«До 16 и старше»: молодёжные программы 80-х и начала 90-х

Вспоминаем период, когда телевидение впервые заговорило с молодым поколением на его языке.

В семидесятые-восьмидесятые годы телевидение в СССР ещё не было коммерческим, а потому многие считают, что программы могли делать качественнее, не идя на поводу у рекламы. Но формат, где большинство передач следовали «линии партии», полностью исключал серьёзные разговоры о проблемах молодёжи. Да и модные среди подростков тенденции чаще всего не доходили до центральных каналов.

Всё начало меняться с середины восьмидесятых. На телевидении появились молодёжные передачи с новым стилем подачи и более смелыми ведущими. И к девяностым популярность таких программ уже зашкаливала.

Вспоминаем самые яркие и значимые из них.

«До 16 и старше…»

Первой попыткой заговорить с молодёжью на равных можно считать передачу «До 16 и старше…» Первой программы Центрального телевидения СССР.

Она стартовала ещё в 1983 году. Заставка с бегущим по взлётной полосе подростком, которую сопровождала динамичная музыка, напоминала сцены из американского кино и обещала что-то совсем непохожее на классические советские программы.

У истоков «До 16 и старше…» стояли такие журналисты, как Алексей Комов, Николай Коровин и Светлана Чиркова — все они впоследствии занимались и другими молодёжными программами.

Но не нужно думать, что авторам сразу позволили взяться за острые темы и погрузиться в жизнь подростков. Первые пару лет «До 16 и старше…», как и многие другие программы, рассказывала о перспективах выпускников-отличников, проблемах на Западе, где молодёжь устраивает протесты, и прочей советской повестке.

Но после середины восьмидесятых авторы уже осмелели, и в эфире появились более острые репортажи. Причём «До 16 и старше…» отличало желание разбирать актуальные вопросы именно со стороны молодёжи. А главное — признать существование проблем, о которых предпочитали молчать.

Например, в 1985 году показали выпуск, посвящённый ночным мотоциклистам (в передаче их называли «рокерами»). После этого передачу завалили письмами с требованием прекратить рекламировать опасное увлечение и «обуздать» подростков.

Но вместо этого авторы выпустили ещё один репортаж «Возраст риска», где попытались объективно разобрать ситуацию.

Интервью брали и у самих «рокеров», и у милиции, и даже у пострадавших после несчастных случаев. А в финале журналисты попытались рассказать, как сделать это увлечение полезным.

Также в программе говорили об уличных группировках и субкультурах, беспризорниках и попрошайках или о жестокости школьников.

В эфир попадали и действительно трагические события. Так, в «До 16 и старше…» сделали репортаж о сельской школе, где руководство довело до самоубийства ученика.

После этого выпуска подростки буквально завалили программу письмами. Учащиеся из Узбекистана жаловались, что их заставляют работать на уборке хлопка. Причём руководство района регулярно отчитывалось, что детский труд не используют. И расследование «До 16 и старше…» привело к реальным переменам и наказаниям чиновников.

Именно в этой программе в 1986 году в качестве репортёра появился ещё совсем молодой Сергей Супонев. Он пришёл на Центральное телевидение ещё в 1980-м. Но сначала работал грузчиком, а потом вырос до администратора отдела пропаганды.

Кроме того, в «До 16 и старше…» регулярно появлялись модные музыканты. Так, в 1988 году ведущие пообщались с Виктором Цоем сразу после премьеры фильма «Игла».

В самом начале интервью Цой подробно рассказывает, почему назвал свою группу «Кино»

Уже значительно позже, в 1997 году в программе появилась ещё совсем молодая группа «Король и Шут». А потом одно из своих первых интервью дала и Земфира.

С наступлением девяностых темы менялись вместе с жизнью в стране. В 1991 году вышла программа о гопниках. Причём журналисты взяли смелое интервью у представителей группировки, попытавшись понять их мотивы.

Но ещё важнее, что со временем формат передачи менялся. К девяностым в ней уже появилось несколько постоянных рубрик, которые потом переросли в самостоятельные телешоу. О некоторых из них можно рассказать отдельно.

«Рок-Урок»

Музыкальная составляющая «До 16 и старше…» превратилась сразу в две программы.

В 1992 году стартовал «Рок-Урок или двойной удар». Это некое подобие «Музыкального ринга», только в более современном формате. В программу приглашали различных музыкантов. Они исполняли свои песни, а потом отвечали на вопросы зрителей.

Слово «Рок» в заголовке не ограничивало жанр передачи. На шоу приходили артисты всех стилей: от Богдана Титомира и Валерия Леонтьева до «Агаты Кристи» и Мстислава Ростроповича.

Сергей Чиграков поёт свои блюзы под рояль

Сначала передачу вёл совсем юный Иван Попов. На тот момент ребёнка сильно раскручивали при поддержке Аллы Пугачёвой. У него даже вышел музыкальный альбом «Новая звезда», где с Ваней пели Лариса Долина и сама Пугачёва, и пара клипов.

Вокальными данными Попов не выделялся, но в кадре он и правда держался достойно даже рядом со взрослыми гостями.

Сергей Лемох из группы «Кар-Мэн» общается с Ваней и показывает модные танцевальные движения

Уже спустя год его сменил 17-летний Александр Олешко, для которого «Рок-Урок» стал первой работой на телевидении. А в 1994-м его место занял Егор Шиллер. Он и вёл «Рок-Урок» до самого закрытия в 1997 году.

С музыкантами обсуждали не только их творчество, но и разные социальные вопросы. Борис Гребенщиков в 1995 году очень смело высказывался на тему ситуации в стране. Ещё более удивительно, что ведущий его открыто поддерживал, хотя выходила передача на Первом канале.

Было и много смешного. Композитор Сергей Курёхин рассказывает о садо-мазохистской версии спектакля «Колобок»

«Джэм»

Вторая передача рассказывала о гитарной музыке и инструментах. Ведущий Роман Кульков брал интервью у различных звёзд и давал исторические справки о коллективах. Причём нередко он общался и с западными артистами.

Передача, посвящённая гастролям Uriah Heep по России

С приглашёнными гостями часто говорили об их инструментах. В отдельных выпусках авторы программы вместе с музыкантами даже посещали заводы по производству гитар или общались с мастерами, которые делают инструменты на заказ.

Всех гостей просили записать фразу «Специально для джэма». Особенно забавно это звучало от тех, кто не говорил по-русски

К 1996 году программа отошла от гитарной музыки. Изменился имидж ведущего, а в гости приходили музыканты вроде Линды или группы «Лицей».

Спустя ещё некоторое время программу закрыли. Роман Кульков создал «Топ-марафон» — ток-шоу с музыкантами и прочими известными людьми. А потом и вовсе перебрался в «Квартирный вопрос».

«Тет-а-тет»

Ещё одно ответвление, зародившееся в девяностых в рамках «До 16 и старше…», посвящено более личным и даже интимным темам. Недаром передача получила название «Тет-а-тет».

Ведущий Владислав Маленко (он больше известен по театральным работам и саркастичным басням) общался с постоянными собеседниками и гостями, затрагивая самые актуальные для подростков вопросы.

Причём он старался максимально использовать свой театральный опыт, разбавляя интервью сценками, в которых сам же и играл, а заодно и исполнял песни под гитару.

Настроение передачи радикально менялось от выпуска к выпуску. Программа о «лени» выглядела забавной, а в передаче про поиск собственного имиджа гости пародировали знаменитых модельеров. А вот тему наркомании в «Тет-а-тет» разбирали совершенно серьёзно.

Идея передачи оставалась ровно той же, что задумывали в «До 16 и старше…»: попытка общаться с подростками на их языке, и приглашать кумиров молодёжи. Появился даже выпуск, посвящённый фанаткам группы «На-На»

Из «До 16 и старше…» вышло ещё несколько интересных программ. Ежемесячный «Тин-тоник» рассказывал о молодёжной культуре.

Выходил также «РЭП». Это название расшифровывали как «развлекательно-экономическая программа». В нём авторы говорили о молодёжном бизнесе.

Во второй половине девяностых все эти передачи вновь собрали под общее название «До 16 и старше…» в виде небольших рубрик. К ним также добавился дискуссионный «Чердак». В таком виде программа просуществовала до 2001 года. А потом Сергей Супонев, ставший уже руководителем Дирекции детских и развлекательных программ ОРТ, счёл формат устаревшим и закрыл шоу.

«Зебра»

Чуть позже подобные передачи появились и на региональных каналах. В 1988 году на Ленинградском Телевидении (позже «5 канал») стартовала «Зебра».

Необычное название предложил главный режиссёр детской редакции канала Владимир Латышев. Он же и придумал основной концепт передачи. По словам режиссёра программы Людмилы Безобразовой, название выбрали потому, что зебру невозможно приручить, и она неуправляема — прямо как подросток. А кроме того, зебра полосатая, что отражает постоянные перемены в жизни.

За неделю кастинга авторы просмотрели более трёх тысяч претендентов на роли ведущих. Выбор остановили на шестерых подростках, которых разделили на пары: Анна Даниленко и Павел Гладнев, Елена Суханова и Павел Рыжков, Ольга Марченко и Влад Громов.

Ведущих постарались подобрать максимально живых, чтобы молодая аудитория увидела в них себя. Поэтому авторы выбрали непринуждённый стиль передачи. Ведущие постоянно шутили и часто перебивали друг друга.

«Зебра» состояла из различных блоков с репортажами и интервью с кумирами подростков. Также герои отвечали на многочисленные письма, зачастую обсуждая серьёзные вопросы вроде общения с родителями. А ещё в финале передачи показывали отрывки из франшизы «Звёздные войны», буквально по 3-4 минуты.

Помимо этого в «Зебре» регулярно появлялись исторические рубрики

Авторы «Зебры» одними из первых на телевидении занялись реконструкцией. В рубрике «Что в имени тебе моём?» ведущие наряжались в костюмы старых эпох и рассказывали о различных исторических событиях и литературных сюжетах.

Ну а самой знаменитой стала фраза, которую запомнили все поклонники: «Вы спрашиваете — „Зебра“ ответить не может!» — так ведущие реагировали на самые сложные и неоднозначные вопросы.

Передача просуществовала до 1996 года. Постепенно большинство ведущих сменилось, причём многие участники оригинального состава так и остались в профессии журналистов, просто занялись другими проектами.

50х50

Параллельно в эфир выходила ещё одна молодёжная передача с зеброй на логотипе. В 1989 году Первая программа запустила телешоу «50х50» (пятьдесят на пятьдесят).

По задумке, передача в равной мере совмещала новости поп-культуры и музыкальные фрагменты, а также интервью звёзд и знакомство с новыми артистами.

Первым ведущим выбрали музыканта и шоумена Сергея Минаева. Он же придумал и записал заставку со знаменитым рефреном «фифти-фифти».

Поначалу передача держалась исключительно на музыкальных номерах и харизме ведущего. Тут и сыграли свою роль разносторонние таланты Минаева. Он брал интервью, показывал сценки, сам же пел и танцевал.

Один из типичных выпусков. Здесь много Виктора Салтыкова, гаданий по руке, конкурсы и даже песни самого Минаева

Некоторые исполнители приходили в программу в качестве соведущих на один выпуск. Но поначалу только Минаев оставался постоянным участником передачи. Однако проработал он в «50х50» не слишком долго. В 1991-м ему в напарники добавили Алексея Весёлкина из «До 16 и старше…». И вскоре Сергей Минаев покинул программу.

В пару к Весёлкину пригласили Ксению Стриж — диджея «Европы плюс» и будущего автора программы «У Ксюши». Но и она задержалась всего на год. Уже в 1992 году в программе появился Николай Фоменко. Вскоре он занял пост режиссёра «50х50» и сменил Стриж на более экстравагантную Диану Рубанову (в то же время она работала на радио «Модерн» под псевдонимом Дина Ди).

Но со сменой ведущих концепция осталась примерно той же: современная и старая поп-музыка, забавные сценки от ведущих и самые горячие новости из мира шоу-бизнеса.

Кроме того, в передаче постоянно составляли рейтинги артистов на основе писем зрителей. По словам ведущих, все данные загружали в новомодный компьютер. А в конце года программа устраивала финальный концерт для всех звёзд.

Оригинальная передача «50х50» выходила до 1998 года. Через несколько месяцев после закрытия её попытались возобновить на канале РТР, снова пригласив Минаева в качестве ведущего, и сделав акцент на молодых артистах. Эта версия не снискала большой популярности. Через год программа переехала на ТВ-6, а потом окончательно закрылась.

«Программа „А“»

Сергей Антипов работал в музыкальной редакции Центрального телевидения с 1983 года. Он снимал «Утреннюю почту» и новогодние «Огоньки». Но в 1989 году Антипов создал главную передачу для поклонников русского рока.

Причём изначально «Программу „А“» задумывали в ином формате. Антипов хотел рассказывать о новостях поп-музыки. С буквы А начинались заголовки всех основных рубрик: «Акцент», «Авангард», «Афиша». И даже в первом новогоднем концерте, который устроила «Программа „А“», участвовали исключительно артисты и группы с именами и названиями на А: от Аллы Пугачёвой до «Аракса».

Одна из программ 1989 года. В ней можно увидеть как Дмитрия Маликова, так и малоизвестный французский рок. О новинках авангарда рассказывает Артемий Троицкий

Но хоть авторы несколько лет подряд и рассказывали о фестивале «Сан-Ремо», они с самого начала больше тяготели к рок-музыке, а особенно к живым концертам. И вскоре в передачу добавилась рубрика Ad libitum. В этой части «Программа „А“» записывала и транслировала выступления различных групп, которые понравились редакции. В том числе и не эфирных.

«Сектор Газа» в Останкино. Из архивов «Программы „А“»

Параллельно команда записывала и крупные концерты российских рок-музыкантов. Причём у большинства работников раньше не было подобного опыта. Сведение звука для трансляции легло на плечи Андрея Пастернака. Тот как раз оставил профессию концертного звукорежиссёра и переключился на студийную работу. Благодаря его усилиям «Программу „А“» удалось сделать первой передачей, которая транслировалась в стереофоническом звучании.

На самом же деле стереозвук шёл только в синхронной радиотрансляции от «Европы плюс». Но, по словам самого Пастернака, многие ставили радиоприёмник поближе к телевизору и наслаждались качеством.

Усилиями Сергея Антипова и его команды сохранились записи десятков концертов российских рок-групп. Позже их показывали на ТВЦ в рамках цикла «К 10-летию „Программы А“». А сейчас появился YouTube-канал, где выкладывают архивные записи. Причём многие из них в Full HD. Там есть как звёзды вроде групп «Сплин» и «Король и Шут», так и забытые сегодня команды «Ночной проспект» и «Дубы-колдуны».

«Марафон-15»

После первых лет работы в «До 16 и старше…» студент Сергей Супонев создал свою первую программу. Причём «Марафон-15» заодно оказался и его дипломной работой на факультете журналистики МГУ.

Изначально передача входила в состав полуторачасовой «Детской информационно-публицистической программы», стартовавшей в 1989 году. Первую часть вели Георгий Галустьян (в передаче его называли Жора) и Светлана Романкова. А вторую половину уже полностью отдали Супоневу.

Но более лаконичное и современное название больше понравилось публике. И вскоре всю передачу переименовали в «Марафон-15».

Ведущих — Сергея Супонева и Жору Галустьяна — подобрали на контрасте. «Сережа у нас был независимый и самоуверенный, частенько „обижал“ Жору. Мы все это называли „мыло“», — говорит продюсер Светлана Прудовская.

Передачу согласно названию поделили на 15 сюжетов, посвящённых совершенно разным темам. А в качестве связок добавляли вставки с общением ведущих.

Многих удивляло, насколько разные и иногда смелые темы затрагивали ведущие. В передаче могли рассказывать о первом ресторане McDonald’s в Москве или объяснять, как правильно стирать рубашку и жарить сосиски на костре. А могли и выпустить репортаж об открытой продаже эротической продукции.

Откровенность кадров в подростковой дневной передаче поражает

С 1991 года к ведущим присоединилась Леся Башева. Помимо общения с остальными ведущими, ей выделили рубрику «Между нами девочками». И к 1992 году она уже разрослась в самостоятельную передачу.

В программу приходили и другие приглашённые ведущие. Многим запомнился выпуск 1992 года, где в качестве репортёра «Марафона-15» появился Сергей Бодров-младший

Не обходилось и без музыки. В «Марафоне-15» показывали видеоклипы и репортажи с концертов. Пели и сами ведущие.

Регулярно снимали выездные репортажи из разных стран. Супонев рассказывал о Японии, американских лагерях отдыха для детей. При этом он сам свободно общался на английском. Также в передаче устраивали много конкурсов, иногда с иностранными друзьями. По словам Галустьяна, письма в передачу приходили мешками, и именно на основе этого оценивали рейтинг передачи.

Со временем программа переросла в творческое объединение «Марафон-15», в которое входило несколько независимых передач для детей разных возрастов: «Волшебный мир, или Синема», «Лего-го!», «Кукла моей мечты» и другие.

Программа закрылась в 1998 году после переезда продюсера Светланы Прудовской в США. Сергей Супонев с 1993 года оставался только автором и руководителем. К тому моменту он уже занимался множеством других проектов: «Звёздный Час», «Зов джунглей», «Денди — Новая реальность». В 2001 году Супонев трагически погиб, разбившись на снегоходе.

«МузОбоз»

В 1991 году один из режиссёров программы «Взгляд» Иван Демидов решил и сам стать ведущим. Он выбрал формат музыкального обозрения, что и превратилось в сокращение «МузОбоз».

«До 16 и старше»: молодёжные программы 80-х и начала 90-х

Впервые передача вышла в рамках «Взгляда», а потом уже стала самостоятельным шоу. Демидов хотел показать обезличенного ведущего, поэтому он постоянно носил тёмные очки (из-за этого даже возник миф, что у него проблемы с глазами), а закадровый текст не всегда совпадал с движениями губ.

В заставке говорилось, что программа рассказывает «достоверно обо всех стилях и направлениях музыки».

Фоном в передаче шла музыка из песни Bip-bop группы Wings

Демидов знакомил с новостями поп- и рок-музыки, рассказывал о музыкантах, которые родились на неделе, и представлял зрителям новых исполнителей. В рамках «МузОбоза» нередко проходили премьеры клипов. А вскоре авторы программы начали организовывать концерты для начинающих музыкантов. И именно благодаря Демидову на телевидении появились такие группы, как «Технология» и «Мальчишник».

Учитывая, что популярная передача выходила на Первом канале, для артистов такой старт становился путёвкой на крупнейшие площадки.

«Мальчишник» в «МузОбозе»

Ежемесячно авторы составляли рейтинги популярности артистов и песен. Ведущий делился своим мнением, за этим следовали комментарии экспертов и иногда интервью с самими музыкантами.

В противовес «Рок-Уроку» и особенно «Джэму», в передачу в основном попадала поп-музыка, причём не всегда хорошего качества, за что ведущего нередко критиковали.

Но большинству зрителей нравилась программа. И в 1994 году даже прошёл концертный тур «Площадка „Обоза“», в котором приняли участие самые популярные группы и исполнители.

Заставка «МузОбоза» от группы Кар-Мэн

В таком виде передача просуществовала до 1996 года. Потом Демидов оставил пост ведущего, уступив место Отару Кушанашвили и Лере Кудрявцевой. В передачу приглашали больше гостей и сменили новости на общение с музыкантами.

Потом «МузОбоз» переезжал по разным каналам, сменил название на «Обоzzz-шоу», а к 2000 году закрылся.

«Любовь с первого взгляда»

В 1991 году телекомпания «Игра-ТВ» Владимира Ворошилова, которая выпускала знаменитую передачу «Что? Где? Когда?», закупила лицензию на производство аналога телешоу Love at First Sight.

Русская версия получила название «Любовь с первого взгляда». Вести её пригласили пасынка Ворошилова Бориса Крюка и Аллу Волкову, работавшую редактором «Что? Где? Когда?»

«До 16 и старше»: молодёжные программы 80-х и начала 90-х

Как и в оригинальной передаче, ведущим разделили роли. Крюк носил пиджаки и вёл себя более сдержанно. А более смешливой и разговорчивой Волковой каждый раз делали необычные причёски и подбирали модные наряды.

Первый выпуск снимали прямо на родине оригинала в Ноттингеме, ведущие в начале даже обращаются к зрителям по-английски.

В конце ролика фрагменты из оригинальной передачи Love at First Sight

В передаче участвовали три девушки и трое молодых людей. В первый день ведущие задавали им различные вопросы. Иногда довольно провокационного содержания вроде: «С вас в море сбило купальник, а вам нужно выйти на берег, как поступите?»

После такого знакомства участникам предлагали выбрать себе пару. При совпадении героев отправляли в ресторан, где они узнавали друг друга получше.

На второй день совпавшие пары возвращались в студию, где им задавали вопросы. Каждый правильный ответ давал один выстрел в сердце, расположенное в таблице. За сердцами скрывались различные призы: фотоаппарат, телевизор, но самое главное — романтическое путешествие.

Со временем правила меняли, чтобы на второй день оставалась только одна пара, добавляли и убирали разные сектора и конкурсы. Но в целом программа почти без перемен просуществовала до 1999 года. Крюк с 2001 года начал вести «Что? Где? Когда?», а Алла Волкова вернулась к редакторской работе.

Восстановили передачу уже в 2011 году на MTV, новую версию вели Эвелина Блёданс и Таир Мамедов, но прожила программа всего несколько месяцев.

«Утренняя звезда»

И в том же 1991 году знаменитый телеведущий Юрий Николаев создал продюсерскую фирму «ЮНИКС». Компания начала работу с шоу «Утренняя звезда». Авторы программы решили дать юным талантам возможность пробиться на сцену. Для этого устраивали конкурсы пения и танцев.

Реклама первой передачи и концерт

Всех конкурсантов делили на четыре категории: по возрасту (от 3 до 15 лет и 15 до 22 лет) и по направлению творчества (вокал или танцы).

Сам Николаев вёл передачу, а его напарницами обычно становились совсем юные девочки. Конкурсантов оценивало жюри из четырёх человек, выставляя всем баллы, позволяющие проходить в следующий тур.

«Утреннюю звезду» часто критиковали: детское творчество, которое показывали в передаче, выглядело очень консервативно. Поэтому многие говорили, что передача скорее предназначена для старшего поколения, хоть в ней участвуют подростки.

Но всё же программа позволила впервые выйти на сцену многим будущим звёздам. В «Утренней звезде» выступали Пелагея, Юлия Началова, Сергей Лазарев и многие другие.

Сергей Лазарев поёт Синатру

На поверку оказывалось, что многие попадали в передачу не просто так. Группу «Лицей» продюсировал Алексей Макаревич — двоюродный брат Андрея Макаревича и гитарист группы «Воскресение». Там же появилась Анжелика Варум (её отец Юрий Варум — известный продюсер и аранжировщик песен Аллы Пугачёвой),

К тому же разброс возраста от 15 до 22 лет заставлял жюри выбирать между совсем разными уровнями творчества.

Валерия победила на конкурсе в 1992 году. На момент выступления ей исполнилось 22 года

Но всё же под руководством Николаева программа просуществовала до 2002 года, потом ненадолго переехала с ОРТ на ТВЦ и закрылась. Авторы говорили, что Константин Эрнст боялся конкуренции «Утренней звезды» с новой «Фабрикой Звёзд». Но, скорее всего, формат передачи просто устарел.

На сегодняшний день большинство подобных передач выглядят наивными. В построении программ и стиле подачи слишком чувствуется советское наследие. Но для восьмидесятых и начала девяностых они выглядели смело. Авторы решались на эксперименты, каких раньше не позволяли на центральном телевидении. И именно они позволили изменить формат и заговорить с молодёжью о проблемах нового поколения и откровенных темах. Или хотя бы показать то, что интересно подросткам.

210210
76 комментариев

Сергей Супонев - это лучшее, что было на тв в то время.
Когда был школьником, все его передачи смотрел.

42
Ответить

Настоящим кумиром был для детей, молодежи и даже взрослых.

5
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

У меня был шок, когда я понял, что Майк Науменко умер в 27. По всем фоткам и записям прям ведь мужик солидный опытный такой. А по факту большинство записей ещё совсем юным делал.

5
Ответить

Мои олдскулы. Их сводит. Аааааа... Спасибо.

10
Ответить

Пропел "Пи, пи, пи. 50 на 50"))

8
Ответить

Мне только пару лет назад умные люди рассказали, что это не "тиип-тиип-тиип-тиип", как я пел, а "фифти-фифти". Это был катарсис.

3
Ответить