Революция 2001 года. Ретро-обзор на Red Faction

Доброго времени суток! Наконец, нашел время, чтобы сделать обзор на одну из любимых игр детства, пройденную "до дыр" десятки раз. Сегодня цвет настроения — красный, ибо речь пойдет о Red Faction.

Революция 2001 года. Ретро-обзор на Red Faction

Если бы у вас была машина времени...

Если бы у вас была машина времени, и вы смогли вернуться прямиком в 2001 год, то там вас ждали бы не только GTA III и гремящий на весь мир Властелин Колец. В этом же году прямиком из душных пещер Марса на свет явилась Красная Бригада (или Красная Фракция), амбициозный коридорный шутер со множеством геймплейных фич и жанровых новшеств.

Стартовые локации. Мрачные, но такие ламповые для поклонников игры.
Стартовые локации. Мрачные, но такие ламповые для поклонников игры.

По современным меркам это — полноценный ААА-проект. Я сам немного офигеваю от того, что я только что написал. Особенно после всяких Кипербанков, Метроисходов и RDR. Тем не менее в Red Faction есть всё для данного "титула", просто в те годы не было social media маркетинга, а геймдев как форма бизнеса только разгонялся.

А про что вообще игра Red Faction?

Прежде чем в ярких красках описывать все особенности, преимущества и недостатки игры, пройдем краткий исторический экскурс.

На движке Ред Фэкшн мог бы получиться неплохой сиквел Sub Culture
На движке Ред Фэкшн мог бы получиться неплохой сиквел Sub Culture

Итак, Red Faction — шутер от первого лица, вышедший в 2001 г. на PS2 и чуть позже на ПК. Разработали игру Volition, также известные по серии Saints Row, а издателем выступил Deep Silver/THQ.

В игре нам предлагается примерить шкуру шахтера недалекого будущего, который решил найти приключений на свою задницу и отправился с уютной Земельки в душные глубины рыжего Марса махать киркой и зарабатывать бабосики.

Фрагмент вступительного ролика

Однако сочные рекламные постеры обманули... Как выяснилось, горнодобывающий монополист Ультор уже давно выстроил на Марсе феодально-крестьянский капитализм — шахтеров эксплуатируют сверх меры, условия работы ужасные, вместо номеров спартанские бараки, вместо куртизанок — злые охранники с дробовиками и винтовками.

Подчиняйся, слыш
Подчиняйся, слыш

И, вроде как, наш господин Паркер — мужчина крепкий и мог бы потерпеть до дембеля... как вдруг в один прекрасный день на работяг нападает неведомая хворь-пандемия. Как выясняется, ни раскиданные по всей плане аптечки, ни бравые медики с инъекторами не в силах справиться с чумой. Шахтеры умирают каждый день, лечить их Ультор не собирается, а трупы просто выбрасывают как отработанный материал.

"И тут наши разъяренные реднеки не выдержали, взбунтовались и с кирками наперевес пошли громить злобных эксплуататоров" — подумали вы. Ага, РАЗБЕЖАЛИСЬ! В праведное восстание шахтеров повела женщина! Хрупкая особа, сияющая всей своей низкополигональной красотой, по имени Эос. Её материнская душа просто рвалась на части, когда хорошие парни погибали в шахтах ни за что.

Одна из механик, оживляющих игру

Эос готовила почву для вооруженного восстания заранее, расклеивая листовки с призывами и открыто обвиняя корпорацию в появлении и распространении смертельной заразы. Возможно, у неё была своя агентурная сеть и связи со службой безопасности Ультора, ведь наш герой Паркер большую часть информации по ходу пьесы узнаёт именно от Эос.

В один из рутинных шахтерских дней заканчивается рабочая смена Паркера и собственно начинается игра.

Сейчас наведём суету
Сейчас наведём суету

Геймплейно Red Faction — классическая размеренная стрелялка, которая вращается вокруг сюжета. То есть, это не Серьезный Сэм или Дум, где вам нужно потно крошить армии недругов, а что-то такое, похожее на Half Life и Metro 2033. Здесь не обязательно палить во всё что движется, главное — выполнять текущие задания миссии. А если уж противник мешает это делать, то арсенал всегда при вас. Кстати, об арсенале...

За счет чего игра выстрелила

Я до сих пор не забыл эти впечатления из детства. Red Faction воспринимался как очень крутой, графонистый и обязательный к прохождению проект. Хотя почему "воспринимался"? Он и был таковым по факту:

1. Приятный внешний вид, оптимизация

Уникальная миссия с низкой гравитацией на орбитальном комплексе
Уникальная миссия с низкой гравитацией на орбитальном комплексе

Графика Red Faction для 2001 года — просто отвал башки. Посмотрите на скриншоты. Она до сих пор выглядит красиво, не заставляет глаза вытекать от пикселей. Обращает на себя внимание лишь небогатая полигональность моделей, но это уже вопрос к возможностям железа.

Игры, которые выйдут через пару лет на новеньком Unreal Engine 2, смотрятся не намного лучше, выигрывая по сути лишь количеством тех же полигонов.

За десятки прохождений не припомню, чтобы были какие-то лаги, сильные тормоза, краши и прочий гемор. Мой не самый лучший компик тянул игру хорошо. Естественно, надо понимать, что это было турбо разрешение 1024х768.

2. Некислое аудиосопровождение

Это, конечно, не Джереми Соул или Ханс Циммер, но всё же. Треки хорошо передают атмосферу происходящего, звуковые эффекты качественные и разнообразные. Отдельного внимания заслуживают актеры озвучки. Русский дубляж их неслабо так кринжирует, внося какую-то детскую наигранность и пафос из мультсериалов начала 2000-хх. Поэтому, если вы не играли в RF, начинайте с оригинальными голосами.

Ах, этот звук снайперки...

3. Реалистичный дизайн уровней

Локации выполнены с вниманием к деталям, логично и, как бы это сказать... жизненно. То есть уровни в игре — не просто набор арен и "вместилищ" для миссий. Тут у нас сеть шахт с помещениями для техобслуживания, гаражами и вентиляциями. Есть бараки охранников, пропускные пункты, шлюзы, лифты, доки для транспорта, туалеты, офисы, энергоподсистемы и так далее.

Верхние уровни административного комплекса Ультор. Та самая миссия)
Верхние уровни административного комплекса Ультор. Та самая миссия)

Всё это формирует единую картину живого мира, который интересно исследовать, и в котором прикольно находиться. Игра линейная, однако в большинство уровней можно вернуться, просто повернув назад. Пособирать аптечек, найти тайники с оружием и патронами. Иногда можно нарваться и на патруль охраны, который каким-то образом оказался у вас за спиной.

4. Много различной техники

Для шутеров с обилием всякого летающего, плавающего и ездящего у меня особое местечко в сердце. Это, например, Quake 4, Метро Исход, Just Cause 3, и, конечно же, Red Faction.

Фрагмент сафари на броневике

Тут техники буквально под каждый биом. Сами посмотрите:
1) Гусеничная бурилка-сверлилка
2) Субмарина с торпедами х3
3) Пикап с пулеметом х2
4) Броневик с пулеметом и гранатометом
5) Летающий штурмовик с ракетами и автопушкой х2
6) Пару раз встречается метрополитен (хотя управлять им нельзя, только поехал - не поехал)

Техника не только вносит интерес и разнообразие в геймплей, но и служит прекрасным инструментом левелдизайна, так как за рулем/штурвалом быстрее преодолеваются расстояния между локациями. А это типа бустит масштабность и размах происходящего. Не может ведь секретная лаборатория находиться за дверью шахтерских бараков. Она где-то там, в неизведанных глубинах — вот и плывите до неё на подлодке.

5. Много различных стволов

Самое мощное оружие в игре. Ну а в руках — обычная рельса с тепловизором.
Самое мощное оружие в игре. Ну а в руках — обычная рельса с тепловизором.

Арсенал в игре грамотно поделен на 4 категории: ближний бой, полуавтоматика, автоматика и подрывное. У каждого ствола есть альтернативный режим. Пукалок здесь довольно много, но при этом почти каждая находит своё применение в той или иной ситуации. Лично у меня валяются без дела разве что полицейский щит и дубинка-шокер.

Разнообразный левел дизайн, опять же, способствует раскрытию арсенала. Есть целые локации, заточенные под огнемет, есть снайперские арены. Есть уровни, где вас выручит рейлган, стреляющий сквозь стены, есть миссии, где вы вспомните при пистолет с глушителем.

6. Годные геймплейные мелочи

Их много. И они годные. Большинство из них добавляют игре реализма и атмосферности. Например, под водой оружие перестаёт стрелять, за исключением пистолета, что заставляет вас заранее продумывать маршрут и решать, что вы будете делать с электрорыбами и с противниками на поверхности, которые палят по вам со всех стволов и весьма успешно. А может... вы просто не заметили подлодку, которую разрабы заботливо для вас приготовили.

Если грамотно заманить этих монстрюганов в узкое место и поджечь одного, то от него по цепочке загорятся и остальные. Э — экономия.
Если грамотно заманить этих монстрюганов в узкое место и поджечь одного, то от него по цепочке загорятся и остальные. Э — экономия.

В Red Faction довольно честная баллистика пуль, с временем полёта и рикошетами. Ракеты имеют ограниченный запас топлива и, пролетев немного, падают. Установленный заряд С4 может до усрачки напугать противников и вынудить их делать ноги. Особенно, если его установить непосредственно на противника :)

Так, про медиков, которые лечат бесплатно, вроде сказал. Про встречающихся на пути шахтеров, которые могут поддержать в перестрелке, не сказал... а нет, уже сказал. Но разбирать в подробностях все геймплейные фишки, которые и делают Red Faction собственно Red Faction-ом, я конечно не буду.

7. Сюжет

Что можно сказать про сюжет в линейном шутере? Да, он неплохой, в меру интригующий. Здесь никто не умирает на ступеньках под снегопадом, не пытается начать жить с нуля, пользуясь услугами агентства стирания памяти, и даже не становится частью семьи.

Этот глистообразный пердун напоминает мне какого-то препода с моего универа
Этот глистообразный пердун напоминает мне какого-то препода с моего универа

Тем не менее по меркам sci-fi категории сюжетик годный, на твердую четвёрку. Самая главная его заслуга — он заставляет двигаться вперед, чтобы узнать, что будет дальше. На каждом этапе восстания у нас есть четкая осязаемая цель. И чем дальше мы продвигаемся, тем она сложнее и масштабнее.

8. И... вишенка на торте — разрушаемость окружения

Это — киллер-фича данной игры, мощная нога в армейском ботинке, которая выбила дверь в высшую лигу игропрома и установила её там навсегда.

Движок GeoMod был революцией, и некоторые на него почти молились. Хотя по факту он помогал реализовать лишь псевдоразрушаемость. То есть подрывное вооружение стреляло как бы "пустотами", которые при попадании в твердую поверхность вырезались из неё путем булевых вычитаний (кто работал с 3D, тот поймёт). Достоверная физика взрыва и выпадения осколков появилась только в следующей версии движка, в игре Red Faction: Guerrilla. Но в 2001 году хватало и этого, чтобы вызвать у всех массовый отвал челюсти.

...даже несмотря на практическую бесполезность Геомода с точки зрения геймплея. Да, "вишенка на торте" на деле оказалась пластиковой. Почему так произошло?

Технология GeoMod в действии

- Во-первых, разрушаемость, как и причины применять её по ходу прохождения, встречается крайне редко. Левелдизайн не вращается вокруг Геомода, иногда просто напоминая: "Эй, игрок, ты не забыл, что у нас тут полная разрушаемость? Нет? Вот она, смотри! Тут крестик, а за ним — доп проход. Круто да?".

- Во-вторых, полная разрушаемость на самом деле не полная, ибо движок заведомо ограничен потолком оперативки. Вы можете увлеченно бурить проход, представляя себя сотрудником Deep Rock Galactic, и в какой-то момент обнаружить, что ваша взрывчатка перестала действовать. Приехали, сынок, конечная!

Всё это наталкивает на мысль, что Красная Фракция была не только отличной игрой, но и прекрасной технодемкой (есть даже отдельный уровень для этого — Дом из Стекла). Честно говоря, убери разрушаемость из игры — никто бы и не заметил. Но заметили бы в таком случае игру? Получается забавная ирония — самая сильная сторона игры стала одновременно и самой слабой.

Недостатки

Вот так плавно мы подвели обзор к рассмотрению недостатков. Для меня их мало (если вам есть что сказать по этому поводу, то напишите в комментах). Первое, что бросается в глаза, так это корявые однотипные анимации людей. Я не помню, использовался ли тогда мо-кап в играх или нет, но в Red Faction вы его точно не встретите. Второе — небогатое "биоразнообразие" вторичных персонажей, куда относятся шахтеры, охранники и обслуживающий персонал. Среди них сплошные клоны. Однако эти два недостатка скорее веселят, нежели раздражают.

И ещё один маленький недостаток связан с возрастом игры.

А как сейчас поиграть в Red Faction?

Ред Фэкшн настолько суперстар, что не запустится на современной винде без танцев с бубном. В качестве бубна нам предлагается установить дополнительное ПО под названием Dash Faction.

Так выглядит грусть, печаль и безысходность
Так выглядит грусть, печаль и безысходность

Dash Faction призван снять проблемы совместимости. Также он добавляет поддержку современных разрешений, лечит интерфейс игры, который лагает на этих самых разрешениях, анлочит ФПС, добавляет несколько фишек в мультиплеер и заменяет собой базовый лаунчер игры. Актуальная версия 1.8.0.

Имейте в виду, что есть официальный патч 1.21 для Red Faction, который по идее тоже должен устранить проблемы совместимости, однако он срабатывает далеко не у всех. Поэтому наш выбор — Dash Faction + Red Faction 1.20. Если вы уже установили последнюю версию игры, её можно репатчить назад, скачав нужные файлы. Необходимые инсталляторы легко гуглятся, ну или скачиваются по моей ссылке на ЯД.

Придумайте подпись
Придумайте подпись

Конец.

Конец обзора, и начало вашего личного восстания на Марсе... Или в другой раз? Ладно, сами решите. Спасибо за внимание.

18K18K показов
2.4K2.4K открытий
33 репоста
27 комментариев

"до дыр"В этом контексте прям хорошая шутка.

Ответить

Гениально)

Ответить

летом 2022 перепроходил. потом скачал хром , Chaser и Pariah

Ответить

Помню где-то узнал, что скоро выходит игруха, где есть разрушаемость локаций. Затем прошел ее залпом на релизе и не понимал, за что ее обосрали многие игрожуры того времени (они вторую часть не видели еще).
Бодрый экшен, со своими фишками и хорошими технологиями. Что еще надо то было? 9/10 по тем временам.

Ответить

Тоже любил эту игру в детстве, но больше времени провёл всё-таки в Гарилле, с её инновационной разрушаемостью, которой даже сейчас нет нигде практически

Ответить

В Гарилку играл давно, чё-то не зашла. А вот Борда и Масс Эффект в те годы затянули надолго.

Ответить

издателем выступил Deep Silver/THQВ 2001 издавала игру именно THQ, Deep Silver купила права на серию в 2013, после того как старая THQ развалилась

Ответить