Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

Всем привет! Продолжаем тему ретро игр по Гандаму. Некоторые ошибочно считают, что при создании Mobile Suit Gundam Z: Hot Scramble 1986 года, команда разработчиков ориентировалась на Last Shooting 1984 года. Однако это не совсем верно, так как между ними была ещё одна игра, без которой Hot Scramble могла не выйти, и сейчас я опишу каждую из них.

Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

Mobile Suit Gundam: Last Shooting вышла в 1984 году для компьютеров MSX и представляет собой адаптацию первого сериала 1979 года, где игрок управляет пилотом Амуро. На первом уровне происходит разрушение корабля Белой Базы, где находятся главные герои и доспехи. Уклоняясь от падающих блоков, вы должны дождаться момента, когда откроется кабина доспеха, после чего нужно довести Амуро к ней, чтобы началась анимация, как он забирается внутрь и активирует Гандам. Ограничения на уровне нет, поэтому даже при открытой кабине можно набивать очки, но придется бегать только на половине экрана, чтобы случайно не залезть в доспех.

После активации Гандама игроку показывают, как доспех отправляется сражаться на зеонскую базу А Бао Ку. Только в этом месте есть небольшая музыкальная вставка. В остальных местах присутствуют обычные звуковые эффекты разрушений или выстрелов.При переходе на второй уровень геймплей кардинально меняется. От первого лица игрок должен управлять Гандамом, попутно отстреливая вражеские турели и доспехи. Расположение врагов строго разделено на четыре линии:

  • Верхние две отведены для фиолетовых доспехов Ric Dom, которые перемещаются влево или вправо;
  • Белые турели расположены на двух нижних ярусах.

Враги, конечно же, не будут просто ждать, когда игрок их уничтожит. Все они ведут ответный огонь. Снаряды изображаются желтыми шарами, которые летят в игрока, а если точнее, урон засчитывается, когда они касаются серой линии над счетчиком очков. Чем ближе снаряды к этой границе, тем сильнее они мигают красным цветом. Одно попадание снимает две ячейки в левой нижней шкале.

Избежать урона можно тремя способами:

  1. Самое гениальное — убить врагов раньше, чем они выстрелят;
  2. Перемещать свою кабину влево или вправо до полного исчезновения с экрана вражеского снаряда. Работает теория, если не вижу, значит угрозы нет;
  3. Проявить свои снайперские способности и стрелять по желтым шарам. При попадании они разлетаются на три красных осколка и больше не смогут навредить. Однако третий способ крайне расточительный.

Начнем с того, что игрок может перемещать квадратный белый курсор на врага и нажимать на клавишу ведения огня. Устроить смачную очередь, как из пулемета, не получится, так как за каждый выстрел нужно платить одной ячейкой энергии из правой шкалы.

Турели крайне часто любят выпускать подряд снаряды, и игрок физически не успевает уничтожить их в сформировавшийся промежуток перезарядки. Если шкала жизни или энергии обнулится, то бой закончится. Всего доступно три попытки на оба режима игры, при этом если вас уничтожат на базе А Бао Ку, то на первый уровень не отбросят. Это произойдет только после сгорания всех трех жизней.

Но как бы печально всё это не звучало, продлить бой можно, разбивая красные канистры с топливом, которые восполняют две ячейки энергии. На уровне их много, поэтому при постоянном перемещении всегда можно обнаружить. Также небольшое уточнение: при выстреле из своего оружия ячейка энергии считается потраченной только в момент попадания или промаха, когда снаряд игрока исчезает с экрана. Поэтому шанс продолжить бой остается до последнего. Главное — не промахнитесь по канистрам.

В Last Shooting можно играть вдвоем, но по отдельности. Сначала один игрок проходит уровни до первой смерти, а потом управление переходит на второго, и так, пока каждый не истратит свои попытки.

Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

В феврале 1986 года для PC-8801 выходит Mobile Suit Gundam Z. На Last Shooting она ничем не похожа. Изменения произошли как в графике, которая стала красочнее и детализированнее, так и в самой механике. Теперь это платформер без отдельного тира. На уровнях располагаются рядовые враги и мини боссы, избавившись от вторых можно перейти на следующую карту.

Всего в игре 5 уровней и одна музыкальная тема на всё. Даже в меню не стали добавлять что-то другое. События разворачиваются во время второго сериала продолжения Mobile Suit Gundam Z (с названием для игры решили не заморачиваться). Игроки управляют пилотом Камилем, который пилотирует доспех Z Gundam.

На нижнем информационном экране справа находятся две шкалы, которые показывают, сколько энергии осталось, и как много урона выдержит доспех. В этой игре поражение засчитывается, когда шкала урона станет полностью красной. Потеря энергии влияет только на стрельбу из лучевой винтовки. Если голубая полоска станет черной, то есть опустеет, то вы не сможете стрелять. Восполнять заряды для винтовки и одновременно убирать повреждения можно подбирая квадраты с буквой Е, но расположены они в самой гуще врагов.

Также справа над шкалой энергии располагаются название уровней и число очков, которые игрок получает за уничтожение врагов. При завершении этапа в общую копилку зачисляются неистраченные единицы энергии. За полную шкалу в конце игры будет добавлено 98 000 очков.

В левой части информационного экрана указываются аватарки персонажей при редких разговорах, а именно: Камиля, Брайта и Куатро, а также режимы для сражения.

Первый режим превращает доспех в истребитель, который может стрелять и лететь, но не стоять на месте, из-за чего поднятие или спуск осуществляется прямо на ходу.

Второй режим позволяет достать винтовку, на которую тратится энергия. Этот режим будет активен и при трансформации в истребитель.

В третьем режиме используется «бейсбольный» меч. В этой игре Гандам способен своим мечом деформировать летящие в него в виде линий снаряды в огненные шары, которые при повторном ударе отлетают в сторону. Эти шары образуются и при уничтожении противника.Поэтому сначала можно убить одного, а потом его остатками закидать второго.

Что же из себя представляют враги. Самые простые — это два вида доспехов, которые вооружены так же, как и Гандам, но не умеют трансформироваться в истребитель.Зато могут вести преследование за игроком. Бесконечно появляются, если не уничтожать большие шары.

Есть мелкие синие и красные шарики, которые норовят врезаться в доспех. В основном передвигаются группами по месту, где были расположены. Маленькие турели приделаны к полу или потолку. Из винтовки их довольно неудобно уничтожать, так как выстрел проходит либо ниже, либо выше из-за центрального расположения орудия на доспехе. В режиме истребителя лучше не становится, поэтому проще орудовать мечом.

Демонические Хару. Вы только посмотрите на огненные уши-крылья и светящиеся глаза. На удивление просты, как и шарики, и тоже пытаются протаранить доспех.

И последние — это крупные шары боссы, которые часто и много стреляют в разные стороны. Как упоминалось ранее, нужно уничтожить их все. Что касается самих уровней, то это небольшие коридоры, заполненные врагами. В некоторых местах обязательно нужно пролетать в режиме истребителя. После убийства босса из карты откроется дополнительный путь по узкому тоннелю, который приводит в пустую широкую комнату. Финальная миссия завершается заставкой поцелуя Камиля и Фо Мурасамэ.

Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

И вот мы дошли до третьей игры Mobile Suit Gundam Z: Hot Scramble. Известный игровой дизайнер Масанобу Эндо был настолько впечатлен сериалом Mobile Suit Gundam Z, что захотел сделать игру по нему.

Написав план по созданию игры, он обратился к руководству компании Namco, где работал на тот момент. Но они отказались выпускать игру, так как не имели прав на использование в названии слово Mobile. Прошлая их игра Super Mobile Fortress Macross 1985 года была совместным проектом Bandai и Namco, поэтому трудностей в тот момент не возникало. Тогда Эндо отнес наработки в Bandai, где ему дали зеленый свет.

Эндо стал отвечать за весь дизайн игры, а за звуковую составляющую отвечал Нобуюки Оноги, который аранжировал три песни, являющиеся темами оригинальной анимации: Z. Kokugoe, Love for the Water Star и Starry Sky Believe.

При включении игроку показывали 5 строчек истории из сериала, краткую информацию по 14 доспехам, которые были в организации «Титаны», сражающихся с игроком, а также название игры. Стоит заметить, что вражеские доспехи представляли игроку как актеров, которые снимаются в игре.

В игре 99 уровней, но можно продолжать играть до бесконечности. Счетчик очков переставал обновляться при счете 999 990. Механика напоминала Gundam Fomation, но в обертке второго уровня из игры 1984 года. От первого лица игрок управлял доспехом, который автоматически летел вперед и мог менять траекторию по четырем направлениям:

  • Верх;
  • Низ;
  • Лево;
  • Право.

Можно было ускорять движение, но тогда быстрее расходовалось топливо, которое отмечалось на левой нижней шкале. Если оно закончится, то наступает конец игры. Чем больше топлива остается, тем больше начислят очков при завершении уровня.

Под шкалой топлива был экран с изображением конечностей доспеха игрока. При повреждении они закрашивались красным цветом, и мигала надпись, что было уничтожено, например, если повреждена левая рука, то ломался щит, а если голова — доспех терял камеры и пулеметы «Вулкан». Экран от разбитой камеры не темнел, но исчезал курсор, которым можно прицеливаться на врага. Самым катастрофичным было, если Гандам терял правую руку, что приводило к окончанию игры, так как именно ей доспех удерживал винтовку, которой отстреливал врагов.

Внизу по центру располагался радар, на котором отмечалось до 9 вражеских доспехов. Стрелками указывалось примерное направление, где их можно перехватить. В правой нижней части была шкала энергии лучевой винтовки Гандама и счетчик очков. В отличие от прошлых игр, стрелять можно было чаще, а ячейки в шкале сами восстанавливались, если игрок прекращал вести стрельбу.

При полном обнулении энергии винтовки режим стрельбы переключался на головные пулеметы, но они обладали низкой мощностью и коротким радиусом действия. Визуально это выглядело так: длинная линия из центра, которая показывала выстрел из винтовки, менялась на две короткие, расположенные выше центра экрана.Естественно, если голова доспеха разрушалась, то ими нельзя было воспользоваться.

Однако не всё шло гладко. Тестировщикам казалось, что игра слишком сложная и не станет популярной, как в свое время получилось с Gundam Fomation, а руководители Bandai хотели, чтобы модель Гандама обязательно отображалась в игре. Из-за этого было решено максимально упростить уже созданное и объединить с февральской игрой. Хотя Эндо пошел на уступки, изначальная версия не была потеряна. После релиза Hot Scramble была издана Hot Scramble Final Version в 1000 экземплярах. Упаковка была окрашена в серебряный цвет в отличие от обычной версии черного цвета.

Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final
Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

Как же изменилась финальная версия? Начнем с того, что вступительное описание стало в разы больше и оформлено как полноценное вступление к фильму. Увеличили как описание доспехов, так и их число. Теперь против игрока 16 боевых единиц за счет того, что добавили новую вражескую фракцию Axis. Также после 6-го описания доспехов показывали название игры, а после 16-го — место откуда начинается игра, а именно космическую колонию на Стороне 7.

Дизайн информационного нижнего экрана изменился до неузнаваемости. Осталось только три характеристики. Слева была шкала жизненной энергии, которую можно было пополнить только на втором режиме игры. Центральное нижнее поле отображало усиление, которое игрок мог подобрать. Это могло быть либо повышение урона, либо блокирование урона. Нижнее правое окно отображало счет и номер уровня. Стрельба теперь велась только из лучевой винтовки без каких-либо ограничений. Головные пулеметы были убраны, так как альтернативный вид огня не предусматривался.

Игра состоит из 16 основных уровней, каждый из которых содержит три повторяющихся этапа:

  • Сначала игрок летит на доспехе над земной поверхностью, параллельно отстреливая врагов;
  • Затем начинается анимация выхода в космическое пространство, где также нужно уничтожать врагов, но может измениться конечное событие. Либо игрок просто долетает до вражеской базы по истечении некоторого временного промежутка, либо появляется космический корабль, который обязательно нужно обстреливать, пока бой не завершится его штурмом;
  • Третий добавленный этап как в февральской игре, но переработанный.

Уровни стали обширнее, на некоторых есть подобие системы лифтов. Доспех также может превращаться в истребитель, но нет рукопашного режима. На этом этапе можно найти:

  • серые контейнеры, которые восстанавливают несколько ячеек жизни;
  • значок щита, который поглощает несколько выстрелов;
  • иконку винтовки, которая дает ограниченное число усиленных выстрелов.

Оба предмета желательно сохранять до схватки с боссом. Из врагов остались доспехи, турели и один шар, который старается блокировать узкий проход своими движениями, но обычно проблем не вызывает. Босс уровня теперь — это огромный генератор, которому нужно стрелять в центр. В ответ на попадание начинает выплескивать шарообразные снаряды в сторону игрока, которые снимают по две ячейки жизни. Уворачиваться можно как в режиме истребителя, так и в обычном.

После прохождения 16 уровня можно играть дальше до первой смерти. Затем включится заставка титров, где будут отображаться все имена команды разработчиков. Над титрами шла анимация бега девушки Фа Юйри и прыжков Хару (наверное, бежит в февральскую игру бить Камиля за финальную сцену).Когда разработка была окончательно завершена было принято решение выпустить рекламу по ТВ. В ролике Эндо сидел за компьютером и играл в Hot Scramble. Казалось бы, ничего особенного, но на тот момент это было редкостью, чтобы сам создатель рекламировал свое игровое творение.

Обзор ретро игр: Last Shooting, Mobile Suit Z Gundam, Hot scramble и Hot scramble Final

Подведем небольшой итог. Как и с консольными играми, Bandai продолжали экспериментировать уже на компьютерах того периода. Очень жаль, что финальная версия Hot Scramble не стала ремейком Gundam Fomation, но для коллекционеров эта версия является лакомым кусочком. На сегодняшний день игра стоит около 176 тысяч рублей и продолжает расти с каждым годом!
Hot Scramble может понравиться тем, кто любит сложные игры. Вы не раз будете начинать всё сначала и заучивать, как лучше проходить уровни, так как даже бесконечная стрельба при движении не всегда спасает.

1919
1 комментарий

Забавная японщина. Я из всего этого железа только MSX когда-то видел.

1
Ответить