Проект подготовлен при поддержке
Ретро
Семён Костин

Другие журналы о компьютерных играх Статьи редакции

(1998-2012)

В начале нулевых цены на компьютерные комплектующие заметно упали. Ранее компьютер считался неподъёмной роскошью, но теперь его можно было собрать за приемлемые деньги. К тому же относительно неплохую конфигурацию, которая смогла бы запустить многие современные игры. Крупные издатели увидели эту тенденцию, поэтому в нулевые вышло ещё три журнала о компьютерных играх.

«Лучшие компьютерные игры»

Выше мы рассказывали о том, как «Игромания» менялась до 1999 года. После прихода Дениса Давыдова редакция уменьшила количество прохождений в журнале. Полностью от них отказываться не хотели, но и создавать журнал только с прохождениями — заведомо провальная идея в конце 90-х.

В итоге решили открыть специальную книжную серию, которая получила название «Лучшие компьютерные игры». В этих сборниках печатали как избранные руководства из лучших номеров «Игромании», так и совершенно новые тексты. Книги были очень толстыми — от 280 до 450 страниц на том. С 1998 по 2002 год они выходили небольшими тиражами (пять тысяч экземпляров) и печатались на нерегулярной основе (не больше трёх в год). За пять лет вышло 13 томов «ЛКИ».

Первый и последний том книжной «ЛКИ»

В конце 2002 года Денис Давыдов решил перезапустить «ЛКИ» в формате журнала. Должность главного редактора он предложил постоянному автору «Игромании» Андрею «Ричарду Псмиту» Ленскому. Ещё в «Игромании» Ленский удивлял своим трудолюбием и кругозором. Редкий главный редактор мог в одном номере написать до десяти текстов на совершенно разные темы.

Андрей Ленский был сильнейшим из авторов по части гайдов и солюшенов в «Игромании», так что вполне логично, что именно ему я предложил возглавить новый журнал. Андрей согласился. Мы вместе продумывали содержание, и вообще, что и как должно быть. В дальнейшем на мне было то, что сейчас называется «продюсирование журнала», а также руководство отделом верстки и дизайна (за что Андрей меня тихо ненавидел, т.к. предпочел бы руководить дизайном и версткой сам), ну и финансовые, и т.п. вопросы.

Андрей Ленский — гений, и тот уровень руководств и прохождений, которые он писал под псевдонимом Псмита, феноменален.

Денис Давыдов
бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»
Андрей Ленский

Ленский не планировал создавать вторую «Игроманию». Первое время «ЛКИ» напоминал классические сборники прохождений, но с особым уклоном. На протяжении нескольких номеров авторы могли дотошно исследовать одну игру. Обычно такие разборы занимали порядка 20-30 страниц журнала. От основных механик, миссий или различных хитростей, до секретов, пасхалок и вырезанного контента. Впечатляло и то, что все руководства были богато проиллюстрированы скриншотами и занимательными фактами. Игровые гайды от «ЛКИ», кажется, почти ни в чем не уступали зарубежным руководствам от издательства BradyGames.

В 2005 году Ленский начал постепенно менять концепцию издания. В «ЛКИ» появились гибридные обзоры — это обзор, в который добавили элементы гайда. Первые три года игры оценивали не баллами, а медалями и наградами. Журнал соответствовал своему названию и рассматривал только лучшие игры, часто оценивая их с точки зрения искусства или влияния на какой-либо жанр. Посредственные, но ожидаемые игры либо игнорировали, либо отводили под них маленькую колонку. Рубрики в «ЛКИ» того времени были поделены на так называемые «линии» (Передовая линия, Линия фронта, Линия горизонта, Сюжетная линия). В рубрике «Советы мастеров» популярные авторы журнала разбирали игровые тактики.

В целом, «ЛКИ» можно назвать полностью авторским проектом Ленского. Главный редактор без остатка посвящал себя журналу: спал четыре с половиной часа в сутки по специальной методике, писал тексты не отрываясь от разговора с коллегами и имел в журнале два псевдонима, чтобы не так часто мелькать на страницах. А ещё он находил время на семью и спортивную версию любимой «Что? Где? Когда?».

Ленский в одиночку редактировал журнал до декабря 2004 года. Отдельные номера он написал почти наполовину (он маскировался за псевдонимами и ловко менял свой стиль). Главный редактор стоял на страже литературного русского языка и запрещал авторам злоупотреблять игровым сленгом. Ленский создал внутриредакционное руководство для авторов «ЛКИ» и «Игромании», в котором подробно рассказал о том, какие книги стоит прочесть начинающим авторам, как сформировать свой литературный стиль, избавиться от «канцелярита», придать тексту правильную эмоциональную окраску и сделать свой язык по-настоящему живым.

В своём блоге он завёл рубрику «Словоупотребление», в которой критиковал чужие тексты, устоявшиеся выражения или заимствованные слова.

В русском языке нет и не предвидится слова «дворф». Вы Толкина читали, полагаю? «Дворфов» там видели? А «Белоснежку и семь... дворфов»? А у Грига «Шествие дворфов»?

Андрей Ленский
бывший главный редактор «ЛКИ» (2005 год)

Но не обошлось без мелких, но интересных «перегибов» от главреда. Бывший ключевой работник «Игромании», который пожелал остаться неизвестным, рассказал нам, что почти любая игра в стиле аниме получала в «ЛКИ» на балл меньше — вне зависимости от её качеств. Правило «минус один балл любой анимешной игре» было прописано в редакционной методичке самим Ленским.

Мы внимательно изучили все номера и не увидели какого-либо негатива в адрес аниме. К тому же подобных игр практически не было. Мы также пообщались с авторами «ЛКИ», которые подтвердили, что пункт в методичке был, и добавил его лично Ленский, но они не помнят, что его когда-либо придерживались. Редкие игры с аниме-стилистикой зачастую просто отсеивались от других ещё на этапе сбора материала для следующего номера.

Некоторые авторы в критическом тоне писали про консоли и консольные игры. ПК они превозносили, а мультиплатформенные игры укоряли в «консольности» и геймплейных упрощениях в угоду «приставочной аудитории». Ленский считал, что игры для ПК — это произведение искусства, а консольные проекты — «развлекалочка часов на пятнадцать». При этом о портах для ПК в журнале регулярно писали и даже делали их темой номера (сразу обзор, прохождение и познавательный материал по теме).

Фокус в том, что для игр на ПК возврат к «игре как произведению» неизбежен. Просто потому, что делать продукт на консолях умеют несколько лучше, а вот с произведениями у них пока что дела обстоят неблестяще. Игроки, желающие «качественную развлекалочку часов на пятнадцать», постепенно перетекают на приставки, а тем, кто ищет чего-то ещё, прямая дорога на ПК.

бывший главный редактор «ЛКИ» (2007 год)

Почти всякий раз, когда ваш покорный слуга на страницах «ЛКИ» восклицал в праведном гневе о том, что приставки суть зло, не обходилось без маленькой, но важной оговорки о том, что мобильные консоли — меньшее зло.

бывший редактор «ЛКИ» (2010 год)

В 2007 году «ЛКИ» получил подзаголовок «научно-популярный журнал о компьютерных играх». Подробные гайды оставались главной «фишкой» журнала, но Ленский верил, что максимальная отдача от любой игры будет только после её всестороннего изучения. Если игра основана на реальных событиях, то в журнале обязательно выходила историческая статья на эту тему. Разбирали реальное оружие из шутеров, фэнтезийных монстров, в гоночных играх — автомобили, в проектах с древней мифологией — легенды о богах и мифологических созданиях. Из познавательных текстов «ЛКИ» вполне можно собрать несколько толстых книг, посвящённых истории и мифологии.

Ленский превратил типичный сборник прохождений в познавательное издание для широкой аудитории. В его видении любой номер «ЛКИ» — это маленькая энциклопедия, к которой можно возвращаться снова и снова. Золотое и главное правило в редакции: почти каждый материал должен оставаться актуальным даже по прошествии многих лет.

История Дикого Запада — яркий пример познавательного текста в журнале

В журнале выходила серия эссе об основах и недостатках современного геймдизайна, публиковались эксклюзивные интервью с российскими и зарубежными разработчиками компьютерных игр. Редакция «ЛКИ» старалась максимально дистанцироваться от «Игромании», особенно когда в ней начали рассказывать про консоли. Были даже идеологические конфликты. Так, например, «Игромания» поставила культовой отечественной игре «Мор (Утопия)» 5 баллов из 10, а редакция «ЛКИ», будто в пику, сделала её игрой года. В «Игромании» писали, что в игре не хватает транспорта, а в «ЛКИ» на это даже не обратили внимания и выпустили обширное руководство по выживанию в суровом мире «Мора». И самое важное, что подобные гайды было интересно читать даже тем, кто ни разу не запускал игру.

В 2007 году вторым лицом «ЛКИ» стал Алексей «Стажёр» Шуньков — редактор видеораздела. Шуньков занимался организацией и курированием одного из ключевых направлений журнала — авторские туры. Почти в каждом номере авторы и редакторы «ЛКИ» ездили на выставки, в игровые компании или исторические места.

Редактора из меня сделал Андрей — и сделал это всего одним словом. А дело было так… Я жил в Одессе, не помышляя ещё ни о какой карьере, был молод, энергичен и полон идей. Эдакий классический вундеркинд — сделать что-то классное, прибежать к кому-нибудь большому и сказать: мол, гляди, какая штука! А ещё я по мере сил подтягивал друзей к работе в журнале. Они писали статьи, я немного подправлял и слал Ленскому (с тем же детским посылом «Смотри, что мы тут сделали!»). Ленский был важен и авторитетен. Он будто бы одобрительно кивал головой с того конца интернета, и я убегал творить дальше. И вот однажды он дал мне адрес корректора — мол, шли статьи напрямую. Я опешил: «Как? А кто же будет смотреть, всё ли нормально?!» И Андрей ответил: «Ты».

бывший редактор видеораздела «ЛКИ» (2010 год)

Отметим, что свою карьеру в «ЛКИ» также начал талантливый журналист Евгений Баранов, который в будущем напишет немало замечательных материалов для «Игромании», «Канобу», StopGame и DTF. В «ЛКИ» Баранов начал писать с гайдов и тактик по Team Fortress 2.

В кризис 2008 года количество страниц в журнале уменьшилось с 250 до 190. Журнал хоть и терял популярность в век развитого интернета, но без особых проблем дожил до марта 2010 года. Однако сразу после сдачи юбилейного (сотого) номера произошла трагедия — Андрей Ленский скоропостижно скончался от острого панкреатита.

Его смерть была серьёзной утратой и для нас, кто его знал, и для журнала, который в дальнейшем поднять всё-таки уже не удалось, хотя пытались.

Денис Давыдов
бывший главред «Игромании» и директор издательства «ТехноМир»

Одна тайна, кстати, осталась неразгаданной. Некто Анатолий Малин исчез одновременно со смертью Ленского. Перестал отзываться на почту, телефона его никто не знал и вживую никогда не видел. При этом он писал много аналитики и исторических статей. Что позволяет предположить, что это тоже был Ленский.

Александр Пушкарь
бывший редактор ЛКИ
Последние номера, над которыми работал Ленский

Место главного редактора занял Алексей Шуньков. Под руководством «Стажёра» «ЛКИ» продержался чуть меньше двух лет, до января 2012 года. Из журнала исчезло множество рубрик, что-то намеренно упростили или не успели развить. «ЛКИ» решили закрыть, пока не стало хуже. В современных реалиях игровой прессы концепция издания выглядела «нежизнеспособной». Понимал это и Шуньков.

Тут, по законам жанра, самое время предаться воспоминаниям. Вместе окинуть взглядом тот длинный путь, который мы прошли вместе с вами. Припомнить пару закулисных историй, пообещать, обнадёжить, сказать пару фраз ни о чём, как на юбилее нелюбимого дедушки. С позволения, не буду этого делать. Извините.

Когда уходит из жизни человек, нередко проскальзывает крамольная мысль: может, и хорошо, что сейчас, в здравом уме и твердой памяти. Ведь грустно бывает видеть, как прежний кумир дряхлеет под прессом лет, утрачивает былую хватку и впадает в маразм…

Алексей Шуньков
слово главного редактора в последнем номере (2011 год)
Последние номера «ЛКИ»

MegaGame

Помимо «ЛКИ» в период с 1998 по 2004 год открылось ещё несколько изданий. Одним из таких журналов был MegaGame от рекламно-издательской группы «Фантазия». Раскруткой его первых номеров занимался игровой издатель «Бука», а спонсировали журнал компании Formoza, LG, HP и другие производители компьютерной техники. В период с 1999 по 2001 годы MegaGame был самым толстым игровым журналом в России: 210 страниц против 165 у «Игромании» и «Навигатора».

MegaGame в чём-то напоминал раннюю бунтарскую «Игроманию» Дениса Давыдова — с молодёжным сленгом, детальными обзорами, художественными прохождениями и обширным разделом компьютерного железа. Для каждого номера журнала редакция брала интервью у известных деятелей российской и зарубежной игровой индустрии. Это также первый игровой журнал, к которому помимо постера и диска добавляли наклейки (позже они будут у «Страны Игр» и «Игромании»). Немаловажен и тот факт, что в MegaGame отсутствовала привычная система оценок. Баллы в обзорах заменили авторским мнением во врезке.

Главред — Дмитрий Резников (DTF — бывший автор «Страны Игр» и «Магазина Игрушек», будущий главный редактор официальных журналов PlayStation от издательства Solitary Publishing) — выпускник журфака МГУ, один из первых игрожуров в стране. Свои рецензии на игры он писал ещё в журнале «Огонек» в начале 90-х, а позже защитил диплом по игровой тематике. Ребята литературно куролесили, позволяли себе разные эксперименты — отсюда, думаю, и история с оценками.

Святослав Торик
бывший автор MegaGame

Изображения на обложках зачастую имели мало общего с игровой тематикой и выглядели странно (возможно, MegaGame просто хотели как-то выделиться на фоне конкурентных изданий). Без недостатков в текстах тоже не обошлось. Взять хотя бы обзоры и игровые руководства, в которых порой встречались грубые ошибки. Например, в номере за май 2001 года в прохождении Clive Barker’s Undying перепутали местоположение предметов и пропустили ряд важных локаций. В обзоре Heroes of Might and Magic III автор Василий Балуев не углубился в суть игры, не прошёл её и наделал множество фактологических ошибок. Редакция впоследствии извинилась.

Если внимательно изучить стиль текстов в журнале, то он «плавал» от сухого (тексты написаны мёртвым «канцелярским» языком) до художественного в стиле Game.EXE и наивно-восторженного наподобие «Великого Dракона» или раннего «Магазина Игрушек».

Это не значит, что в журнале не было качественных материалов и профессиональных авторов, просто в редакции, судя по всему, отсутствовал какой-то общий стиль и нормативы. Через одни материалы приходилось «продираться» из-за витиеватого слога, вторые вызывали недоумение в духе «что хотел сказать автор?», и только третьи имели продуманную структуру и доступный слог. Большая часть штата состояла из авторов, которым было от 16 до 23 лет.

Деятельность РИГ «Фантазия» очень многогранна, поэтому финансовых проблем при создании нового журнала не возникало, но очень сложно было найти людей, умеющих грамотно писать о компьютерных играх

руководитель службы по связям с общественностью РИГ «Фантазия»

В истории российской игровой журналистики MegaGame отметился как первый и последний журнал, который рекламировали с помощью многолюдных мероприятий. 1 июля 2000 года MegaGame устроил шествия по Невскому Проспекту и масштабную акцию на Дворцовой Площади в Санкт-Петербурге. «Мы праздновали, что мы есть и что нам хорошо!» — так охарактеризовали акцию в августовском номере.

На праздник собралось несколько тысяч человек, а его масштабы впечатляют даже сегодня. Живая музыка, конкурсы на знание игр (можно было выиграть компьютер, лицензионные издания игр от 1С или годовую подписку), турниры в Quake на большом экране, рыцарские поединки, батуты, катания на роликах и электромобилях, пейнтбол, выступления парапланеристов и многое другое. Ничего подобного не устраивал ни один игровой журнал.

Подробный рассказ о празднике MegaGame в Санкт-Петербурге

Из оригинальных рубрик в MegaGame стоит выделить юмористические редакционные колонки «Три Краеведа», увлекательные комиксы от студии «Тема», бунтарские эссе об игровой индустрии, ретро-рубрику «Игры, любимые народом» и обширные тексты на околоигровые темы в познавательной рубрике «Коктейль». В последней писали про «толкинистов», популярные романы, известные фантастические вселенные, браузерные и настольные игры. Всё это было задолго до появления похожих материалов в «Мире Фантастики» или «ЛКИ».

В 2001 году количество страниц в журнале уменьшилось с 230 до 160. Из-за своего нестандартного формата, толщины и качественной бумаги MegaGame был дорог в печати, поэтому существовал за счёт рекламы. Тираж едва ли превышал 30 тысяч экземпляров — это вдвое меньше, чем у других игровых изданий. Он стоил заметно дешевле конкурентов, и, вероятно, в том числе поэтому привлёк внимание российских игроков. В июле 2001 года исследовательское бизнес-агентство Comcon2 опубликовало рейтинг популярности игровых изданий в России. По данным агентства, MegaGame занял первое место в Москве, и второе в России (на первом «Навигатор», на последующих за MegaGame — Game.EXE и «Игромания»).

MegaGame продержался на плаву почти три года и закрылся из-за ликвидации рекламно-издательской группы «Фантазия». В сети FidoNet проскочила информация, что всех сотрудников редакции уволили без объяснения причин, а номер за январь 2002 года был отменён за неделю до сдачи в печать.

Что касается содержания MegaGame, то, по общему мнению, оно оставляло желать много лучшего. Журнал сделался относительно популярным исключительно за счёт объёма и хорошей бумаги… причём на сегодняшнем этапе он сдал позиции по первому параметру и перестал быть лидером по второму.

Коммерческая успешность журнала всегда являлась предметом споров и недоумений, так как, печатаясь на толстенной бумаге и обладая большим объёмом, сдобренным постером и наклейкой (последнее время), он был, по идее, слишком дорогим в печати, чтобы окупаться от тиража.

Мнение редакции «Игромании» по поводу закрытия MegaGame (декабрь 2001 года)
Последние номера MegaGame

PC Gamer и PC Игры

В нулевых издательский дом Mediasign (бывший «КарАудио Пресс») купил лицензию на выпуск российских версий известных британских журналов. Mediasign издавал журналы EVO, Mountain Bike, PSM, Total Film, T3, Cross Stitcher («Вышиваю крестиком») и популярный журнал о компьютерных играх PC Gamer. Первым главным редактором PC Gamer был Андрей «Ом» Подшибякин, бывший автор журнала Game.EXE. После закрытия Game.EXE в PC Gamer также писали Александр Башкиров и Андрей Ламтюгов.

Сначала в PC Gamer печатали только переводы зарубежных статей. Особенно это касалось обзоров и превью из британской версии журнала. Исключения — материалы про отечественные игры и интервью с российскими разработчиками. В остальном — это был на 70 процентов британский журнал.

PC Gamer издавался более пяти лет. За этот период он так и не смог потеснить «Игроманию», «ЛКИ» или «Навигатор», но заслужил хорошую репутацию среди фанатов Game.EXE. Наличие известных имён привлекло к нему старых поклонников некогда культового журнала. Все материалы были выдержаны в едином серьёзном ключе, а тексты от зарубежных авторов адаптировали под привычный российскому читателю слог и структуру (под зарубежным материалом указывали имя британского автора и имя переводчика). Основная аудитория — это молодые мужчины. Один из рекламных слоганов журнала: «PC Gamer — журнал для взрослых и умных».

Если смотреть в ретроспективе, то это было ошибкой. Как многие пишущие люди знают: писать и делать журнал — это абсолютно разные вещи, которые друг с другом никак не пересекаются. Делать тексты самому — это счастье, развлечение и хобби. Я не хочу и не умею выстраивать из этого какую-то бизнес-историю.

бывший главный редактор PC Gamer (2014 год)

В августе 2008 года издательский дом Mediasign был поглощён медиакомпанией Gameland Дмитрия Агарунова. Все журналы Mediasign перешли под крыло нового владельца, где были либо преобразованы, либо закрыты. PC Gamer повезло меньше всех, так как его выпуск свернули уже в декабре 2008 года. В кризис расходы на дистрибуцию и печать увеличились, а доходы от рекламы заметно упали. К тому же, зачем издавать одновременно два журнала про компьютерные игры? Тем более с похожим названием.

В 2008 году Gameland уже четыре года как издавал журнал «PC Игры». Всё началось с того, что Дмитрий Агарунов планировал купить издательский дом «Техномир» вместе с «Игроманией» и перезапустить популярное издание в рамках Gameland. Но Агарунов получил твёрдый отказ, и сделка сорвалась. В ответ он запустил «PC Игры» — прямого конкурента «Игромании». Это подчеркивал и нарочитый слоган: «Правильный журнал о компьютерных играх».

Бывший автор журнала, Святослав Торик, рассказал нам, что «PC Игры» был идеологическим продолжением игрового раздела из «Хакера». С обращением к читателю на «ты», жизнерадостной атмосферой и псевдо-лайфстайлом. По словам Торика, он был первым, кто изобрёл рубрику «Ретро» в том формате, который позже скопировала «Игромания».

Ради полноты эффекта издание сделано самым толстым (240 страниц против 220 у наиболее объёмной «Игромании»), к тому же в комплекте с изданием три диска (против одного-двух у конкурентов). Казалось, что с таким подходом к контенту реализовать вторую цель — сделать самый дешёвый журнал — невозможно. Но в январе в рознице появились «PC Игры» с тремя CD-дисками (или одним DVD) в комплекте по цене 90 рублей. При этом стоимость «Игромании» и Game.exe, укомплектованных одним-двумя CD, — 110-120 рублей, а цена версий с DVD доходит до 140 рублей.

Ближайший конкурент «Гейм Лэнда» в шоке. «Таким примитивным демпингом они ломают рынок, — убеждён Евгений Исупов, генеральный директор ООО «Игромедиа» (эксклюзивный продавец рекламных возможностей «Игромании»). — Возможно, теперь остальным журналам придётся снизить расценки, в противном случае они рискуют остаться с малыми тиражами. Если, конечно, наши конкуренты смогут удержать столь низкую цену.

Журнал Коммерсантъ
новость от 22 марта 2004 года

Агарунов не жалел денег на рекламу. Баннеры с рекламой «PC Игр» можно было увидеть даже в вагонах московского метро и на автобусных остановках. По словам Константина Говоруна, заказы превзошли ожидания, и издательству пришлось срочно поднимать цену. Цена в 90 рублей — не более чем удачный рекламный ход для привлечения внимания к журналу.

За восемь лет существования журнала в нём успели поработать многие известные личности отечественной игровой журналистики. В работу над ним удалось привлечь бывших авторов и редакторов закрытого Game.EXE — Александра Каныгина, Ашота Ахвердяна, Александра Барышникова и Олега Хажинского. Непродолжительное время пост главного редактора занимал Олег Полянский — бывший главный редактор «Игромании».

От народного клейма «клон Игромании» избавиться так и не удалось. «PC Игры» подсмотрел формат и многие идеи у конкурента (включая видеожурнал Level Up, вдохновленный «Видеоманией»), а в середине нулевых контент обоих журналов чуть ли не копировал друг друга. Редколлегия находилась в постоянном поиске, на что намекала частая смена главных редакторов. За восемь неполных лет на посту главного редактора «PC Игр» сменилось 11 человек. На этой должности никто не задерживался дольше года. Причины были разные: главным редакторам не давали улучшить концепцию, и они уходили, кто-то просто не сработался с издателем или занимал временную должность.

У меня есть твёрдое убеждение, что это происходит (смена редакторов — DTF) из-за того, что изначально журнал никто не продумывал, не составлялась его концепция. Несколько лет назад его запустили как ответ другому издательскому дому, чтобы «отожрать» у конкурентов часть тиража. Есть полосы, что-нибудь делайте с ними. А что делать — непонятно. Нынешние попытки направить «PC Игры» на другие рельсы очень рискованные, так как влекут за собой смену аудитории, а сейчас не столь благоприятное время, чтобы заниматься подобными экспериментами.

Складывается следующая ситуация: либо ты остаешься в нише детского творчества и не можешь двигаться к чему-то серьёзному, не имеешь возможности ставить солидные материалы, либо делаешь журнал для взрослых, добавляешь колонки, публикуешь высказывания, но аудитория этого не поймет, начнёт хныкать: мол, что это вы тут написали.

бывший главный редактор «PC Игр» (2009 год)

По словам редакционного директора Константина Говоруна, в первых номерах журнала были гигантские картинки и мало больших текстов — всё было рассчитано на аудиторию, которая не очень любит читать. По оригинальному замыслу журнал должен был быть ещё более молодёжным, чем «Игромания». Говорун рассказал, что на встречи редакции с читателями действительно приходили дети — 12-13-летние школьники.

Если «СИ» позиционировалась как журнал для взрослых и обеспеченных людей (и можно было повышать цену, завлекать премиальных рекламодателей), то «PC игры» — как журнал для школьников. А школьникам проще было получать информацию в интернете, они меньше ценили дизайн и контент печатного издания. Да и рекламодателей они не интересовали.

Константин Говорун
бывший редакционный директор журнала «PC Игры»

От «Игромании» журнал отличался более современной вёрсткой, а также набором уникальным рубрик. «PC Игры» — это первый игровой журнал в истории российской прессы, который ежемесячно рассматривал инди-проекты в рубрике «Независимые игры». В «Чувстве опасности» вспоминали о самых пугающих хоррор-играх, а в «Российских локализациях» — обсуждали качество отечественных переводов. В последние годы жизни в «PC Играх» появились авторские колонки и эссе, которых заметно не хватало в «Игромании» конца нулевых.

Журнал — это в первую очередь тексты, а тексты — это авторы, им нужно говорить «спасибо». Хочу заметить, что мне не нравятся слова «игровая журналистика в России». Есть набор изданий, который не меняется уже много лет, который мы все знаем, и журналистикой там мало кто занимается. Пишут какие-то тексты, но это не журналистика.

бывший главный редактор «PC Игр» (2009 год)

Журнал хорошо стартовал и приносил прибыль до 2008 года. Но в кризис у «PC Игр» изменился дизайн, а количество страниц уменьшилось до 140. По типу «Игромании Лайт» даже запустили антикризисный вариант «PC Игры. ZIP», который несколько месяцев распространялся в киосках. Он выглядел как толстая картонка формата А4 с DVD-диском внутри. Это была электронная версия журнала, которую продавали вместе с избранными видеороликами, модификациями и прочим контентом дискового приложения. По словам Говоруна, выпуск «PC Игр. ZIP» не был успешен и не продвинулся дальше тестовых номеров, поэтому бюджетное издание решили закрыть.

Лицевая и задняя сторона бюджетного «журнала». Между ними был вложен DVD.

Последний номер «PC Игр» вышел в январе 2012 года со слоганом «последний правильный журнал о компьютерных играх». «PC Игры» закрыли по той же причине, что MegaGame и PC Gamer — большие убытки и резкое падение рекламных доходов. Об этом заявил Константин Говорун в последнем номере журнала. В 2006 году «PC Игры» ещё можно было окупить только за счёт рекламных полос, но в 2012-м (после финансового кризиса и мирового кризиса печатной прессы) такой подход уже не работал. Некоторые авторы закрытых «PC Игр» перешли в «Страну Игр», но и ей осталось меньше двух лет.

Журнал не может существовать без поддержки со стороны партнёров. Откройте любой номер 2006 или 2007 года, посчитайте страницы с рекламой. Именно они позволили журналу быть толстым и красивым, оплачивать услуги лучших авторов и редакторов, финансировать поездки на зарубежные выставки.

В Gameland ставка делалась на максимизацию прибыли, поэтому условия по возвратам были жёсткими, а на дистрибьюции экономили. В «Игромании» ставка делалась на максимизацию тиража, поэтому условия по возвратам были лояльными, и в дистрибьюцию охотно вкладывались. Поэтому как только у «PC Игр» набралась аудитория, позволяющая нормально продавать рекламу, дальнейший рост был уже не нужен. А когда реклама исчезла, то стало уже поздно работать над продажами копий.

Константин Говорун
бывший редакционный директор журнала «PC Игры» (2012)
Последние номера журнала
0
81 комментарий
Написать комментарий...
Александр Кувайцев

«...практически любая игра в стиле аниме получала в «ЛКИ» на балл меньше вне зависимости от её качеств. Правило «минус один балл любой анимешной игре» было прописано в редакционной методичке».

Мои герои.

А если серьёзно, то ЛКИ был шикарен. Ленский красавчик, и я хорошо помню, как сильно грустил в детстве, когда узнал, что он погиб. Сразу было понятно, что без него журнал уже никогда не будет прежним, это было практически его авторское, собственное творение. Как когда книжные циклы дописывают после смерти авторов, типа "Дюны" или "Девушки с татуировкой дракона" — все вокруг уже знают, что это по сути просто фанфики.

ЛКИ были дикими гиками, такими серьёзными пузатыми дядьками, которые готовы месяцами копаться в одной игре и обсуждать в ней каждую мелочь, и они были ими ещё до того, как это стало относительно модным после всяких "Теорий большого взрыва". Бэкграунды типа "Своей игры" и "Что? Где? Когда?" накладывали определённый отпечаток, который сильно отличал ЛКИ от многих других журналов, во многом ориентированных скорее на школоту.

Спасибо им за это.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

раздав когда-то всё купленное, долго тем не менее хранил один выпуск лки, из начала 2008-го, с пятилетней историей журнала от самого ленского.
а историю жизни самого ленского спустя два года печально читал уже онлайн, тот номер не пошел покупать принципиально.
потому что смерти нет.

спасибо семену за мегапроект.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Неопределённость

 Не имею ничего против аниме и анимешного стиля персонажей и при этом считаю ЛКИ лучшим русскоязычным журналом своего времени об играх для ПК. И открытого хейта на тему анимешного дизайна в игровой графике тоже не замечал.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

ЛКИ великий журнал!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лаврентьев

Как же шикарен был ЛКИ. Ламповый, подробно описывающий игры и механики, наполненный массой научпоп-статей и шикарных рассказов собственного сочинения ("Бета-тестеры" до сих пор перечитываются запоем). Это был журнал, в котором чувствовалось, что его авторы сами любят игры и разбираются в них + с оценками ЛКИ я был согласен гораздо чаще, чем с остальными изданиями. Имхо, даже после смерти Ленского журнал всё ещё оставался интереснее и самобытнее в сравнении с конкурентами.
PC Игры же наоборот были полной противоположностью ЛКИ: максимально яркие обложки с крупным шрифтом, как можно больше скриншотов, предельно поверхностные обзоры и минимум оригинальности. И тем не менее, этим тоже привлекал меня какое-то время, особенно на старте, в 2004-2005, когда я и сам ещё был школьником, которому картинки интереснее текстов.
А вот PC Gamer держался особняком на фоне вообще всех. Переводимые с англоязычного варианта статьи, в большинстве случаев являвшиеся специфичным потоком сознания британского автора, и соответствующие упоротые обзоры с чуждой процентной системой оценок, при первом знакомстве ввели меня в ступор, и я вообще не понял, что это за наркомания. Потом втянулся, и вот эти "не такие, как у всех" тексты начали доставлять. Ещё очень нравились их большие тематические топы, вроде "150 лучших игровых моментов по мнению редакции". Другие российские журналы обычно не позволяли себе настолько углубляться в ностальгию и душевную субъективщину, а стоило бы. Ну и, надо сказать, в период 2005-2007 PС Gamer был, пожалуй, самым актуальным изданием - из этого журнала о свежих анонсах можно было узнать гораздо раньше, чем про них писали во всяких "Игроманиях". Собственно с журналом я так и познакомился, купившись на номер с Half-Life 2: Aftermath (он же HL2 EP1) на обложке. В России первыми об этой игре написали именно PC Gamer.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Красновид

Андрей Ленский — пожалуй, единственный автор в игровой журналистике, перед которым я во всех смыслах преклоняюсь. И, пожалуй, единственный, кого действительно можно назвать игровым журналистом в истинном понимании этих слов. Настоящий гений слова. Мало кто может оставить после себя такое наследие, которое не устареет и через много лет. Вечная память мэтру.

PS: Насчёт истории с анимэ — либо это выдумка, либо пережиток совсем уж дремучих лет, поскольку за примерно четыре года работы автором журнала такая вводная ни разу не прозвучала. Более того, игры в нарочито мультяшном стиле неоднократно получали от журнала высшую оценку. Другое дело, что в те годы японские игры крайне редко выходили на ПК, а консольные релизы действительно не рассматривались.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Неопределённость

Не могу безоговорочно согласиться насчёт гениальности лично Ленского... но только потому что весь коллектив ЛКИ мне казался уникальным, и трудно понять, кто и сколько внёс личного вклада в те составляющие журнала, которые стали его достоинствами. Однако собрал коллектив определённо Ленский. Помню, как прочитал в ЖЖ, причём в блоге одного ролевика, не имеющего отношения к игрожурналистике, новость о похоронах - она тогда свалилась как ошарашивающий снег на не слишком жизнерадостную голову.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сарапулов

Сейчас бы очень хотел современный аналог ЛКИ, чтобы куча страниц с подробными советами по Dragon Quest XI, Persona 5, Yakuza 0 и всяким Etrian Odyssey.

Ответить
Развернуть ветку
Земной бас

А зачем сейчас журнал с прохождениями? На специализированных сайтах такой информации с избытком.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Автор ЛКИ

Дословно из методички ЛКИ про аниме, вдруг кому интересно:
"аниме – это примерно минус 1 балл по 10-балльной шкале. Ненавистников аниме
на три порядка больше, чем их любителей"

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Неопределённость

Если не фейк, то интересное уточнение.

Ответить
Развернуть ветку
dimap

Про любимые ЛКИ, PC Игры и PC Gamer как то совсем мало. Эхъ...

Ответить
Развернуть ветку
киберкотики

PC Gamer жалко, да.
всю подшивку игроманий и прочей парши я выбросил году в 10.
А псгеймер до сих пор лежит где-то на балконе)

Ответить
Развернуть ветку
Педагогический Никита

Я знаком почти со всеми популярными игровыми журналами, но есть два, которые покупались чаще других и зачитывались до дыр - это ЛКИ и PC Игры.

1. PC Игры отличались современностью. Даже если сейчас взять в руки какой-нибудь из старых номеров, он выглядит невероятно для тех лет и больше похож на то, что можно сделать только сегодня. Журнал как будто опережал своё время. Это бОльшая часть моего детства, между прочим. Основные споры вокруг журнала всегда возникали действительно на почве того, что иногда на странице могло быть два-три предложения и огромный скриншот или постер. И это выглядит нормально только в том случаи, если это встречается раз в 30-40 страниц, а не на каждой второй и третьей.

Шутки ли ради, из-за скудности контента, номер можно было осилить за день-два, а потом целый месяц страдать в ожидании следующего. Но уже только сейчас понимаю, что это был отличный кейс по продвижению издания - крутой маркетинг и интернет превращённый в печатное издание. Давили визуалом, крутой вёрсткой и омега-качественной печатью.

И чем дальше - тем больше возникало диссонанса. Журнал дорожает, количество страниц сокращается, а он по прежнему придерживается концепции больше картинок - меньше текста. На фоне развития интернета на форуме всё больше возникало непонимания за что вообще тут платить. Читатели просили хотя бы увеличивать количество авторских колонок иначе ценность падает, а стоимость растёт.

2. Параллельно с этим жил и развивался ЛКИ, где у людей покупающих его было обратное чувство - это не позволительно дёшево за такое количество качественного контента. Редакция умудрялась делать визуал не хуже, чем у PC Игр, пусть и в более колонко-подобной стилистике. При этом в проблемах пустых мест или отсутствия текстов упрекнуть было нельзя. Его было много и он был качественный. Мне кажется это до сих пор чем-то невероятным.

Самый яркий момент связанный с этим прекрасным журналом отложился в голове двумя событиями. Первое - это то, что Ленский успел насладиться Dragon Age: Origins и выставил игре исторически максимальную оценку. Второе, примерно следом и трагичное - его смерть. Это было ощущение действительно большой утраты.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ulanov

Спасибо ЛКИ, что познакомила меня с игрой, вердикт к которой я помню до сих пор: "Величайшая ролевая игра со времён Fallout 2".

Ответить
Развернуть ветку
vwf

Касательно PC Gamer, добавлю что в последний год его существования его главредом был Кирилл Алехин, прекрасный человек и журналист, любящий и умеющий рассказывать простые человеческий истории. Собственно, это и отразилось в журнале, где к стандартному суповому набору из превью/рецензий и переводных материалов добавилась центровая уникальная тема номера от российской редакции. Обычно это было что-то затрагивающее игровую тематику не по прямой, а по касательной. Материал про геймерские семьи, где играют муж и жена. Материал про геймеров в возрасте, 40-60-летних дядьках с кланом в Red Orchestra/Arma и т.д. Рассказ про зарабатывающих на MMO-играх дельцах, вроде "Эльфа-торговца". И всё это с качественными текстами и фотографиями, уровня хорошей лайфстайл-прессы вроде "Афиши" или Esquire. Потерять такое сокровище в 2008-м году было очень жалко.

А сам Кирилл после этого, насколько я знаю, ушёл в кино, но продолжает касаться игровой тематики, вот например серия документальных короткометражек о киберспорте "Рокетджамп", к которой он приложил руку: https://www.facebook.com/kirill.alekhin/videos/2779300085428260/

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Torick

Маза работал в кинопрессе еще до PC Gamer, и журнал очень жалко, потому что он действительно метил в интересный лайфстайл.

С PCG RE был еще прикол: в одном из номеров автор (кажется, Михаил Бескакотов) раскатал одну из игр, издаваемых "Руссобитом" с использованием настолько низкой лексики, что "Руссобит" отозвал рекламу изо всего издательства MediaSign. Когда Алехин встал за руль PCG, он первым делом поехал в офис мириться, потому что у Подшибякина, может, и принципы, а журнал-то на какие деньги делать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Шабру Крол

Как же я плакал когда умер Ленский, такое ощущение что вместе с ним умерла часть меня...

Всегда нравилось как они делали материал про игры и всё что с ними связанно

Воистину это был великий журнал.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Stan'ko

PC Игры - мой первый журнал. Ровненько на новый год лег в больницу на операцию и мне родители привезли свеженький номер за январь 2005 года. Зачитал его до дыр тогда, и потом еще несколько раз. На меня 12-летнего большое впечатление произвел он тогда. Причем после этого я может только один номер купил, а так на Игроманию переключился. Но за пропуск в мир игровой журналистики (с читательской стороны) благодарен :)

ЛКИ никогда не читал, но я им благодарен за то, что много статей есть на сайте журнала до сих пор. Особенно руководства выручают, почти всегда захожу что-нибудь прочитать про иргу из нулевых, если берусь за нее.

Кстати, странные обложки MegaGame, во всяком случае первые две, мне кажется, это вдохновение стилем MTV из второй половины 90-х.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур

А я помню как на море улетая надо было взять хоть что-то починать и для разнообразия взял первый попавшийся журнал про игры, оказался РС игры с заглавной темой Санитаров подземелий - год 2007, наверное или вроде того. Огромный еще такой, толстенный, сколько-то дисков в комплекте. Самое удивительно, что даже лениво листая его в отеле полчаса в день я умудрился быстро все прочитать, а дома не нашел ничего интересного на всех дисках. Видимо там и впрямь наполнение было такое.

Ответить
Развернуть ветку
ierarh17

Купил свой первый номер ЛКИ случайно: дома отключили свет, было скучно, читать было нечего, решил прогуляться и наткнулся на мужика с журналами-газетами (даже не ларёк!). С тех пор не пропустил ни одного номера и даже раздобыл пару более ранних выпусков, покупал на деньги с обедов х) Подшивка за последние несколько лет всё ещё цела и диски к ним тоже.

Жаль только, что в статье про Бета-тестеров ни слова, а это ведь был очень яркий плюс журнала и многие засыпали редакционную почту вопросами "когда продолжение?!". До сих пор раз в пару лет перечитываю.

ЛКИ - лучший. Ленский - гений. RIP.

Ответить
Развернуть ветку
Кшиштоф Обнинский
практически любая игра в стиле аниме получала в «ЛКИ» на балл меньше вне зависимости от её качеств

А можно попросить у уважаемого автора (или свидетелей такого отношения) примеров?
Читал ЛКИ взапой, любимый журнал про игры вообще на русском языке. Он был далеко не идеален, конечно, но точно был в своё время самым оригинальным и, извините за выражение, душевным

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Вот глас народа
https://vk.com/topic-122987_22581601
На вскидку сейчас не вспомню (надо бы для этого момента повторно изучить подписку и сделать скрины), но тот же порт SF IV, DMC или редкие порты JRPG всегда получали меньше на бал (по методичке). Даже если игра крутая. Мне инфу дал человек, который с ЛКИ контактировал, плюс выше в комментариях автор отписался :)

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
/人◕ ‿‿ ◕人\

PC Игры - это определённо моё главное впечатление от печатного игрожура. Впервые мне, в 2007 году, тогда ещё 13-летнему пацану родители купили его в аэропорту и за весь отдых на море я перечитал его буквально от корки до корки несколько раз. С тех пор в итоге 2-3 года каждый месяц экономил на обедах, чтобы купить новый номер. Пробовал тогда читать и СИ, и Игроманию, но это было уже не то, так что замечание про "журнал для школьников" вполне объективное, в меня в качестве читателя попадание было просто стопроцентное.

Ответить
Развернуть ветку
Leon

Эх. ЛКИ - лучший журнал про игры на все времена, по моему скромному мнению. Даже пофиг, что он на 90% был про компьютерные игры. В нём было всё, что нужно - обзоры игр, превосходные рецензии, советы (ведь тогда в инете не все было), куча интересных штук, вроде дуэльного клуба и бестиария игрового мира. И эти Божественные рассказы в конце. Там было видно, что люди не просто проходят игру по-быстрому и ставят ей оценку на скорую руку, а по-настоящему вникают в игровой процесс.
Даже сейчас, спустя столько лет, я могу перечислить вам все свои номера журналов, хоть бумажных версий у меня давно уже нет. Очень жаль, что ЛКИ отвели только эту страницу. Не знаю как у других, но у нас в городе ЛКИ расходился куда лучше той же Игромании.
До сих пор иногда захожу на сайт ЛКИ и читаю их статьи. Если честно, его мне даже более жалко, чем Игроманию.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Это точно.Тут вспомнив молодость,я открыл PDF версию журнала 10 летней давности,а там:Сам Бокулев рассказывал о Задоре и о том,как обмануть свою же игру!Это если бы сейчас бы Кодзима завалился в EDGE или Famitsu и рассказывал бы о Death Stranding с точки зрения её собственных же идей)

Ответить
Развернуть ветку
Rovin39

Покупал ЛКИ с декабрья 2006 и вплоть до его закрытия. Очень ценил его не только за обзоры, но и за расширения кругозора. Исторические статьи, статьи про оружие, мифических существ. Всё это было офигенно. История Азерота и Клуб игропутишествий ван лав!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Покупал ЛКИ ещё с 2007 года,гайдами оттуда пользуюсь и до сих пор.Однозначно,великий был журнал)

Ответить
Развернуть ветку
Перциус Мерциус

ЛКИ - мой любимый журнал в российской игровой журналистике 2000-х. Игромания была слишком колхозной, game.exe лично мне показался слишком уж графоманистым. В ЛКИ был баланс между практичными советами и здравыми рассуждениями на тему, но без воды на уровне "Степного волка" Гессе.
Отличный журнал. Мне очень не хватает его стиля на современных игровых ресурсах. 

Ответить
Развернуть ветку
киберкотики

помню в мегагейме всратую рубрику ''письма''
Где регулярно печатали письма никанора никадымыча, который читал журнал потому что находил его на свалке
Или какой-то еще дед жаловался что его внучОк дрочит на комиксы, которые были в конце журнала

Ответить
Развернуть ветку
Leo_Refantasy
Или какой-то еще дед жаловался что его внучОк дрочит на комиксы, которые были в конце журнала

Все дрочили.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Кшиштоф Обнинский

MegaGame вообще был крайне упоротым от писем и иллюстраций до форматов рубрик (ТРИ КРАЕВЕДА) и публиковавшихся там фанфиков.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Жилов

ЛКИ, PC Игры - никогда их не любил. ЛКИ - за их нелюбовь к консолям и японским играм. И сейчас не люблю их - за то, что взрастили поколение ПК-бояр. PC Игры - клон Игромании, и это правда. 

Ответить
Развернуть ветку
Имярек Имяреков
И сейчас не люблю их - за то, что взрастили поколение ПК-бояр.

А это плохо?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lemonov

Фух, как же я рад что без подобной клоунады свое детство провел и играл только в то, что нравилось именно мне, не деля на то, что является "искусством", а что — "злом". Консольная игра или нет, анимешная игра или нет, это все не важно, лишь бы она была на самом деле хорошей.
А этот подход, где снижают балл чисто за платформу или стиллистку — уж извиняйте, детсадовский синдром утёнка, а не защита "искусства". 
Игры первым делом должны быть весёлыми и интересными, а не нести какую-то высшую ценность или соответствовать выдуманным стандартам. 

Ответить
Развернуть ветку
Символический лолипоп

О да, ЛКИ. Брал у друга почитать Бета-тестеров.

Ответить
Развернуть ветку
Mio Phileo

@Семён Костин большое спасибо за колоссальный труд. Хотелось бы поинтересоваться, можно ли узнать список всех известных псевдонимов Ленского?  

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Анатолий Малин, Ричард Псмит и под своим именем. Возможно ещё Пятнистая Рысявка, потому что читатели пытались узнать кто это, но так и не узнали.

Ответить
Развернуть ветку
Nanek

В материале, посвящённом Ленскому (он маскировался за псевдонимами и ловко меняЛ свой стиль) надо бы "л" добавить. 

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Поправили, спасибо. На будущее: ошибки в редакцию можно отправлять по связке Ctrl+Enter, предварительно выделив слово.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Маслов

MegaGame, действительно, очень странный журнал был. У G.E/СИ/НИМ/Игромании были свои ниши, что ли, а MegaGame разве что полиграфией и объемом брал. Наполнение же часто вызывало недоумение. G.E. традиционно обвиняют в том, что, бывало, в рецензии об игре почти не говорилось, но на самом деле это справедливо по отношению к именно MG: до сих пор помню обзор (или превью), где автор рассказывает о том, как ночью ездил с другом в макдональдс, об игре там вообще почти ничего не сказано. Или как другой автор аргументировал нежелание писать о каком-то ависиме (ограничившись "быстрым режимом"), потому что там надо было сбивать российские самолеты.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Freeman

XS Magazine не упомянули, а зря.
Это был эталон того, как делать не надо - брали стиль журнала "Хулиган": сисек побольше, туалетный юмор, абсолютно глупые и маленькие рецензии на большие игры и, как ни странно, пара-тройка хвалебных разворотов о треше типа 50 Cent Bulletproof.
Стоил он сильно дороже "Игроманий" тех же, но почему-то очень запомнился.
Нам тогда казалось (2005-й), что кто-то попросту отмывает через него деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

XS Magazine в главе «Малоизвестные журналы нулевых». 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Махнанов

Нигде не нашёл упоминания здесь, но ради исторической справедливости стоит упомянуть. Как-то довелось мне прикупить русскую версию журнала Сomputer gaming world, до сих пор лежит где-то у родителей, год примерно 2003 это было. Думаю журнал просуществовал пару месяцев, ибо никаких особых упоминаний в интернете я о нём как-то не встречал. Впечатления журнал никакого не производил, а своей куцей толщиной (на фоне конкуретнов) сильно разочаровывал. Больше не покупал.
П.С. Погуглил, вышло аж челых 34 номера. Так что вполне себе не пару месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Смотрите главу «Забытые журналы 00-х». Про него не забыли. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Мартынов

ЛКИ - любимый журнал детства. Помню, как в 2003 году провел половину лета у бабушки в деревне и взял с собой выпуск журнала, в котором писалось про ГТА: Вайс Сити. Сколько же раз я перечитал все статьи оттуда! 
Подробнейшие описания игр, советы мастеров по любимым играм, позже и дуэльный клуб, эх, были времена.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Fielding

дел

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Saltuganov

Так получилось, что именно PC Игры были моим любимым игровым журналом.
Помню, как мы с братом ждали релиза Oblivion и вот однажды я увидел в киоске журнал, на обложке которого красовался Лич из TES IV. В журнале было превью игры.
С тех пор я покупал свежий номер где-то до 2009 года.
Хоть я и купил из-за Обливиона, с ним в итоге было странно. В PC Играх так и не было опубликовано рецензии на эту игру.
У меня все еще хранится огромная стопка журналов. Где-то 15 кг))
Могу ошибаться, но за всё время только одна игра получила 10 баллов — Mass Effect 2.

Ответить
Развернуть ветку
Superfluous Man

Каждый месяц покупал Игроманию, часто PC-игры, периодически ЛКИ, Навигатор, PC Gamer... Страну Игр крайне редко. Game.exe после единственного купленного номера покупать желание не появилось совсем. Но вот Mega Game ни разу не видел (СПб).

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 81 комментарий
null