Обложки игровых носителей данных: эволюция

Обложки игровых носителей данных: эволюция

Создать качественный продукт мало. Его нужно красиво упаковать и преподнести потребителю. Компьютерные игры — не исключение. Да, сейчас мы, в основном, скачиваем их с помощью Steam или AppStore, но тридцать-двадцать лет назад покупали старые-добрые физические носители. Вспомните, как приходили в магазин с дисками и вглядывались в обложки игр, о которых никогда до этого не слышали. О развитии и дизайне игровых носителей — в этой статье.

Карты и картриджи

Осенью 1972 года в домах американцев появилась Magnavox Odyssey — первая массовая коммерческая приставка. Теперь играть можно было не только в залах с автоматами, но время картриджей еще не пришло. Использовали карты, которые просто замыкали контакты в приставке, меняя схему действий квадратиков на экране. Magnavox Odyssey стала первым и последним коммерческим устройством с подобными носителями. Как такового дизайна у карт не было, как и специальных коробок, кейсов и футляров.

<p>Карты для Magnavox Odyssey (1972)</p>

Карты для Magnavox Odyssey (1972)

Первыми настоящими картриджами (платами в пластиковых корпусах с постоянными запоминающими устройствами, на которые записывалась игра) смогла похвастаться Fairchild Channel F (1976) — консоль, давшая старт второму поколению домашних систем. Для приставки вышло всего 26 игр, а печально известный кризис 1983 года поставил крест на «консольных» амбициях Fairchild. Зато картриджи были не только технологически более совершенными, чем карты Magnavox Odyssey, но и имели приятный дизайн. Кстати, разработанный одним человеком — немецко-американским музыкантом и художником Питером Максом.

<p>Картриджи для Fairchild Channel F (1976)</p>

Картриджи для Fairchild Channel F (1976)

Иллюстрации Макса были простыми, яркими и запоминающимися. Они выполнены в стиле поп-арт, который художник использовал и при создании других своих известных произведений. Например, рекламы 7UP или дизайна косметики Kiehl's. В коробочках с картриджами лежали книжки с инструкциями к играм.

«Звезда» второго поколения, легендарная Atari 2600 (1977), тоже использовала картриджи. Они продавались в картонных коробках, а на них сами клеили стикеры. В дизайне обложек прослеживалась тенденция — визуально он был гораздо богаче и сложнее, чем происходившее на экране. Учитывая графические возможности Atari 2600 (и других платформ того времени), это неудивительно.

Простенькие человечки бегали по незамысловатым уровням, зато на обложках красовались могучие герои в доспехах, космические корабли или яркие мультяшки. Художники помогали игрокам включить воображение и «достроить» несложное интерактивное развлечение до целого приключения. В этом плане геймдев конкурировал с киноиндустрией, которой было проще впечатлить зрителя.

<p>Картриджи для Atari 2600 (1977)</p>

Картриджи для Atari 2600 (1977)

Владельцы консоли могли купить картридж с BASIC Programming (1979) и освоить азы программирования на языке. Но как сделать привлекательную обложку для такого продукта? Художник Рик Гайдис, работавший над концепт-артом для NASA, нарисовал двух мужчин, выглядящих как люди из будущего и работавших за сложно устроенными консолями. Налицо отсылка к научной фантастике — очень популярной в то время.

На обложке Air-Sea Battle (1977) Клифф Спон изобразил эпическое сражение, развернувшееся в воздухе, на море и под водой. Он насытил картинку экшеном, чтобы счастливый покупатель еще по дороге домой представлял масштабные битвы. Художнице Сьюзен Джейкел пришлось придумать цепляющую обложку для образовательной игры Basic Math (1977). Она создала красочную иллюстрацию с детьми, бабочками и животными, больше напоминающую о книгах сказок, чем об учебниках.

До середины девяностых картриджи господствовали в мире носителей. Кризис 1983 года не уничтожил игровую индустрию. На рынок вышло третье поколение домашних систем (1983 — 1987) с восьмибитными процессорами и спрайтовой графикой. Как выглядели картриджи для Famicom (1983) знает каждый, кто был ребенком в девяностые. Именно с них позже скопировали носители для Dendy.

Западная версия приставки, Nintendo Entertainment System (1985) использовала серые картриджи, на которых оставалось небольшое пространство для стикеров:

<p>Картриджи для Famicom / NES (1983 / 1985) </p>

Картриджи для Famicom / NES (1983 / 1985)

Обычно игры продавались в коробках с книжечками-инструкциями, поэтому художникам все же было где развернуться. Теперь они могли не рисовать обложки своей красотой компенсирующие простоту игровой графики.

Впрочем, традиция «крутых» иллюстраций с мускулистыми экшен-героями не исчезла. Кроме нее, художники работали в «мультяшной» или аниме-стилистике, делали «серьезные» минималистичные обложки (как в случае с The Legend of Zelda) или рисовали иллюстрации, близкие к скриншотам (Metroid, Mario Bros. и другие).

Оформители картриджей для Atari 7800 (1986) оставались верны стандартам дизайна носителей Atari 2600 — все то же обрамление (как правило черное или серое) и четыре крупные цифры в верхней части обложки или картриджа. В случае с Sega Master System (1985) дизайнеры пошли другим путем. Обложки боксов для многих игр были минималистичными, а на самих картриджах вообще не было изображений:

<p>Картридж для Sega Master System (1985)</p>

Картридж для Sega Master System (1985)

Четвертое поколение приставок (1987 — 1991) закрепило тренд на прямоугольные картриджи-«кирпичики». Революционных дизайнерских решений не прослеживалось, а иллюстраторы следовали трендам восьмидесятых.

<p>Картриджи для SNES (1990) и Game Boy (1989)</p>

Картриджи для SNES (1990) и Game Boy (1989)

Конечно, для «детей девяностых» слово «картридж» ассоциируется с оранжевым пластмассовым корпусом картриджей для Dendy (1992) — аппаратного клона Famicom / NES с маскотом-слоненком. Приставка внесла огромный вклад в создание рынка игр и консолей в СНГ, но сделала потребителям мощную «пиратскую прививку».

Сама будучи не вполне легальным продуктом, она использовала такие же «серые» носители. В оформлении оранжевых (как правило) картриджей царила полная вольница. Производители копировали обложки оригиналов, клеили картинки «по мотивам» или пестрые коллажи из нескольких изображений для сборников «3 в 1», «4 в 1» и т.д. О коробках и мануалах можно было не мечтать.

Dendy выпускалась в двух базовых версиях (Classic и Junior), хотя на прилавках встречались и другие, собранные неизвестными конкурентами Steepler (российская компания-дистрибьютор Dendy). Видов картриджей тоже было много, около десяти. Самыми «крутыми» считались те, у которых был слоненок на задней стороне корпуса. Они распространялись через официальных дилеров и магазины Dendy. Какое-то время такие картриджи продавались в картонных коробках.

Помимо привычных оранжевых можно было найти черные, белые, зеленые и даже розовые. Свои картриджи делала известная фирма «Электроника». Они были компактными, а игры на них — переведенными на русский.

<p> Картриджи для Dendy (1992) </p>

Картриджи для Dendy (1992)

В пятом поколении (1993 — 1998) верность картриджам сохранила только Nintendo 64 (1996). Выглядели они приятно и солидно, но подвели приставку в очередной «консольной войне». Компакт-диски, которые использовали Sony PlayStation (1994) и Sega Saturn (1994) были дешевле в производстве и имели большую емкость. В объеме продаж Nintendo 64 уступила PS, но обогнала провалившуюся Saturn. В отличие от NES и SNES, стикеры для картриджей у Nintendo 64 были больше.

Картриджи для Nintendo 64 (1996)
Картриджи для Nintendo 64 (1996)

Картриджи давно перестали быть главным игровым носителем, но используются до сих пор. Например, в Nintendo Switch (2017) они выполняют функцию специальных карт памяти, а энтузиасты выпускают свои игры на них небольшими тиражами.

Дискеты и аудиокассеты

Да, игры на дискетах (они же флоппи-диски) тоже выпускались и «весили» не больше «смешных» по нынешним временам 1,44 мегабайтов. В основном, для MS-DOS и компьютеров Commodore. Среди примеров — «громкие» тайтлы: Prince of Persia (1990), Sid Meier’s Civilization (1991) и Wolfenstein 3D (1992). Как и картриджи, дискеты продавались в коробках с книжками-мануалами. Наклейки на них часто оформлялись в лаконичном стиле.

В Японии для Famicom продавалось устройство Disk System (1986), позволявшее приставке считывать информацию с дискет. На них умещалось в три раза больше данных, чем на картридж (112 килобайт против 32), а стоили носители в два раза дешевле. На дискетах вышла The Legend of Zelda, что обеспечило хорошие продажи Disk System.

Также геймеры могли купить Quick Disc и записывать на него игры с помощью автоматов Disk Writer всего за 500 иен (при стоимости картриджа в 5000 иен). Естественно, пройденную или надоевшую игру просто удаляли, затем скачивая на диск новую. Дизайн Famicom-дискет был простым, но симпатичным: на оранжевый корпус клеился узкий стикер-баннер с логотипом игры, разработчика, издателя и маленькой картинкой.

<p>Дискеты с играми (1990-е годы)</p>

Дискеты с играми (1990-е годы)

Еще одним нестандартным носителем были… аудиокассеты! Сейчас в определенных кругах модно издавать на них музыку (особенно жанров dungeon synth, ambient, post punk и т.д.), а когда-то их использовали для записи игр к компьютеру ZX Spectrum (1982). Ждать загрузки приходилось по несколько минут. Зато умещалось на кассету до двадцати игр.

<p>Кассеты с играми для ZX Spectrum (1990-е годы) </p>

Кассеты с играми для ZX Spectrum (1990-е годы)

На Западе кассеты для ПК распространялись в симпатичных стильных кейсах, а советские и российские геймеры обычно сталкивались с простыми черно-белыми обложками. «Верхом» дизайна были монохромные картинки с «хедлайнером» — самой крутой игрой на кассете. Компенсировалась визуальная бедность загрузочными экранами, иногда цветными.

Клоны Spectrum производили в СССР в конце восьмидесятых под названиями «Квант», «Спектр», «Хоббит» и так далее. В 1990 году подобное устройство можно было купить за 100 рублей, при цене других советских компьютеров в 550-650 рублей. Так что где-то в квартире ваших родителей, бабушек и дедушек вполне могли заваляться кассеты с играми.

Диски

В середине-конце девяностых пришло время оптических дисков. Первые компакт-диски существовали уже в восьмидесятых и использовались как музыкальные носители. Для игр они оказались удачным техническим решением с точки зрения вместительности. 600 мегабайтов— серьезная цифра для того времени.

Диски для Sega Saturn
Диски для Sega Saturn

Пионерами формата среди консолей стали Sony PlayStation и Sega Saturn. Персональные компьютеры тоже взяли компакт-диски на вооружение. Уже в 1996 появились первые DVD, а в 2000 — Blu-ray. Они обладали большим объемом, чем CD, но не обещали принципиальных изменений в плане визуального оформления. Разве что компьютерная графика эволюционировала, а в прошлое практически отошел «голливудский» стиль с накаченными варварами и спецназовцами.

<p>Диски для Sony PlayStation (1994)</p>

Диски для Sony PlayStation (1994)

Геймерам с пространств бывшего СССР снова пришлось увидеть все чудеса пиратского дизайна (как и в случае с Dendy). Лицензионные диски для первой PlayStation практически не продавались, а рынок компьютерных игр официальные издатели («1С», «Новый диск» и другие) делили с корсарами («Фаргус», «7 волк»). Последние делали что хотели: переименовывали игры, а иногда и издавали отдельными релизами моды или наборы карт.

Обложки игровых носителей данных: эволюция

Оформление картриджей, дисков и других носителей данных — огромная и очень интересная тема. В данной статье мы не претендуем на ее полный охват, но надеемся, что сумели рассказать вам что-то новое и, может быть, вдохновить на собственные исследования.

Обложки без носителей

Количество релизов на физических носителях снижается с каждым годом. Оно не опустится до нуля, поскольку паблишеры не против заработать на фанатах, которые покупают коллекционные издания. К тому же есть независимые издатели, продолжающие выпускать игры для ретро-консолей на таких же ретро-носителях (Bitmap Soft, Retro-Bit). Так что некоторым типографиям еще приходится выполнять заказы на печать стикеров-обложек.

Цифровая дистрибуция не избавила издателей от необходимости думать над оформлением. Просто с картриджей и дисков иллюстрации «переехали» на страницы магазинов. Сегодня здесь царит пестрое разнообразие, и можно встретить все что угодно: от фотореалистичных солдат будущего на обложках ААА-шутеров до мультяшных животных на страницах пиксельных инди-игр.

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы также есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

Источники:

1. От перфокарт до всемирной паутины: эволюция игровых носителей данных. Ссылка: https://vgtimes.ru/articles/75348-ot-perfokart-do-vsemirnoy-pautiny-evolyuciya-igrovyh-nositeley-dannyh.html

2. Даниил Дышмиц. От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1. Ссылка: https://www.igromania.ru/article/11853/Ot_rassveta_do_zakata._Istoriya_konsoli_Fairchild_Channel_F_chast_1.html

3. Andrew Webster. How Atari box art turned 8-bit games into virtual wonderlands. Ссылка: https://www.theverge.com/2013/9/19/4716444/how-atari-box-art-turned-8-bit-games-into-virtual-wonderlands

4. История приставок Sega Saturn. Ссылка: http://gamespirit.org/reviews/sega-saturn-history/

5. Лучший из лучших. Обложки пиратских игр уносят в детство. «Фаргус», «7 Волк» и другие продавали нам счастье дешевле сотки. Ссылка: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/betterthansex/2824205.html

6. Лучшие DOS игры: минимализм, блеск и ностальгия. Ссылка: https://notagram.ru/luchshie-dos-igry-minimalizm-blesk-i-nostalgiya/

7. Роман Белых. Взгляд в прошлое: 40 лет ZX Spectrum. Мой опыт использования. Ссылка: https://mobile-review.com/all/articles/misc/vzglyad-v-proshloe-40-let-zx-spectrum-moj-opyt-ispolzovaniya/

8. Travis_Macrif. Рынок дисков и картриджей для консолей становится нишевым. Ссылка: https://habr.com/ru/news/t/652377/

9. Флоран Горж. «История Nintendo 1983-2016. Книга 3. Famicom/NES». Издательство «Белое яблоко», 2020 год.

106106
14 комментариев

пример коробки то тож можно было привести, они же годно выглядели

10

С PC и домашними компьютерами вообще не раскрыто, все про консоли, приплетя постфактум ZX Spectrum и диск с Neverhood.
А ведь сами коробки, мануалы, code wheels и прочая защита от копирования, красные полоски-светофильтры для Apogee'шных хинтбуков...

8

Топовые коробки были у Nintendo 3ds, да и сами картриджи прикольные.

6