек и используется до сих пор в некоторых штатах.

Born to Grill

Заокеанские свины получились колоритными: Joey-Bob — ярко выраженный хиппи, Bobby-Joe – бравый сержант, готовый зачитать устав, Bobby-Jim старается подражать баритону Элвиса.

После прохождения можно разблокировать Team Lard, они носят фиолетовые одежды и являются солянкой из свиней всех национальностей.

У всего этого есть и обратная сторона медали: реплики сопровождают практически каждый шаг игрока, будь то начало хода, атака противника или же смерть, что через несколько часов игры может утомить. Благо, реплики отключаемы.

По окончанию каждой миссии мы увидим громкий заголовок в местной газете (опять-таки, у каждой державы своя собственная).

Born to Grill

Геймплей

Суть боев остается примерно такой же, что и в Worms: игрок руководит небольшим отрядом солдат-свиней, бои происходят пошагово, на ход игроку отводится определенное количество времени, за которое нужно много что успеть. С каждой последующей миссией кампании времени дают все меньше и принимать решения нужно оперативно. Любой снаряд или пуля с расстоянием теряют энергию и начинают падать. Руки у вояк с копытами дрожат, так что целится на большие расстояния из огнестрела проблемно. Ландшафт не изменяется взрывами, но вот флора и строения от перестрелок страдают. Есть вариант поиграть с друзьями по принципу «хот-сит».

Существенным отличием от «червяков» является возможность прокачки бойцов: за прохождение миссии дают монеты (Promotion Points), если миссия пройдена без потерь, а также за выполнение специальных заданий. Монетки в перерывах можно тратить на продвижение солдата по службе (изначально все хрюндели в отряде имеют звание Grunt, имеющие скудные 50 очков здоровья и скудный арсенал) и есть возможность выбрать специализацию. Каждая профессия имеет 3 уровня и прибавляет ХП и увеличивает арсенал.

Артиллерист (пользуется тяжелым оружием, способным достать врага на другом конце карты и обладающим подвесной траекторией, как то: базука, миномет, зенитный снаряд).

Разведчик на втором уровне прокачки обзаведется снайперской винтовкой, не отображается на мини-карте противника. Обладает двумя наинтереснейшими способностями: pickpocket позволит своровать у противника из кармана что-нибудь из вооружения и при удачном стечении обстоятельств (воруется случайный предмет) можно оставить вражеского солдата полностью беспомощным.

Ловкость рук и никакого мошенничества!

Также разведчик может прятаться, маскируясь под ближайшие деревья, а если таковых нет, то спрячется в неприметную коробку с вопросительным знаком.

Кодзима — гений!

Увы, но способность разведчиков к мимикрии и отсутствие их на карте полезны лишь в одиночной кампании: ваш противник играет с вами на одном экране и видит, где вы только что спрятались, зато в синглплеере вы будете недоверчиво смотреть на каждое дерево (особенно держит в напряжении мисиия, где у противника все свиньи класса шпион).

Медик будет всячески стараться поддерживать здоровье товарищей на должном уровне. Особенно мне нравится первая целебная способность «Лечебные руки». Свин будет натурально исцелять комрадов наложением рук.

Сапер носит с собой взрывчатку, которая на ранних этапах обладает разрушительным уроном и может видеть расположение минных полей, но остальной арсенал крайне скуден.

После того, как солдат достигнет 3 уровня в своей специализации, то его можно будет повысить до элитного класса — коммандо, который можем пользоваться оружием всех вместе взятых классов, может летать на реактивном ранце и не теряет здоровье при форсировании водных преград, а брутальная черная маска в подарок.

Born to Grill

Следующий (и последний ранг) — герой. Самый «жирный», самый тяжеловооруженный и грудь вся в орденах.

Born to Grill

Сюжетная кампания достаточно незамысловата: есть континент Saustralasia и всем 6 фракциям жизненно необходим ценный ресурс Swill (пойло).

Born to Grill
Карта континента что-то смутно напоминает...
Карта континента что-то смутно напоминает...

Необходимо последовательно захватить 25 регионов, с каждой завоеванной областью повышается сложность игры. В целом, пройти миссию и не потерять никого из своих бойцов достаточно легко, а вот ещё и выполнить дополнительные условия, дабы получить побольше заветных Promotion Points, бывает ой как непросто, так что вызов для любителей тактики присутствует. Прокачка солдат добавляет разнообразия боям и дает возможность по-разному подойти к миссии: можно проходить игру пятью медиками и особенно не переживать за здоровье своих хрюнделей, но это будет напоминать убийство ложкой — так же долго и мучительно вы будете ковырять свиней противника без должного вооружения. Можно же стращать врага пятью шпионами и оставлять свинтусов противоположной фракции без оружия. Вариантов достаточно много, но я пропагандирую сбалансированную команду, где присутствуют все профессии. Наличие в некоторых заданиях бронетехники и построек тоже приятно разнообразит игровой процесс и заставляет шевелить копытами: нужно успеть занять артиллерийскую башню с мощным орудием, пока этого не сделал противник.

Юмор— это, пожалуй, главная составляющая игры и недостатка такового не наблюдается.

Вот такой обложкой встречает игрока коробка с диском:

Явная пародия на «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика.
Явная пародия на «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика.
Born to Grill

Для российского варианта обложки локализаторы «Фаргус» выбрали картинку, отсылающие нас к моменту водружения американскими солдатами флага над Иводзимой, что тоже достаточно иронично, так как морпехи, захватывающие остров говорили, что остров напоминал им «огромную серую свиную отбивную».

Но, как показало время, одного юмора оказалось недостаточно. Шутили на тему войны и использовали принцип «War has never been so much fun» многие: Cannon Fodder, Army Man, Worms, а в Hogs of war ещё и юмор весьма английский. Несмотря на всю свою трехмерность и достаточно увлекательный игровой процесс, игра не сумела достичь популярности Worms.В 2008 году Infogrames заикались о разработке сиквела для PS2 и PC, но буквально год спустя проект свернули из-за финансовых проблем. Ведется на Boomstarter сбор средств на фанатское продолжение, но с 2017 года воз и ныне там.

Hogs of war подарила мне несколько десятков увлекательных часов, о которых вспоминаю с улыбкой. На написание сего текста подвигло именно чувство ностальгии. Возможно, кто-то захочет смахнуть скупую мужскую и достанет с пыльной антресольки старенькую PS one, а кто-то с удивлением обнаружит страницу с свиньями с Steam. В любом случае, спасибо тому, кто мужественно все это дочитал.

Сие ремейк моей старой статьи, кою я по рукопопости запихал в личный блог и только руки дошли переместить ее в более подобающее Ретро.

3838 показов
396396 открытий
11 комментариев

HOW в сердечке, играли с другом сплит-скрином в нее на ПС1. А еще помню Army Men тоже кайфовая была, тоже вдвоем или даже в 4-м можно было. Cannon Fodder на Сеге проходил и сейчас на эмуле иногда катаю в нее, а еще в Генерал Хаос и Синдикат.
Спасибо за ностальгию!

Ответить

Та же история, ПС1 еще жива, иногда расчехляем) Не знаю, все дело в том, что в детстве эмоции ярче, а сейчас просто я зажрался или же правда раньше они были лучше, но многие старые игры навсегда в памяти, и Shadowrun, и Vagrant Story, и Army Man, и Syphon Filter, и многие другие.

Ответить

Консоли в детстве прошли мимо меня, так что в эту игре поиграть не было возможности, но контора Infogrames запомнилась как хорошая с необычными и интересными играми.

Ответить

Она и на ПК есть,советую поиграть.

Ответить

Свиньи войны!

Ответить