Журнал «Навигатор игрового мира»

(1997 год — по сегодняшний день)

«Навигатор игрового мира» — старейший и единственный из ныне существующих в России игровых журналов. Он с большим трудом пережил несколько редакционных кризисов, временную заморозку и перезапуск, но до сих пор остаётся на плаву. Как и 20 лет назад, журналом управляет его бессменный главный редактор Игорь Бойко.

У истоков «Навигатора» стояло три человека — Денис Давыдов, Игорь Бойко и Сергей Журавский. К началу 90-х Бойко отработал 18 лет в военно-космических силах СССР в должности инженера-математика. После службы в армии он увлёкся английским языком, выучил его с отличием и первую половину 90-х работал переводчиком технической и художественной литературы. На досуге он любил играть в компьютерные игры, особенно в стратегии и RPG.

Игорь Бойко
Игорь Бойко

Однажды Бойко купил несколько книжных сборников «Компьютерные игры» от издательства «Аквариум» и увидел в них грубые ошибки. Он написал письмо главному редактору «Компьютерных игр» Сергею Журавскому, в котором предложил улучшить прохождения игр геймдизайнера Сида Мейера — Civilization и Pirates. Журавский прочитал письмо Бойко и пригласил его на постоянную работу.

Тексты для этого игрового альманаха также писал автор Денис Давыдов. Он давно планировал создать собственный игровой журнал и поделился своей идеей с Бойко и Журавским. К его удивлению, в тот момент они тоже думали об этом формате.

Денис Давыдов
Денис Давыдов

Троица нашла инвестора в лице ЗАО Multimedia Service и основала собственный журнал «Навигатор игрового мира». Первый номер писали и верстали на съёмной однокомнатной квартире в Тушино, часть последующих номеров в подвальном помещении, которое арендовали у «Общества слепых». Условия были не из приятных, денег было мало, но авторы горели идеей и хотели создать лучший журнал о компьютерных играх.

Игорь Бойко и я работали в подвальном помещении до 20 часов в сутки и жили в редакции. К нам примыкали другие ребята, например, Игорь Власов. Денег было минимум. Задача была — сделать классный журнал, а в дальнейшем уже начать на нём зарабатывать. Старались сделать максимально качественно, невзирая на условия, а может быть — благодаря им. Был момент, когда дизайнеры-верстальщики зимой работали в той же одежде, в какой ходили по улице, включая тёплые варежки на руках, так как было не просто холодно, а иней образовывался изнутри стекол.

Был момент, когда Виктор, верстальщик, проспал 3 часа (до того он долго не спал), и под ним прорвалась раскладушка. Он продолжил спать, сидя на полу в прорехе, образовавшейся в раскладушке, с вытянутыми перед собой руками (он же потом отметился тем, что потерял сознание на пути в сортир от недосыпания, что ему потом долго со смехом припоминали; вот и сейчас я припомнил). Был момент, когда кто-то пришёл в редакцию, смотрит — на полу в коридоре куча тряпок лежит, пнул — куча выматерилась и перевернулась на другой бок. Ну и так далее, и так далее, и так далее. Мы так работали. На износ и до результата.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Тираж первого номера быстро разошёлся по точкам продаж и вскоре заинтересовал российского читателя. Возможно потому, что «Навигатор» писал только про игры для ПК, в отличие от «Страны Игр». Авторов набирали по знакомству и через сеть FidoNet. По словам Давыдова, в журнал брали в основном тех, кто мог хотя бы связать пару слов или набросать свои впечатления от игры.

Журнал «Навигатор игрового мира»

В «Навигаторе» был минимум людей, кто имел опыт работы в журналах (кажется, только я; уже не помню) и вообще мог более-менее нормально писать. Игорь Бойко, собственно, был с самого начала (но Игорю и самому тогда ещё нужно было учиться написанию статей). Так что, естественно, статьи писались теми, кто мог. Если же писали авторы книжки («Компьютерные игры» — DTF) — как правило, статьи переписывались на 100%

Подход был в том, чтобы взять тех авторов, кто хоть что-то мог, и научить писать, продолжая при этом искать, и что-то отписывая самостоятельно, так как авторов не хватает.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Денис Давыдов придумал название, структуру первых номеров и маскота Геймера. Выдуманный персонаж обитал на страницах журнала и вёл диалог с читателями в сносках и комментариях. Геймер запросто мог ворваться в чужой текст и вставить в него своё веское замечание или альтернативное мнение. Позже под него выделили отдельный раздел «ZONA Геймера», где он писал эссе и отвечал на читательскую почту.

Геймер на страницах журнала
Геймер на страницах журнала

Для фотографий Геймера позировал Павел Фаёнов, близкий друг Давыдова, который не интересовался играми, но имел театральное образование и умел перевоплощаться в различные образы. Авторов в журнале не хватало, поэтому для видимости Давыдов писал как от лица Геймера, так и под псевдонимом «Иван Самойлов».

За Геймера долгое время писал я, позже Федор Усаков. Но, повторюсь, когда мне говорят, что «ты — это Геймер?», мой ответ неизменен: НЕТ. Геймер — это Геймер. Комплекс из взглядов на жизнь, подхода к играм и к пониманию того, чем является журнал. Я имел честь писать от имени Геймера.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»

Как и другие издания, «Навигатор» тяжело пережил экономический кризис 1998 года и потерял Дениса Давыдова. Главный редактор был перфекционистом и не раз задерживал сроки сдачи номера в печать. Это не понравилось учредителю, в итоге из-за задержек и недопонимания сторон возник серьёзный конфликт, после которого Давыдов и ещё несколько человек покинули журнал. Должность главреда занял его заместитель Игорь Бойко. В апрельском номере за 1998 год Бойко отметил, что у них был выбор: либо менять состав редакции, либо закрываться. Вместе с уходом Давыдова со страниц журнала исчез и Геймер, а рубрика Gamer’s Zone была переименована в Z-Zone.

От нас требовали сдачи журналов в срок, мы более-менее успевали, но запаздывали, и требовали дополнительных финансовых ресурсов, иначе «не в силах». Я подчёркиваю: не «сделайте мне выше зарплату», а «нужны ещё такие-то сотрудники».

Кто там был прав или виноват… Да фиг знает. Скорее всего, накопившиеся собственные заблуждения и ошибки, недопонимания, где-то неготовность идти навстречу, где-то взаимное недоверие и так далее. Комплекс.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ»
Журнал «Навигатор игрового мира»

«Навигатор» не сильно отличался структурой от конкурентных изданий, но были в журнале и особые рубрики. В разделе Max View рассказывали об актуальных проблемах индустрии, истории игровых компаний и различных жанров. В ForgottenWare писали о хороших и незаслуженно забытых играх для MS-DOS. В рубрике Killedware рассказывали историю проектов, которые так и не добрались до релиза. А Hardware был самым обширным и обстоятельным разделом о компьютерном железе в печатной игровой прессе. Тесты новейших видеокарт, процессоров и прочей игровой периферии занимали от 10 до 20 страниц номера.

История серии Wing Commander — пример отличного лонгрида для рубрики Max View
История серии Wing Commander — пример отличного лонгрида для рубрики Max View

Особого внимания заслуживает раздел Z-Zone. В нём публиковали художественные рассказы читателей и лонгриды на смежные темы (фантастика, литература, настольные ролевые игры). В Z-Zone также печатали комиксы от двух бессменных иллюстраторов журнала — Даниила Кузьмичёва и Александра Ерёмина. Кузьмичёв больше 17 лет иллюстрировал в журнале авторские статьи и читательские рассказы. Его знаменитый рисунок для постера юбилейного номера до сих пор появляется в тредах сайта Reddit. На нём он изобразил более 200 персонажей из разных компьютерных и консольных игр.

Тот самый «мегапостер» Кузьмичёва
Тот самый «мегапостер» Кузьмичёва

В журнал писали и известные люди. Так, в 1998 году в «Навигаторе» регулярно публиковался Дмитрий Пучков под псевдонимом «старший опер Goblin». Для журнала он написал серию руководств по франшизе Quake и ранние главы своего романа «Санитары Подземелий». В первой половине нулевых в «Навигаторе» было напечатано около двадцати рассказов фантаста Ивана Тропова. По мотивам его короткого рассказа «Цензор» в 2017 году вышел независимый полнометражный фильм.

Пособие по Quake от Гоблина
Пособие по Quake от Гоблина

Некоторое время в «Навигатор» писал Дмитрий Хомак, будущий владелец и один из основателей юмористической интернет-энциклопедии «Луркоморье». В редакцию он пришёл буквально с улицы, писал под никами GoodHobbit и Великий Полосатый Вождь. О работе в «Навигаторе», «Игромании» и Game.EXE он рассказал в своём твиттере.

Осенью 1998 года Юра Пашолок, будущий автор бестселлера «Стальные шары Сталина» позвал меня сходить в «Навигатор». Вдруг мы тупо с улицы туда прям устроимся?

Тут надо представлять себе Навигатор в 98 году, конечно. Это был такой подвал между Филями и Полежаевской, который арендовали у общества слепых. С потолка сочилась канализация, которую иногда прорывало. В кабинете главреда стояла раскладушка, потому что жить главреду было негде. Выпускающий редактор 17 лет от роду тоже жил в редакции, но у него не было раскладушки — была гора телогреек под рабочим столом. Именно он нас при первом приходе в редакцию и поприветствовал. И не просыпаясь, из-под горы телогреек послал в жопу. И мы пошли. Через несколько месяцев я пришёл в ту же редакцию и чуть не побил выпускающего редактора Игоря за попытки править мой текст. Аргументировал тем, что я на 4 месяца его старше и лучше понимаю, что делаю. Где-то тут мы и подружились, и в целом дружим до сих пор.

Однажды Навигатор переехал из подвала в уютную трёхкомнатную квартиру на Октябрьском Поле. В квартире нельзя было курить, поэтому редактор Игорь поставил пепельницу в ящик стола. А потом пару недель ленился её вытряхивать. Ящик стал местной достопримечательностью.

Дмитрий Хомак, бывший игровой журналист и основатель интернет-энциклопедии «Луркоморье»
Журнал «Навигатор игрового мира»

Начиная с конца 2000 года около 15 страниц каждого номера отдавали многопользовательским играм и киберспорту. Цикл статей Игоря Бойко про Ultima Online открыл российским игрокам жанр MMORPG. Главный редактор рассказывал о приключениях своего альтер эго Сотника на просторах виртуального мира Ultima. В эпоху «интернета по карточкам» обычные механики MMORPG казались чем-то волшебным и неизведанным. Войны кланов, турниры, отыгрыш ролей, виртуальные друзья, рейды на боссов, случайные встречи — в те годы об этом было невероятно интересно читать. Будто бы вести из другой вселенной.

Серия началась с того, что была написана первая статья. Причём получилась она в форме репортажа с места событий в виртуальном мире. И так появился Сотник, в начале это был Лучник. А так как мир был развитым, оригинальным и динамичным, то было о чём рассказывать. В то время в «Ультиме» кипели страсти и шли локальные войны, народ самоутверждался, получая в процессе огромное удовольствие. Добрые и злые, щедрые и скупые, рыцари и подонки — виртуальный мир был живым слепком с реального.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2013 год)
Журнал «Навигатор игрового мира»

Формат репортажей из мира MMORPG надолго прижился в журнале и нашёл отклик среди читателей. Например, в нулевых редакция «Навигатора» запустила популярный цикл статей про корейские многопользовательские игры и «Азеротские хроники» по World of Warcraft от автора Дмитрия Роммеля.

В истории игровой журналистики «Навигатор» считается первопроходцем сразу в нескольких областях. В шкале с оценками игр появилась строка «ценность для индустрии» (количество важных или интересных нововведений в игре определенного жанра). «Навигатор» — первый журнал, количество страниц в котором превысило 200 полос. Это также первый журнал, в комплекте с которым было два CD, а позже и два DVD (в том числе двухслойные). Кроме этого издание не раз экспериментировало с приложениями. К некоторым номерам добавляли сборные модели военной техники, календари и магнитики.

Система оценок в «Навигаторе»
Система оценок в «Навигаторе»

«Навигатор» неофициально считается самым патриотичным игровым журналом России. С 2002 года каждый майский номер был посвящён теме Великой отечественной войны. Патриотичность журнала подчёркивало и то, что авторы часто беседовали с российскими разработчиками и писали даже о тех проектах, от которых в будущем отказывалась писать популярная «Игромания» и интернет-портал Absolute Games.

Нельзя сказать, что редакция сильно нахваливала отечественные разработки. Посредственные игры получали заслуженную критику, однако оценки более-менее удачных российских игр — всегда были на несколько баллов выше, чем в другой прессе. Яркий пример — аркадная гонка «Адреналин. Экстрим-шоу», которая получила высшую оценку именно в «Навигаторе». Любопытно и то, что за всю историю журнала лишь одна игра получила 10 баллов из 10 — её заслужил культовый шутер Unreal.

Майские обложки
Майские обложки

Основные слоганы журнала: «Мы верим — этот мир реален» (его придумал Денис Давыдов) и «PC only & Forever». В «Навигаторе» принципиально не писали про консоли, а в новостях им уделяли минимум внимания — если игра, возможно, выйдет на ПК. К консольным проектам относились с юмором. Плохие порты обычно высмеивали специальной плашкой «Используй геймпад», на которой изображена забинтованная рука.

Не обошлось и без «перегибов», так как некоторые авторы винили консоли в деградации игрового рынка и отдельных жанров. Например, в апрельском номере за 2000 год автор Дмитрий Горяйнов решил сравнить железо Dreamcast и PlayStation 2 с современным игровым компьютером. Он разгромил начинку консолей, назвал её отсталой, а консольную эргономику — «абсурдной» и несовершенной. В тексте также подчеркнуто, что нормальные стратегии и симуляторы на консолях «невозможны», а на любой консольный шутер редакция «смотрела (и будет смотреть) с усмешкой».

Порты консольных игр не раз попадали на обложку
Порты консольных игр не раз попадали на обложку

В ноябрьском номере за 2000 год выпускающий редактор Константин Подстрешный (на страницах журнала он постоянно признавался в любви Ларе Крофт) раскритиковал консольные игры. Популярность консолей в мире он назвал «повальным безумием», призывал сплотить «элитные ряды компьютерщиков» и предрекал кончину «приставочного рынка» в обозримом будущем. Он всерьёз писал о том, что если бы Resident Evil 3 и Metal Gear Solid изначально вышли бы на ПК, то это были бы «мёртворождённые» проекты. Многие не стали бы играть в них из-за «ужасающих полигонов» и «спрайтовых пикселей».

Спустя годы отношение к консольным играм в «Навигаторе» изменилось в положительную сторону, а Подстрешный получил должность главного редактора в журнале «Консоль».

«Приставки атакуют!» — эссе Подстрешного

На облик и основную концепцию «Навигатора» в начале нулевых повлиял средний возраст редакции в первой половине нулевых. В журнале в основном писали взрослые люди, а не студенты или подростки. Большинству авторов было далеко за 25 лет, а некоторым и за 40. Заметная часть состояла из бывших военных и людей с высшим техническим образованием. Если верить словам Игоря Бойко, то в 2007 году настоящее журналистское образование в редакции было только у Константина Подстрешного. Других авторов натаскивали прямо в редакции, либо они пришли в «Навигатор» из конкурентных игровых изданий.

Всю вторую половину нулевых редакция культивировала вокруг себя образ «старпёров», которые уже давно всё повидали и сейчас их тяжело чем-то удивить. Из таких «старожилов» сразу вспоминается Владимир Веселов — ходячая «энциклопедия» военной истории, автор увлекательных текстов про стратегии и редактор одноименного раздела. Ещё можно вспомнить Рафаила «Кшаду» Фаткулина — редакционного эксперта по ролевым играм.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Быть хардкорным в своей области — это очень правильно. Это означает, что в редакции работают специалисты высшего класса. Авторы с огромным опытом и багажом, некоторые — ровесники самой индустрии. Которые в состоянии разглядеть тенденции и закономерности, у которых давно сформирована активная жизненная позиция. Которые любят не только играть в игры, но и писать о них.

Когда-то в НПО им. Лавочкина, в отделе, управляющем космическими аппаратами дальнего космоса, я увидел плакат «Здесь работают непрофессионалы, любители своего дела». Поверьте, там работали одни из самых талантливых инженеров СССР.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2009 год)

«Навигатор» без особых проблем выходил в нулевые, но после кризиса 2008-го многие изменилось. Главная проблема заключалось в том, что редакции не удалось вовремя сориентироваться в изменившихся рыночных условиях и подготовиться к кризису печатной прессы. К 2011 году тираж журнала упал вдвое, количество страниц сократилось с 200 до 150, сайт и форум постепенно стагнировали, а многие старые авторы ушли из-за задержек гонораров.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Кризис постепенно делал свое чёрное дело, да и сетевые игровые ресурсы существенно потеснили печатные. Тираж устремился вниз, и в этой ситуации руководство редакции не сумело сориентироваться с приоритетами. Тот же Сергей Журавский много времени уделял занесению материалов на сайт, занимаясь совсем не «генеральским» делом. Сэкономив на привлечении профессиональных маркетологов и рекламщиков, журнал начал терять позиции. Журавский попытался выйти на рынок Украины, это была почти агония.

Игорь Бойко, главный редактор журнала (2013 год)

В итоге ушёл и Бойко. Он покинул редакцию и устроился в компанию «Цифропром». Его место занял шеф-редактор Константин Подстрешный. Правда, ситуация только усугубилась, и в 2012 году журнал заморозили на большую часть года. В сети ходили неподтверждённые слухи о закрытии, но вскоре их развенчал сам Подстрешный. В номере за октябрь 2012 года он объявил о своём уходе, больших реформах, смене концепции и пообещал читателям нового главного редактора.

Разрыв между этими номерами составил почти девять месяцев
Разрыв между этими номерами составил почти девять месяцев

Перезапуск журнала состоялся только в январе 2013 года. На должность «нового» главного редактора вернулся Игорь Бойко, который к тому моменту ушёл из «Цифропрома». Девиз «PC only & Forever» пропал навсегда — журнал начал писать про консольные, компьютерные и мобильные игры. Подстрешный ушёл с должности главного редактора, но не покинул издание. Он занял должность учредителя и шеф-редактора (на него оформлена организация ООО «Навигатор Игрового Мира»).

Воскресить журнал удалось благодаря руководящей роли партии в лице нашего генерального директора Константина Подстрешного. Именно он перезапустил «Навигатор», привлёк в редакцию ветеранов и новые силы. В частности руководителя видеонаправления Александра Артёмова, шеф-редактора Александра Васнева и других. Меня тоже. В новом формате в редакции были сформирован рекламный и коммерческий отделы.

Игорь Бойко, главный редактор журнала

С нормальным финансированием появилась видеостудия, YouTube-канал и новый сайт. На канале журнала (300 тысяч подписчиков на момент написания материала) реанимировали культовую передачу «От винта» с её бессменными ведущими Антоном Зайцевым и Борисом Репетуром, а также запустили специальную телепередачу «Навигатор цифрового мира», которую транслируют на нескольких кабельных каналах. В 2014 году Игорь Бойко стал первым российским игровым журналистом, которого пригласили в жюри крупнейшей международной выставки Gamescom. В том же году оценки журнала начали учитываться агрегатором Metacritic.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Современный «Навигатор игрового мира» напоминает печатную «Игроманию» в последние годы её издания. Количество страниц в журнале уменьшилось до сотни, он выходит примерно раз в полтора месяца (около восьми номеров в год) и его тяжело найти в продаже. Однако большинство обзоров и важных текстов выходит эксклюзивно для журнала, а не перепечатываются с сайта. При этом у журнала до сих пор есть преданные подписчики.

Строить структуру компании вокруг журнала в 2019 году было бы ошибкой, потому как ситуация на рынке печатной прессы всем хорошо известна. Однако мы ни на минуту не забываем, что подписчики журнала — самая лояльная аудитория «Навигатора», и именно для неё мы выпускаем журнал. Причём, в отличие от многих западных изданий, мы не экономим на полиграфии. Если попробовать провести аналогию, то печатный журнал можно сравнить с «винилом» в мире музыки. И если рассматривать журнал с этой точки зрения, то подписчиков нам хватает.

Игорь Бойко, главный редактор журнала

По словам Бойко, сегодня основной доход приносят популярный YouTube-канал, видеопродакшн, передача на ТВ и совместные проекты с Дмитрием Пучковым. Редактор видеоотдела Олеся Пыжонкова называет свою работу «творческим рекламным контентом». И если проанализировать комментарии к роликам, то можно заметить, что подписчики канала часто критикуют обилие рекламы в видео «Навигатора». Однако этот недостаток с лихвой перекрывает популярная рубрика «Плохие новости», свежие выпуски «От винта», монтаж с юмористическим уклоном (обилие мемов и отрывков из смешных роликов) и харизматичный Борис Репетур в роли закадрового голоса во многих роликах.

Журнал «Навигатор игрового мира»

Рекламная интеграция — это классический формат для YouTube. Чем лучше интеграция вплетена в общую канву сюжета, тем более позитивную реакцию она вызывает у аудитории. Наш проект с компанией LG в рамках передачи «От винта» — яркий тому пример. Эти вставки большинством зрителей воспринимаются исключительно позитивно. И именно это позволяет нам сделать вывод, что мы всё делаем правильно. Если брать аудиторию, то это, как правило, люди старше 25 лет.

У нас есть собственная студия, несколько съёмочных групп и десятки работающих над контентом сотрудников. Это направление в последние годы только растёт, потому как спрос рождает предложение. Но это не значит, что журнал делается по остаточному принципу. Над ним работает коллектив редакторов и опытных авторов. Многие из них состоят в нашей команде уже более 15 лет. Текучка кадров – минимальная.

Игорь Бойко, главный редактор журнала
9797
39 комментариев

Про меня в НиМ вообще ни слова. Не зачот
Зато про GA еть. Зачот. Но по Навигатору, конечно, требуется дополнение, да

16
Ответить

Гм... не знаю, почему именно меня вспоминают как инициатора появления Хомака в НИМ. Я там впервые появился в конце 1999 года, тогда редакция была на "Октябрьском Поле". Это была статья про текстуры для Quake III, ну а дальше понеслась. Хомак тогда часто писал как Великий Полосатый Вождь, а я, на его манер, стал про автосимуляторы писать как Вождь Быстрая Нога :) Хотя уже в середине 2000-го года у меня больше была другая работа - дисковый редактор. Где-то за 10 лет работы (2000-2004 НИМ, 2005-2010 PC Игры и Страна Игр) 300 дисков получилось.
Вообще веселое время было. В первой половине 2000-х на российском рынке имелось несколько журналов №1, плюс один ведущий :) НИМ был инкубатором авторов, причем хорошим инкубатором. И как раз большие текста были преимуществом. Кроме того, там таки заставляли игру пройти, прежде чем писать. В некоторых "модных" журналах за остротой языка скрывалось то, что они игру по скриншотам и роликам писали. Такой "модный" подход во многом испортил игровую журналистику.

11
Ответить

Ну вообще-то многие, кто тогда посещал этот прекрасный подвал, в итоге стали писать в НИМ сильно позже ;)

2
Ответить

НИМ большей частью подкупал своеобразным юмором, из которого легко очень быстро вырасти, но вот за эти лонгриды в Maxview я его никогда не забуду. Иногда мне кажется, что именно вот эти обзоры серий Wing Commander, King's Quest и остальные - именно они гораздо сильнее вдолбили в голову, что игры - это искусство, и только затем эту мысль дошлифовал Game.exe.

8
Ответить

+++++++++++
Лонгриды из Max View были первыми, что я читал в жизни. Запоем прям, даже перечитывал. Очень на меня повлияли.

2
Ответить

Храню как сокровище. Периодически что-то перечитываю или читаю по старым играм лонгриды. Лучшее что случалось со мной в те времена это НИМ. Статьи Бойко по UO навечно привили мне любовь к ней. Мегаконкурс Гецмера по вселенным игр вообще безумие, очень крут. Вообще за каждым номером ездил по всему городу в поисках. Эти люди сформировали меня как геймера, за что я им безумно благодарен.

8
Ответить

Про работу на износ в подвале: был одновременно бесплатный и ранний доступ к играм. Три недели рубиться с друзьями во все, что есть, - неделю в истерике писать 200 полос. Большой части участников 20 нет, Илюха - сильно старший, ему 25. Не то чтобы каторга. :)

7
Ответить