Ретрогейминг Brigandine: Legend of Forsena

Именно такой диск был у меня в детстве<br />
Именно такой диск был у меня в детстве

Познакомимся с игрой эпохи PSone Brigandine: The Legend of Forsena и её расширенной версии Brigandine: Grand Edition.

В далёком 1998 году на PSone вышла Brigandine: The Legend of Forsena. Её издателем на западе была небезызвестная компания Atlus. Чуть позже в 2000 году вышла её расширенная версия Brigandine: Grand Edition. К сожалению её релиз состоялся только в Японии. Это игра в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG. В то время это был весьма популярный жанр благодаря таким хитам как Final Fantasy Tactics, Vandal Hearts, Tactics Ogre, Vanguard Bandits и многим другим. А теперь рассмотрим её поподробнее.

Игровой мир

Действие игры происходит на континенте Форсена. На нём присутствуют и снежные горы и средняя полоса с равнинами и лесами, острова и джунгли на юге.

Forsena<br />
Forsena

Эта земля благословлена таинственной маной, которую используют люди, наделённые особой рунной силой для призыва и управления различными монстрами. Такие люди называются рунными рыцарями. Континент поделён между шестью фракциями, генералами в которых и служат вышеупомянутые рунные рыцари. Сражения происходят с помощью призванный монстров под управлением рунных рыцарей. На момент начала игры генерал Алмекии Земекис при поддержке рыцаря смерти Кадора и других рыцарей устраивает мятеж и захватывает страну, убив прежнего короля. Это становится поводом для других стран для попытки объеденения Форсены под одним флагом. Этим мы и будем заниматься на протяжении игры.

Игровой процесс

Прежде чем приступить к игре нас предстоит выбрать фракцию за которую мы будем играть. У каждой фракции есть своя территория, замки на ней и некоторое количество рунных рыцарей и монстров привязанных к ним. Территория у всех разная, кому-то проще оборонять свою территорию, кому-то сложнее.

Экран выбора фракции<br />
Экран выбора фракции

Рассмотрим каждую по подробнее.

  • New Almekia. Бывшое королевство Padstow, куда бежал наследный принц Алмекии Лэнс. При поддержке лояльных генералов из Алмекии и правителя Padstow основал новую страну New Almekia.
Лэнс<br />
Лэнс

Цвет: красный. Правитель: Лэнс. Отличается тем, что на момент старта игры имеет союз с другой страной. Имеет в распоряжении 12 рыцарей, 5 замков, 31 монстр. Наверное, одна из самых простых фракций, так как проще оборонятся, много сильных генералов и монстров.

  • Caerleon. Небольшая страна на юго-западе континента, окружённая морем. Правит здесь мудрый молчаливый король Кай и его сестра Мерриот.
Кай<br />
Кай

Цвет: зелёный. Правитель: Кай.

Именно с Каерлеоном состоит в союзе Новая Алмекия. Имеет в распоряжении 5 замков, 8 рыцарей, 23 монстра. Мне всегда нравилось за них играть, потому что правитель один из самых сильных волшебников в игре с очень хорошим набором заклинаний. Да и остальные генералы весьма сильны. Проблема только в небольшом количестве маны, которая является ресурсом для призыва монстров. А также весьма скудный выбор энитов, которых можно нанять в стартовых городах. Но, опять же союз с Алмекией и расположение делает её простой в обороне.

  • Iscalio. Жаркая страна на юго-западе Форсены. Множество лесов и гор, но правитель этой земли не обращает внимания на своих подданных.
Dryst (Дрист)
Dryst (Дрист)

Цвет: оранжевый. Правитель: Дрист.

Жаркая страна безумного тирана Дриста. Имеет в своём распоряжении 6 замков, 12 рыцарей, 33 монстра. Отличается не очень благозвучным именем правителя и неплохим запилами в саундтреке. Правитель силён, есть пара могучих генералов плюс бахамут (bahamut) в монстрах. Ничего примечательного. Мне они не особо нравились в своё время.

  • Leonia. Религиозная страна на востоке Форсены. Ограничена натуральным барьером в виде горной цепи.
Лайонесс<br />
Лайонесс

Цвет: Бирюзовый. Правитель: Lyonesse

На начало игры самая слабая фракция. Самый слабый лидер и генералы, скудный выбор монстров, мало сильных монстров. Но защищаться проще всего так как всего два пограничных города в горной местности. Можно покачать я перед тем, как начинать экспансию захватывая и отступая на ближайшие вражеские города. Несмотря на низкий начальный уровень генералов у них большой потенциал.

  • Norgard. Северная страна покрытая снегом. Также называется страной волков и тигров.
Вайнард<br />
Вайнард

Цвет: синий. Правитель: Vaynard.

Имеет в распоряжении 7 замков, 13 генералов, 44 монстра. Сбалансированное фракция. В своё время именно с неё и начинал прохождение. Доступны хорошие монстры для призыва и множество сильных генералов. Правитель так же не отстаёт от своих подданных.

  • Esgares Empire. Страна расположенная в центре континента, бывшая Алмекия.
Земекис<br />
Земекис

Цвет: фиолетовый. Правитель: Земекис.

Имеет в распоряжении 11 замков, 18 рыцарей, 58 монстров. Не играбельна в Legend of Forsena (можно поиграть за неё с помощью читов, но никакого сюжета там нет), Полностью играбельна в Grand Edition. Самая сильная и крупная фракция. Из-за того что находится в середине имее самое большое количество городов для обороны, что является основной сложностью при игре за неё. Как-то сев играть за неё, спустя несколько ходов бросил. Голова кипит от обилия городов требующих защиты. Монстры на любой вкус, самые сильные генералы и лидер, но играть за неё сложно.

Далее идёт выбор сложности. Сложность влияет на агрессивность других фракций и на их поведение в бою. На лёгком уровне сложности вражеские отряды сразу же ринутся в бой как только начнётся сражение, не смотря на разную скорость передвижения у разных юнитов. Это делает их лёгкоц мишенью. На среднем и сложном враги будут ждать вас на территории своего замка и начнут движение только тогда, когда вы войдёте в зону атаки одного из их монстров. Благодаря этому бои становятся напряжённее. Время, за которое нужно привести свою фракцию к победе так же ограничено. На легком до 275, на среднем до 245 и на тяжёлом до 230 года по местному календарю. Игра начинается в 215 году. Даже на тяжёлом уровне сложности времени предостаточно, хватит даже чтобы запереть последнего врага в замке и прокачиваться за счёт него чисто для интереса.

Итак, послушав вступительные диалоги мы приступаем к игре.

Форсена в начале игры<br />
Форсена в начале игры

Игра разделена на 2 фазы. Глобальная карта и тактические бои.

Глобальная фаза<br />
Глобальная фаза

Во время глобальной фазы мы можем управлять своими отрядами, перемещать между замками, призывать существ. Призванный существ расставляет по генерала и можно отправляться в бой. Помимо стандартных фэнтезийных характеристик есть пара особых. Первая это Rune Power показывает какое число юнитов может держать при себе тот или иной генерал. Каждый монстр имеет стоимость, так что не получится собрать полный отряд из золотых драконов, не хватит Rune Power.

Экран армии<br />
Экран армии

В бою участвуют до 3 генералов с каждой стороны.

Генералов не занятых в боях или защите городов можно отправлять к квест. Через ход или больше они возвращаются и могут принести какую-нибудь награду. Это может быть новый генерал, новый монстр, предмет, экипировка или у героя поднимется один из показателей.

У генералов и монстров есть уровень, при достижении 10,20 и 30 (максимальный) они могут эволюционировать. Существует разветвлённое дерево эволюции для генералов, профессии зависят от пола. То есть вы можете сделать рыцаря магом, но не сможете рыцаря сделать чародейкой или лучницой, это разные классы.

Дерево развития<br />
Дерево развития

У монстров конечно попроще, но суть та же. Здесь и классические драконы с кентаврами и более экзотические живые цветы и джинны на коврах. Каждый полезен по своему, если какой-нибудь гуль по началу слаб, но на максимальном уровне эволюции он становится лордом вампиром и приносит более существенную пользу. Правда прокачать его до 20 уровня, это то ещё испытание. У некоторых монстров есть эволюция на 30 уровне, но чтобы её провести необходим специальный предмет, получаемый из квестов. Например Серафим становится люцифером. Такие юниты обладают огромной силой!

Так, составляя армии, перемещая их по городам мы и проводим фазу организации. Следом идёт фаза атаки. Здесь мы можем отправить наши отряды на осаду вражеских замков.

Бой<br />
Бой

Юниты перемещаются по гексогоновому полю, учитывая ландшафт. Разные типы ландшафта по разному влияют на перемещение, так же разные юниты по разному ходят на разных землях. Некоторые земли дают некоторые бонусы, например лес прибавляет к шансу увернуться, а город прибавляет шанс попадания и уворота плюс по-маленьку восстанавливает хп. Здесь мы подходим к ещё одной характеристике рунных рыцарей. Зона контроля. Обозначается синей аурой исходящей от генерала. Внутри этого радиуса существа используются на полную силу, а вне его получает внушительный штрафы. А если существо окажется вне радиуса и его владельца убьют или он отступит повышен шанс оставить этого монстра на поле боя. Это делает его лёгкой мишенью или победитель заберёт его в свою армию. Так можно отбирать у врагов сильных существ. Битва продолжается 12 ходов, по истечению которых нападающая армия отступает. Если при обороне своего замка отступать в угол карты на протяжении 12 ходов, тебе за считают победу, а противник может даже не дойти до тебя. Это можно использовать для своей выгоды обороняя замки одним генералом с тремя монстрами. Интересно, что это пофиксили в Grand Edition и теперь противникам достаточно занять замок на карте в бою, и после 12 ходов уже тебе засчитают поражение. Кстати, в бою показывают 3D анимации, но выглядят они сомнительно. Да и тормозят игровой процесс очень сильно, поэтому рекомендуется их отключить. И вообще в настройках лучше поставить всю скорость на максимум, это сэкономит кучу времени.

3D бои<br />
3D бои

И вот так, прокачиваясь, отгрызая кусок за куском у ваших противников проходит игра. Не особо заморачиваясь с прокачкой игра проходится довольно быстро, всё-таки ИИ звёзд с неба не хватает. Но иногда всё же может подкинуть проблем.

Сюжет

Сюжет в игре есть, он раскрывается в диалогах героев и квестах. Каждая фракция по-маленьку раскрывается со временем, что то новое узнаётся постоянно. Но никаких откровений здесь нет, всё-таки основная ставка идёт на геймплей.

Grand Edition

Обложка Grand Edition<br />
Обложка Grand Edition

Дополненная и улучшенная версия, вышедшая только в Японии. Из основных изменений это: возможность "официально" играть за Эсгарес, появились аниме-вставки в ключевых моментах, изменение саундтрека, удалены 3D вставки битвы, изменение некоторых спрайтов героев. Но самое главное нововведение это мультплеер за одной консолью. Можно играть с другом делая ходы по очереди. И в конце игры, после того, как вы захватите всю Форсену вас ждёт финальный бой с парой боссов. Они кстати весьма серьёзные противники и так просто с ними не расправиться.

Бой с Булнойлом<br />
Бой с Булнойлом

Рекомендую играть именно в эту версию, тем более что на просторах интернета есть английский перевод. Ещё слышал о существовании каких-то модов на GE, но в теме не особо разбирался.

Итог

Хоть игра и старая, но играется всё ещё очень хорошо. Подойдёт любителям тактических RPG. Отличный арт, интересные механики и даже сюжет. Весьма затягивающее времяпрепровождение. Советую всем любителям жанра и ценителям ретро гейминга.

Кстати, в 2020 вышел сиквел Brigandine: Legend of Runersia, тоже интересный экземпляр. Расскажу о нём как-нибудь в другой раз.

2323
16 комментариев

Спасибо. Как-то почитывал про игру на ветках форума psxplanet, однако не знал, что тут есть бои в 3д. Однако конечно, сейчас времени нет на многие старые тактические rpg

Лучше бы вывести картинку для превью в настройках

1
Ответить

играл только в базовую Бригантину идико пригорало от промахов, пока твои монстры начального уровня.

Ответить

Это да, так можно весь бой слить из за одного единственного промаха

1
Ответить

Ну там в целом-то справедливо, у кого ловкости нет, насколько я помню, те и не попадают (в особенности по ловким). Голема каменного пытаться прокачать - то еще развлечение (впрочем, оно особо ничего и не дает, исключительно интереса ради). Ну и там рядом Гиганты и Мандрагора примерно такие же (но вот Гигантов прокачивать - уже очень полезное дело).

Ответить

В новой стилистика совсем не понравилась... на psone лучше была...

Ответить

Runersia имеешь в виду? Наверное под "стилистикой" подразумевается то, что они в режиме боев поменяли пиксельных персонажей (и рисованный террейн), как раньше было, на 3д-модельки? Потому как в широком смысле-то "стилистика" игры как минимум ничуть не хуже предшественников, рисованная часть - арты и портреты персонажей и монстров, карты, т.д. - выполнены ведь на очень высоком уровне.

1
Ответить

Называл ее "Герои под плойку". Годная вещь.

Ответить