Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Pool of Radiance - игра, с которой я начинаю свой марафон ознакомления со старыми RPG из серии Gold Box. Цель марафона состоит не в прохождении игр. Мне просто интересно проследить за тем, с чего начинался жанр ролевых игр и как он менялся, а заодно поделится впечатлениями с вами.

Опыта игры в RPG (именно западного образца, не JRPG) у меня практически нет. Я недолго задерживался в таких играх, как Baldur's Gate, TES 1-4, Dragon Age: Origins, но так-как они требовательны к погружению я их часто бросал. Возможно это не мой жанр, возможно я даже казуал, но, пока у меня появилось свободное время, я решил в очередной раз вкатиться в ролёвки.

У меня есть общее представление о жанре: читал статьи, смотрел видео и прочитал пару книг про разработку некоторых проектов. Я даже водил несколько игр в качестве мастера подземелий по пятой редакции D&D (но даже здесь дальше шести партий не ушло, так как народ толком не понимал, во что играет, а пистолет у виска не давал им дополнительной мотивации).

Я не отрицаю, что на очевидных для вас вещах, я могу тупить. Просто эти игры не из моей эпохи, я слишком молод для них. Я хочу поделится своими впечатлениями о них, о том, какого современному игроку вкатываться в ретро-проекты. Вступление окончено, теперь можно поговорить и об игре.

Кратко о Gold Box и Pool of Radiance

Компания разработчик Strategic Simulation, Inc (далее SSI) выигрывает лицензию на разработку игр на основе ролевой системы Advanced Dungeons & Dragons (далее AD&D) и постепенно (с 1987 по 1993 гг.) выпускает несколько игр на одном движке Gold Box Engine, получившем своё название из-за дизайна упаковок большинства игр серии, оформленных в золотые цвета.

Несколько представителей серии Gold Box
Несколько представителей серии Gold Box

Первой игрой серии стала Pool of Radiance, выпущенная в 1988 году. За разработку движка и игры отвечали сотрудники SSI Чак Кроегелом и Джордж Макдональд. Сценарий же писался дизайнерами TSR (издательство, занимавшееся выпуском D&D). За год команда из 35 человек смогла разработать игру, которая дала начало тетралогии, объединённой единой историей.

Знакомство с игрой

Взглянув на титульный экран и логотипы, я оказываюсь в первом меню. Понажимав WASD и стрелки на клавиатуре я не замечаю отклика. Быстро окинув взглядом строки, я обнаруживаю интересную дизайнерскую находку: в каждом пункте выделена одна буква. Нажимаю “C”, что сопоставимо с “Create new character”. Переходим к выбору расы. Здесь уже не было таких очевидных для меня решений в интерфейсе, и кроме нажатия Enter и выбора дворфа я не мог ничего сделать. Случайное нажатие клавиш на клавиатуре также не способствовало решению проблемы, из-за чего я полез читать мануал.

Пробежавшись по нему, я заметил, что в игре для перемещения задействован Numpad, отсутствующий на ноутбуке. Подключил клавиатуру, вновь посмотрел заставки и оказался перед выбором. Numpad тоже не подавал признаков того, что я способен влиять на что-либо. И тут, наконец-то, я нажимаю “1” – именно она отвечает за смену пунктов. Теперь получится создать героя, который покорит сердца DTF'ров.

Рас в игре доступно всего (или целых) 6: дворф, эльф, гном, полу-гном, полурослик и, подходящий для нашего старта, человек. Пол - мужской. В качестве класса остановливаюсь на воре, чтобы ощутить разнообразие геймплейных ситуаций. Хаотично-нейтральное мировоззрение будет отображать мои действия, подобные поступкам шизофреника. Имя нашему герою досталось от стороннего генератора: Lastidore. Но мне оно показалось не достаточно отражающим его близость к простому народу, поэтому уже через пару секунд в строке ввода отображалось полное имя: Lastidor Pupkin (имя пришлось урезать на одну букву, чтобы уместиться в лимит).

В прогрессивном 88 году игра уже давала возможность создать персонажа с внешностью противоположного пола. Мы можем выбрать любое лицо и тело, но естественная красота выше остальных.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

И вот, вы можете наблюдать похитителя ваших сердечек, товарища Пупкина, обладателя прекрасной растительности на лице и теле. Его мышцы тверды как камень, а одним только взглядом он способен сдвинуть гору с места.

Добавляем его в партию и узнаём, что это, собственно, партийная RPG, где мы играем за команду. Можно, конечно, попытаться пойти по пути хардкора и играть одному, но чувствую что с этим возникнут проблемы. Поэтому в качестве свиты присоединяются на скоро созданные воин-дворф, клирик-полурослик и эльфийка-маг.

Первые шаги в недружелюбном мире

Начинаем приключение. Только прибыв в город, нас встречает простой рабочий Ролф город Фэир. Он прибыл, чтобы ознакомить нас с полезными местами. Партия соглашается с его предложением и идёт осматривать город, который немногим краше замка Вульфенштейн. Останавливаемся у храма, посещаем вход в доки, стоим у крыльца в школу, где можно повысить свои умения, любуемся на поражающую воображение архитектуру величественной мэрии, и заканчиваем тур у врат, за которыми нас поджидают монстры.

Rolf, краевед и экскурсовод
Rolf, краевед и экскурсовод

Пройдя туда, мы натыкаемся на гоблина и начинаем битву. Бой пошаговый, есть возможность как самостоятельно передвигаться по полю боя, так и доверить это ИИ. Окружив соперников мы с лёгкостью выигрываем сражение. За это герои получают по 7 опыта и обнаруживают сундук. В нём лежит 36 серебряных монет, оружие и броня, которые мы без зазрения совести забираем себе. Попытавшись сделать ещё один шаг вперёд, мы вновь наталкиваемся на тандем гоблинов. Разобравшись с очередным препятствием получаем тоже количество опыта, монет и ещё немного экипировки.

Снова попытавшись пройти вперёд и победив гоблинов до меня доходит, что просто так дальше пройти не удастся. Забираем вещи и сталкиваемся с отсутствием свободного места из-за жадности. Передаю несколько предметов другому персонажу (все вещи забирал себе благородный Pupkin). Надеть броню и оружие мы не можем: логично догадаться, что "персонаж должен быть готов" означает, что мы должны прокачать его.

Разведя костёр прямо на злополучном месте и собравшись поспать целые сутки, на персонажей вновь несутся гоблины. Один из героев трагически погибает, лёжа в луже крови. Но, не успеваю понять, были ли повержены гоблины, игра вылетает (текст в RPG читать же не надо, да-да). Задумываюсь над проблемой: виновность образа с GOG, DosBox или ноутбука на двух-ядерном Celeron 2010 года выпуска я точно установить не смог.

Ламповая анимация костра

Быстро повторя начало игры и прослушав шумы, напоминающие шаги настолко же, как и выстрел из рельсовой пушки, я собрался по-быстрому сразить гоблинов и пойти изучать город дальше, но их не оказалось на прежнем месте. Видимо игра случайным образом расставляет врагов. Зайдя в дверь, я обнаружил не то помещение, не то лабиринт. Пройдя глубже я наткнулся на орков, своим видом напоминающих свиней, небрежно окунувшихся в зелёную краску. Ластидор Пупкин, ринувшись в бой, сразу же пал лицом на холодный пол. Ища выход из этого места, выжившие после сражения заходят в первую попавшуюся дверь. Отряд орков недовольно спрашивает о некоторых бумагах, после чего их быстро расправляются с оставшимися. Второе поражение, из которой я сделал вывод, что игра попросту закрывается после проигрыша.

На третью попытку гоблины вновь уступили место оркам. Длилось приключение недолго, что привело к очередной перезаходу.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Прогуливаясь вдоль реки (как подмечает персонаж, ядовитой), я захожу к жрице, которая предлагает залечить раны, на что получает вежливый отказ в виду их осутствия. Захожу в школу, где вызываю мастера арены на дуэль, но не смертельную. Ластидор получает опыт и возвращаетесь к жрице, чтобы залечить раны. Оставляем 350 золотых за снятие не того баффа. Так и уходит вор с 3 очками здоровья. Попробовав использовать магию выяснилось, что клирик не может кастовать заклинаний, пока не изучит их. Со старта они отсутствуют.

Проверяя здания, делаем выводы, что священники и жрицы находятся на каждом шагу в этом городе. Оставив ещё 100 золотых и не получив желаемого, я принимаю решение попросту избегать всё, что связано с церковью.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Зайдя на вражескую территорию, я пытаюсь спокойно поговорить с орками. Кратко ответив, я привёл их в ярость. Пупкин вновь умирает первым. Быстро выбежав из лабиринта, партия отдаёт Ластидора жрице, умоляя воскресить его. В ответ они слышат, что он не мёртв, и что 0 HP не показатель. За 600 золотых удаётся залечить тяжёлые раны, что опять же не восполняет здоровье.

Тысяча и одна глупая смерть

Вновь оказавшись в школе, я нанимаю у мастера в команду ещё четырёх героев и отправляюсь исследовать город. Подойдя к стражнику, я решаю напасть на него с целью привнести разнообразие в список пострадавших. Не одних же только монстров вырезать, в самом деле. Переход в режим боя, и я сталкиваюсь с двумя экранами, почти полностью заполненными противниками. Жертвой в итоге вновь остался только мой отряд.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Похожая ситуация произошла с орками. Прорвавшись через первое подземелье, я вышел к ещё одному населённому пункту. Захожу в первое же здание, где гадалка предлагает мне испытать удачу. Пункт меню “Атаковать” так и манил нажать на него. Воины быстро разобрались с невинным человеком, и этот поступок "запомнили высшие силы". В следующем же здании поджидала армия орков. Смерть. Перезапуск.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

После недолгих скитаний я выхожу к причалу и отправляюсь в неведомые земли. Прибыв в город, архитектура которого несколько отличается, партия натыкается на орду зомби и скелетов. Поняв, на чьей стороне превосходство сил, монстры предпринимают бессмысленную попытку побега.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Изучая город, я встретил жабу. Мимо неё я решаю пройти мирно, без приключений. Ненадолго: два гигантских скорпиона, оказавшихся недалеко, быстро успокоили семерых бойцов.

Pool of Radiance. Знакомство зумера с классикой RPG

Итоги

Геймплей воспринимается архаичным, не интуитивным (но, опять же, делаем поправку на 88 год, когда требования и стандарты индустрии только начинали формироваться). Графика примитивна, но понравились анимированные спрайты врагов (перенесённые из оригинального бестиария AD&D). Боевая система ещё не успела раскрыться, да и играл я чаще в режиме автобатлера: жал “Q”, и игра шла сама. Звук: его толком и нет, лишь редкий шум шагов, музыка так и вообще отсутствует.

Игра даёт широкие возможности для того, чтобы умереть, проявляя свою животную натуру. Но что же можно сказать об интеллектуальной стороне игры?

Она позволяет не только вырезать толпы противников, но и общаться с ними. Ролевой отыгрыш, конечно, не такой разнообразный как в настольной версии, но попытка его адаптации присутствует.

Не смотря на неплохой сюжет, книжная адаптация которого даже имела огромный успех, у меня нет желания возвращаться к игре в ближайшее время (+в копилочку незаконченных RPG).

В отличие от консольных игр, проекты для ПК тех лет являются более комплексными, но уступающими в динамике. Из-за этого мне ещё тяжело играть в них.

Я готов продолжать знакомиться с играми серии Gold Box и дальше, но пока-что пропущу Curse of the Azure Bonds (1989), Secret of the Silver Blades (1990) и Pools of Darkness (1991) из-за их неразрывной связи с Pool of Radiance.

6565
5 комментариев

Забавно, но очень странный (мягко сказано) стиль игры. Но то что уже получилось хоть как-то поиграть и даже открыть мануал - хвалю.
Но из-за манеры игры пропущены большинство интересных моментов, которыми игра навсегда вписала свое имя в золотой фонд жанра.
Особенно рассмеялся от автобитвы.
Боевка в Голдбоксах - самый же цимес.
1)сгенерь нормально партию
Два файтера клирик вор два мага
2)одень их. Все описания предметов есть в мануале. На фулл плейт тебе пока денег не хватит, но хоть оружие купи
3)следи за весом. Деньги весят тоже!
4)выучи спеллы. Поспать можно или в таверне, или за воротами города
5)научись сохраняться и читать игру. Подсказка e - s - a
6)научись лечиться. Никогда не доводи до смерти. Это очень серьезное дело в АД&Д.
7)имей в памяти всегда detect magic.
Первый магический предмет ты найдешь недалеко от ворот, в тренировочном зале кобольдов
8) чтобы читать свитки - нужен read magic
9)В мэрию-то зайди, квесты там выдают.
10)количество рандомных энкаутеров на локации часто конечно.

7

Gold box companion установи, прога говорят очень облегчает.
А так сам начинал дарк сан, и он вполне себе, главное привыкнуть к интерфейсу

4

клирик не может кастовать заклинаний, пока не изучит их. Со старта они отсутствуют.Все у него есть. Ты просто их не запомнил.
Вэнсианскую систему я описывал вот тут.
https://dtf.ru/games/804444-look-ma-a-fireball-ili-obzor-sistem-magii-v-crpg

2

Ну ты конеш нашёл время статейки выкладывать

Автор

Часто практикую такое. Да и данный пост, как кажется, не очень вышел. Больше для себя писал в этот раз. Поднаберусь опыта, более годное что-нибудь сделаю

2